Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 309
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Но как быть с грибами, которые собраны собственником леса, или собраны в лесу, где законом разрешен свободный сбор грибов? Яв- ляются ли они бесплатными для тех, кто их собирает? Здесь решение проблемы связано прежде всего с правильным пониманием вопроса об объеме доступного блага. Вполне вероятно, что количество грибов, произрастающих в лесу, больше, чем потребность в них. Дело, однако, в том, что любой объект принимает облик блага лишь тогда, когда может быть непосредственно использован для удовлетворения чело- веческих потребностей. Это предполагает как минимум наличие физи- ческой доступности блага для потребителя. Поэтому благом являются не растущие в лесу грибы, а только собранные грибы. Ситуация та же, что и в случае с нефтью, запасы которой превосходят потребность в ней в настоящий момент времени. Но благом является только уже добытая из земных недр нефть. Подтверждением наличия признака редкости у собранных грибов и добытой нефти является как наличие у них цен, так и то, что они являются объектами купли- продажи, т. е. продаются на рынке, а не раздаются бесплатно.
Если грибы и являются редким благом, то возможно сборщикам грибов они все же достаются бесплатно? Возражение этому напра- шивается само собой — это неизбежные затраты физических усилий, которые вынужден нести сборщик грибов. Уже по этой причине со- бранные в лесу грибы достаются потребителю не бесплатно. А если так, то они имеют и свою цену, которую теоретически можно срав- нивать с ценой грибов в магазине. Но суть проблемы в другом. Цена собранных грибов — это не затраты тех физических и моральных усилий, примененных для их сбора. Подлинная плата за них — ве- личина полезности, утраченная вследствие упущенных альтернатив- ных возможностей использования времени, затраченного на сбор грибов.
В заключение анализа проблемы редкости благ отметим еще два аспекта. Один из них состоит в том, что в рамках исторической вре- менной шкалы блага могут переходить из одной группы в другую.
Двести лет назад нефть была даровым благом. Китовый жир, ис- пользовавшийся в качестве сырья для изготовления осветительных свечей, напротив, был весьма ценным экономическим благом. В на- стоящее время дело обстоит ровно наоборот. Нефть превратилась в ценное сырье, в то время как китовый жир, применяемый в каче- стве сырья для изготовления осветительных приспособлений, в на- стоящее время полностью утратил свою ценность. Второй аспект связан со степенью редкости благ, которая может быть разной. Фор- мой ее проявления является редкость благ относительно друг друга.
Золото и серебро — редкие блага. Но золото — более редкое благо в сравнении с серебром.
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа
1 2 3 4 5 6 7 8 9 ... 14
19
Информация и проблема редкости
Современное общество принято называть информационным. Этим подчеркивается, с одной стороны, рост роли информации в жизни со- временного общества, а с другой — расширение в экономике сектора, связанного с производством и обработкой информации. В настоящее время определение содержания термина «информация» остается дис- куссионным. Однако для нашего анализа вполне пригодным будет определение информации как совокупности данных и сведений, об- работанных и пригодных для принятия решений. Исходя из такого ее понимания, можно утверждать, что информация — это знание.
В сравнении с другими благами информация представляет собой весьма специфический продукт. Она существует в нематериальной форме, что отличает ее от материальных благ и объединяет с такими благами как услуги. В тоже самое время, она принципиально отли- чается от любой услуги тем, что может храниться и накапливаться.
Но главная отличительная особенность информации как блага со- стоит в том, что она, во-первых, не исчезает в процессе потребления, и во-вторых, множится в процессе обмена, т. е. ее объем увеличивается посредством распространения, и, соответственно, может накапливать- ся в неограниченном количестве.
Означает ли это, что информация не является редким благом? Ока- зывается, нет. Напротив, в настоящее время, как никогда ранее, она признается в высшей степени редким и весьма ценным благом. Однако не возникает ли противоречие между характеристикой информации как редкого блага и отсутствием у него признака редкости? Некоторые экономисты стали утверждать, что стандартная трактовка проблемы редкости — недостаточное количество блага для удовлетворения по- требности в нем (наличие блага меньше потребности в нем), не при- менима по отношению к информации. В связи с этим для условий информационной экономики предлагается адаптировать понимание редкости благ, подразумевая под редким благом любое благо, имеющее рыночную цену.
Аргументацией для такой трактовки служит, во-первых, то, что производство информации связано с затратами ресурсов, а во-вторых, то, что сфера, производящая информацию, функционирует на основе использования редких ресурсов. Внешне все выглядит логично. Про- блема, однако, заключается в том, что за этой, казалось бы, формаль- ной переменой, скрывается отрицание самой концепции редкости благ. На самом деле блага являются редкими не потому, что имеют рыночные цены. Все как раз наоборот. Блага принимают ценовые оболочки потому, что являются редкими, и любое из них не может быть получено без обмена на эквивалент, количественным мерилом
20
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
которого выступает цена. Поэтому применение упомянутого подхода означает, по сути, поставить телегу впереди лошади.
В действительности определяющий признак редкости применим к информации в той же степени, как и к другим экономическим бла- гам. Дело в том, что соотношение наличия (запаса) блага и потреб- ности в нем — достаточно явная, но лишь одна из форм проявления свой ства редкости. Но есть и другая, незаметная, но более значимая ее форма, — запрет на свободный доступ к благу: никто не может полу- чить благо бесплатно. И именно в этом состоит сущностная сторона экономического содержания свой ства редкости и понятия «редкость благ». Если подойти к анализу природы информации с этих позиций, то все становится на свои места. Никакую информацию нельзя полу- чить (не достается потребителю) бесплатно. Доступ к информации, представленной в форме практического знания, всегда опосредуется необходимостью платить. Например, за патенты и лицензии на про- изводство продуктов, технологическую документацию, информа- ционные базы и т. п.
Но можно ли то же самое сказать об обычной рыночной информа- ции, например, о ценах товаров и услуг, а также их потребительских свой ствах? На первый взгляд такая информация является общедоступ- ной. Во всяком случае мы не платим за то, чтобы узнать цену молока в соседнем магазине. Но для того, чтобы ее узнать, мы должны будем либо наведаться в этот магазин, затратив некоторое количество вре- мени и сил, а часто и денег, если требуется использовать транспорт, либо воспользоваться поисковыми системами в интернете, что также связано с дополнительными затратами времени и денег. Это говорит о том, что получение любой информации связано с затратами. Значит доступ к ней никогда не бывает бесплатным. Размер затрат может быть разным, но они будут присутствовать всегда. На это можно возраз- ить тем, что информация бывает общедоступной, т. е. не требующей никаких затрат. Примером может послужить реклама. Она восприни- мается как свободное (бесплатное) информационное благо. Ведь она предоставляется потребителю по нулевой цене. В действительности она не бесплатна, а оплачена рекламодателем, который из личной выгоды (привлечение потребителей к своему продукту посредством их информирования) берет на себя затраты потребителей на поиск информации. Проще говоря, в данном случае имеет место всего лишь смена личности плательщика, но не нарушение принципа платного, т. е. затратного доступа к информации.
Таким образом, несмотря на то, что запасы конкретной инфор- мации могут быть практически безграничными и ею могут восполь- зоваться сколь угодно много пользователей, а сама она может быть размножена на любое требуемое количество копий, информация яв-
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 21
В действительности определяющий признак редкости применим к информации в той же степени, как и к другим экономическим бла- гам. Дело в том, что соотношение наличия (запаса) блага и потреб- ности в нем — достаточно явная, но лишь одна из форм проявления свой ства редкости. Но есть и другая, незаметная, но более значимая ее форма, — запрет на свободный доступ к благу: никто не может полу- чить благо бесплатно. И именно в этом состоит сущностная сторона экономического содержания свой ства редкости и понятия «редкость благ». Если подойти к анализу природы информации с этих позиций, то все становится на свои места. Никакую информацию нельзя полу- чить (не достается потребителю) бесплатно. Доступ к информации, представленной в форме практического знания, всегда опосредуется необходимостью платить. Например, за патенты и лицензии на про- изводство продуктов, технологическую документацию, информа- ционные базы и т. п.
Но можно ли то же самое сказать об обычной рыночной информа- ции, например, о ценах товаров и услуг, а также их потребительских свой ствах? На первый взгляд такая информация является общедоступ- ной. Во всяком случае мы не платим за то, чтобы узнать цену молока в соседнем магазине. Но для того, чтобы ее узнать, мы должны будем либо наведаться в этот магазин, затратив некоторое количество вре- мени и сил, а часто и денег, если требуется использовать транспорт, либо воспользоваться поисковыми системами в интернете, что также связано с дополнительными затратами времени и денег. Это говорит о том, что получение любой информации связано с затратами. Значит доступ к ней никогда не бывает бесплатным. Размер затрат может быть разным, но они будут присутствовать всегда. На это можно возраз- ить тем, что информация бывает общедоступной, т. е. не требующей никаких затрат. Примером может послужить реклама. Она восприни- мается как свободное (бесплатное) информационное благо. Ведь она предоставляется потребителю по нулевой цене. В действительности она не бесплатна, а оплачена рекламодателем, который из личной выгоды (привлечение потребителей к своему продукту посредством их информирования) берет на себя затраты потребителей на поиск информации. Проще говоря, в данном случае имеет место всего лишь смена личности плательщика, но не нарушение принципа платного, т. е. затратного доступа к информации.
Таким образом, несмотря на то, что запасы конкретной инфор- мации могут быть практически безграничными и ею могут восполь- зоваться сколь угодно много пользователей, а сама она может быть размножена на любое требуемое количество копий, информация яв-
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 21
ляется редким благом. И похоже, что степень ее редкости, а значит, и ценность самой информации, будет только возрастать.
Основная проблема экономики
Обычно проблема редкости благ рассматривается в виде соотне- сения располагаемых ресурсных возможностей с существующими потребностями и трактуется как редкость ресурсов. В рамках микро- экономического анализа блага и ресурсы суть синонимы, поскольку обладают признаком редкости и способны удовлетворять человече- ские потребности. Тем не менее разница между ними имеется, хотя достаточно условная. Понятие «благо» является более абстрактным, в том смысле, что в нем не конкретизируется его непосредственное предназначение. И пиджак, и ткацкий станок суть блага. Хотя оче- видно, что функционально они принципиально различаются между собой. Первое предназначено для потребительского потребления, в то время как второе, — для производственного потребления.
Ресурс
— это экономическое благо производственного назначения, посредством которого создаются другие экономические блага — про- дукты потребительского назначения. Необработанное мясо — это просто благо, если оно непосредственно используется в качестве пищи. Но это же мясо превращается в ресурс, если оно будет ис- пользовано для изготовления колбасных изделий. В тоже время, говоря о пищевых ресурсах, под ними часто подразумевают блага, предназначенные для непосредственного потребления.
Редкость ресурсов
проявляется в форме противоречия между неограниченными потребностями людей и недостатком налично- го количества ресурсов для удовлетворения эти потребностей. Раз- решить это противоречие в принципе невозможно, в том смысле, что удовлетворить все потребности не представляется возможным ни при каких обстоятельствах. Но очевидно и другое — разные спо- собы использования одного и того же объема ресурсов могут дать различные результаты. Иначе говоря, при одних и тех же ресурсах потребности могут быть удовлетворены в разной степени. Именно по этой причине с точки зрения неоклассической экономической теории экономика представляет собой способ выбора направлений использования (распределения) редких ресурсов для удовлетворе- ния конкурирующих целей общества, а основная проблема экономики состоит в обеспечении такого использования имеющихся ресурсов, при котором достигается наиболее полное удовлетворение потреб- ностей общества. В этой связи вопрос об обеспечении наилучшего распределения и использования ограниченных ресурсов становится
важнейшей экономической задачей, а экономическая наука превраща-
ется в науку о распоряжении редкими ресурсами.
В рамках этой науки
22
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Основная проблема экономики
Обычно проблема редкости благ рассматривается в виде соотне- сения располагаемых ресурсных возможностей с существующими потребностями и трактуется как редкость ресурсов. В рамках микро- экономического анализа блага и ресурсы суть синонимы, поскольку обладают признаком редкости и способны удовлетворять человече- ские потребности. Тем не менее разница между ними имеется, хотя достаточно условная. Понятие «благо» является более абстрактным, в том смысле, что в нем не конкретизируется его непосредственное предназначение. И пиджак, и ткацкий станок суть блага. Хотя оче- видно, что функционально они принципиально различаются между собой. Первое предназначено для потребительского потребления, в то время как второе, — для производственного потребления.
Ресурс
— это экономическое благо производственного назначения, посредством которого создаются другие экономические блага — про- дукты потребительского назначения. Необработанное мясо — это просто благо, если оно непосредственно используется в качестве пищи. Но это же мясо превращается в ресурс, если оно будет ис- пользовано для изготовления колбасных изделий. В тоже время, говоря о пищевых ресурсах, под ними часто подразумевают блага, предназначенные для непосредственного потребления.
Редкость ресурсов
проявляется в форме противоречия между неограниченными потребностями людей и недостатком налично- го количества ресурсов для удовлетворения эти потребностей. Раз- решить это противоречие в принципе невозможно, в том смысле, что удовлетворить все потребности не представляется возможным ни при каких обстоятельствах. Но очевидно и другое — разные спо- собы использования одного и того же объема ресурсов могут дать различные результаты. Иначе говоря, при одних и тех же ресурсах потребности могут быть удовлетворены в разной степени. Именно по этой причине с точки зрения неоклассической экономической теории экономика представляет собой способ выбора направлений использования (распределения) редких ресурсов для удовлетворе- ния конкурирующих целей общества, а основная проблема экономики состоит в обеспечении такого использования имеющихся ресурсов, при котором достигается наиболее полное удовлетворение потреб- ностей общества. В этой связи вопрос об обеспечении наилучшего распределения и использования ограниченных ресурсов становится
важнейшей экономической задачей, а экономическая наука превраща-
ется в науку о распоряжении редкими ресурсами.
В рамках этой науки
22
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
микроэкономика занимает центральное место, ставя своей целью по- иск способов и принципов обеспечения наилучшего распределения и использования ресурсов.
1.3. Проблема выбора: альтернативные возможности
и альтернативные затраты
Проблема выбора
Выбор как поведенческая характеристика хозяйствующих субъек- тов занимает фундаментальное место в микроэкономическом анализе.
Как отмечал Л. Роббинс: «Если средства и время для достижения це- лей ограничены и допускают альтернативное использование, а цели можно расположить по степени важности, то поведение неизбежно принимает форму выбора»
1
. Действительно, любой ресурс имеет аль- тернативные варианты использования. Вместе с этим его применение сопряжено с наличием двух непременных свой ств. Результативность каждого из вариантов может быть разной. Данное количество ресурса одновременно не может быть использовано для достижения разных целей. Применение заданного количества ресурса для производства одного блага автоматически исключает возможность его же приме- нения для производства другого блага. Это означает, что в процессе хозяйственной деятельности люди поставлены перед необходимостью делать выбор между разными вариантами применения каждого блага или ресурса. Необходимость делать экономический выбор является одной из фундаментальных проблем экономики, так как выступает непосредственным следствием ограниченности ресурсов.
Проблема экономического выбора
заключается в том, чтобы в усло- виях ограниченности ресурсов определить тот вариант их применения, который в наибольшей степени способен обеспечить достижение по- ставленных целей. С этих позиций экономика — это способ поиска наиболее предпочтительного варианта применения благ (ресурсов), а микроэкономика — наука о принципах осуществления этого поиска, т. е. о реализации экономического выбора в условиях редкости благ.
Если перевести проблему экономического выбора в практическую плоскость, то она трансформируется в постановку и поиск решения трех вопросов. Первый вопрос — «Что производить?» связан с опре- делением структуры, количества и качества благ (товаров и услуг), которые должны производиться в определенный период времени.
Второй вопрос — «Как производить?» связан с принятием решений о том, какие ресурсы, в какой комбинации и в каком количестве сле- дует использовать для обеспечения производства выбранной струк-
1
Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS, 1993. Вып. 1. С. 17.
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 23
1.3. Проблема выбора: альтернативные возможности
и альтернативные затраты
Проблема выбора
Выбор как поведенческая характеристика хозяйствующих субъек- тов занимает фундаментальное место в микроэкономическом анализе.
Как отмечал Л. Роббинс: «Если средства и время для достижения це- лей ограничены и допускают альтернативное использование, а цели можно расположить по степени важности, то поведение неизбежно принимает форму выбора»
1
. Действительно, любой ресурс имеет аль- тернативные варианты использования. Вместе с этим его применение сопряжено с наличием двух непременных свой ств. Результативность каждого из вариантов может быть разной. Данное количество ресурса одновременно не может быть использовано для достижения разных целей. Применение заданного количества ресурса для производства одного блага автоматически исключает возможность его же приме- нения для производства другого блага. Это означает, что в процессе хозяйственной деятельности люди поставлены перед необходимостью делать выбор между разными вариантами применения каждого блага или ресурса. Необходимость делать экономический выбор является одной из фундаментальных проблем экономики, так как выступает непосредственным следствием ограниченности ресурсов.
Проблема экономического выбора
заключается в том, чтобы в усло- виях ограниченности ресурсов определить тот вариант их применения, который в наибольшей степени способен обеспечить достижение по- ставленных целей. С этих позиций экономика — это способ поиска наиболее предпочтительного варианта применения благ (ресурсов), а микроэкономика — наука о принципах осуществления этого поиска, т. е. о реализации экономического выбора в условиях редкости благ.
Если перевести проблему экономического выбора в практическую плоскость, то она трансформируется в постановку и поиск решения трех вопросов. Первый вопрос — «Что производить?» связан с опре- делением структуры, количества и качества благ (товаров и услуг), которые должны производиться в определенный период времени.
Второй вопрос — «Как производить?» связан с принятием решений о том, какие ресурсы, в какой комбинации и в каком количестве сле- дует использовать для обеспечения производства выбранной струк-
1
Роббинс Л. Предмет экономической науки // THESIS, 1993. Вып. 1. С. 17.
Глава 1. Предмет и методология микроэкономического анализа 23