Файл: М. В. Ломоносова Московский государственный университет имени М. В. Ломоносова Экономический факультет Экономический факультет микроэкономика микроэкономика вводный курс вводный курс учебник.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 322
Скачиваний: 18
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
стичностью на всем протяжении независимо от угла наклона линии предложения.
Рис. 3.12
Pa
Q
P
S
ά
β
ΔP
ΔQ
Qa
P
Q
β ά
ΔP
ΔQ Qa
S
Pa
Рис. 3.12
Pa
Q
P
S
ά
β
ΔP
ΔQ
Qa
P
Q
β ά
ΔP
ΔQ Qa
S
Pa
Рис. 3.11. Эластичное предложение
Рис. 3.12. Неэластичное предложение
Рис. 3.13
ΔQ
Qa
Q
P
Pa
ΔP
S
β =
Рис.3.14. Эластичность нелинейного предложения.
P
S
A
B
Q
ά
Рис. 3.13. Предложение с единичной эластичностью
Для определения эластичности предложения в каждой точке на кривой предложения, представленной на рис. 3.14, следует провести касательную к интересующей точке на графике. Если касательная пересекает ось цены, это означает, что в этой точке кривая предло- жения эластична. Если касательная к точке на кривой предложения пересекает ось количества, то при таком уровне цены предложение неэластично.
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 117
Рис. 3.12
Pa
Q
P
S
ά
β
ΔP
ΔQ
Qa
P
Q
β ά
ΔP
ΔQ Qa
S
Pa
Рис. 3.12
Pa
Q
P
S
ά
β
ΔP
ΔQ
Qa
P
Q
β ά
ΔP
ΔQ Qa
S
Pa
Рис. 3.11. Эластичное предложение
Рис. 3.12. Неэластичное предложение
Рис. 3.13
ΔQ
Qa
Q
P
Pa
ΔP
S
β =
Рис.3.14. Эластичность нелинейного предложения.
P
S
A
B
Q
ά
Рис. 3.13. Предложение с единичной эластичностью
Для определения эластичности предложения в каждой точке на кривой предложения, представленной на рис. 3.14, следует провести касательную к интересующей точке на графике. Если касательная пересекает ось цены, это означает, что в этой точке кривая предло- жения эластична. Если касательная к точке на кривой предложения пересекает ось количества, то при таком уровне цены предложение неэластично.
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 117
Рис. 3.13
ΔQ
Qa
Q
P
Pa
ΔP
S
β =
Рис.3.14. Эластичность нелинейного предложения.
P
S
A
B
Q
ά
Рис. 3.14.
Факторы эластичности предложения по цене
Самым главным фактором эластичности предложения является
время.
Действительно, на возможность производителя изменить объем выпуска в первую очередь влияет продолжительность периода време- ни, которым он располагает. Чтобы нанять дополнительных рабочих, купить новые станки, построить еще один цех, нужно время, для каж- дого из этих действий — разное.
На рис. 2.10 из главы 2 изображено, какие перемены происходят с функцией предложения с течением времени: чем более продолжитель- ный период времени рассматривается, тем более пологой становится функция. Именно угол наклона функции предложения определяет зна- чение коэффициента эластичности. Таким образом, практически в лю- бой сфере производственной деятельности с ростом продолжительности
рассматриваемого периода эластичность предложения увеличивается.
Но время — не единственный фактор эластичности предложения.
Если зафиксировать временной период и рассматривать предложение, которое будет складываться в разных сферах производства, допустим, за год, то разница станет очевидной. В отраслях с длительным про- изводственным циклом предложение будет неэластичным — в рас- тениеводстве, например, за год невозможно изменить объем выпуска в ответ на ценовой сигнал, поступивший с рынка. И наоборот: в роз- ничной торговле год оказывается долгим периодом, достаточным, чтобы не только закупить дополнительный объем товаров и нанять новых продавцов, но и расширить торговые площади. Таким обра- зом, вторым фактором эластичности предложения является гибкость
технологии,
которая определяет скорость, с которой производители смогут отреагировать на изменение цены.
ε
S
(B) < 1
ε
S
(A) > 1
118
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Краткие выводы
1. Для оценки силы реакции покупателей на изменение цены используют коэффициент прямой ценовой эластичности спроса, который представляет собой сопоставление относительных изменений цены и объема спроса.
2. Для определения прямой ценовой эластичности существуют формулы — точечной эластичности (для определения эластичности в точке на кривой спроса); дуговой эластичности или «формула средней точки» (для опреде- ления эластичности на интервале).
3. При эластичном спросе абсолютное значение коэффициента больше едини- цы, при неэластичном спроса абсолютное значение коэффициента меньше единицы.
4. Характеристика ценовой эластичности спроса позволяет спрогнозировать изменение выручки продавцов (либо расходов покупателей): при неэластич- ном спросе повышение цены приведет к росту выручки продавцов (расхо- дов покупателей), при эластичном спросе рост цены приведет к снижению выручки (расходов). Выручка максимальна при единичной эластичности.
5. Чувствительность спроса к изменению дохода определяется с помощью коэффициента эластичности спроса по доходу. Значения этого коэффици- ента могут быть как отрицательными, так и положительными, что позволяет классифицировать товары как нормальные (положительное значение ко- эффициента) или худшие (отрицательное значение коэффициента).
6. Для определения эластичности спроса на один товар по цене другого ис- пользуется коэффициент перекрестной эластичности. Значения этого по- казателя позволяют оценивать товары как субституты (при положительном значении коэффициента), комплементы (при отрицательном значении ко- эффициента) или независимые (при значении коэффициента равном нулю).
7. Для оценки реакции продавцов на изменение цены используют коэффи- циент прямой ценовой эластичности предложения. Его значения всегда положительны.
8. При значении коэффициента эластичности предложения больше 1 пред- ложение эластично, при значении меньше единицы — неэластично.
Вопросы для самоконтроля
1. Можно ли определить ценовую эластичность спроса только по наклону кривой спроса?
2. Перечислите факторы, влияющие на эластичность спроса по цене, и приведите соответствующие примеры.
3. Какова зависимость между значением коэффициента прямой ценовой эластичности, изменением цены и изменением общих затрат покупателя?
4. Следует ли повышать цену на выпускаемую продукцию, если путем эмпирических наблюдений выяснили, что эластичность спроса при действующей цене равна (–1,15)? Дайте обоснованный ответ.
5. Если в отрасль вой дет большое количество фирм, то изменится ли и как показатель эластичности предложения при неизменной цене?
Глава 3. Эластичность спроса и предложения 119
Задания для закрепления теоретического материала
1.
Если коэффициент эластичности спроса на фонарики «МГЛА-10» по цене равен –1, и функция спроса линейна, то рост их цены:
а) приведет к росту расходов покупателей фонариков;
б) приведет к снижению расходов покупателей фонариков;
в) не повлияет на расходы покупателей фонариков г) может привести как к росту, так и к снижению расходов покупателей фонариков.
2. Если 5%-ное увеличение цены товара А привело к 2% уменьшению спра- шиваемого количества товара В, то это говорит о том, что товары А и В:
а) взаимодополняемые;
б) взаимозаменяемые;
в) независимые;
г) товары первой необходимости.
3. Если 10%-й рост дохода потребителя привел к 15%-ному росту величины спроса на товар А, то этот товар для потребителя:
а) нормальный товар;
б) предмет роскоши;
в) инфериорное благо;
г) верно а) и б).
4. В прошлом году спрос на конди- ционеры в Москве отражала изо- браженная на рисунке кривая D
A
, а предложение — кривая S
A
. По ито- гам года на рынке кондиционеров было продано Q
A
штук по цене Р.
В текущем году спрос и предло- жение кондиционеров изменились и стали отражаться кривыми D
B
и S
B
. В итоге равновесный объем продаж снизился до Q
B
, а равно- весная цена осталась прежней.
Центр изучения потребительских настроений обращается к Вам с просьбой сравнить эластичность спроса по цене в точке рыночного равновесия E
A
в прошлом году и в точ- ке E
B
— в нынешнем году. Каким будет Ваш ответ (с обоснованием)?
5. При цене товара $6 величина спроса составляет 60 шт., а эластичность спро- са по цене равна 3. Как выглядит уравнение кривой спроса?
Рекомендуемая литература
1. Фридмен М. Маршаллианская кривая спроса. Вехи экономической мыс- ли, т. 2.
Sb
Dɚ
Ɋ*
Sɚ
Qb
Qɚ
Db
Eɚ
Eb
Q
Ɋ
120
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Глава 4
РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА
4.1. Прямое регулирование рыночного механизма
4.2. Косвенное регулирование рыночного механизма
Ни один даже самый радикальный рыночный экономист не от- рицает необходимости присутствия государства в экономике. Вме- шательство государства в работу рыночного механизма происходит по трем основным направлениям. Во-первых, в ряде отраслей необ- ходимо поддерживать рыночный спрос. Особенно это касается таких важных для развития общества сфер как образование и здравоохра- нение, где без поддержки государства стоимость услуг была бы столь высока, что не позволила бы многим людям потреблять эти блага.
Во-вторых, государство призвано препятствовать стремлению отдель- ных фирм занять доминирующее положение на своем рынке, вытеснив с него конкурентов, и повысить цены. В-третьих, государство может поддерживать отечественных производителей, особенно в молодых и перспективных отраслях, в целях развития экономики в целом.
Кроме того, для выполнения своих основополагающих функций по защите прав собственности и обеспечению соблюдения контрактов в экономике государству необходимы средства, которые оно собирает в виде налогов.
Таким образом, вмешательство государства в деятельность рыноч- ного механизма в любой форме приводит к тому, что рынок, работу которого в обособленном состоянии мы уже рассмотрели, начинает функционировать иначе. К каким изменениям в деятельности рынка приводит государственное присутствие на нем, и будет рассмотрено в этом разделе. Государственное вмешательство в работу рыночного механизма можно разделить на два вида: прямое и косвенное регули- рование. К методам прямого регулирования относится установление государством цен на товары и объемов, отличающихся от цен и объ- емов, складывающихся в результате свободного рыночного взаимодей- ствия продавцов и покупателей. Методами косвенного регулирования
1>
1 ... 6 7 8 9 10 11 12 13 14
Раздел I
ОСНОВЫ МИКРОЭКОНОМИЧЕСКОГО
АНАЛИЗА
со стороны государства являются установление налогов и выплата до- таций.
Изучив материалы главы, вы узнаете:
ڏ О методах прямого регулирования рыночного механизма: уста- новление пола или потолка цены.
ڏ О методах косвенного регулирования рыночного механизма: введение потоварного налога, потоварной дотации.
ڏ О последствиях государственного вмешательства в установ- ление рыночного равновесия и способы его количественной оценки.
ڏ Как распределяется налоговое бремя между продавцом и по- купателем.
4.1. Прямое регулирование рыночного механизма
Цены «пола» и «потолка»
Государство может законодательно устанавливать границы цен.
Регулирование цен — мера очень жесткая, поэтому государство при- бегает к ней в крайних случаях. Так, например, в ряде стран устанавли- вается нижний предел закупочных цен на продукцию, произведенную фермерами. В результате такая помощь государства позволяет многим из них сводить концы с концами. Или другой пример: к весне в ряде регионов может подорожать мука, что повлияет на цену хлеба. Чтобы избежать недовольства населения, особенно наиболее уязвимых его групп с невысокими доходами, местная власть может зафиксировать цену на один или два сорта хлеба, запретив их подорожание. Прежде чем перейти к непосредственным результатам прямых методов регули- рования, следует остановиться на уже знакомых понятиях выигрыша покупателя и продавца и сравнении их величин в условиях рыночного равновесия и неравновесного состояния.
На рис. 4.1 видно, что выигрыш общества как сумма выигрышей покупателей и продавцов максимален в условиях рыночного равно- весия. Если что-либо выводит рынок из равновесия и фактический объем продаж будет либо меньшим, либо большим равновесного
(например Q
1
или Q
2
), то это приведет к сокращению суммарного выигрыша общества на площадь затушеванных треугольников (abe и fge). Эти потери общества называют DWL (от англ. потери мертвого груза). Впервые методику определения потерь общества в результате государственного вмешательства предложил американский экономист
Арнольд Харбергер, поэтому другое название этих потерь — «Харбер- геровский треугольник».
122
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Изучив материалы главы, вы узнаете:
ڏ О методах прямого регулирования рыночного механизма: уста- новление пола или потолка цены.
ڏ О методах косвенного регулирования рыночного механизма: введение потоварного налога, потоварной дотации.
ڏ О последствиях государственного вмешательства в установ- ление рыночного равновесия и способы его количественной оценки.
ڏ Как распределяется налоговое бремя между продавцом и по- купателем.
4.1. Прямое регулирование рыночного механизма
Цены «пола» и «потолка»
Государство может законодательно устанавливать границы цен.
Регулирование цен — мера очень жесткая, поэтому государство при- бегает к ней в крайних случаях. Так, например, в ряде стран устанавли- вается нижний предел закупочных цен на продукцию, произведенную фермерами. В результате такая помощь государства позволяет многим из них сводить концы с концами. Или другой пример: к весне в ряде регионов может подорожать мука, что повлияет на цену хлеба. Чтобы избежать недовольства населения, особенно наиболее уязвимых его групп с невысокими доходами, местная власть может зафиксировать цену на один или два сорта хлеба, запретив их подорожание. Прежде чем перейти к непосредственным результатам прямых методов регули- рования, следует остановиться на уже знакомых понятиях выигрыша покупателя и продавца и сравнении их величин в условиях рыночного равновесия и неравновесного состояния.
На рис. 4.1 видно, что выигрыш общества как сумма выигрышей покупателей и продавцов максимален в условиях рыночного равно- весия. Если что-либо выводит рынок из равновесия и фактический объем продаж будет либо меньшим, либо большим равновесного
(например Q
1
или Q
2
), то это приведет к сокращению суммарного выигрыша общества на площадь затушеванных треугольников (abe и fge). Эти потери общества называют DWL (от англ. потери мертвого груза). Впервые методику определения потерь общества в результате государственного вмешательства предложил американский экономист
Арнольд Харбергер, поэтому другое название этих потерь — «Харбер- геровский треугольник».
122
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
С.121 абзац 1 строка 13 в целях обеспечить развитие развития экономики
С. 121 абзац 2 строка 9 государством уровня цен
a
e
f
g
S
Q
P
P
e
Рис. 4.1. Оценка эффективности равновесного и неравновесных состояний
Q
1
Q
e
Q
2
D
b
СS
PS
E
S
Q
P
P
e
Рис. 4.2. Цены «пола» и «потолка»
Q
e
D
P
min
P
max
Рис. 4.1. Оценка эффективности равновесного и неравновесных состояний
Верхний предел цены
Если утверждается максимальный предел, выше которого цена не может подниматься, то такая граница называется «потолок». Ниж- ний предел цены товара получил название «пол». На рис. 4.2 отмечен
«потолок» цены (P
max
) —законодательно установленный максимальный предел роста цены и «пол» (P
min
) — нижняя граница снижения цены.
С.121 абзац 1 строка 13 в целях обеспечить развитие развития экономики
С. 121 абзац 2 строка 9 государством уровня цен
a
e
f
g
S
Q
P
P
e
Рис. 4.1. Оценка эффективности равновесного и неравновесных состояний
Q
1
Q
e
Q
2
D
b
СS
PS
E
S
Q
P
P
e
Рис. 4.2. Цены «пола» и «потолка»
Q
e
D
P
min
P
max
Рис. 4.2. Цены «пола» и «потолка»
Рассмотрим возможные последствия установления максимально- го предела цены. «Потолок» устанавливается на уровне ниже равно- весного. Если законодательно закрепить такую цену, очевидно, что
Глава 4. Регулирование рынка 123
соответствующая ей величина предложения окажется меньше вели- чины спроса. При относительно низкой цене количество продавцов, готовых поставлять товар на рынок, по сравнению с ситуацией равно- весия будет уменьшаться, а количество покупателей, наоборот, расти.
Возникнет дефицит. Когда дефицит образуется на свободном рынке, конкуренция между покупателями подает продавцам сигнал о том, что есть возможность реализовать товар по более высокой цене. Повыше- ние цены побуждает производителей наращивать выпуск, а потреби- телей — сокращать покупки, что отражает стремление цены к своему равновесному уровню. Но если свобода рынка ограничена, если ры- ночная цена не может вырасти, то нехватка товара становится хрони- ческой и часть потенциальных потребителей остается без покупки.
Эти последствия можно изобразить на графике (рис. 4.3). Поскольку
«потолок» цены P
max
устанавливается на уровне ниже равновесного, это приводит к тому, что продавцы начинают предлагать товара меньше, чем при равновесной цене. Несмотря на то, что покупатели хотели бы купить больший объем товара по сравнению с равновесным, количе- ство товара, которое удастся приобрести покупателям, будет опреде- ляться величиной предложения, соответствующей «потолку» цен, т. е.
Q
S
.
В результате образуется дефицит в размере (Q
d
–
Q
S
). Следствием установления цены ниже равновесного уровня является сокращение суммарного выигрыша продавцов и покупателей — появление мерт- вого груза, показанного на рис. 4.3 затушеванным треугольником.
С. 125 последний абзац строка 3: цене, Она цене: она
P
D
E
S
Q
P
P
e
Рис. 4.3. Последствия введения «потолка» цен
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
DWL
P
D
E
чр
S
Q
P
P
e
Рис. 4.4. Черный рынок
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
P
чр
S
чр
Q
чр
Рис. 4.3. Последствия введения «потолка» цен
Поскольку, помимо благой цели — заботы о потребителях, уста- новление государством цены ниже равновесного уровня сопрово- ждается негативным моментом — появлением дефицита, государство должно продолжить вмешательство в рыночный механизм — создать
124
Раздел I. Основы микроэкономического анализа
Возникнет дефицит. Когда дефицит образуется на свободном рынке, конкуренция между покупателями подает продавцам сигнал о том, что есть возможность реализовать товар по более высокой цене. Повыше- ние цены побуждает производителей наращивать выпуск, а потреби- телей — сокращать покупки, что отражает стремление цены к своему равновесному уровню. Но если свобода рынка ограничена, если ры- ночная цена не может вырасти, то нехватка товара становится хрони- ческой и часть потенциальных потребителей остается без покупки.
Эти последствия можно изобразить на графике (рис. 4.3). Поскольку
«потолок» цены P
max
устанавливается на уровне ниже равновесного, это приводит к тому, что продавцы начинают предлагать товара меньше, чем при равновесной цене. Несмотря на то, что покупатели хотели бы купить больший объем товара по сравнению с равновесным, количе- ство товара, которое удастся приобрести покупателям, будет опреде- ляться величиной предложения, соответствующей «потолку» цен, т. е.
Q
S
.
В результате образуется дефицит в размере (Q
d
–
Q
S
). Следствием установления цены ниже равновесного уровня является сокращение суммарного выигрыша продавцов и покупателей — появление мерт- вого груза, показанного на рис. 4.3 затушеванным треугольником.
С. 125 последний абзац строка 3: цене, Она цене: она
P
D
E
S
Q
P
P
e
Рис. 4.3. Последствия введения «потолка» цен
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
DWL
P
D
E
чр
S
Q
P
P
e
Рис. 4.4. Черный рынок
Q
e
D
P
max
Q
S
Q
D
P
чр
S
чр
Q
чр
Рис. 4.3. Последствия введения «потолка» цен
Поскольку, помимо благой цели — заботы о потребителях, уста- новление государством цены ниже равновесного уровня сопрово- ждается негативным моментом — появлением дефицита, государство должно продолжить вмешательство в рыночный механизм — создать
124
Раздел I. Основы микроэкономического анализа