Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 328
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
механизм распределения дефицитного товара. Надо не забывать, что любое государственное мероприятие означает расходование бюджет- ных средств — оплату труда чиновникам, регулирующим распределе- ние, создающих механизм «справедливого» распределения, создание и оплату работы комиссий, контролирующих выполнение принятых мер, борющихся с коррупцией и т. д. Таким образом видно, что потери общества будут определяться не только площадью треугольника DWL, но и существенным увеличением затрат бюджетных средств, которые формируются за счет общества.
Представленная модель является самым общим описанием про- блемы. В реальности действие рыночных механизмов, направляющих цену к равновесию, невозможно устранить. В плановой экономике цены подавляющего числа товаров были заданы — ограничены госу- дарством сверху или снизу. Это приводило к созданию подпольного производства и черного рынка, особенно в периоды наиболее жестких ограничений. Черный рынок существовал в годы военного коммуниз- ма, когда торговля была запрещена под страхом смертной казни. Во времена застоя, в 70–80-е гг. XX в., несмотря на подсудность спеку- ляции, он достиг своего расцвета.
Наличие дефицита означает, что для приобретения товара поку- пателям уже недостаточно заплатить деньги, соответствующие цене товара: нужно еще найти магазин, где он продается, и отстоять за ним в очереди, что требует от них дополнительных затрат времени и сил.
То есть полная цена, которую платят покупатели, оказывается в итоге выше законодательно установленного «потолка». В любом обществе всегда найдутся люди, которые не захотят тратить свое время, а пред- почтут заплатить дороже. Такую возможность очень быстро предоста- вит им черный рынок в лице действующих на нем спекулянтов.
Экономическая теория разработала модель, описывающую меха- низм функционирования черного рынка (рис. 4.4). Функция предло- жения продукции на черном рынке учитывает риск, с которым связана деятельность спекулянтов. Цена черного рынка окажется выше цены потенциального равновесия, а объем продаж — ниже равновесного.
Из графика видно, что линия предложения черного рынка (S
чр
) выходит из точки, в которой исчерпываются производства по разре- шенной цене: она является более крутой по сравнению с исходной кривой предложения. Это означает, что поставщиков черного рынка по сравнению с обычными производителями к росту выпуска может побудить только более высокая цена, которая компенсирует им риск и издержки нелегального существования. Точка пересечения кривой предложения черного рынка и кривой спроса определяет равновесие на черном рынке: цена там окажется выше по сравнению с ценой, которая могла бы сложиться на данном рынке в отсутствие регулиро- вания (P
e
), а количество продукции — меньше того, которое могло бы
Глава 4. Регулирование рынка 125
Представленная модель является самым общим описанием про- блемы. В реальности действие рыночных механизмов, направляющих цену к равновесию, невозможно устранить. В плановой экономике цены подавляющего числа товаров были заданы — ограничены госу- дарством сверху или снизу. Это приводило к созданию подпольного производства и черного рынка, особенно в периоды наиболее жестких ограничений. Черный рынок существовал в годы военного коммуниз- ма, когда торговля была запрещена под страхом смертной казни. Во времена застоя, в 70–80-е гг. XX в., несмотря на подсудность спеку- ляции, он достиг своего расцвета.
Наличие дефицита означает, что для приобретения товара поку- пателям уже недостаточно заплатить деньги, соответствующие цене товара: нужно еще найти магазин, где он продается, и отстоять за ним в очереди, что требует от них дополнительных затрат времени и сил.
То есть полная цена, которую платят покупатели, оказывается в итоге выше законодательно установленного «потолка». В любом обществе всегда найдутся люди, которые не захотят тратить свое время, а пред- почтут заплатить дороже. Такую возможность очень быстро предоста- вит им черный рынок в лице действующих на нем спекулянтов.
Экономическая теория разработала модель, описывающую меха- низм функционирования черного рынка (рис. 4.4). Функция предло- жения продукции на черном рынке учитывает риск, с которым связана деятельность спекулянтов. Цена черного рынка окажется выше цены потенциального равновесия, а объем продаж — ниже равновесного.
Из графика видно, что линия предложения черного рынка (S
чр
) выходит из точки, в которой исчерпываются производства по разре- шенной цене: она является более крутой по сравнению с исходной кривой предложения. Это означает, что поставщиков черного рынка по сравнению с обычными производителями к росту выпуска может побудить только более высокая цена, которая компенсирует им риск и издержки нелегального существования. Точка пересечения кривой предложения черного рынка и кривой спроса определяет равновесие на черном рынке: цена там окажется выше по сравнению с ценой, которая могла бы сложиться на данном рынке в отсутствие регулиро- вания (P
e
), а количество продукции — меньше того, которое могло бы
Глава 4. Регулирование рынка 125
быть произведено (Q
e
). Благодаря черному рынку потребление данного блага по сравнению с регулируемым рынком увеличилось на величину
(Q
чр
— Q
S
), но при этом оно осталось меньше объема производства при свободном рынке на величину (Q
e
–
Q
чр
).
С. 125 последний абзац строка 3: цене, Она цене: она
P
D
E
S
Q
P
P
e
Рис. 4.3. Последствия введения «потолка» цен
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
DWL
P
D
E
чр
S
Q
P
P
e
Рис. 4.4. Черный рынок
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
P
чр
S
чр
Q
чр
Рис. 4.4. Черный рынок
В рыночной экономике «потолок» цен, как правило, назначается в рамках осуществления социальных программ, и хронический дефи- цит искажает их результат — не облегчает, а часто усложняет жизнь граждан. Поэтому логичной мерой, сопровождающей установление
«потолка» цен, является субсидирование производителей. Дотиро- вание производства в необходимом объеме смещает кривую предло- жения вправо и уравнивает выпуск продукции и величину спроса на нее, но это означает увеличение государственных расходов, т. е. осу- ществление мероприятий за счет общества. В любом случае назначе- ние цены на уровне ниже равновесного приводит к росту расходов государства.
Нижний предел цены
Нижняя граница цены («цена пола») фиксируется на уровне, пре- вышающем равновесный, что также приводит к разрыву между спро- сом и предложением. По более высокой цене продавцы будут стре- миться продать товар в количестве, превышающем спрос со стороны покупателей. Образуется излишек. В условиях действия свободного рынка продавцы начали бы конкурировать между собой, бороться за покупателя, что снизило бы цену до равновесного уровня, повысив готовность покупателей приобретать данный товар.
126
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
e
). Благодаря черному рынку потребление данного блага по сравнению с регулируемым рынком увеличилось на величину
(Q
чр
— Q
S
), но при этом оно осталось меньше объема производства при свободном рынке на величину (Q
e
–
Q
чр
).
С. 125 последний абзац строка 3: цене, Она цене: она
P
D
E
S
Q
P
P
e
Рис. 4.3. Последствия введения «потолка» цен
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
DWL
P
D
E
чр
S
Q
P
P
e
Рис. 4.4. Черный рынок
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
P
чр
S
чр
Q
чр
Рис. 4.4. Черный рынок
В рыночной экономике «потолок» цен, как правило, назначается в рамках осуществления социальных программ, и хронический дефи- цит искажает их результат — не облегчает, а часто усложняет жизнь граждан. Поэтому логичной мерой, сопровождающей установление
«потолка» цен, является субсидирование производителей. Дотиро- вание производства в необходимом объеме смещает кривую предло- жения вправо и уравнивает выпуск продукции и величину спроса на нее, но это означает увеличение государственных расходов, т. е. осу- ществление мероприятий за счет общества. В любом случае назначе- ние цены на уровне ниже равновесного приводит к росту расходов государства.
Нижний предел цены
Нижняя граница цены («цена пола») фиксируется на уровне, пре- вышающем равновесный, что также приводит к разрыву между спро- сом и предложением. По более высокой цене продавцы будут стре- миться продать товар в количестве, превышающем спрос со стороны покупателей. Образуется излишек. В условиях действия свободного рынка продавцы начали бы конкурировать между собой, бороться за покупателя, что снизило бы цену до равновесного уровня, повысив готовность покупателей приобретать данный товар.
126
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Если государство стремится поддержать уровень этой цены, то оно не может ограничить свои действия только назначением нижней гра- ницы цены, нужно еще побеспокоиться о том, чтобы вся выпущенная продукция была реализована. Существует несколько способов под- держания завышенного уровня цены. Первый способ — выплата до- таций потребителям с тем, чтобы они могли приобрести продукцию по завышенной цене. Второй способ состоит в том, что государство может приобрести излишки продукции, которые образуются в резуль- тате разрыва между величиной спроса и предложения при регули- руемой цене. Третий способ заключается в выплате производителям компенсации за то, что они сокращают объем производства до уров- ня, соответствующего величине спроса. Наконец, государство может распределять между фирмами производственные квоты, ограничивая совокупный отраслевой выпуск величиной спроса, соответствующей установленной цене (рис. 4.5).
С. 131 абзац 2 строка 3-я снизу: из-за роста цены на него
, и потери
С. 131 последний абзац строка 1: это явление введение налога строка 3: (рис.2.17 4.7
)
C
P
min
– g
F
E
P
min
E
g
S
Q
P
P
e
Рис. 4.5. Методы государственного обеспечения минимального уровня цены
Q
e
D
Q
d
Q
g
A
D
’
t
P
max
E
t
P
t
– t
F
E
P
min
S
t
S
Q
P
P
e
Рис. 4.6. Последствия введения налога
Q
e
D
Q
t
t
P
t
G
DWL
CS
PS
t
ΔP<t
Рис. 4.5. Методы государственного обеспечения
минимального уровня цены
Субсидирование покупателей может осуществляться, например, путем выдачи некоторым группам населения талонов на приобретение товара со скидкой. Субсидирование потребителей приводит к росту спроса от D до D’, увеличению количества приобретаемой продукции от Q
e
до Q
g
и росту цены до целевого уровня Pmin. Общая сумма госу- дарственных расходов — это произведение объема продаж на величину дотации: G = Q×g (площадь прямоугольника (P
min
– g
)P
min
E
g
F
).
Приобретение излишков произведенной продукции как способ обеспечения цены на уровне «пола» может потребовать от государства меньше затрат и оказаться проще в организационном плане. В этом случае объем Q
d
купят потребители, а всю разницу между величиной
Глава 4. Регулирование рынка 127
предложения и величиной спроса при завышенной цене P
min
будет обязано приобрести государство. Его расходы будут равны произве- дению установленной им минимальной цены и величины избытка:
G
= P
min
×(Q
g
–
Q
d
). Основная часть расходов государства идет на по- крытие издержек предпринимателей; и только расходы, представлен- ные площадью треугольника AE
g
C,
отражают те потраченные госу- дарством средства, которые действительно достались производителям данной отрасли.
Можно повысить эффективность поддержки производителей и уменьшить государственные расходы, если не выкупать у произво- дителей всю лишнюю продукцию, а выплачивать им компенсацию за сокращение объема выпуска. Потери, которые они понесут, снизив выпуск с уровня Q
g
до уровня Q
d
,
равны площади треугольника AE
g
C
— это их неполученная прибыль. Эти потери и должно компенсировать производителям государство.
Квотирование производства
не требует от государства каких- либо прямых выплат продавцам или покупателям. Основная проблема, свя- занная с этим методом, состоит в том, чтобы организовать распределе- ние между предприятиями квот на производство и проконтролировать их соблюдение.
В этом случае кривая предложения оказывается ломаной с верти- кальным участком выше точки C. Равновесие перемещается из точки
E
в точку A: по сравнению с исходным равновесием цена оказывается выше, а объем производства — ниже.
Государственное вмешательство в экономику приводит как к пере- распределению дохода, так и к чистым потерям общественного благо- состояния. Принимая решение об объемах и формах государственного участия, необходимо сопоставить эти потери и прирост общественного благосостояния, образующийся в результате выполнения государством его функций.
min
будет обязано приобрести государство. Его расходы будут равны произве- дению установленной им минимальной цены и величины избытка:
G
= P
min
×(Q
g
–
Q
d
). Основная часть расходов государства идет на по- крытие издержек предпринимателей; и только расходы, представлен- ные площадью треугольника AE
g
C,
отражают те потраченные госу- дарством средства, которые действительно достались производителям данной отрасли.
Можно повысить эффективность поддержки производителей и уменьшить государственные расходы, если не выкупать у произво- дителей всю лишнюю продукцию, а выплачивать им компенсацию за сокращение объема выпуска. Потери, которые они понесут, снизив выпуск с уровня Q
g
до уровня Q
d
,
равны площади треугольника AE
g
C
— это их неполученная прибыль. Эти потери и должно компенсировать производителям государство.
Квотирование производства
не требует от государства каких- либо прямых выплат продавцам или покупателям. Основная проблема, свя- занная с этим методом, состоит в том, чтобы организовать распределе- ние между предприятиями квот на производство и проконтролировать их соблюдение.
В этом случае кривая предложения оказывается ломаной с верти- кальным участком выше точки C. Равновесие перемещается из точки
E
в точку A: по сравнению с исходным равновесием цена оказывается выше, а объем производства — ниже.
Государственное вмешательство в экономику приводит как к пере- распределению дохода, так и к чистым потерям общественного благо- состояния. Принимая решение об объемах и формах государственного участия, необходимо сопоставить эти потери и прирост общественного благосостояния, образующийся в результате выполнения государством его функций.
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
4.2. Косвенное регулирование рыночного механизма
Налог на единицу продукции
Налог — это изъятие части дохода физического или юридического лица (т. е. человека или фирмы) в пользу государства. Налоги бывают самые разные: подоходный налог, налог на прибыль, на имущество, на добавленную стоимость. Из всего многообразия можно выделить большую группу налогов, объединяемых под общим названием «на- логи с оборота» (с продаж) или косвенные налоги. Такие налоги пла- тятся предприятиями и начисляются, как правило, в виде процента от полученной ими выручки. Например, если за день в магазине было продано 100 упаковок сока по цене 30 руб., а налог с продаж уста-
128
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
новлен на уровне 5%, то налоговые отчисления за этот день составят
0,05 × 100 × 30 = 150 руб. Введение любого налога меняет ситуацию на рынке. Но чтобы обозначить основные проблемы, возникающие в связи с вмешательством государства в свободное действие рыночного механизма, нам будет достаточно ограничить наш анализ рассмотре- нием налога с продаж. С его помощью мы получим наглядную иллю- страцию всех последствий государственного присутствия на рынке.
Пусть налог устанавливается в руб лях (денежных единицах) на единицу продаж. Например, с каждой пачки сигарет, которую при- обретает покупатель, продавец должен 10 руб. перечислить в бюджет.
Допустим, до введения налога сигареты стоили 150 руб., при этом ежедневно на рынке реализовывалось 100 тыс. пачек. После введе- ния налога из 150 руб., которые продавец получает от покупателя,
10 руб. он должен перечислить в бюджет. Теперь продавцу достанется только 140 руб. Его первым и естественным желанием будет увели- чить цену ровно на ставку налога и продавать сигареты покупателям уже не по 150, а по 160 руб. за пачку, переложив все тяготы налога на потребителей. Но, к сожалению, сохранить status quo, т. е. продавать тот же объем товара и получать при этом прежнюю выручку (150 руб. за единицу) в новых условиях продавцам не удастся. Покупателям абсолютно все равно, кто получает те деньги, которые они тратят, приобретая товар, — продавец или государство; им важно, что цена выросла, а это неизбежно повлечет за собой сокращение покупок. По цене, возросшей в результате введения налога, покупатели будут го- товы приобрести меньшее количество товара, чем те 100 тыс. пачек, которые рассчитывали реализовать продавцы. На рынке возникнет излишек товара. Избавиться от него можно, если снизить цену. Сни- жение цены будет означать, что чистая выручка (выручка после уплаты налога) будет меньше 150 тыс. руб. Не все продавцы в новых условиях останутся в этом бизнесе, что приведет к снижению предложения: при каждой прежней цене объем поставок на рынок сократится; равно- весное количество окажется теперь меньше 100 тыс. пачек. Пусть оно уменьшилось до 90 тыс. пачек. Таким образом, в результате введения налога государство получит определенный доход, величина которого равна произведению ставки налога (10 руб.) на объем продаж, т. е. го- сударство получает в свое распоряжение 900 тыс. руб. в день.
Несмотря на то что налог вводится на производителей, страдают от него обе стороны — и покупатели, которые при более высоких ценах вынуждены сокращать свое потребление, и продавцы, предложение которых уменьшается. Оценить эти последствия удобно с помощью построения графической и аналитической модели.
Пусть без государственного регулирования рынок описывает- ся функцией спроса вида Q
d
= a — bP
и предложения Q
s
= c + dP.
Их пересечение образует точку равновесия E с координатами P
e
и Q
e
Глава 4. Регулирование рынка 129
0,05 × 100 × 30 = 150 руб. Введение любого налога меняет ситуацию на рынке. Но чтобы обозначить основные проблемы, возникающие в связи с вмешательством государства в свободное действие рыночного механизма, нам будет достаточно ограничить наш анализ рассмотре- нием налога с продаж. С его помощью мы получим наглядную иллю- страцию всех последствий государственного присутствия на рынке.
Пусть налог устанавливается в руб лях (денежных единицах) на единицу продаж. Например, с каждой пачки сигарет, которую при- обретает покупатель, продавец должен 10 руб. перечислить в бюджет.
Допустим, до введения налога сигареты стоили 150 руб., при этом ежедневно на рынке реализовывалось 100 тыс. пачек. После введе- ния налога из 150 руб., которые продавец получает от покупателя,
10 руб. он должен перечислить в бюджет. Теперь продавцу достанется только 140 руб. Его первым и естественным желанием будет увели- чить цену ровно на ставку налога и продавать сигареты покупателям уже не по 150, а по 160 руб. за пачку, переложив все тяготы налога на потребителей. Но, к сожалению, сохранить status quo, т. е. продавать тот же объем товара и получать при этом прежнюю выручку (150 руб. за единицу) в новых условиях продавцам не удастся. Покупателям абсолютно все равно, кто получает те деньги, которые они тратят, приобретая товар, — продавец или государство; им важно, что цена выросла, а это неизбежно повлечет за собой сокращение покупок. По цене, возросшей в результате введения налога, покупатели будут го- товы приобрести меньшее количество товара, чем те 100 тыс. пачек, которые рассчитывали реализовать продавцы. На рынке возникнет излишек товара. Избавиться от него можно, если снизить цену. Сни- жение цены будет означать, что чистая выручка (выручка после уплаты налога) будет меньше 150 тыс. руб. Не все продавцы в новых условиях останутся в этом бизнесе, что приведет к снижению предложения: при каждой прежней цене объем поставок на рынок сократится; равно- весное количество окажется теперь меньше 100 тыс. пачек. Пусть оно уменьшилось до 90 тыс. пачек. Таким образом, в результате введения налога государство получит определенный доход, величина которого равна произведению ставки налога (10 руб.) на объем продаж, т. е. го- сударство получает в свое распоряжение 900 тыс. руб. в день.
Несмотря на то что налог вводится на производителей, страдают от него обе стороны — и покупатели, которые при более высоких ценах вынуждены сокращать свое потребление, и продавцы, предложение которых уменьшается. Оценить эти последствия удобно с помощью построения графической и аналитической модели.
Пусть без государственного регулирования рынок описывает- ся функцией спроса вида Q
d
= a — bP
и предложения Q
s
= c + dP.
Их пересечение образует точку равновесия E с координатами P
e
и Q
e
Глава 4. Регулирование рынка 129
(рис. 4.6). Государство вводит налог на единицу продаж в размере t руб.
Это означает, что выручка продавцов окажется меньше: она уже не будет равна той цене, которую заплатят покупатели, — из этих денег t руб. про- давец будет вынужден отдать государству. До введения налога продавцы, ориентируясь на выручку в размере P (цены за единицу товара), опре- деляли объем продаж в соответствии со своей функцией предложения
Q
s
= c + dP.
Теперь же, после введения налога, их готовность постав- лять товар на рынок будет описываться новой функцией, которая от- разит уменьшение их выручки при продаже одной штуки с P
t
до (P – t):
Q’
s
= c + d(P –
t) = c + dP — dt. При каждом прежнем значении цены но- вое количество товара, поставляемого на рынок продавцами, окажется на величину (dt) меньше прежнего. То есть предложение уменьшится.
Графически уменьшение предложения отражается сдвигом функции вверх на величину ставки налога. Это означает, каждое прежнее коли- чество продукции продавцы будут готовы поставлять на рынок, только если цена, которую заплатят покупатели, компенсирует им их прежний уровень выручки и сумму налога. Пересечение новой функции пред- ложения и старой функции спроса образует новое равновесие — точку
E
t
с координатами P
t
и Q
t
.
Таким образом, по сравнению с исходным равновесием цена выросла, а объем продаж уменьшился.
С. 131 абзац 2 строка 3-я снизу: из-за роста цены на него
, и потери
С. 131 последний абзац строка 1: это явление введение налога строка 3: (рис.2.17 4.7
)
C
P
min
– g
F
E
P
min
E
g
S
Q
P
P
e
Рис. 4.5. Методы государственного обеспечения минимального уровня цены
Q
e
D
Q
d
Q
g
A
D
’
t
P
max
E
t
P
t
– t
F
E
P
min
S
t
S
Q
P
P
e
Рис. 4.6. Последствия введения налога
Q
e
D
Q
t
t
P
t
G
DWL
CS
PS
t
ΔP<t
Рис. 4.6. Последствия введения налога
Введение поштучного налога перемещает равновесие из точки E в точку E
t
.
Налоговое бремя (площадь прямоугольника P
t
E
t
F(P
t
–
t) рас- пределяется между продавцами (площадь P
e
CF(P
t
— t
)) и покупателями
(площадь P
t
E
t
CP
e
). Общество несет потери «мертвого груза» (площадь треугольника E
t
EF
).
Налоговые поступления государству равны произведению объема продаж Q
t
и налоговой ставки t. Графически они отражаются площа-
130
Раздел I. Основы микроэкономического анализа