Файл: Древний вавилон общественный и государственный строй.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 181

Скачиваний: 14

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Министерство науки и ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего образования

«Уральский государственный экономический университет»

(УрГЭУ)



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по дисциплине «История государства и права зарубежных стран»
Тема: Древний вавилон: общественный и государственный строй



Институт непрерывного

и дистанционного образования
Направление подготовки

40.03.01 Юриспруденция
Направленность (профиль)

Гражданско-правовой
Кафедра

__________________________________
Дата защиты: ________________

Оценка: ________________




Студент

Носов

Иван Иванович

Группа ИНО ОЗБ ГП-22 ПР

Руководитель




Екатеринбург

2021 г.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3

Глава 1. Образование Вавилонского государства

1.1 Образование новых государств на Ближнем Востоке………………4

1.2 Эволюция раннемонархического государства………………………5

1.3 Ранние государства Месопотамии…………………………………...7

Глава 2. Государственный строй Вавилонского царства

2.1 Государственный строй в эпоху

Старовавилонского и Средневавилонского царств.................................9

2.2 Государственный строй Вавилона в конце II – первой половине I тысячелетия до н.э……………………………………………………….15

Заключение……………………………………………………………….17

Раздел II Задача…………………………………………………………..19

Список литературы………………………………………………………20

Введение
Вавилон был одной из первых человеческих цивилизаций на земле. Здесь же намного раньше других стран древности возникли и политические общества, объединившие людей системой властных, правовых и административных отношений. Уже один этот факт привлекает к себе внимание, рождает интерес к исследованию этой цивилизации, этого государства.


Вавилонская государственность не сформировалась сразу в окончательно готовом виде. От века к веку она все больше совершенствовалась. Но в то же время она все время видоизменялась, как изменялись и условия существования вавилонского государства. Поэтому, несомненно, развитие вавилонской государственности во времени представляет интерес для исследователя.

В Вавилоне был особый государственный строй, что также привлекает внимание исследователя.

Поэтому я в данной работе поставили себе цель исследовать государственный строй Вавилонского государства, уделив внимание его особенностям на каждом этапе существования этого государства.

При этом использовал методы: исторический, описательный, сравнительно-исторический.

Данная работа состоит из введения, трех глав и заключения.

Во введении обосновывается актуальность исследования.

Главы построены по временному принципу. Первая глава будет посвящена созданию государства в Вавилонии. Вторая опишет государственный строй Вавилонии в эпоху старовавилонского и нововавилонского царств.

В заключении будут представлены выводы из проведенного исследования.

Глава 1. Образование Вавилонского государства


    1. Образование новых государств на Ближнем Востоке


Вавилон является одним из государств, которое выросло из протогосударств, образовавшихся на территории Нижней Месопотамии (современный южный Ирак).

Первые земледельческие племена стали поселяться в этом районе (в долине нескольких великих плодородных рек) с VI тысячелетия до н.э. Постепенно они стали спускаться в равнины и активно заселять плодородные долины рек, в первую очередь Тигра и Евфрата. В V – IV тыс. до н.э. их вытесняют племена убайдов-шумеров, которые стали основателями культуры с самой древней на земле государственностью1.

С начала IV тыс. до н.э. общинный строй шумеров двигался в направлении формирования протогосударств: в общине уже выделились лица с неодинаковыми ритуальными и материальными преимуществами по свой профессиональной деятельности. Разложению общины способствовал переход к индивидуальному труду. Вскоре у шумеров появилась письменность, которая стимулировала организационную роль культовых центров. В III тыс. до н.э. соседско-родовые общины объединились вокруг храмовых центров, которые играли не только религиозную, но и хозяйственно-организационную роль. Храмы развиваются в значительные по размерам города, которые служат опорными центрами связей общин. На общественных работах применяется труд рабов, среди свободных складывается система рангов. В XXVIII – XXV вв. до н.э. в объединениях формировались признаки протогосударств: возникла надобщинная администрация. Ее представляли 

эвен – главный жрец храма и правитель, а также совет старейшин. В межобщинном хозяйстве выделилась уже храмовая собственность. Храм, выстроенный из обожженного кирпича, был не только крупнейшей постройкой и монументальным центром, но одновременно и общественным складом, и амбаром, где размещались все запасы, все общественное достояние коллектива, в который уже включалось и некоторое количество пленных иноземцев, использовавшихся для обслуживания текущих нужд храма. Храм был также центром ремесленного производства, включая и металлургию бронзы.

Надобщинной организации в Двуречье способствовала необходимость вести совместные ирригационные работы: города-храмы и были связаны с сетью таких каналов. Ирригационное хозяйство поддерживалось в рабочем состоянии усилиями всего населения во главе со жрецами. Несколько заинтересованных общин формировали условный округ с 3-4 городами – это и было первичное объединение – ном. В обязанности правителя входила организация ирригации, а также выдачи из храмовых запасов членам общин через старейшин.

Таких объединений-номов сложилось в Месопотамии до 20. Большинство из них сформировали культовый союз с центром в Ниппуре. Со временем возвышаются города Киш (на севере), Ур и Уру (на юге). Источники свидетельствуют, что система администрации в Уруке была тесно связана с культом бога неба Анна, выступавшего, видимо, в функции связующего единства коллектива. Храм в честь Анна был общественным и хозяйственным центром Урука, а жрецы храма исполняли функции управителей во главе с верховным жрецом, главой протогосударства.

Все организационное единство в Уруке, Уре и Кише обеспечивалось храмовым хозяйством, полностью отделившимся от общинного; им руководят администраторы-писцы, в нем содержится штат ремесленников. Первым историческим правителем в Шумере был лугаль (хозяин) г. Киша. Лугаль был только военным вождем общин, но не жрецом. Единого государства древний Шумер еще не представлял: связи между номами больше походили на военный союз. Правители отдельных государств – энеси («господин сооружений») – имели культовые и военные функции; отдельные из них принимали титул лугаля, что означало некую претензию на гегемонию среди всех городов. Известны народные собрания, где сходилось до 1600 человек (в том числе 670-680 воинов).


Правители протогосударств видели свою социальную задачу во всемерном сохранении старого уклада жизни. Хотя встречаются уже сделки с недвижимостью (домами), это было редким событием и связывалось с продажей за долги: продавец всегда был в убытке. Периодически правители устраивали «возвращение к матери» - полные переделы владений. Это, однако, не могло остановить обогащение знати. Храмы начали обзаводиться своей администрацией и даже дружинами (войско вооружается особым оружием, разделяется на колесничное, тяжелую и легкую пехоту). Война вообще становится ускорителем новой организации. Но она же временно ограничивает власть лугаля общинными коллективными органами (советом старейшин); по решению народного собрания лугаль может быть низложен.

1.2 Эволюция раннемонархического государства
С ростом протогосударств усложнялась и их внутренняя структура. Если вначале храм был центром хозяйства и разросшейся общины либо группы соседних общин, каждая из которых в лице своих представителей принимала участие в обработке земли храма, продукт с которой шел на сакральные (совместные всеобщинные ритуалы с обильным жертвоприношением) и страховые нужды коллектива и на содержание немногочисленной еще группы оторванных от производства пищи людей, то теперь ситуация изменилась.

Видимо, уже со второй трети III тыс. до н.э. в большинстве протогосударств (Урук, Киш, Лагаш и др.) население исчислялось десятками тысяч, а количество общинных деревень – многими десятками. Практически это означало, что избыточный труд и продукт общинников – даже при условии значительного роста храмовых земель и храмового хозяйства – уже не мог быть реализован с достаточной полнотой и эффективностью вне самих общинных полей и поселений, которые могли отстоять от храма на десятки километров. Поэтому происходило отделение общинных полей от полей храма.

Наиболее наглядно это видно на примере структуры храмовых земель храма богини Бау в Лагаше в XXV – XXIV вв. до н.э., когда это протогосударство завоевало и подчинило себе ряд соседних и в его состав было включено несколько храмовых комплексов – к слову, храм Бау не был единственным и в самом Лагаше; главным в то время был храм бога Нингирсу, верховный жрец которого выступал в качестве правителя-энси. Вся земля храма была поделена на три части. Первая была храмовой. Вторая в виде служебных наделов раздавалась рабочему персоналу и служащим храма, включая ремесленников. Третья часть в форме наделов предназначалась для передачи их любому желающему и нуждающемуся в качестве аренды.


Отделение храмового хозяйства от общинного и превращение его в особую сферу экономики, в государственное хозяйство, сыграло важную роль в укреплении позиций жреческой администрации во главе с энеси.

Опираясь на такого рода хозяйства, энеси все определеннее отдалялся от коллектива общинников, приобретал в их глазах сакральные признаки отмеченного покровительством богов правителя и в качестве верховного связующего единства становился во главе заметно возраставшего бюрократического аппарата, оказывался высшим и основным субъектом власти-собственности. Вначале выборная, должность жреца-энси со временем все очевиднее приобретала тенденцию превратиться в наследственную, что и стало нормой после объединения всего Шумера Саргоном Аккадским в XXIV в. до н.э. В создании новой державы ведущую роль сыграла новая армия: многочисленное (более 5 тыс. человек) профессиональное войско легковооруженных пехотинцев, каждый из которых получал за свою службу надел. Усиление централизации власти привело к образованию в Шумере ранней монархии с сильной, почти деспотической властью.

Это была эпоха ожесточенной борьбы соседних протогосударств за политическую гегемонию, а их правителей - за усиление и укрепление своей власти, расширение и распространение ее за счет соседей. Войско каждого из таких протогосударств обычно состояло из небольшого отряда тяжеловооруженных воинов; вспомогательной силой были примитивные колесницы на сплошных колесах, запряженные, видимо, ослами и приспособленные для метания дротиков.

Вначале, в XXVIII – XXVII вв. до н.э., успех был на стороне Киша, правители которого первыми приняли титул лугаля. Затем возвысился Урук. Он при Гильгамеше подчинил себе, хотя еще очень непрочно, ряд соседей – Лагаш, Ниппур и др. В XXV в. верховенства и титула лугаля добились правители Ура. На рубеже XXV – XXIV вв. на авансцену шумерской истории вышел Лагаш.

Сначала его правитель Эенатум присоединил ряд соседних центров - Киш, Урук, Ларсу и др., что привело к усилению его военного и политического могущества. При Лугальанде политика дальнейшей централизации власти и связанных с этим злоупотреблений вызвала резко недовольство населения. В результате восстания – едва ли не первого из зафиксированных историей – Лугальанда был низложен, а к власти пришел Уруинимгина, проведший ряд реформ. Эти реформы ослабили централизованную администрацию Лагаша, что вскоре привело к завоеванию его удачливым правителем Уммы Лугальзагеси, создавшим объединенное Шумерское государство, правда, просуществовавшее недолго.