Файл: Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К. Н. Вентцеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 242

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


 

Заключение

Итак, педагогикой ненасилия  изучаются: её психологические основы, суть ненасилия как общечеловеческой ценности, принципы ненасильственного  взаимодействия педагога с учащимися.

К.Н. Вентцель важнейшим принципом воспитания и обучения считал свободу. Всю свою творческую жизнь К.Н. Вентцель посвятил освобождению детей от тоталитарных форм воспитания и образования, созданию такой благоприятной атмосферы в школе и в семье, где не процветало бы насилие над учащимися, и где были бы созданы условия для формирования действительно творческой личности. 

Взгляды К.Н. Вентцеля на космическое воспитание, космическая педагогика, которую он создал, представляют собой теоретическую систему, ориентирующуюся на достижение в педагогической практике каждым конкретным человеком единства и гармонии с окружающим его миром – человечеством и космосом. К.Н. Вентцель считал, что основными задачами образования и воспитания являются: цельное, гармоничное и творческое развитие личности ребенка, уважение его прав и личного достоинства, учет его индивидуальных особенностей, полный отказ от насильственного подавления его личности; любовь к детям, вера в их возможности. 


И в настоящее время насчитываются тысячи педагогов-практиков, философов, психологов, социологов, которые работают над популяризацией идей педагогики ненасилия. Они подчеркивают необходимость принятия этого направления как образа жизни каждым учителем для воспитания в учебных заведениях нравственного и духовного развитого человека. 

Этика ненасилия задает идеальные  ориентиры для педагогического  процесса. Идеал очень трудно реализовать  в земных условиях, но стремиться к  этому необходимо. Современные системы  свободного воспитания в своем большинстве  как раз и ориентируются на этику ненасилия по отношению  к ученикам.

Изучение гуманистических взглядов современных деятелей педагогической науки, педагогического наследия К.Н. Вентцеля показало, что его теория свободного воспитания имеет гуманистическую направленность. Выбранный педагогом путь воспитания, позволяющий ребенку через свободное творческое самопознание разобраться в закономерностях существования и развития исторически соответствующей ему культурной среды и реализовать свой индивидуальный творческий потенциал, весьма актуален для современного уровня развития педагогической мысли.

В связи с возрождением идеалов гуманистической педагогики в настоящее время возникают концепции организации воспитательно-образовательного процесса, многие положения которых сущностно близки теории К.Н. Вентцеля. Созвучность этой теории современным национальным образовательным идеям обусловливает необходимость ознакомления с ней педагогической общественности.


Размышляя о педагогических идеях К.Н. Вентцеля, стоит подчеркнуть, что ни одна из них не воспринималась им самим как нечто законченное, завершенное, как абсолютная истина. Его подходы воспринимаются как начало поиска ответа на сложные вопросы обучения и воспитания.

Обращаясь к педагогическим трудам К.Н. Вентцеля, мы ищем ответы на многие вопросы воспитания и обучения в демократической России. Не все в них равноценно. Но стержне вые идеи его педагогического творчества достойны нового прочтения и глубокого изучения. Это защита прав личности ребенка, опора на его самостоятельность и самодеятельность, призыв сохранять индивидуальность каждого воспитанника, отказ от насилия и принуждения. Все это должно найти свое развитие и воплощение в реальной жизни современного образовательного учреждения.

Список литературы

1. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996

2. Вентцель К.Н. Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Изд. 2-ое. – М., 1915

3. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: сборник избранных трудов /Сост. Филоненко Л.Д. – М., 1993

4. Богуславский М.В. Слово о Вентцеле // Свободное воспитание. - М., 1992. - Вып.I. - С15-17.

5. Пушкина И.М. Основные идеи К.Н. Вентцеля как основоположника космической педагогики / И.М.Пушкина // Мир образования – образование в мире. – 2007. – № 3 – С.159-164.

6. Вентцель К.Н. Заметки о космическом воспитании // Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сборник избранных трудов. – М., 1993. – С.202.

7. Кудрицкая Е.В. Гармонизация воспитательных отношений в педагогическом наследии К.Н. Вентцеля: автореф. дис. канд. пед. наук / Е.В. Кудрицкая. – Смоленск, 2008. – С. 15-19.

8.Репина Г.А. Теория воспитания и «Дом Свободного Ребенка» К.Н. Вентцеля //Дошкольное образование. – 2008. – № 2. – C.51-61.

9.Ткачев С. Гуманизация педагогики // Дошкольное воспитание. - М., 1996. - №3-С.8-12.

Смотрите также файлы