Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 327

Скачиваний: 19

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дью прямоугольника P
t
E
t
F(P
t

t). Эта стоимость была перераспределе- на от продавцов и покупателей государству. Однако легко увидеть, что доход государства оказался меньше, чем суммарные потери субъектов рынка: потери покупателей (изменение излишка) составили площадь трапеции, образованной точками P
t
E
t
EPe,
а потери продавцов — пло- щадь трапеции P
e
EF(P
t

t). Стоимостное отражение чистых потерь общества (потерь «мертвого груза» — DWL от англ. deadweight loss),
которые возникли в результате вмешательства государства, опреде- ляется площадью треугольника E
t
EF
. Этот «мертвый груз» отражает потери благосостояния общества из-за того, что часть сделок не состо- ялась: это потери покупателей, которые не смогли приобрести товар из-за роста цены на него, и потери прибыли фирм, которые не смогли произвести то количество, которое были готовы предложить рынку в условиях отсутствия налога.
Распределение налогового бремени
Последствия введения налога могут быть различными для продав- цов и покупателей — одни могут пострадать больше, другие — мень- ше. Значения коэффициентов эластичности спроса и предложения позволяют нам сравнить доли налогового бремени, приходящиеся на производителей и потребителей.
В результате введения налога на рынке повышается цена и снижа- ется объем продаж. Если спрос неэластичный, то потребители будут приобретать продукцию в объеме, который уменьшится в меньшем процентном соотношении по сравнению с приростом цены — цена в результате налогообложения вырастет сильнее, чем уменьшится объ- ем продаж. Если спрос эластичный, то даже относительно небольшое увеличение цены приведет к серьезному снижению покупок.
На графике введение налога отражается смещением точки равно- весия — она сдвигается в результате смещения графика предложения влево вдоль графика спроса (рис. 4.7). Каким окажется итоговое из- менение цены и объема производства, зависит от наклона функции спроса: если угол наклона невелик, т. е. график спроса крутой, то объем продаж снизится на относительно небольшую величину, а цена вы- растет значительно. Такая форма кривой спроса отражает его низкую эластичность. И наоборот: если кривая спроса пологая, эластичность спроса высокая, то цена вырастет не так сильно в сравнении с изме- нением объема продаж.
Кто сильнее пострадает от введения налога — продавцы или по- купатели, — зависит от сравнительной эластичности спроса и пред- ложения. Если эластичность одинаковая (углы наклона по модулю совпадают), то и бремя будет распределено поровну. Если предложе- ние оказывается эластичнее спроса, то основную часть налога уплачи-
Глава 4. Регулирование рынка 131

вает потребитель, поскольку он согласен на значительный рост цены
(рис. 4.7б). Если спрос эластичнее предложения, то большая доля на- логового бремени ложится на продавца (рис. 4.7а).
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
Т
р
Тс
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
Тр
Тс
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
Т
р
Тс
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
Тр
Тс
а)
б)
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Отношение долей налогового бремени продавцов и покупателей обратно отношению коэффициентов эластичности предложения и спроса в точке равновесия (по абсолютному значению):
доля продавцов доля покупателей =
E
E
b
d
D
P
S
P
=
(для линейного случая).
Прослеживается четкая зависимость: чем выше коэффициент эла- стичности соответствующей функции, тем меньшая доля налогового бремени приходится на формирующих ее агентов рынка.
Пусть величина налоговых поступлений государству равна
1000 руб., b = 3, d = 2. На основе этих данных можно рассчитать ве- личину налога, приходящуюся на продавцов и покупателей. Если весь налог разделить на 5 частей, 3 из них заплатят продавцы, а 2 — по- купатели. Отсюда доля продавцов = 3 × (1000/5) = 600 руб.; доля по- купателей = 2 × (1000/5) = 400 руб. Функция спроса более пологая по сравнению с функцией предложения, эластичность спроса выше эластичности предложения, поэтому продавцы платят налог в боль- шем объеме, чем покупатели.
Дотации
Экономическая теория трактует дотацию как «налог наоборот»: если налог принудительно изымает часть заработанного дохода, то дотация представляет собой почти безвозмездное увеличение этого
132
Раздел I. Основы микроэкономического анализа

дохода. Например, вуз получит дотацию в размере 300 тыс. руб. на одного студента в год, если этот студент будет там обучаться.
При построении модели мы увидим симметрию, существующую между дотированием и налогообложением: так же, как и налоговое бремя, дотация делится между продавцами и покупателями.
Рассмотрим самую наглядную ситуацию, когда производство некоторого блага дотируется в размере g руб. на единицу выпуска.
Это означает, что при продаже единицы блага производитель полу- чает не только цену своего товара, которую платит ему покупатель, но и еще g руб. от государства. Фирмы, которые начинают получать дополнительный доход в виде дотации, оказываются более прибыль- ными по сравнению с предприятиями, функционирующими в других отраслях. Возможность получить более высокую прибыль привлекает в сферу производства дотируемой продукции новые фирмы, что при прочих равных условиях увеличивает предложение на данном рынке.
Аналитическим отражением этого явления будет изменение функции предложения. В общем случае функция предложения связывает ко- личество продукции, которое продавцы готовы поставлять на рынок, с чистой выручкой от ее продажи. В условиях дотирования произ- водства выручка оказывается равна (P + g) и функция предложения принимает вид: Q’
s
= c + d(P + g
) = c + dP + dg. Графически такое из- менение функции предложения будет отражено смещением графика вниз на величину дотации (рис. 4.8); т. е. каждое прежнее количество производимой продукции продавцы будут готовы уступить покупате- лям по цене на g руб. ниже, чем раньше, до вмешательства государства.
Дотация так же, как и налог, распределяется между продавцами и покупателями. Пропорция этого распределения зависит от соот- ношения коэффициентов эластичности спроса и предложения: чем выше эластичность соответствующей функции в точке исходного равновесия, тем меньшая доля государственных средств достанется формирующим ее субъектам.
Государственная дотация (площадь прямоугольника P
g
(P
g
+ g
)FE
g
)
распределяется между продавцами (площадь (P
g
+ g
)FCP
e
) и покупа- телями (площадь P
e
CE
g
P
g
). Однако не весь объем расходов бюджета на субсидирование достается субъектам рынка: так же, как и в случае с налогом, здесь возникают потери «мертвого груза». Их источником являются потери эффективности: выплата дотаций привлекает в дан- ную отрасль фирмы, которые в условиях невмешательства государ- ства вполне успешно работали в других сферах. Такой переход может снижать эффективность распределения ресурсов, заставляя их пере- мещаться в сферы, поддерживаемые государством.
Глава 4. Регулирование рынка 133


С. 135 абзац 2 строка 5: ൌ
ܿ ൅
݀ሺͳ െ ݐሻܲ
С. 137 задание 4. На рис. 4.9 представлены а графическая иллюстрация
(следующая строка: нужна запятая после слова «данные») Используя эти данные
,
определите
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
ΔPS
ΔCS
ΔPS
ΔCS
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
g
E
g
P
g
+ g
F
S
g
S
Q
P
P
g
Рис. 4.8. Последствия введения дотации
Q
g
D
Q
e
g
P
e
C
DWL
P
ΔP<g
1   ...   6   7   8   9   10   11   12   13   14

ΔPS
ΔCS
E
Рис. 4.8. Последствия введения дотации
Мы видим, что субсидии, так же, как и налоги, искажают действие рыночного механизма. Неизбежность налогообложения не обсужда- ется — она очевидна. Так же очевидна и необходимость субсидиро- вания ряда отраслей. В государственном вмешательстве нуждаются сферы, в которых создаются блага, важные для жизни всего общества, например медицинское обслуживание и образование. Рынок произ- водит такие блага, но в ограниченном количестве. Кроме того, он готов реализовывать их только по очень высоким ценам, что делает невозможным их потребление широкими слоями населения. И если государство ставит своей целью развитие общества, экономический рост и благополучие граждан, то оно будет в той или иной степени стимулировать некоторые отрасли.
В реальности вмешательство государства в процессы ценообразова- ния реализуется с помощью установления не только абсолютных значе- ний налогов и субсидий, но и определенного процента от цены товара.
Налог, выраженный в процентах от цены, называется адвалорный.
Например, в России c 1 января 2020 г. табачные изделия облагают- ся акцизом по схеме, включающей в себя как фиксированную часть:
100 руб лей за 1000 штук на сигареты с фильтром, так и адвалорную:
5% от максимальной рыночной цены. При этом общая сумма акциза не должен превышать 115 руб лей за 1000 штук.
Общий принцип построения аналитической модели ценообра- зования при введении налога, выраженного в процентах, остается прежним: продавцы будут готовы поставить на рынок каждое прежнее количество товара, если цена, которую они получат от покупателей, вырастет ровно на столько процентов, сколько потребуется заплатить в бюджет. То есть «новая» цена P должна быть выше «старой» цены на
t
процентов, и тогда продавцы поставят на рынок прежнее количество
134
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
товара: Q
s
t
= c + d(PtP) = c + dP dtP. Поскольку исходная функция предложения была выражена уравнением Q
s
= c + dP, новая функция отражает снижение предложения: Q
s
t
= c + dPdtP = Q
s
dtP.
На графике снижение предложения в результате введения такого налога будет отражаться сдвигом графика влево (вверх), но не парал- лельно, как в случае с фиксированной ставкой, а с изменением угла наклона: новая функция будет менее пологой: Q
s
t
= c + d (PtP) =
= c + d (1 – t)P. Например, если исходная функция была представ- лена уравнением Q
s
= P – 100, то при введении налога в 10% новая функция будет выглядеть как Q
s
t
= 0,9P – 100. Это означает, что при изменении цены на 1 руб ль величина предложения изменится не на единицу, как в исходной ситуации, а только на 0,9 единиц товара, что свидетельствует о более низкой чувствительности предложения к из- менению цены и более крутом расположении графика на плоскости.
Ситуация с введением дотации, выраженной в процентах, ана- логична: производители будут готовы поставлять на рынок товар по цене, более низкой, чем раньше, поскольку часть выручки они будут получать не от покупателей, а от государства. Новая функция будет отражать увеличение предложения: Q
g
S
= c + d (P + gP) = Q
s
+ dgP и более пологий характер графика: Q
g
S
= c + d (1 + g)P.
Краткие выводы
1. Основными видами косвенного регулирования рынков являются налоги и дотации. Налог на единицу выпуска на производителей приводит к росту цены и снижению выпуска по сравнению с ситуацией исходного равнове- сия. Дотирование производителей ведет к снижению цены и росту объема производства.
Налоговое бремя и государственная дотация распределяются между про- давцами и покупателями обратно отношению коэффициентов эластичности предложения и спроса в точке равновесия (по абсолютному значению): доля продавцов доля покупателей
=
E
E
b
d
D
P
S
P
=
Прослеживается четкая зависимость: чем выше коэффициент эластичности соответствующей функции, тем меньшая доля налогового бремени прихо- дится на формирующих ее агентов рынка.
2. Другим видом государственного воздействия на равновесие является пря- мое регулирование цен и объемов производства.
Введение нижнего предела изменения цены («пола») приводит к возникно- вению избытка продукции и, следовательно, невозможно без дополнитель- ных мер по регулированию рынка: государству необходимо субсидировать покупателей или компенсировать производителям потери от перепроизвод- ства либо в виде государственных закупок продукции, невостребованной покупателями, либо путем выплаты прямой компенсации за сокращение
Глава 4. Регулирование рынка 135