Файл: Методические рекомендации для студентов специальности 101 02 0206 Начальное образование. Физическая культура.doc
Добавлен: 03.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Стойка «вольно» в сомкнутом строю. По команде «Вольно!» слегка ослабить одну ногу, стоять свободно, положение палки такое же, как при строевой стойке.
Стойка «вольно» в разомкнутом строю (рис. 14). По команде «Вольно!» правую ногу отставить на шаг в сторону, левую руку на пояс, палка в правой руке наклонно, свободный конец касается пола у носка левой ноги (рис 14, а), или обе руки лежат на вертикально стоящей палке, левая сверху (рис 14, б).
а) б)
Рисунок 14 Стойка вольно в разомкнутом строю
Гимнастическая стойка — принимается в разомкнутом строю при объяснении задания. По команде «Гимнастическую стойку принять!» занимающиеся отставляют правую ногу на шаг в сторону, кратчайшим путем переводят палку горизонтально вниз, удерживая ее хватом сверху за оба конца. Применяется при объяснении очередного задания учителя.
При передвижениях палка может находиться в положениях «на плечо» или «в руку» (рис. 15). Положение палки «в руку» (рис. 15, а) применяется при передвижениях прыжками или бегом. Палка удерживается вертикально правой согнутой рукой хватом за середину. Принимается это положение по команде: «Палку в руку!»
Если занимающиеся находятся в строевой стойке, то по команде «На пле-чо!» на счет «раз» правой рукой поднимают палку к левому плечу и обхватывают нижний конец палки большим и указательным пальцами левой руки, остальными поддерживают палку снизу. На счет «два» опускают правую руку. Для перевода в строевую стойку подается команда: «Палку к но-ге!» На счет «раз» взять палку за верхний конец правой рукой, на счет «два» опустить палку в вертикальное положение до касания пола у наружной части правой стопы.
а) б)
Рисунок 15 — Положения палки при передвижениях
Иные положения палки удерживаемой одной рукой.
Если палка не является продолжением руки, в этом случае указывается положение руки, а затем направление палки:
– палка к плечу (рис. 16, а) — основное положение с гимнастической палкой в положении «смирно» и во время передвижения.
– левую руку вперед, палку вниз (рис. 16, б)
– левую руку вперед, палку назад-кверху (рис. 16, в)
– правую руку в сторону, палку вверх
(рис. 16, г)
– правую руку вверх, палку в сторону (рис. 16, д)
– правую руку вверх, палку внутрь (рис. 16, е
– левую руку вперед, палку вертикально хватом за середину (рис. 16, ж)
а) б) в) г) д) е) ж)
Рисунок 16 — Иные положения палки со свободным концом
Положение палки со свободным концом, удерживаемой двумя руками
указывается удерживаемый конец и направление свободного конца. Конец палки называется правым или левым, смотря по тому, какая кисть к нему ближе, или какая его раньше держала.
В односторонних положениях к определяемым точкам тела занимающегося конец палки приставляется рукой, противоположной стороне, на которой расположена точка тела, а направление свободного конца палки в пространстве определяется положением одноименной руки.
Предполагается, что рука, одноименная стороне направления, находится в направлении свободного конца палки и поддерживает ее, определяя направление, а другая удерживает палку у тела. Например: палка горизонтально к левому плечу, вперед, или: палка наклонно к левому плечу, в сторону-книзу. Если угол наклона не указывается, то палка располагается под углом 45° к горизонту. В приведенных примерах палка приставляется к левому плечу (точка тела) правой рукой, а левая рука указывает на положение палки в пространстве (вперед, в сторону-книзу).
Положения палки к плечу:
в лицевой плоскости (рис. 14, а)
1 — палку к правому плечу, в сторону; 2 — палку к правому плечу, в сторону-кверху; 3 — палку к правому плечу, вверх; 4 — палку к правому плечу, внутрь-кверху.
в боковой плоскости (рис. 14, б)
1 — палку к левому плечу, вперед-книзу; 2 — палку к левому плечу, вперед; 3 — палку к левому плечу, вперед-кверху; 4 — палку к левому плечу, вверх.
а) б)
Рисунок 14 — Положение палки к плечу
Локоть руки, удерживающей палку у плеча, должен находиться на уровне кисти. Это положение локтя сохраняется при всех положениях палки у плеча независимо от направления ее другого конца.
Положение палки к бедру:
в лицевой плоскости (рис. 15, а)
1 — палку к правому бедру, вниз; 2 — палку к правому бедру, в сторону-книзу; 3 — палку к правому бедру, в сторону; 4 — палку к правому бедру, в сторону-кверху; 5 — палку к правому бедру, вверх; 6 — палку к правому бедру, внутрь-кверху; 7 — палку к правому бедру, внутрь; 8 — палку к правому бедру, внутрь-книзу.
в боковой плоскости (рис. 15, б)
1 — палку к правому бедру, назад-книзу; 2 — палку к правому бедру, вниз; 3 — палку к правому бедру, вперед-книзу; 4 — палку к правому бедру, вперед; 5 — палку к правому бедру, вперед-кверху.
а) б)
Рисунок 15 — Положение палки к бедру
Положение палки за голову (рис. 16, а)
1 — палку за голову, правый конец вверх; 2 — палку за голову, вправо-кверху;
3 — палку за голову, вправо; 4 — палку за голову, вправо-книзу.
Положение палки на голову (рис. 16, б)
1 — палку на голову, левый конец вверх; 2 — палку на голову, левый конец вперед-кверху; 3 — палку на голову, левый конец вперед; 4 — палку на голову, левый конец вперед-книзу.
а) б)
Рисунок 16 — Положение палки на высоте головы
Положение палки со свободным концом, удерживаемой двумя руками за конец (рис. 17, а)
1 — хватом двумя за конец палку вверх; 2 — хватом двумя за конец палку вперед-кверху; 3 — хватом двумя за конец палку вперед; 4 — хватом двумя за конец палку вперед-книзу.
– хватом двумя за конец палку за голову вниз (рис. 17, б)
– руки вверх, палку вправо (рис.17, в)
а) б) в)
Рисунок 17 — Положения палки удерживаемой двумя руками за конец
1.5 Упражнения с гимнастической палкой
Поднимание и опускание палки (рис. 18)
И. п. — палку вниз; 1 — палку вперед; 2 — палку вверх; 3 — палку на грудь; 4 — И. п. Положение с палкой 3 может быть и другим, как показано на рисунке: 3.1 — палку на голову; 3.2 — палку за голову; 3.3 — палку на лопатки.
И. п. (4) 1 2 3
3.1 3.2 3.3
Рисунок 18 — Поднимание и опускание палки
Наклоны с палкой (рис. 19)
1. И. п. — Наклон вперед прогнувшись, опираясь о палку прямыми руками. Пружинистые покачивания вверх-вниз, прогибаясь в грудном отделе позвоночника.
2. И. п. — палку на лопатки. Пружинистые наклоны вперед.
3. И. п. — палку вниз сзади. Пружинистые наклоны вперед с отведением палки назад.
4. И. п. — стойка ноги врозь, палку за голову или на лопатки. Наклоны в стороны.
5. И. п. — стойка ноги врозь, палка вверху. Сгибая правую ногу наклон влево палку на лопатки. То же выполняется в другую сторону.
6. И. п. — широкая стойка ноги врозь, палку к правому плечу в сторону. Сгибая правую ногу наклон влево с подниманием правого конца палки вверх.
1) 2) 3)
4) 5) 6)
Рисунок 19 — Наклоны с палкой
Повороты и переворачивания палки (рис. 20)
1. И. п. — левую руку вперед хватом за середину. Повороты палки в лицевой плоскости. То же можно выполнять и в боковой плоскости при положении руки в сторону.
2. И. п. — палку вниз, хватом на ширине плеч. Переворачивая поднять палку перед грудью. Удерживая между предплечьями поднять палку над головой.
3. И. п. — стойка ноги врозь, палка внизу хватом на ширине плеч. Переворачивая палку, правая сверху, затем левая сверху.
1) 2) 3)
Рисунок 20 — Повороты и переворачивания палки
Выпады с палкой (рис. 21)
1. И. п. — о. с. хватом двумя за конец палку вверх. Шагом назад левой выпад вперед правой, палку на левое плечо. Вернуться в И. п. То же с другой ноги, палку на правое плечо.
2. И. п. — стойка ноги врозь правой, палку над головой левый конец вперед. Шагом правой выпад правой назад с опусканием палки на голову.
3. И. п. — о. с. палка вверху. Выпад влево, палку на голову (за голову) в лево.
1) 2) 3)
Рисунок 21 — Выпады с палкой
Г Л А В А 2
УПРАЖНЕНИЯ С МЯЧОМ
2.1 Характеристика упражнений с мячом
Данная группа упражнений включает упражнения с набивными мячами и малыми мячами.
В начальной школе применяются упражнения с малыми мячами, которые служат средством совершенствования координации движений, развития и укрепления основных мышечных групп (мышц рук и плечевого пояса).
Упражнения с малыми мячами состоят из двух основных двигательных действий — метания и ловли. Применяют также упражнения с перекатыванием и ведением мяча. Упражнения в метании могут выполняться как вдвоем, так и индивидуально. Это метания в цель, перекатывания и ведения мяча, броски вверх, броски с ударом о пол, броски в стену с последующим ударом о пол и без такового, броски в стену через себя и другие разновидности бросков с разнообразными способами ловли и движениями во время полета мяча.
В сочетании с передвижением, бросками и ловлей упражнения с мячом оказывают значительное влияние на развитие различных сторон двигательной функции учащихся.
На уроках с детьми средних и старших классов успешно применяются упражнения с набивными мячами (диаметр 100—300 мм, вес — от 2 до 5 кг). Они используются в качестве общеразвивающих упражнений, применяются в эстафетах и подвижных играх. Кроме того, ими широко пользуются в лечебной гимнастике. Они доступны и эмоциональны, с их помощью развивают мышечную силу, ловкость, координацию движений, глазомер, умение переходить от максимального мышечного напряжения при бросках или толчках мяча к мгновенному расслаблению при его ловле.