Файл: Учебное пособие по получению первичных профессиональных умений и навыков для студентов.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.12.2023

Просмотров: 195

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Фармацевтический факультет

Кафедра Управления и экономики фармации

ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ

ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

Учебное пособие по получению первичных профессиональных умений и навыков для студентов I курса фармацевтического факультета очного отделения

Казань, 2017

УДК: 615.1

ББК: 52.82

Печатается по решению Центрального координационно-методического совета Казанского государственного медицинского университета

Составители:

доцент кафедры управления и экономики фармации, к.фарм.н., Г.И.Хусаинова

Под редакцией:

Проф. д.фарм.н., зав. кафедрой управления и экономики фармации Р.С.Сафиуллин

Рецензенты:

Начальник отдела кадров ГУП «Таттехмедфарм» Клюс О.А.;

Доцент кафедры фармакологии фармацевтического факультета с курсами фармакогнозии и ботаники Шиловская Е.В.

Учебное пособие «Фармацевтическая пропедевтическая практика» по получению первичных профессиональных умений и навыков для студентов I курса фармацевтического факультета очного отделения/Г.И.Хусаинова; под ред. Р.С.Сафиуллина. – Казань: КГМУ, 2017. - 64 с.
Учебное пособие содержит: цель и задачи, требования к оформлению дневника, тесты для проверки знаний.
© Казанский государственный медицинский университет, 2017

СОДЕРЖАНИЕ


Введение……………………………………………………….

4

Компетенции обучающегося…………………………………

5

Структура и содержание учебной фармацевтической пропедевтической практики………………………………….


6

Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии……………………………….


9

Обязанности студента, преподавателя кафедры……………

9

Контрольные вопросы………………………………………..

10

Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов………………………………………………………


11

Пример оформления дневника…...…………………………..

13

Тесты для подготовки к зачету по разделам………………..

16

Ответы к тестам……………………………………………….

59

Литература………………...…………………………………..

64

Введение

В соответствии с Положением Международной фармацевтической федерации «… Основополагающим этическим требованием для всех работников здравоохранения является сохранение компетентности на протяжении всей карьеры, в течение которой они столкнутся с новыми и ответственными профессиональными обязанностями …» (Положение о профессиональной подготовке МФФ: Кодекс норм поведения фармацевтов, Ванкувер, 1997 г.)

Актуальность

Студенты 1 курса фармацевтического факультета впервые в стенах высшего учебного заведения выходят на учебную практику, где знакомятся со структурами фармацевтических организаций, фармацевтической терминологией, охраной труда и техникой безопасности фармацевтических работников.

Цель - Приобретение практических навыков и компетенций в сфере профессиональной деятельности фармацевтических работников по:

  • пожарному и санитарному режиму аптечных предприятий;

  • охране труда и технике безопасности фармацевтических работников.

Задачи

  • теоретическая подготовка студента по организации фармацевтической службы в Российской Федерации и знакомство с фармацевтической терминологией;


  • практическая подготовка студента по соблюдению санитарного режима в аптечных организациях, охране труда и технике безопасности фармацевтических работников.


Компетенцииобучающегося, формируемые в результате прохождения учебной фармацевтической пропедевтической практики согласно ФГОС

Общепрофессиональные (ОПК):

  • ОПК – 4 – (способностью и готовностью реализовать этические и деонтологические принципы в профессиональной деятельности)

Знать:__принципы_этики_и_деонтологии_в_профессиональной_деятельности_Уметь'>Знать:

  • принципы этики и деонтологии в профессиональной деятельности

Уметь:

  • использовать принципы этики и деонтологии в профессиональной деятельности

Владеть:

  • навыками реализации этики и деонтологии в профессиональной деятельности

Обучающийся должен освоить следующие профессиональные компетенции:

- ПК-20 – (способностью к обеспечению деятельности фармацевтических организаций по охране труда и техники безопасности).

В результате освоения ПК – 20 обучающийся должен:

Знать:

  • нормативно-техническую базу по охране труда и технике безопасности

Уметь:

  • использовать нормативную, справочную и научную литературу по охране труда и технике безопасности

Владеть:

  • навыками использования санитарной одежды, защитных приспособлений, мер предосторожности для осуществления безопасных условий труда.


Структура и содержание учебной фармацевтической пропедевтической практики
Общая трудоемкость учебной практики составляет 36 часа, из них 24 часа учебная практика на базе симуляционной аптеки и аптечных организаций, 12 часов – самостоятельная работа студента.





Наименование и краткое содержание

Часы

Компетенции и место их освоения

1 день

  1. Лекция «Структура аптечной организации. Персонал аптеки. Приказы, регламентирующие охрану труда и технику безопасности в аптечных организациях».

  2. Работа в симуляционной аптеке. Прохождение техники безопасности и подписание документов.

Знакомство с правилами оказания первой доврачебной медицинской помощи при несчастных случаях. Работа с тестовыми заданиями по данной теме, разработанными кафедрой.

2 ч


4 ч

ОПК – 4,

ПК – 20,


2 день

  1. Лекция «Санитарный режим аптечных организаций по приказам и инструкциям МЗ РФ и МЗ РТ». «Структура современной системы здравоохранения РФ. Органы управления фармацевтической службой, виды аптечных организаций».

  2. На базе симуляционной аптеки. Студент осваивает задачи и функции аптеки, требования к ее внешнему оформлению. Под контролем руководителя практики студент изучает структуру аптеки: наименования и функции отделов, состав помещений и их оснащение.

2 ч.

4 ч.


Учебная аптека

ОПК – 4

ПК - 20


3 день

  1. Лекция «Аптечный склад».

  2. Экскурсия на аптечный склад ГУП «Таттехмедфарм». Проведение санитарной уборки помещений и оборудования аптеки с применением моющих и дезинфицирующих средств. Правильное использование санитарной одежды, защитных приспособлений и специальной одежды для особо чистых помещений. Знакомство с правилами пожарной безопасности при работе в фармацевтической организации.

2 ч

4 ч

Аптечный склад

ОПК – 4

ПК - 20


4 день

  1. Работа с тестовыми заданиями по данной теме, разработанными кафедрой.

  2. Подготовка отчетной документации.

  3. Сдача зачета по практике.

1 ч

2 ч
3 ч.

Кафедра


Всего: 36 часов.
Основанием для прохождения учебной фармацевтической пропедевтической практики служит приказ ректора ФГБОУ ВО КГМУ.

После окончания зимней экзаменационной сессии студенты проходят медицинское обследование и оформляют медицинскую книжку. На организационном собрании им раздаются методические пособия.

Практическая часть включает в себя 24 часа. Рабочий день составляет 6 часов (с 900 до 1500).

Зачет проводится в последний день практики и выставляется в студенческой зачетной книжке руководителем практики от ВУЗа. Студенты, имеющие среднее фармацевтическое образование (окончившие медико-фармацевтический колледж при предоставлении документа об образовании), освобождаются от прохождения данного вида практики.

При сдаче зачета студенты предоставляют:

  • дневник прохождения практики.

  • отчет студента с его подписью.

Охрана труда и техника безопасности


  1. Перед прохождением практики все студенты должны пройти медицинский осмотр с обязательным оформлением «Медицинской книжки».

  2. Инструктаж по технике безопасности проводится на территории аптеки.


Образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии
При прохождении учебной фармацевтической пропедевтической практики используются следующие методы образовательных технологий:

  • Неимитационные: организационное собрание-лекция, дискуссии.

  • Имитационные: анализ конкретных ситуаций, возникших в ходе прохождения производственной практики, разбор инструкций, алгоритмов, решение ситуационных задач, выполнение практической работы по санитарной уборке помещений и оборудования аптеки, аудиторная и внеаудиторная самостоятельная работа студентов по подготовке курсовой работы.


Обязанности студента и преподавателя кафедры
Обязанности студента:

Студенты в процессе практики принимают участие в санитарной обработке помещений аптеки, мытье и обработке посуды, оформлении этикеток, фасовочной работе, оформлении санбюллетней, альбомов, стенгазет, витрин и т.п.

Работа должна выполняться под контролем преподавателя.

В процессе прохождения учебной фармацевтической пропедевтической практики студент обязан:

  • строго по графику являться на практику;

  • иметь белый халат, шапочку, сменную обувь;

  • строго соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, правила охраны труда и техники безопасности в аптеке;

  • освоить профессиональную терминологию;

  • ознакомиться с номенклатурой аптечных организаций;

  • с наименованиями должностей в аптечных организациях;

  • с задачами и функциями аптечных организаций;

  • с организационной структурой аптечных организаций;

  • с санитарным режимом в аптечных организациях;

  • с перечнем производственных помещений аптеки и их санитарной обработкой;

  • с порядком обработки: мойки, дезинфекции аптечной посуды;

  • с режимами дезинфекции различных объектов (помещения, оборудование, руки персонала, обувь и т.п.) и средствами, применяемыми для дезинфекции.



Обязанности преподавателя кафедры:


  1. контролировать явку студентов на практику

  2. консультировать студентов по всем вопросам практики

  3. контролировать правильность выполнения заданий и овладение отдельными практическими навыками

  4. принять зачет у студентов (отразить в зачетной книжке студента)


Контрольные вопросы для подготовки к зачету:


  1. Органы управления фармацевтической службой.

  2. Виды аптечных организаций.

  3. Основная задача и функции аптеки.

  4. Общие требования к аптеке и ее внешнему оформлению.

  5. Классификация аптек.

  6. Структура аптеки (наименование и функции отделов)

  7. Состав помещений производственной аптеки и их оснащение.

  8. Структура персонала аптеки.

  9. Охрана труда и техника безопасности в аптеке.

  10. Мелкорозничная сеть: аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины.

  11. Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптеки.

  12. Санитарно-гигиенические требования к персоналу аптек.

  13. Оптовая торговля лекарственными средствами. Задачи и функции оптового звена.

  14. Основные задачи и функции аптечного склада.

  15. Порядок приемки товаров в аптеке.

  16. Организация хранения товаров в аптеке.


Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов

Формы аттестации по итогам учебной фармацевтической пропедевтической практики.

После окончания учебной фармацевтической пропедевтической практики проводится зачет. Итоговый рейтинговый балл студентов определяется по 100-балльной шкале:

  1. <60 баллов – не зачтено,

  2. 61 – 100 баллов – зачтено.

Рейтинг включает оценку основных этапов учебной практики:

  1. Полнота и качество освоения практических навыков в процессе учебной практики (максимально – 10 баллов).

  2. Грамотность ведения дневника:

  • ведение дневника с обязательным отражением самостоятельности выполненной работы – максимально 20 баллов.

  • собеседование – максимально 10 баллов.

  • соблюдение этико-деонтологических норм – максимально 10 баллов.

  1. Тестовый контроль с максимальной суммой баллов за тестирование – 50 баллов.




Зачет по учебной практике проходит в виде устного и тестового контроля.

Зачет получают студенты, прошедшие учебную фармацевтическую пропедевтическую практику на базе фармацевтической организации, сдавшие отчетные документы и ответившие правильно на зачете более чем 70% вопросов. При неудачной попытке сдачи зачета, пересдача проходит в устной форме в присутствии комиссии. При повторной неудаче на зачете, студент исключается из университета.
Пример оформления дневника:
ФГБОУ ВО «Казанский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения Российской Федерации
Фармацевтический факультет

Кафедра Управления и экономики фармации

Дневник

по фармацевтической пропедевтической практике

для студентов I курса фармацевтического факультета

очного отделения
студента(ки) 1 курса _______________группы фармацевтического фа­культета Казанского государственного медицинского университета

__________________________________________________________

Ф. И. О. полностью

Вид практики:

фармацевтическая пропедевтическая практика
Место прохождения практики

__________________________________________________________

(наименование учреждения, адрес, телефон)___________
Время прохождения практики с «_______» по «_________» 20___ г

Руководитель от кафедры

__________________________________________________________
Казань, 20___

На следующем листе оформляется график работы, заверенный подписью руководителя практики:

Дата

Место прохождения практики

Часы работы

Подпись руководителя

19.01.17

Лекция

Аптека

Лек. ауд.

Учеб. апт.

9.00-15.00




20.01.17

Лекция

Аптека

Лек. ауд.

Учеб. апт.

9.00-15.00




21.01.17

Лекция

Склад

Лек. ауд.

Апт. склад

9.00-15.00




22.01.17

Зачет

Каф. УЭФ

9.00-15.00







На следующем листе зарисовывается план аптеки, с подробным указанием помещений и оборудования в них.

Далее приводится подробное описание выполняемой работы на каждый день (последний день практики заверяется подписью руководителя практики) по форме:


Описание выполненной работы

Дата

№ п/п

Содержание выполненной работы

19.01.17

1

Знакомство с помещениями и оборудованием аптеки (расписать)

2

Уборка помещений (расписать)

3

Оформление этикеток (расписать)

4

Оформление дневника (расписать)

5

и т.д.










Руководитель практики: доцент Иванова СВ. (подпись)


В своем дневнике студент подробно разбирает материалы по следующим разделам:

  1. Классификация аптечных организациях.

  2. Классификация персонала аптечных организациях.

  3. Задачи и функции аптечных организациях.

  4. Санитарный режим аптечных организаций (Приказ МЗ РФ №309 от 21.10.1997г.)

  5. Условия труда и аттестация рабочих мест по условиям труда.

  6. Термины и определения.

  7. Санитарные требования к помещениям и оборудованию аптек.

  8. Санитарные требования к помещениям и оборудованию асептического блока.

  9. Санитарное содержание помещений, оборудования, инвентаря.

  10. Обработка аптечной посуды.

На последней странице дневник заверяется подписью руководителя практики.

Тесты

для подготовки к зачету по учебной фармацевтической пропедевтической практике
Тесты по разделу: «Основные понятия организации деятельности аптеч­ных учреждений»

1. Виды классификаций аптечных учреждений:

а) по форме собственности

б)_____________________


в) по обслуживаемому контингенту

г) по наличию прикрепленной мелкорозничной сети

д) по организационно-правовым формам
2. Аптечное учреждение - это ...

а) организация, осуществляющая розничную торговлю лекарственными средствами в соответствии с Приказом МЗ РФ №309

б) организация, осуществляющая розничную реализацию лекарственных средств в соответствии с требованиями ГОСТ

в) организация, осуществляющая розничную торговлю товаров аптечного ассортимента в соответствии с требованиями Федерального Закона РФ «О лекарственных средствах»
3. К аптечным учреждениям относятся:

а) аптеки

б) аптеки учреждения здравоохранения (АЛПУ, МБА)

в) аптеки передвижные

г) аптечные пункты

д) аптечные магазины

е) аптечные киоски

ж) аптечные лотки
4. Фармацевтическая деятельность - это...

а) деятельность, осуществляемая предприятиями оптовой торговли и аптечными учреждениями в сфере обращения товаров аптечного ассорти­мента, включающая оптовую и розничную реализацию, контроль качества, а также изготовление лекарственных средств

б) совокупность процедур, осуществляемая в аптечном учреждении в соответствии с требованиями нормативной документации

в) деятельность, проводимая учреждениями здравоохранения с целью реализации задачи оздоровления населения
5. Организационная структура аптечных учреждений может быть представлена в следующем виде:

а) бухгалтерия

б)____________________________

в) отдел запасов

г)_____________________________

д) отдел безрецептурного отпуска

е) отдел оптики

ж) аптечные пункты

з) аптечные киоски
6. Найти соответствия: отдел аптеки - помещения

A) Рецептурно-производственный отдел а) ассистентская

Б) Отдел запасов б) асептический блок

B) Отдел готовых лекарственных форм в) материальные комнаты

Г) Отдел безрецептурного отпуска г) экспедиционная

д) торговый зал

е) кабинет

провизора-аналитика
7. Найти соответствия: помещения аптеки - оснащение

A) ассистентская а) витрины

Б) материальные комнаты б) стеллажи

B) торговый зал в) аптечные столы

Г) асептический блок г) дистиллятор

д) автоклав

е) закаточная машинка

ж) сейф

8. Помещения, входящие в асептический блок:

а) предасептическая

б) моечная

в) стерильная

г) стерилизационно-дистилляционная

д) фасовочная
9. Изготовление лекарств аптеке проводится рецептурно-производственным отделом, в который входят следующие помещения:

а) ассистентская комната