Файл: Общение. Структура и средства общения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Психология общения»

 

1 Тема: Общение. Структура и средства общения

  

1.Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
2.В едином процессе общения выделяют три стороны:

·        коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;

·        интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.

·        перцептивная -  предполагает восприятие общающимися друг друга

Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную, коммуникативную, интерактивную.
3. К средствам общения относятся:

·        язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;

·        интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;

·        мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;

·        расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
4. Виды общения:

·        «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;

·        формально – ролевое – содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.

·        деловое общение – целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;


·        светское – определяется формальной вежливостью, суть общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;

·        духовное, межличностное – раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием;

·        примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

·        манипулятивное – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от особенностей личности собеседника.
5. Классификация общения

Таблица 1


Основания классификации

Виды общения


По продолжительности


  • Кратковременное

  • Продолжительное

По цели


  • Биологическое

  • Социальное

По средствам



  • Непосредственное

  • Опосредованное

  • Прямое

  • Косвенное

По соотношению «цель» или «средство»


  • Деловое

  • Личностное

По количеству участников


  • Межличностное

  • Межгрупповое

  • Личностно-групповое

  • Одностороннее

  • Массовое

По типу



  • Императивное

  • Манипулятивное

  • Диалогическое

По содержанию


  • Материальное

  • Мотивационное

  • Когнитивное

  • Конвенциональное

  • Кондиционное (обмен психическими или физиологическими состояниями)

По способам

  • Вербальное (словесное)

  • Невербальное





2. Тема: Невербальные средства общения

 

1.Общение осуществляется по следующим каналам: речевому и неречевому.
2.Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.

«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:

1) Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.

2) Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой

Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.

Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.

3.Средства невербального общения: поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт, направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.

3. Тема: Вербальное общение. Речевые средства общения

1.Вербальное общение бывает письменным и устным.

Функции вербального общения:

  1. Обмен информацией между людьми.

  2. Организация взаимодействия между людьми.

  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

2. Виды вербального общения:

  1. Открытое – закрытое;

  2. Монологическое – диалогическое;

  3. Ролевое – личностное

Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.

Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.

Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.

Личностное общение – общение по душам.

3.Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.


Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается.

Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.

Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи.

Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса.

 ч

4. Тема: Стили общения

 

1. Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.

·        симпатия – ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека, с которым вы общаетесь.

·        психологическое карате – ваша цель – психологически подавить другого человека, вызвать у него неуверенность, страх, вину.

·        психологическое айкидо – цель этого стиля – уйти из-под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку и мягко добиться своих целей.

Проблема коммуникации – самая главная в жизни любого человека. При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность. Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех. Как показывает практика, люди, добившиеся успеха - известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены – длительное время овладевали приемами общения.

2. Техники эффективного знакомства – основа обучения во всех разведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать агентурную сеть. В проекции на нашу жизнь это выглядит так: непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи. 

5. Тема: Манипулирование

Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей.

Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека.


Манипуляции имеют скрытый характер воздействия.

Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях.

2. Причины манипуляции:

    1. Недоверие.

    2. Любовь.

    3. Неопределенность.

    4. Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения.

    5. Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.

Типы манипулятивных систем. Существует 4 типа манипулятивных систем:

    1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов

    2. Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым.

    3. Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов.

 

6. Тема: Механизмы межличностного восприятия

1. Восприятие – система мозговых структур, обеспечивающая анализ обработку информации. На основе восприятия создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт.

2. Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важная особенность – не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие человека во взаимоотношениях с другими людьми.

1.     Роль первого впечатления. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения строятся отношения между людьми.

2.     «Эффект ореола» - проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией и воспринимаемом. Общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии. Общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки.

Источниками «ореола», появления ошибок в восприятии являются разные причины:

А) Превосходство

Б) Привлекательность

В) Факторы отношения к нам

     3.Казуальная атрибуция – строим свое предположение о человеке по его действиям и поступкам. Часто это приводит к конфликтам, недоразумениям.