Файл: Педагогика ненасилия. Эксперимент свободного воспитания К. Н. Вентцеля.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 243

Скачиваний: 7

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Естественно, что никакая реально существующая система воспитания не может обойтись без тех или иных форм давления на личность. Однако современная педагогика может и должна минимизировать подобное насилие над ребенком и создать условия для сочетания индивидуальных интересов с общественными потребностями.


2.Эксперимент свободного  воспитания К.Н.Вентцеля

 

В начале XX в. идеи свободного воспитания увлекли прогрессивных педагогов России. С.Т.Шацкий, И.И.Горбунов-Посадов, А.У.Зеленко, Н.В.Чехов, К.Н.Вентцель были сторонниками свободного воспитания. Все их устремления были попыткой решить обострившиеся социальные проблемы общества «по-новому» организованного образования и воспитания, попыткой изменить общество путем нового воспитания.

Экспериментом стало создание небольшого семейного детского сада, который со временем должен был преобразоваться в семейную школу.

В 1905 г. Педагогическое общество и его комиссия по организации  семейных школ прекратили свою деятельность, но сад работал, а группа педагогов  разрабатывала теоретические положения  устройства «Дома свободного ребенка». Привлечением средств на содержание «Дома...» занималось созданное «Общество  друзей естественного воспитания».

1 октября 1906 г. «Дом... »  был открыт, но с закрытием  Лиги образования (1907 г.), куда  он входил, он стал членом нового  общества «Кружок совместного  воспитания и образования детей», изменив свое название, став Детским  садом с частной школой

Воспитательная работа строилась  вокруг одной темы, и ребята на занятиях выражали ее понимание рисованием, лепкой, рукоделием, различными видами ручного труда. Экскурсии, игры и  беседы развивали детскую любознательность. Этот семейный детский сад стал первоначальной ячейкой «Дома свободного ребенка».

Через год «Дом...» был  вновь открыт. Руководили «Домом» поочередно родители детей. Созданное для педагогического руководства педагогическое бюро контролировалось собранием родителей, а в 1907 г. был создан единый орган — Комиссия.

Это был единый орган управления школой. Родители вели занятия, дежурили, оплачивался труд только преподавателя  естествознания и столяра. Родители и дети работали вместе на уборке, вместе оборудовали кухню, библиотеку, двор и сад. Так как дети были маленькие, вынуждены были привлекать прислугу, хотя на первых порах все осуществлялось самообслуживанием.[8]


Учение по программам и  планам отменялось, но счету и письму учились по мере надобности возникающих  потребностей. Но результаты первого  года показали, что свобода обучения превратилась в праздное проведение времени. Чтобы сломить «свободу безделья», было принято решение, чтобы  во время занятий никто не бегал, начатая работа доводилась до конца. Было создно единое расписание, первоначально  оно создавалось только для воспитателей.

Постепенно отступали  от принципа «интересность» к принципу «полезность». В мастерских ребята занимались столярным делом, лепкой, рисованием, картонажными работами.

Там же на третий год работы проанализировали методы обучения и воспитания, решив изменить распределение детей по группам, больше стали привлекать к работе «Дома» родителей. Главным в воспитательном процессе стал труд. Вместе со взрослыми ребята изготовляли вешалки, ткацкие станки для нужд «Дома».

Было решено соединить  труд производительный и труд умственный, связать его с ремеслом и искусством.

Но развернуть дальше эксперимент  свободного воспитания не удалось, «Дом»  был закрыт.

Школа просуществовала три  года и показала недостатки свободного воспитания. В то же время была обоснована важность в воспитании свободного творческого, производительного труда, детского самоуправления, изучения детских задатков и способностей, развития детских талантов.

В 1905 г. Вентцель поднимает вопрос о создании в России для защиты детей Великой Хартии Свободы. В 1918 г. он пишет статью «Задача молодого человека», в которой говорит о борьбе детей против взрослых, о их защите. В период гражданской войны он выдвигает лозунг: «Учащиеся всех возрастов и всех стран, соединяйтесь между собою, образуйте одно международное братство учащихся, образуйте Интернационал учащихся».

Выход из катаклизма гражданской  войны он видит в том, чтобы  вместо культа взрослых был объявлен культ детей. В этом же году (1918) Вентцель формулирует права ребенка в России. Вот часть из них:

  • Каждый ребенок имеет право на свободное развитие заложенных в нем сил, способностей и дарований, т.е. право на воспитание и образование, сообразное с его индивидуальностью.

  • Каждый ребенок, какого бы он возраста ни был, есть определенная личность и ни в каком случае не может быть считаем ни собственностью своих родителей, ни общества, ни собственностью государства.

  • Каждый ребенок имеет право выбирать себе ближайших воспитателей и отказываться и уходить от своих родителей, если они оказываются плохими воспитателями.

  • Воспитание и образование на всех его ступенях является свободным даром ребенка. Каждый ребенок имеет право уклоняться от того воспитания и образования, которое идет вразрез с его индивидуальностью.

  • Ни один ребенок не должен терпеть стеснения из-за своих убеждений, лишь бы их проявления не нарушали равные права других членов общества».


Вентцель надеялся, что Учредительное собрание примет его Декларацию прав ребенка, но Собрание было разогнано большевиками, и Декларация осталась на бумаге.

И еще одна проблема детства, которая волновала К.Н. Вентцеля — семья. Ученый анализирует, как в семье «цепи невидимого рабства» накладываются на маленького человека отцом и матерью с раннего детства.

Участвуя в работе Педагогического  общества при Московском университете, он возглавил комиссию по организации  семейных школ. Впоследствии он высказал мысль, что воспитание достигнет  успеха, когда будет сформирована свободная семья. Такая семья, писал  он, возможна, если родители откажутся  от власти над детьми. В своей  книге «Теория свободного воспитания и идеальный детский сад», формулируя теорию свободного воспитания, Вентцель выделяет главное: ребенок должен рассматриваться как творческая индивидуальность, которая собственными усилиями, при активной помощи взрослых становится личностью.

В 1913 г. на Всероссийском  съезде по семейному воспитанию в  докладе «Семейное воспитание и  семья» Вентцель выдвигает идею реорганизации семьи, в которой дети и родители были бы равноправны в решении всех семейных проблем.

Еще в 1908 г. при Кружке совместного  воспитания и образования детей  был создан Родительский клуб, цель которого — «содействовать перевоспитанию современных родителей, поднять  их до более высокого педагогического уровня».

В работе «Свободный родительский авторитет» (1917) ученый говорит о  знаниях, которые необходимы родителям  для воспитания детей.

После 1917 г. идеи талантливого педагога не были востребованы. Да и  как могла правящая партия с ее революционными принципами принимать  объяснения Вентцеля происходящих событий в России: жестокость классовой борьбы и бескомпромиссность политических вождей вытекает из нравственного и интеллектуального состояния русского, а потом и советского общества.

3.Идеи К.Н. Вентцеля в современной педагогической практике.

С начала 90-х годов воспитание подрастающего поколения в российской Федерации получило возможность развиваться на принципах свободы, демократии, гуманизма. Конституция Российской Федерации, закон Российской Федерации "Об образовании" и другие законодательные акты определили общие ориентиры государственной политики в области воспитания и образования. Принципы государственной политики в области образования впервые за многие годы, дали педагогам возможность самим моделировать и осуществлять воспитательные системы, адекватные природе детства, национальным и региональным культурным традициям.


Современная система отечественного образования строится на принципах динамизма, вариативности организационных форм, гибкого реагирования на потребности общества и личности, характеризуется возникновением новых видов воспитательно-образовательных учреждений, разнообразием педагогических услуг.

Вместе с тем, появление новых документов, освобождающих творческую энергию воспитателей, ставит перед воспитательно-образовательным учреждением достаточно ответственную задачу, - выбрать такую программу работы с детьми, которая не только может быть успешно реализована педагогическим коллективом, но и будет способствовать эффективному развитию и воспитанию детей.

В связи с возрождением идеалов гуманистической педагогики, в настоящее время возникают концепции организации воспитательно-образовательного процесса, многие положения которых сущностно близки теории свободного воспитания К.Н. Вентцеля.

Программа "Радуга".

Авторский коллектив - сотрудники лаборатории дошкольного воспитания Института Общего Образования Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации под руководством кандидата педагогических наук Т.Н. Доновой. Авторский коллектив исходил из того, что в жизни человека дошкольному детству отведено непродолжительное время. Однако, этот период очень важен. От того, как прожиты дошкольные годы, во многом будет зависеть развитие его способностей, нравственных качеств. Поэтому, с одной стороны, надо сделать все возможное, чтобы ребенок полноценно прожил дошкольные годы, а с другой, - необходимо как можно эффективнее использовать этот возраст. Поэтому, перед воспитателями выдвигаются общие задачи:

· Создать ребенку возможность радостно и содержательно прожить эти годы;

· Обеспечить охрану и укрепление его здоровья (как физического, так и психологического);

· Способствовать всестороннему своевременному психическому развитию;

· Формировать активное и бережное уважительное отношение к окружающему миру;

· Приобщать детей к основным сферам человеческой культуры (труду, знаниям, морали и т.д.).

В основу программы положена идея о том, что каждый год жизни ребенка является решающим для становления определенных психических новообразований. Педагогическая работа в программе строится на основе теоретических позиций о ведущей роли деятельности в психическом развитии ребенка и становлении его личности. Создание специальных условий открывает широкое поле для самостоятельных действий детей, приводящих к постановке новых целей, позволяющих искать свои собственные пути решения.


Авторы программы стремятся достичь следующей цели: на протяжении дошкольного детства сформировать такие качества личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиваться ее решения и др. В связи с этим, решение воспитательно-образовательных задач в первую очередь направлено на воспитание и общее психическое развитие ребенка. При этом, формирование знаний, умений и навыков рассматривается, как одно из средств развития ребенка, а не как самоцель. Воспитание должно строится на основе взаимопонимания, любви и уважения к интересам и потребностям ребенка.

Авторы программы придают огромное значение не словам, а реальной практике работы, - взаимоотношениям "взрослый-ребенок". Основное условие для развития ребенка - возможность общения со взрослым. Он для ребенка источник защиты и поддержки, проводник знаний, образцов поведения, оценок всех событий.

Авторы программы считают, что полноценное развитие и воспитание ребенка может осуществляться, если взрослые смогут создать необходимую атмосферу, микроклимат в общении с дошкольником. При этом, в любом возрасте необходимо:

· Эмоциональное, теплое, ободряющее отношение педагога;

· Признание достижений ребенка, поощрение его успехов;

· Индивидуальность общения (педагог должен применять индивидуальный подход в общении к каждому своему воспитаннику);

· Деловая поддержка воспитателя, т.е., его постоянная готовность поделиться с ребенком тем, что он сам знает и умеет;

· Справедливость по отношению ко всем детям группы;

· Уважение к личности ребенка, его интересам и вкусам.

"Руководство" предостерегает воспитателя от использования недопустимых методов и средств воспитания:

· Обращения к детям в грубой или унизительной для них форме, использования кличек и прозвищ;

· Применения физических наказаний;

· Применения наказаний, высмеивающих ребенка, или унижающих его достоинство;

· Совершение насилия над ребенком в отношении приема пищи, сна, занятий и т.п.

В работе по программе "Радуга" большое значение придается созданию традиций, которые позволяют сделать жизнь ребенка привлекательной и эмоционально-окрашенной, позволяют избавиться от накопившегося напряжения, успокоиться, дают ребенку возможность чувствовать себя нужным и любимым сверстниками и воспитателем, получать необходимое для его эмоционального благополучия количество положительных эмоций.

Смотрите также файлы