Файл: Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К. Н. Вентцеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждения высшего образования

«КРЫМСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени В. И. Вернадского»

(ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»)

ЕВПАТОРИЙСИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ НАУК (ФИЛИАЛ)

Кафедра «Психолого-педагогическое образование»

 

Р Е Ф Е Р А Т

По дисциплине «Социальная педагогика»

На тему:

«Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К.Н. Вентцеля» 

 

  Обучающегося группы ППО-б-о-211 направления подготовки

44.03.02 «Психолого- педагогического направления», направленности «Социальный педагог» Нурумовой Т.В.

Преподаватель:

Кандидат педагогических наук, доцент

Безносюк Екатерина Владимировна

 Евпатория, 2023

Оглавление

 Введение…3-4

  1. Теоретические основы педагогики ненасилия…5-11

  2. Эксперимент свободного  воспитания К.Н.Вентцеля…12-16

  3. Идеи К.Н. Вентцеля в современной педагогической практике…17-29

  4. Заключение…30-32

Список литературы…33

ВВЕДЕНИЕ

Тысячи лет человечество воспринимало войну и насилие как нечто неизбежное. Сегодня насилием разрешаются национальные и расовые конфликты. Уголовная преступность уносит жизни тысяч людей. Существует насилие над природой, над людьми в сфере производства, скрытое насилие над ребенком  в сфере образования.

Это заставляет задуматься, как воспитать у детей миролюбие, негативное восприятие войны, гуманное отношение к людям и природе. Важно уже с самого раннего детства научить ребенка взаимодействовать с другими на ненасильственной основе, приобрести такие качества, которые объективно делают человека более сильным, независимым, свободным, способным принимать решения самостоятельно, максимально учитывая интересы и потребности других людей, когда чувство долга органически сочетается с собственными устремлениями и желаниями. А для этого необходимо, чтобы сама педагогика постепенно перестроилась с авторитарных позиций на демократические, чтобы она сама в полной мере стала педагогикой ненасилия.


Отсюда становится понятным, что педагогика ненасилия – это не столько какое-то самостоятельное течение или теория, хотя она и преследует свои специфические задачи, сколько движение прогрессивных педагогов и всех людей, связанных с делом воспитания, против принуждения, подавления достоинства детей, за развитие способности у них к ненасильственному взаимодействию с природой, человеком, миром в целом.

Для рассмотрения основных принципов педагогики ненасилия обратимся к отечественному педагогическому опыту Х?Х-ХХ вв., когда отказ от различных форм принуждения и подавления личности ребенка активно пропагандировался представителями гуманистического направления в педагогике, в том числе Н.К. Рерихом, Л.Н. Толстым, К.Н. Вентцелем.


  1. Теоретические основы педагогики ненасилия


Ненасилие – система ценностей, этическая и социальная концепция и практика, состоящая в неприятии насилия и отказе от использования насилия для достижения любых целей.

В восточных учениях (буддизм, индуизм, джайнизм и др.) понятие ненасилия восходит к идее ахимсы, означающей «непричинение вреда живым существам». Ахимса состоит в неубиении, ненасилии, непричинении вреда всему живому (людям, животным, растениям) никогда и никаким образом – ни мыслью, ни словом, ни делом. Ахимса определяется как поведение, ведущее к уменьшению зла в мире, поведение, направленное против самого зла, а не против людей его творящих (отсутствие ненависти).

В христианстве идея ненасилия является одной из основополагающих, на ней основана Нагорная проповедь Иисуса Христа: «Вы слышали, что сказано древним: «око за око, зуб за зуб». А я говорю вам: не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую, и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду, и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди с ним два. Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя не отвращайся» (Матф. V, 38-10).

Нравственные законы переходят от поколения к поколению, поэтому особенно важно привить гуманистические идеалы детям. На этих правилах основана педагогика ненасилия, включающая личностно ориентированный подход и грамотное взаимодействие ребёнка и общества.

Педагогика ненасилия – педагогика, утверждающая принцип ненасилия в сфере обучения и воспитания подрастающего поколения.



Принцип ненасилия реализуется в повышении мотивации учения, в результате чего сильное желание способствует облегчению учения и повышает его эффективность. Искусство ненасилия проявляется, прежде всего, в умении возбуждать в учениках адекватные педагогическим целям желания и мобилизацию психических сил учеников.

Разумеется, принцип ненасилия не отрицает другие дидактические и воспитательные принципы, однако их применение предполагает развитие свободы в выборе методов в той мере, в какой ученик может это сделать и в какой позволяет учебная ситуация. 2

На современном этапе для образовательного процесса характерен переход от адаптивно-дисциплинарной модели образования к личностно-ориентированной модели, который правомерно можно назвать движением к ненасилию. Развитие гуманистических теорий способствует внедрению идей ненасилия в учебные заведения. Но, несмотря на относительно высокий уровень разработки гуманистических технологий, они не всегда находят воплощение в реальной практике. Насилие, в скрытом, а иногда и в открытом виде присутствует в процессе обучения и воспитания учащихся.3

Скрытое насилие в области воспитания стало одной из наиболее актуальных проблем в сфере образования. Насилие – самый лёгкий способ управления поведением детей. Речь идёт не только и не столько о физических наказаниях, сколько об управлении посредством методов и приёмов насильственной педагогики, активизирующих у детей чувства страха, стыда, уязвлённой гордости и самолюбия. Арсенал подобных методов велик и многообразен: от телесного наказания до безобидного, на первый взгляд, слова. С одной стороны, они облегчают управление детьми, но с другой – негативные последствия применения этих методов для здоровья, социализации и личностного развития подрастающего поколения могут быть непредсказуемы, а иногда и необратимы.

Изучение данной проблемы и собственная практика приводит психологов к выводу, что отрицательные эмоции, возникающие под воздействием насилия в воспитании, представляют огромную угрозу для психического состояния детей и подростков, результатом нарушения которого могут стать отклонения в физическом и умственном развитии воспитанников, снижение уровня социальной адаптации. Исследователи насилия над детьми в семье и в школе В.А. Захарчук и М.В. Горская видят в нём причину роста в России подросткового суицида. Многие авторы проводят прямую корреляцию между насильственным воспитанием детей и их стремлением к употреблению алкоголя и наркотиков, видят школьное и семейное воспитательное насилие в качестве основных причин роста правонарушений среди несовершеннолетних.
4

Исходя из вышесказанного, нельзя не признать важность и своевременность обновления современной общеобразовательной школы любого типа, одной из ключевых позиций которого является гуманизация учебно-воспитательного процесса.

Наиболее адекватным идее гуманизации педагогическим течением, является педагогика ненасилия. Она представляет собой взаимодействие взрослого с ребенком, основанное на признании ценности личности воспитанника, усилении его способности к позитивному самопроявлению, отрицании принуждения как способа взаимодействия с ребёнком, позитивной открытости воспитателя, обеспечении субъективной свободы выбора в деятельности. Ненасильственное воспитание помогает успешной социализации и развитию позитивной «Я-концепции» ребёнка, сохраняет здоровье, устанавливает тёплую психологическую атмосферу, основанную на положительных эмоциях.

Цель педагогики ненасилия – воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе и в духе ненасилия, миролюбия, уважения прав и достоинств других людей, бережного отношения ко всему живому, решения конфликтов без использования насилия.

Педагогика ненасилия призвана решать следующие задачи:

1. Воспитание у обучающихся миролюбия, духа ненасилия:



  • развитие миролюбия, как способности к международному и межнациональному взаимопониманию, отрицание насильственных методов разрешения конфликтов;

  • ненасильственное отношение ко всему живому;

  • гуманное отношение к другим и к самому себе, развитие эмпатии и толерантности.


2. Гуманизация процесса обучения и воспитания, взаимодействия педагога и учащегося:



  • гуманизация существующих методов и форм работы в учебном заведении, во взаимоотношениях педагога и ученика;

  • разработка новых форм и методов педагогической деятельности, построенных на основе идей ненасилия;

  • реформирование подготовки будущих педагогов в средних специальных и высших учебных заведениях, формирование у них таких личностных свойств и специальных умений, которые позволили бы им в дальнейшем воспитывать детей в духе ненасилия и работать самим без использования принуждения.5


Особого внимания заслуживает вторая группа задач. Нельзя у ребенка сформировать ненасильственное отношение к другим людям, если сама педагогика в своей основе продолжает оставаться на авторитарных позициях. Поэтому важно, чтобы был гуманизирован сам учебно-воспитательный процесс, начиная с дошкольных учреждений и кончая высшей школой.


В качестве конкретных средств развития способности к ненасильственному взаимодействию в учебном заведении могут выступать уроки, внеурочные мероприятия, диспуты, дискуссии, анализ реально возникающих жизненных проблем, тренинги реального общения и взаимодействия и др.6

Для полной реализации педагогических условий должна быть создана ненасильственная развивающая педагогическая среда, в которой взаимодействие на всех уровнях образовательного процесса строится без использования открытых и скрытых форм принуждения. Развивающая среда способствует развитию личностного роста и духовного становления учащихся. Необходимо акцентировать внимание на взаимодействии между педагогом и учеником, т.е. осуществляется ли учебно-воспитательный процесс без принуждения: требовательность без принуждения, основанная на доверии; увлеченность, рожденная интересным преподаванием; замена принуждения желанием, которое рождает успех; ставка на самостоятельность учащихся.7

Наиболее точно принципы педагогики ненасилия сформулировал в своих психологических и педагогических трудах Ш.А. Амонашвили.

Вот главные принципы ненасильственного общения учителя с учеником:



  • управление обучением и всей жизнью детей с позиций их интересов;

  • постоянное проявление веры в возможности и перспективы каждого ребенка;

  • сотрудничество с детьми в процессе обучения, открытость учителя;

  • свободный выбор содержания, форм и методов деятельности, предоставление свободы выбора ученику;

  • уважение и поддержка достоинства детей, что создает атмосферу взаимоуважения, формирует у детей этические нормы нравственного поведения в обществе, доверие, поднимает авторитет каждого ребенка, способствует воспитанию уважения в детском коллективе;

  • организация жизни и деятельности детей на уроке должна строиться на основе принятия детей такими, какие они есть, важно органически включать их активность в урок, который следует насыщать современной жизнью.8


Таким образом, образовательная траектория, построенная на принципах педагогики ненасилия, должна быть направлена на переориентацию педагогической практики, основой которой становится обращение к ребенку как высшей ценности, формирование положительной «Я-концепции» личности, создание условий психологической защищенности и эмоционального комфорта, становления ребенка как субъекта педагогического взаимодействия. Меняется и роль педагога: он должен помочь ребенку познать самого себя, создать благоприятную среду для самоопределения и самодеятельности.

Смотрите также файлы