Файл: Г. Сапгир Про Медведя.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: « Г.Сапгир - Про Медведя»
Цели деятельности учителя: -Познакомить с произведением Г. Сапгира «Про медведя».-Обучать выразительному чтению , целыми словами; - Развивать творческие способности, речь, память, мышление.

Планируемые результаты:
Предметные:

-учить вслух по слогам и целыми словами, передовая интонационно конец предложений ;

-учить объяснять название произведения и по названию прогнозировать его содержание, описывать характер героев.

Личностные:

-выражать собственные чувства при чтении стихотворений и в ходе размышлений, анализа;

-осознавать смысл определения учебных задач при работе с художественным произведением;

- Учиться договариваться с друг другом, соблюдать выработанные правила общения при работе в паре.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Азбука» 1 класс, 2 часть, под редакцией В.Г.Горецкого; презентация, видеоматериал.

Этап урока
Методы и приемы


Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный – слово учителя

1 мин

-Здравствуйте ребята, я рада вас снова видеть.

-За окном весна. Солнце пригревает всё сильнее и сильнее. Тает много снега. Вода течёт большими и малыми ручьями в реки. Реки переполняются и выходят из берегов. Затопляют леса, луга, деревни. Это половодье. Трудно в эту пору лесным жителям. Об этой поре написал стихотворение великий русский поэт Н.А.Некрасов “Дед Мазай и зайцы”.


Приветствовать учителя

Настраиваться на работу


Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

Постановка учебной задачи

Практический – чтение стихотворений

Словесный – строят речевое высказывание


5 мин

5 мин

А начнём с речевой разминки (сначала говорю я, затем повторяете вы)

Ра-ра-ра--начинается игра

Ры-ры-ры-у нас в руках шары

Да-да да--из трубы бежит вода

ДО-до-до на дереве гнездо

ТА-та-та в нашем классе чистота

ТУ-ту-ту мы наводим красоту

ЯТ-ят-  парты ровненько стоят

ЮТ-ют-ют очень любим мы уют

 Молодцы произносили громко и четко!
- Ребята, скажите когда речь бывает непонятной? (Когда говорят невнятно, когда неправильно произносят слова речь и т.д)

- Сегодня мы прочитаем стихотворение на эту тему. Поговорим о том, как правильно говорить и выражать свои мысли.

- Узнайте, о ком идет речь.

кто это?

- Гуляло по лесу Большое –лохматое. Залезло оно в малинник, ягоды с кустов сгребает, себе в рот запихивает.

Затрещали кусты, зашелестели: «Кто это? Кто это?»

Не отвечает большое лохматое. Жара его разморила, в речку загнала. Лапами Большое – лохматое машет, головой трясет, плывет карасей пугает.

- Как вы думайте о ком идет речь. (О медведе).

Верно, это медведь. Про медведя нам рассказывает один из авторов. А кто это вы сейчас узнаете. Открыв учебник на стр. 14.


Выполнять речевую разминку

Поддерживать учебный диалог

Отгадывать загадку

Называть произведение

Называть автора произведения


П: формулировать ответы и выводы

К: слушать и понимать речь других

Р:понимать, что такое цели изучения раздела и где в учебнике они зафиксированы

Р: принимать и сохранять учебную задачу


К: слушать и понимать речь других

Решение частных задач

Словесный – слово учителя

физминутка

5 мин

1 мин

-Сегодня  мы познакомимся  на уроке со стихотворением, которое поможет нам разобраться в этой проблеме.

-Ребята, сейчас вы будете работать с рубрикой «Разноцветные страницы». Вспомните, какие задачи вы решали при чтении текстов из этой рубрики.

-Правильно, молодцы. А сегодня вы еще будете учиться понимать юмор в литературных произведениях.

-Кто из вас знает, что такое ЮМОР?

(Юмор-это понимание комического, умение видеть и показывать смешное.)

-Сейчас я прочитаю стихотворение поэта Ф.Бобылёва, а вы попробуйте определить, в чём заключается юмор данного стихотворения.

-Что такое, по вашему мнению, смешинка и как её можно потерять?

-Теперь вы будете читать это стихотворение разными способами.

-Откройте учебник на стр. 14. Прочитайте фамилию автора. (Генрих Сапгир) и название произведения («Про Медведя»)

-Сегодня мы будем учиться не только красиво, правильно и выразительно читать, понимать смысл прочитанного. Но еще мы будем учиться понимать юмор в литературных произведениях.

На доске запись:

Цель:1) познакомиться с … … … и его произведением «…» ;

2) учиться правильно, выразительно … … «…», отвечать на вопросы.

Слово о писателе

Генрих Вениаминович Сапгир (1928—1999) — российский поэт, прозаик. Родился в Бийске Алтайского края в семье московского инженера, бывшего на Алтае в командировке и вскоре возвратившегося с семьей в Москву. В советские годы Сапгир много публиковался как детский писатель. Ему принадлежат сценарии классических мультфильмов «Лошарик», «Паровозик из Ромашкова», слова песни «Зеленая карета» (перевод с идиш, стихи Дриз, Овсей Овсеевич) и др. 

-Прочитайте то, что написано  на экране.  Что это такое? (Пословица)

-Почему так говорят: «Знай больше, а говори меньше»?

-Как вы думаете, почему нужно всегда правильно четко выражать свои мысли?

- А теперь давайте отгадаем загадки:

Вечно думая над смыслом,

Изогнулся коромыслом.

- Что это? Правильно, вопросительный знак (открывает слайд)

Бурным чувствам нет конца,

Пылкий нрав у молодца.

- Кто отгадает эту загадку? Правильно, это восклицательный знак (открывает слайд)

- А кто отгадает последнюю, самую сложную загадку?

Загораживает путь,

Предлагает отдохнуть.

- Правильно, и эту загадку вы отгадали. Это точка (открывает слайд).

- А кто знает, какую роль эти знаки выполняют в устной речи?

- А в письменной?

- На самом деле знаки препинания – волшебники. Давайте посмотрим, как они могут изменить интонацию предложения  (открывает на доске плакат с предложениями «Я умею читать» и прикрепляет в конце каждого предложения знаки препинания).

- Кто прочтет предложения?

- Итак, сегодня на уроке мы будем учиться передавать голосом при чтении различную интонацию.

Интонация - тон, манера произношения, отражающие какие-либо чувства говорящего

- А теперь давайте прочтем хором скороговорку (вешает на доску плакат со скороговоркой) сначала медленно, чётко произнося слова, затем в быстром темпе:

Стала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на виду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится:

«Ну что из них получится?»

В. Лунин

- С какой интонацией надо читать слова утки?

-А теперь встанем и немного разомнемся.


Знакомиться с названием стихотворения

Читать хором


Формулировать тему и цели урока

Знакомиться с биографией

Поддерживать учебный диалог

Отгадывать загадку


Рассуждать о знаках препинания


Знакомиться с новым понятием

Читать скороговорку

разминаться


К: слушать и понимать речь других


К: знать ранее изученные правила

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.


П: анализируют объекты


К: слушать и понимать речь других

П: формулировать ответы и выводы

Р: Осознание необходимости рабочего настроя на уроке.

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.

К: аргументировать свое мнение


Л:ЗОЖ

Решение частных задач

Словесный – отвечают на вопросы

Практический –изучение произведения
Словесный – ответы на вопросы

Наглядный – рассматривают картинки

Словесный – отвечают на вопросы


10 мин

10 мин



-А теперь я прочитаю стихотворение, а вы следите за мной.

-Понравилось ли вам стихотворение? Чем? Кто главный герой произведения и что с ним произошло?

-Какой эпизод из стихотворения проиллюстрировал художник? Обоснуйте свой ответ.

-Теперь давайте прочитаем это стихотворение по цепочке.

-Теперь кто найдет и прочитает мне ответ на вопрос:

1)Что вы узнали о Медведе в начале стихотворения, какими умениями он обладал?

2)Что он выражал звуками 0-0-0!, э-э-э!, у-у-у!, ы-ы-ы! ?( восторг, удивление, растерянность, нежность и пр.)

-О чем же рассказал поэт? Достаточно ли букв, обозначающих звуки а,о,у,ы,э, чтобы выразить свою мысль или написать письмо? Почему?

-Как вы узнали о чувствах Медведя, его эмоциях и настроении? (по интонации)

-В каких строчках этого стихотворения появляется юмор автора? Как автор относится к своему главному герою? (он слегка подсмеивается над ним, но не обвиняет в том, что тот только звуками может выражать свои эмоции.)

-Выполните в парах задание 5 на стр.15 учебника.

-Ребята, найдите в тексте речь Медведя, передающую его восторг, прочитайте с нужной интонацией.

-Найдите речь главного героя, выражающую растерянность, прочитайте с нужной интонацией.

-Найдите речь Мишки, в которой выражается его удивление, прочитайте с нужной интонацией.

-Найдите речь косолапого, где он показывает свою нежность, прочитайте с нужной интонацией.

-Найдите фразу, которая звучит угрожающе, прочитайте с нужной интонацией.

-А теперь попробуйте заучить это стихотворение и рассказать у доски. (опрашиваю желающих)

-Теперь давайте познакомимся еще с одним произведением автора. Внимание на экран.


Рассуждать о прочитанном


Обосновывать свой ответ

Поддерживать учебный диалог
Работать с текстом учебника
Выступать со стихотворением у доски

Знакомиться с новым произведением



П: формулировать ответы и выводы

П: осмысленно читают текст

П: осознанно строить ответ в устной форме

К: учитывать мнения своих одноклассников

К: аргументировать собственное мнение
П: строить речевые высказывания в устной форме.

П: формулировать ответы и выводы

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;

К: слушать и понимать речь других

П: формулировать ответы и выводы

Р: Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке.
К: выражать свои мыслей с достаточной полнотой и точностью; Аргументация своего мнения и позиции.


Рефлексия

По содержанию

Словесный – ответы на вопросы

2 мин


– Чему научились на уроке?

– Что нового узнали?

– С чем познакомились на уроке?

Урок закончен!


Подводить итоги урока



Р: осуществлять итоговый контроль