Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 307

Скачиваний: 18

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Экономический факультет
Экономический факультет
МИКРОЭКОНОМИКА
МИКРОЭКОНОМИКА
ВВОДНЫЙ КУРС
ВВОДНЫЙ КУРС
учебник учебник
Учебник подготовлен в соответствии с образовательными стандар- тами нового поколения МГУ имени М. В. Ломоносова для студентов направления «Экономика». В нем дано системное изложение фунда- ментальных принципов и методов основополагающего направления современной экономической теории – микроэкономического анализа.
Несмотря на то, что книга предназначена для первой ступени двухуров- невого изучения курса «Микроэкономика», ее содержание полностью от- вечает требованиям учебных программ одноуровневого изучения этого курса в бакалавриате, и поэтому она может быть использована студен- тами любых экономических дисциплин данного уровня образования.
Материал учебника построен таким образом, чтобы не только обеспе- чить усвоение методологии микроэкономического анализа и показать его операционные возможности, но и способствовать развитию у сту- дентов креативного мышления. Для этого рассматриваемые проблемы представлены в вербальной, аналитической и графической формах.
Каждая глава снабжена краткими выводами, ключевыми терминами, во- просами для самоконтроля, заданиями для закрепления теоретического материала и списком рекомендуемой литературы.
Учебник адресован в первую очередь студентам, обучающимся по на- правлению «Экономика». Может быть использован студентами и других направлений экономического профиля.
М
И
К
РО
Э
К
О
Н
О
М
И
К
А
Издательство «ПРОСПЕКТ»
(495) 651-62-62
e-mail: mail@prospekt.org www.prospekt.org
Под редакцией доктора экономических наук,
профессора Ю. В. Таранухи
Под редакцией доктора экономических наук,
профессора Ю. В. Таранухи

Москва
2022
Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова
Экономический факультет учебник
МИКРОЭКОНОМИКА
ВВОДНЫЙ КУРС
Под редакцией доктора экономических наук,
профессора Ю. В. Таранухи

УДК 330.101.542(075.8)
ББК 65.012.1я73
М59
УДК 330.101.542(075.8)
ББК 65.012.1я73
ISBN 978-5-392-36777-1
Микроэкономика. Вводный курс : учебник / под ред. Ю. В. Таранухи. –
Москва : Проспект, 2022. – 624 с.
ISBN 978-5-392-36777-1
Учебник подготовлен в соответствии с образовательными стандартами нового поколения МГУ имени М. В. Ломоносова для студентов направления «Экономи- ка». В нем дано системное изложение фундаментальных принципов и методов ос- новополагающего направления современной экономической теории – микроэко- номического анализа. Несмотря на то, что книга предназначена для первой ступени двухуровневого изучения курса «Микроэкономика», ее содержание полностью отвечает требованиям учебных программ одноуровневого изучения этого курса в бакалавриате, и поэтому она может быть использована студентами любых эконо- мических дисциплин данного уровня образования.
Материал учебника построен таким образом, чтобы не только обеспечить усво- ение методологии микроэкономического анализа и показать его операционные возможности, но и способствовать развитию у студентов креативного мышления.
Для этого рассматриваемые проблемы представлены в вербальной, аналитической и графической формах. Каждая глава снабжена краткими выводами, ключевыми терминами, вопросами для самоконтроля, заданиями для закрепления теоретиче- ского материала и списком рекомендуемой литературы.
Учебник адресован в первую очередь студентам, обучающимся по направлению
«Экономика». Может быть использован студентами и других направлений эконо- мического профиля.
© Экономический факультет МГУ имени М. В. Ломоносова, 2022
© Оформление. ООО «Проспект», 2022
М59
Учебное издание
Т
арануха
Ю
рий
В
асильеВич
и
др
.
МИКРОЭКОНОМИКА
ВВОДНЫЙ КУРС
Учебник
Подписано в печать 22.04.2022. Формат 60×90 1
/
16
Печать цифровая. Печ. л. 39,0. Тираж 1000 (1-й завод 100) экз. Заказ №
ООО «Проспект»
111020, г. Москва, ул. Боровая, д. 7, стр. 4.
Текст публикуется в авторской редакции.
Электронные версии книг на сайте www.prospekt.org


КРАТКОЕ ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ...........................................................................................................................5
Раздел I. ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА .................................................................................................9
Глава 1.
Предмет и методология микроэкономического анализа .................................................................................................... 11
Глава 2.
Теория ценообразования: спрос, предложение и рыночное равновесие ................................................................... 64
Глава 3.
Эластичность спроса и предложения .......................................... 98
Глава 4.
Регулирование рынка ......................................................................121
Глава 5.
Теория потребительского выбора ..............................................138
Глава 6.
Основы теории производства ......................................................172
Глава 7.
Теория экономических издержек ...............................................202
Раздел II. РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ И МОДЕЛИ
ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ ..................................................................247
Глава 8.
Фирмы и рынки ..................................................................................249
Глава 9.
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции ........................................................................................290
Глава 10. Общее рыночное равновесие и экономика благосостояния ...................................................................................330
Глава 11. Монополия как рыночная структура .........................................356
Глава 12. Монополистическая конкуренция ..............................................392
Глава 13. Ценообразование в условиях олигополии .............................415

Глава 14. Ценообразование на рынках производственных ресурсов ................................................................................................445
Раздел III. НЕСОВЕРШЕНСТВА РЫНКА ...................................................523
Глава 15. Поведение и ценообразование в условиях неполноты и асимметрии информации ..................................525
Глава 16. Внешние эффекты ...........................................................................563
Глава 17. Общественные блага ......................................................................579
Ключи правильных ответов к заданиям на закрепление
теоретического материала ...................................................................................605
4
Краткое оглавление

ВВЕДЕНИЕ
Уважаемый читатель!
Вы держите в своих руках учебник по микроэкономике, которая является важнейшим разделом современной экономической теории.
Ее значимость обусловлена тем, что объектом ее изучения является поведение рыночных агентов — покупателей и продавцов, без ана- лиза и понимания которого невозможно понимание природы и зако- номерностей происходящих в экономике рыночных явлений. Но за- дача микроэкономического анализа не ограничивается наблюдением за поведением хозяйствующих субъектов. Его цель — поиск способов эффективного использования ограниченных ресурсов, а значит, опре- деление таких принципов принятия решений, которые обеспечили бы достижение указанной цели. Таким образом, изучая поведение рыноч- ных агентов, микроэкономика фокусируется на вопросах принятия ими экономических решений. Поэтому микроэкономический анализ — это не просто поведенческая теория, а инструмент решения практических задач. При этом важно отметить, что вопрос о принципах решения этих задач одинаково важен как для отдельных индивидов (покупателей), так и для крупных компаний (продавцов), поскольку и те и другие в равной степени сталкиваются с одной и той же проблемой — недостаточностью располагаемых ресурсов для достижения всех своих целей. В этом смыс- ле преимущество микроэкономического анализа заключается в том, что он помогает понять, как следует выстраивать свои экономические решения, чтобы достичь максимального благосостояния за счет распо- лагаемых ресурсов. Этим обеспечивается исключительно практическая направленность микроэкономики. Другими словами, изучение микро- экономики — это путь к компетентному экономическому поведению.
Настоящий учебник представляет собой вводный курс в микро- экономический анализ. Это не означает, что речь пойдет о каком-то облегченном или урезанном его изложении. Дело всего лишь в том, что микроэкономика традиционно преподается в виде трехуровне- вой системы, включающей вводный, промежуточный и продвинутый уровни. При этом вводный уровень составляет ядро всей системы,

так как именно этот уровень предполагает освоение базовых методов микроэкономического анализа и принципов моделирования осново- полагающих поведенческих стратегий агентов рынка, которые только усложняются на последующих уровнях изучения дисциплины. По этой причине вводный курс, выступая основой для более углубленного ос- воения микроэкономических проблем, обеспечивает фундаменталь- ные знания современных методов экономического анализа поведения рыночных агентов и функционирования товарных рынков.
Конечно, настоящий учебник не претендует на представление всей глубины микроэкономической теории. Но это не означает, что мы ограничимся упрощенным представлением проблем. Если какие-то упрощения и будут иметь место, то они касаются исключительно ме- тодического характера, будучи направленными на облегчение пони- мания рассматриваемых в курсе проблем. Но хотя настоящий учебник не являет собой пример строгой микроэкономической теории, он дает полное и достаточно точное отражение ее ключевых концепций.
Структурно учебник состоит из трех разделов и 17 глав, охватыва- ющих всю проблематику микроэкономической теории. Группировка глав по отдельным разделам обусловлена стремлением, с одной сторо- ны, дать более выразительное представление об изучаемой проблеме, а с другой — облегчить восприятие учебного материала за счет выделе- ния центральной идеи раздела и удержания на ней внимания читате- ля. Первый раздел посвящен основам микроэкономического анализа.
Его цель — сформировать у читателя четкое понимание особенностей микроэкономического подхода — анализ поведения рыночных агентов, а также продемонстрировать применяемые при этом принципы и мето- ды. Фактически речь идет об отражении тех базовых принципов и за- кономерностей, которые характеризуют особенности функционирова- ния рыночной экономики. Второй раздел учебника посвящен проблеме рыночного ценообразования. В нем читатель получит исчерпывающие ответы практически на все вопросы, связанные с функционированием типовых товарных и ресурсных рынков и с механизмом формирования рыночных цен. Третий раздел учебника посвящен несовершенствам рынка. В нем читатель получит представление о тех причинах и фак- торах, которые препятствуют реализации заключенного в рыночном механизме потенциала эффективности. И если в первых двух разделах анализ проблем поведения рыночных агентов ведется преимущественно в чисто теоретическом аспекте, т. е. только с учетом принятых в микро- анализе принципов, то в третьем разделе задача состоит в том, чтобы показать влияние реальной рыночной среды на поведение субъектов рынка и на действие механизма рыночного ценообразования.
Мы полагаем, что учебный курс является успешным, если полу- ченные студентами знания обеспечат развитие у них аналитических навыков, которые позволят, во-первых, правильно понимать природу
6
Введение

и последствия рыночных явлений, во-вторых, правильно интерпретиро- вать экономические сведения, получаемые через средства массовой ин- формации, и в-третьих, они окажутся полезными при решении многих проблем повседневной жизни. В связи с этим материал учебника ориен- тирован на развитие у читателя самых разнообразных способностей. Для этого в процессе изложения материала применяются самые разнообраз- ные приемы анализа: вербальный, графический и аналитический. Все это позволяет не только продемонстрировать широту инструментария микроэкономического анализа, но и облегчить восприятие материала.
Между тем учебник не требует каких-то особых знаний и не предпо- лагает ничего более, чем программа средней школы и интеллектуальное любопытство.
Настоящий учебник подготовлен преподавателями кафедры по- литической экономии экономического факультета МГУ имени
М. В. Ломоносова с учетом многолетнего опыта преподавания дан- ного учебного курса для студентов разных экономических специально- стей. Поэтому настоящее издание опирается на ранее изданные и уже прошедшие апробацию материалы, однако, в значительной степени обновленные с учетом современных явлений.
Авторами учебника «Микроэкономика. Вводный курс» являются:
Введение — профессор Тарануха Ю. В.
Глава 1 — профессор Тарануха Ю. В.
Глава 2 — доцент Котова Г. А., доцент Никитина Н. И.
Глава 3 — доцент Котова Г. А., доцент Никитина Н. И.
Глава 4 — доцент Котова Г. А., доцент Никитина Н. И.
Глава 5 — доцент Рой Л. В., старший преподаватель
Улупова В. Л.
Главы 6 — профессор Хубиев К. А., доцент Текеева А. Х.
Глава 7 — профессор Хубиев К. А., доцент Текеева А. Х.
Глава 8 — доцент Гудкова Т. В., профессор Тарануха Ю. В.
Глава 9 — доцент Гудкова Т. В.
Глава 10 — профессор Тарануха Ю. В.
Глава 11 — доцент Бойцова Е. Ю., доцент Заздравных А. В.
Глава 12 — доцент Амирханова Ф. С., доцент Котова Г. А.
Глава 13 — доцент Бойцова Е. Ю., доцент Заздравных А. В.
Глава 14 — профессор Тарануха Ю. В.
Глава 15 — профессор Тарануха Ю. В.
Глава 16 — старший преподаватель Улупова В. Л.
Глава 17 — профессор Кадомцева С. В., профессор
Манахова И. В.
Авторский коллектив будет благодарен за отзывы об учебни- ке. Просьба направлять их по адресу: politecdept@econ.msu.ru или yu.taranukha@mail.ru
Введение 7

Раздел I
ОСНОВЫ
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА

Глава 1
ПРЕДМЕТ И МЕТОДОЛОГИЯ
МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
1.1. Место микроэкономики в системе экономических наук
1.2. Редкость благ и основная проблема экономики
1.3. Проблема выбора: альтернативные возможности и альтернативные затраты
1.4. Экономическое поведение и предмет микроэкономики
1.5. Методология микроэкономического анализа
1.6. Рыночная система хозяйствования: принципы организации и механизм функционирования
Приложение 1. Функции и графики в микроэкономическом анализе
Нехватка ресурсов для удовлетворения всех потребностей — проб- лема, сопровождающая человечество на протяжении всей его истории.
С этой же проблемой сталкивается и каждый отдельный человек, стре- мящийся к удовлетворению личных потребностей. Поэтому вопрос о рациональном использовании имеющихся ресурсов, т. е. таком, при котором можно достичь наибольшего благосостояния, всегда нахо- дился в поле зрения людей. Один из способов повышения эффек- тивности использования ресурсов — общественное разделение труда, при котором отдельные работники специализируются на производстве отдельных продуктов, а впоследствии на осуществлении отдельных производственных операций. Однако в этом случае проблема рацио- нального использования ресурсов дополняется проблемой координа- ции деятельности множества специализированных производителей.
По мере того, как экономика превращалась в систему независимо действующих производителей, экономическая теория трансформиро- валась в науку о способах согласования их деятельности и принципах принятия решений, обеспечивающих рациональное использование ограниченных ресурсов. Можно ли согласовать деятельность множе- ства изолированных производителей без «дирижера» и какой способ координации их деятельности избрать, чтобы добиться наилучших результатов? Как обеспечить наилучшее применение имеющихся ре-

сурсов и какое их распределение обеспечит извлечение наибольшей выгоды? Чем руководствуются участники рынка при принятии ре- шений об обмене результатами своей деятельности и какую роль при этом играют рыночные цены? Именно эти вопросы и сформировали ту область научных проблем, которая стала объектом изучения микро- экономического анализа.
Изучив материал этой главы, вы узнаете:
ڏ Какое место занимает микроэкономика в экономической тео- рии и в чем ее отличительная особенность.
ڏ Что такое проблема редкости благ и почему она имеет ключевое значение для экономики.
ڏ Почему так важно изучение экономики с позиций обеспечения рационального распределения и использования ресурсов.
ڏ Почему перед людьми возникает проблема выбора и как они ее решают.
ڏ Почему в центре внимания микроэкономического анализа ока- зывается поведение рыночных субъектов.
ڏ Почему формирование рыночных цен оказывается в центре внимания микроэкономического анализа.
ڏ На какие принципы опирается микроэкономический анализ и какие методы используются для исследования поведения ры- ночных агентов.
ڏ При помощи каких способов люди могут координировать хо- зяйственную деятельность ради достижения своих целей.
ڏ В чем состоят особенности устройства и функционирования рыночной экономики и почему она способна обеспечивать наилучшие результаты применения ресурсов.
1.1. Место микроэкономики в системе экономических наук
Экономика и экономическая теория
Отличительный признак человеческого общества — производство продуктов, предназначенных для удовлетворения производственных и потребительских потребностей людей. Производство неизменно осуществляется как взаимодействие людей с окружающей средой и между собой, которое всегда реализуется в определенной органи- зационной форме. Поэтому любое производство всегда представляет собой единство трех элементов: 1) процесса потребления ресурсов, состоящего в преобразовании предметов природы в пригодные для потребления продукты, 2) системы производственных отношений, отражающей характер взаимодействия людей по поводу осуществле- ния производства и распределения его результатов, 3) хозяйственной организации, представленной системой законов и органов, регули-