Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 327
Скачиваний: 19
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
дью прямоугольника P
t
E
t
F(P
t
–
t). Эта стоимость была перераспределе- на от продавцов и покупателей государству. Однако легко увидеть, что доход государства оказался меньше, чем суммарные потери субъектов рынка: потери покупателей (изменение излишка) составили площадь трапеции, образованной точками P
t
E
t
EPe,
а потери продавцов — пло- щадь трапеции P
e
EF(P
t
–
t). Стоимостное отражение чистых потерь общества (потерь «мертвого груза» — DWL от англ. deadweight loss),
которые возникли в результате вмешательства государства, опреде- ляется площадью треугольника E
t
EF
. Этот «мертвый груз» отражает потери благосостояния общества из-за того, что часть сделок не состо- ялась: это потери покупателей, которые не смогли приобрести товар из-за роста цены на него, и потери прибыли фирм, которые не смогли произвести то количество, которое были готовы предложить рынку в условиях отсутствия налога.
Распределение налогового бремени
Последствия введения налога могут быть различными для продав- цов и покупателей — одни могут пострадать больше, другие — мень- ше. Значения коэффициентов эластичности спроса и предложения позволяют нам сравнить доли налогового бремени, приходящиеся на производителей и потребителей.
В результате введения налога на рынке повышается цена и снижа- ется объем продаж. Если спрос неэластичный, то потребители будут приобретать продукцию в объеме, который уменьшится в меньшем процентном соотношении по сравнению с приростом цены — цена в результате налогообложения вырастет сильнее, чем уменьшится объ- ем продаж. Если спрос эластичный, то даже относительно небольшое увеличение цены приведет к серьезному снижению покупок.
На графике введение налога отражается смещением точки равно- весия — она сдвигается в результате смещения графика предложения влево вдоль графика спроса (рис. 4.7). Каким окажется итоговое из- менение цены и объема производства, зависит от наклона функции спроса: если угол наклона невелик, т. е. график спроса крутой, то объем продаж снизится на относительно небольшую величину, а цена вы- растет значительно. Такая форма кривой спроса отражает его низкую эластичность. И наоборот: если кривая спроса пологая, эластичность спроса высокая, то цена вырастет не так сильно в сравнении с изме- нением объема продаж.
Кто сильнее пострадает от введения налога — продавцы или по- купатели, — зависит от сравнительной эластичности спроса и пред- ложения. Если эластичность одинаковая (углы наклона по модулю совпадают), то и бремя будет распределено поровну. Если предложе- ние оказывается эластичнее спроса, то основную часть налога уплачи-
Глава 4. Регулирование рынка 131
t
E
t
F(P
t
–
t). Эта стоимость была перераспределе- на от продавцов и покупателей государству. Однако легко увидеть, что доход государства оказался меньше, чем суммарные потери субъектов рынка: потери покупателей (изменение излишка) составили площадь трапеции, образованной точками P
t
E
t
EPe,
а потери продавцов — пло- щадь трапеции P
e
EF(P
t
–
t). Стоимостное отражение чистых потерь общества (потерь «мертвого груза» — DWL от англ. deadweight loss),
которые возникли в результате вмешательства государства, опреде- ляется площадью треугольника E
t
EF
. Этот «мертвый груз» отражает потери благосостояния общества из-за того, что часть сделок не состо- ялась: это потери покупателей, которые не смогли приобрести товар из-за роста цены на него, и потери прибыли фирм, которые не смогли произвести то количество, которое были готовы предложить рынку в условиях отсутствия налога.
Распределение налогового бремени
Последствия введения налога могут быть различными для продав- цов и покупателей — одни могут пострадать больше, другие — мень- ше. Значения коэффициентов эластичности спроса и предложения позволяют нам сравнить доли налогового бремени, приходящиеся на производителей и потребителей.
В результате введения налога на рынке повышается цена и снижа- ется объем продаж. Если спрос неэластичный, то потребители будут приобретать продукцию в объеме, который уменьшится в меньшем процентном соотношении по сравнению с приростом цены — цена в результате налогообложения вырастет сильнее, чем уменьшится объ- ем продаж. Если спрос эластичный, то даже относительно небольшое увеличение цены приведет к серьезному снижению покупок.
На графике введение налога отражается смещением точки равно- весия — она сдвигается в результате смещения графика предложения влево вдоль графика спроса (рис. 4.7). Каким окажется итоговое из- менение цены и объема производства, зависит от наклона функции спроса: если угол наклона невелик, т. е. график спроса крутой, то объем продаж снизится на относительно небольшую величину, а цена вы- растет значительно. Такая форма кривой спроса отражает его низкую эластичность. И наоборот: если кривая спроса пологая, эластичность спроса высокая, то цена вырастет не так сильно в сравнении с изме- нением объема продаж.
Кто сильнее пострадает от введения налога — продавцы или по- купатели, — зависит от сравнительной эластичности спроса и пред- ложения. Если эластичность одинаковая (углы наклона по модулю совпадают), то и бремя будет распределено поровну. Если предложе- ние оказывается эластичнее спроса, то основную часть налога уплачи-
Глава 4. Регулирование рынка 131
вает потребитель, поскольку он согласен на значительный рост цены
(рис. 4.7б). Если спрос эластичнее предложения, то большая доля на- логового бремени ложится на продавца (рис. 4.7а).
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
Т
р
Тс
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
Тр
Тс
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
Т
р
Тс
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
Тр
Тс
а)
б)
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Отношение долей налогового бремени продавцов и покупателей обратно отношению коэффициентов эластичности предложения и спроса в точке равновесия (по абсолютному значению):
доля продавцов доля покупателей =
E
E
b
d
D
P
S
P
=
(для линейного случая).
Прослеживается четкая зависимость: чем выше коэффициент эла- стичности соответствующей функции, тем меньшая доля налогового бремени приходится на формирующих ее агентов рынка.
Пусть величина налоговых поступлений государству равна
1000 руб., b = 3, d = 2. На основе этих данных можно рассчитать ве- личину налога, приходящуюся на продавцов и покупателей. Если весь налог разделить на 5 частей, 3 из них заплатят продавцы, а 2 — по- купатели. Отсюда доля продавцов = 3 × (1000/5) = 600 руб.; доля по- купателей = 2 × (1000/5) = 400 руб. Функция спроса более пологая по сравнению с функцией предложения, эластичность спроса выше эластичности предложения, поэтому продавцы платят налог в боль- шем объеме, чем покупатели.
Дотации
Экономическая теория трактует дотацию как «налог наоборот»: если налог принудительно изымает часть заработанного дохода, то дотация представляет собой почти безвозмездное увеличение этого
132
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
(рис. 4.7б). Если спрос эластичнее предложения, то большая доля на- логового бремени ложится на продавца (рис. 4.7а).
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
Т
р
Тс
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
Тр
Тс
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
Т
р
Тс
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
Тр
Тс
а)
б)
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Отношение долей налогового бремени продавцов и покупателей обратно отношению коэффициентов эластичности предложения и спроса в точке равновесия (по абсолютному значению):
доля продавцов доля покупателей =
E
E
b
d
D
P
S
P
=
(для линейного случая).
Прослеживается четкая зависимость: чем выше коэффициент эла- стичности соответствующей функции, тем меньшая доля налогового бремени приходится на формирующих ее агентов рынка.
Пусть величина налоговых поступлений государству равна
1000 руб., b = 3, d = 2. На основе этих данных можно рассчитать ве- личину налога, приходящуюся на продавцов и покупателей. Если весь налог разделить на 5 частей, 3 из них заплатят продавцы, а 2 — по- купатели. Отсюда доля продавцов = 3 × (1000/5) = 600 руб.; доля по- купателей = 2 × (1000/5) = 400 руб. Функция спроса более пологая по сравнению с функцией предложения, эластичность спроса выше эластичности предложения, поэтому продавцы платят налог в боль- шем объеме, чем покупатели.
Дотации
Экономическая теория трактует дотацию как «налог наоборот»: если налог принудительно изымает часть заработанного дохода, то дотация представляет собой почти безвозмездное увеличение этого
132
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
дохода. Например, вуз получит дотацию в размере 300 тыс. руб. на одного студента в год, если этот студент будет там обучаться.
При построении модели мы увидим симметрию, существующую между дотированием и налогообложением: так же, как и налоговое бремя, дотация делится между продавцами и покупателями.
Рассмотрим самую наглядную ситуацию, когда производство некоторого блага дотируется в размере g руб. на единицу выпуска.
Это означает, что при продаже единицы блага производитель полу- чает не только цену своего товара, которую платит ему покупатель, но и еще g руб. от государства. Фирмы, которые начинают получать дополнительный доход в виде дотации, оказываются более прибыль- ными по сравнению с предприятиями, функционирующими в других отраслях. Возможность получить более высокую прибыль привлекает в сферу производства дотируемой продукции новые фирмы, что при прочих равных условиях увеличивает предложение на данном рынке.
Аналитическим отражением этого явления будет изменение функции предложения. В общем случае функция предложения связывает ко- личество продукции, которое продавцы готовы поставлять на рынок, с чистой выручкой от ее продажи. В условиях дотирования произ- водства выручка оказывается равна (P + g) и функция предложения принимает вид: Q’
s
= c + d(P + g
) = c + dP + dg. Графически такое из- менение функции предложения будет отражено смещением графика вниз на величину дотации (рис. 4.8); т. е. каждое прежнее количество производимой продукции продавцы будут готовы уступить покупате- лям по цене на g руб. ниже, чем раньше, до вмешательства государства.
Дотация так же, как и налог, распределяется между продавцами и покупателями. Пропорция этого распределения зависит от соот- ношения коэффициентов эластичности спроса и предложения: чем выше эластичность соответствующей функции в точке исходного равновесия, тем меньшая доля государственных средств достанется формирующим ее субъектам.
Государственная дотация (площадь прямоугольника P
g
(P
g
+ g
)FE
g
)
распределяется между продавцами (площадь (P
g
+ g
)FCP
e
) и покупа- телями (площадь P
e
CE
g
P
g
). Однако не весь объем расходов бюджета на субсидирование достается субъектам рынка: так же, как и в случае с налогом, здесь возникают потери «мертвого груза». Их источником являются потери эффективности: выплата дотаций привлекает в дан- ную отрасль фирмы, которые в условиях невмешательства государ- ства вполне успешно работали в других сферах. Такой переход может снижать эффективность распределения ресурсов, заставляя их пере- мещаться в сферы, поддерживаемые государством.
Глава 4. Регулирование рынка 133
При построении модели мы увидим симметрию, существующую между дотированием и налогообложением: так же, как и налоговое бремя, дотация делится между продавцами и покупателями.
Рассмотрим самую наглядную ситуацию, когда производство некоторого блага дотируется в размере g руб. на единицу выпуска.
Это означает, что при продаже единицы блага производитель полу- чает не только цену своего товара, которую платит ему покупатель, но и еще g руб. от государства. Фирмы, которые начинают получать дополнительный доход в виде дотации, оказываются более прибыль- ными по сравнению с предприятиями, функционирующими в других отраслях. Возможность получить более высокую прибыль привлекает в сферу производства дотируемой продукции новые фирмы, что при прочих равных условиях увеличивает предложение на данном рынке.
Аналитическим отражением этого явления будет изменение функции предложения. В общем случае функция предложения связывает ко- личество продукции, которое продавцы готовы поставлять на рынок, с чистой выручкой от ее продажи. В условиях дотирования произ- водства выручка оказывается равна (P + g) и функция предложения принимает вид: Q’
s
= c + d(P + g
) = c + dP + dg. Графически такое из- менение функции предложения будет отражено смещением графика вниз на величину дотации (рис. 4.8); т. е. каждое прежнее количество производимой продукции продавцы будут готовы уступить покупате- лям по цене на g руб. ниже, чем раньше, до вмешательства государства.
Дотация так же, как и налог, распределяется между продавцами и покупателями. Пропорция этого распределения зависит от соот- ношения коэффициентов эластичности спроса и предложения: чем выше эластичность соответствующей функции в точке исходного равновесия, тем меньшая доля государственных средств достанется формирующим ее субъектам.
Государственная дотация (площадь прямоугольника P
g
(P
g
+ g
)FE
g
)
распределяется между продавцами (площадь (P
g
+ g
)FCP
e
) и покупа- телями (площадь P
e
CE
g
P
g
). Однако не весь объем расходов бюджета на субсидирование достается субъектам рынка: так же, как и в случае с налогом, здесь возникают потери «мертвого груза». Их источником являются потери эффективности: выплата дотаций привлекает в дан- ную отрасль фирмы, которые в условиях невмешательства государ- ства вполне успешно работали в других сферах. Такой переход может снижать эффективность распределения ресурсов, заставляя их пере- мещаться в сферы, поддерживаемые государством.
Глава 4. Регулирование рынка 133
С. 135 абзац 2 строка 5: ൌ
ܿ
݀ሺͳ െ ݐሻܲ
С. 137 задание 4. На рис. 4.9 представлены а графическая иллюстрация
(следующая строка: нужна запятая после слова «данные») Используя эти данные
,
определите
t
P
t
S
t
S
S
P
t
Q
P
P
e
Рис. 4.7. Распределение налогового бремени и эластичность
Q
e
D
D
Q
а)
б)
S
t
P
ΔPS
ΔCS
ΔPS
ΔCS
P
e
Q
e
Q
t
Q
t
t
g
E
g
P
g
+ g
F
S
g
S
Q
P
P
g
Рис. 4.8. Последствия введения дотации
Q
g
D
Q
e
g
P
e
C
DWL
P
ΔP<g
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
ΔPS
ΔCS
E
Рис. 4.8. Последствия введения дотации
Мы видим, что субсидии, так же, как и налоги, искажают действие рыночного механизма. Неизбежность налогообложения не обсужда- ется — она очевидна. Так же очевидна и необходимость субсидиро- вания ряда отраслей. В государственном вмешательстве нуждаются сферы, в которых создаются блага, важные для жизни всего общества, например медицинское обслуживание и образование. Рынок произ- водит такие блага, но в ограниченном количестве. Кроме того, он готов реализовывать их только по очень высоким ценам, что делает невозможным их потребление широкими слоями населения. И если государство ставит своей целью развитие общества, экономический рост и благополучие граждан, то оно будет в той или иной степени стимулировать некоторые отрасли.
В реальности вмешательство государства в процессы ценообразова- ния реализуется с помощью установления не только абсолютных значе- ний налогов и субсидий, но и определенного процента от цены товара.
Налог, выраженный в процентах от цены, называется адвалорный.
Например, в России c 1 января 2020 г. табачные изделия облагают- ся акцизом по схеме, включающей в себя как фиксированную часть:
100 руб лей за 1000 штук на сигареты с фильтром, так и адвалорную:
5% от максимальной рыночной цены. При этом общая сумма акциза не должен превышать 115 руб лей за 1000 штук.
Общий принцип построения аналитической модели ценообра- зования при введении налога, выраженного в процентах, остается прежним: продавцы будут готовы поставить на рынок каждое прежнее количество товара, если цена, которую они получат от покупателей, вырастет ровно на столько процентов, сколько потребуется заплатить в бюджет. То есть «новая» цена P должна быть выше «старой» цены на
t
процентов, и тогда продавцы поставят на рынок прежнее количество
134
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
ΔCS
E
Рис. 4.8. Последствия введения дотации
Мы видим, что субсидии, так же, как и налоги, искажают действие рыночного механизма. Неизбежность налогообложения не обсужда- ется — она очевидна. Так же очевидна и необходимость субсидиро- вания ряда отраслей. В государственном вмешательстве нуждаются сферы, в которых создаются блага, важные для жизни всего общества, например медицинское обслуживание и образование. Рынок произ- водит такие блага, но в ограниченном количестве. Кроме того, он готов реализовывать их только по очень высоким ценам, что делает невозможным их потребление широкими слоями населения. И если государство ставит своей целью развитие общества, экономический рост и благополучие граждан, то оно будет в той или иной степени стимулировать некоторые отрасли.
В реальности вмешательство государства в процессы ценообразова- ния реализуется с помощью установления не только абсолютных значе- ний налогов и субсидий, но и определенного процента от цены товара.
Налог, выраженный в процентах от цены, называется адвалорный.
Например, в России c 1 января 2020 г. табачные изделия облагают- ся акцизом по схеме, включающей в себя как фиксированную часть:
100 руб лей за 1000 штук на сигареты с фильтром, так и адвалорную:
5% от максимальной рыночной цены. При этом общая сумма акциза не должен превышать 115 руб лей за 1000 штук.
Общий принцип построения аналитической модели ценообра- зования при введении налога, выраженного в процентах, остается прежним: продавцы будут готовы поставить на рынок каждое прежнее количество товара, если цена, которую они получат от покупателей, вырастет ровно на столько процентов, сколько потребуется заплатить в бюджет. То есть «новая» цена P должна быть выше «старой» цены на
t
процентов, и тогда продавцы поставят на рынок прежнее количество
134
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
товара: Q
s
t
= c + d(P – tP) = c + dP – dtP. Поскольку исходная функция предложения была выражена уравнением Q
s
= c + dP, новая функция отражает снижение предложения: Q
s
t
= c + dP – dtP = Q
s
– dtP.
На графике снижение предложения в результате введения такого налога будет отражаться сдвигом графика влево (вверх), но не парал- лельно, как в случае с фиксированной ставкой, а с изменением угла наклона: новая функция будет менее пологой: Q
s
t
= c + d (P – tP) =
= c + d (1 – t)P. Например, если исходная функция была представ- лена уравнением Q
s
= P – 100, то при введении налога в 10% новая функция будет выглядеть как Q
s
t
= 0,9P – 100. Это означает, что при изменении цены на 1 руб ль величина предложения изменится не на единицу, как в исходной ситуации, а только на 0,9 единиц товара, что свидетельствует о более низкой чувствительности предложения к из- менению цены и более крутом расположении графика на плоскости.
Ситуация с введением дотации, выраженной в процентах, ана- логична: производители будут готовы поставлять на рынок товар по цене, более низкой, чем раньше, поскольку часть выручки они будут получать не от покупателей, а от государства. Новая функция будет отражать увеличение предложения: Q
g
S
= c + d (P + gP) = Q
s
+ dgP и более пологий характер графика: Q
g
S
= c + d (1 + g)P.
Краткие выводы
1. Основными видами косвенного регулирования рынков являются налоги и дотации. Налог на единицу выпуска на производителей приводит к росту цены и снижению выпуска по сравнению с ситуацией исходного равнове- сия. Дотирование производителей ведет к снижению цены и росту объема производства.
Налоговое бремя и государственная дотация распределяются между про- давцами и покупателями обратно отношению коэффициентов эластичности предложения и спроса в точке равновесия (по абсолютному значению): доля продавцов доля покупателей
=
E
E
b
d
D
P
S
P
=
Прослеживается четкая зависимость: чем выше коэффициент эластичности соответствующей функции, тем меньшая доля налогового бремени прихо- дится на формирующих ее агентов рынка.
2. Другим видом государственного воздействия на равновесие является пря- мое регулирование цен и объемов производства.
Введение нижнего предела изменения цены («пола») приводит к возникно- вению избытка продукции и, следовательно, невозможно без дополнитель- ных мер по регулированию рынка: государству необходимо субсидировать покупателей или компенсировать производителям потери от перепроизвод- ства либо в виде государственных закупок продукции, невостребованной покупателями, либо путем выплаты прямой компенсации за сокращение
Глава 4. Регулирование рынка 135
s
t
= c + d(P – tP) = c + dP – dtP. Поскольку исходная функция предложения была выражена уравнением Q
s
= c + dP, новая функция отражает снижение предложения: Q
s
t
= c + dP – dtP = Q
s
– dtP.
На графике снижение предложения в результате введения такого налога будет отражаться сдвигом графика влево (вверх), но не парал- лельно, как в случае с фиксированной ставкой, а с изменением угла наклона: новая функция будет менее пологой: Q
s
t
= c + d (P – tP) =
= c + d (1 – t)P. Например, если исходная функция была представ- лена уравнением Q
s
= P – 100, то при введении налога в 10% новая функция будет выглядеть как Q
s
t
= 0,9P – 100. Это означает, что при изменении цены на 1 руб ль величина предложения изменится не на единицу, как в исходной ситуации, а только на 0,9 единиц товара, что свидетельствует о более низкой чувствительности предложения к из- менению цены и более крутом расположении графика на плоскости.
Ситуация с введением дотации, выраженной в процентах, ана- логична: производители будут готовы поставлять на рынок товар по цене, более низкой, чем раньше, поскольку часть выручки они будут получать не от покупателей, а от государства. Новая функция будет отражать увеличение предложения: Q
g
S
= c + d (P + gP) = Q
s
+ dgP и более пологий характер графика: Q
g
S
= c + d (1 + g)P.
Краткие выводы
1. Основными видами косвенного регулирования рынков являются налоги и дотации. Налог на единицу выпуска на производителей приводит к росту цены и снижению выпуска по сравнению с ситуацией исходного равнове- сия. Дотирование производителей ведет к снижению цены и росту объема производства.
Налоговое бремя и государственная дотация распределяются между про- давцами и покупателями обратно отношению коэффициентов эластичности предложения и спроса в точке равновесия (по абсолютному значению): доля продавцов доля покупателей
=
E
E
b
d
D
P
S
P
=
Прослеживается четкая зависимость: чем выше коэффициент эластичности соответствующей функции, тем меньшая доля налогового бремени прихо- дится на формирующих ее агентов рынка.
2. Другим видом государственного воздействия на равновесие является пря- мое регулирование цен и объемов производства.
Введение нижнего предела изменения цены («пола») приводит к возникно- вению избытка продукции и, следовательно, невозможно без дополнитель- ных мер по регулированию рынка: государству необходимо субсидировать покупателей или компенсировать производителям потери от перепроизвод- ства либо в виде государственных закупок продукции, невостребованной покупателями, либо путем выплаты прямой компенсации за сокращение
Глава 4. Регулирование рынка 135