ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 47
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Психология общения»
1 Тема: Общение. Структура и средства общения
1.Общение – это многоплановый процесс развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя восприятие и понимание другого человека, обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия.
2.В едином процессе общения выделяют три стороны:
· коммуникативная - включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности. Общаясь, люди используют язык как одно из важнейших средств общения;
· интерактивная – взаимодействие общающихся и обмен информацией в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками.
· перцептивная - предполагает восприятие общающимися друг друга
Таким образом, в едином процессе общения можно условно выделить три стороны: перцептивную, коммуникативную, интерактивную.
3. К средствам общения относятся:
· язык – система слов, выражений и правил их соединения в осмысленные высказывания, используемые для общения;
· интонация – эмоциональная выразительность речи, которая способна придавать разный смысл одной и той же фразе;
· мимика, жесты, поза, взгляд собеседника могут усиливать, дополнять или опровергать смысл фразы;
· расстояние, на котором общаются собеседники, зависит от культурных и национальных традиций, от степени доверия к собеседнику.
4. Виды общения:
· «Контакт масок» - формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски вежливости, строгости, безразличия и т.д. – набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику;
· формально – ролевое – содержание и средства общения регламентированы ролями партнеров по общению: врач и пациент, инспектор дорожного движения и нарушитель ПДД, кондуктор и пассажир и т.д.
· деловое общение – целью которого является организация и оптимизация того или иного вида деятельности: производственной, научной, учебной и т.д. При таком общении учитываются особенности личности, характера собеседника, но на первом плане стоят интересы дела, а не личность собеседника;
· светское – определяется формальной вежливостью, суть общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях;
· духовное, межличностное – раскрываются глубинные структуры личности. Характеризуется полным взаимопониманием;
· примитивное – когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен, то активно вступают в контакт, если мешает – оттолкнут, могут последовать агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, то теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;
· манипулятивное – направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов в зависимости от особенностей личности собеседника.
5. Классификация общения
Таблица 1
Основания классификации | Виды общения |
По продолжительности |
|
По цели |
|
По средствам |
|
По соотношению «цель» или «средство» |
|
По количеству участников |
|
По типу |
|
По содержанию |
|
По способам |
|
2. Тема: Невербальные средства общения
1.Общение осуществляется по следующим каналам: речевому и неречевому.
2.Чувства, эмоции могут выражаться средствами невербального общения. Невербальное общение, известное как «язык тела», или «язык жестов», включает такие формы самовыражения, которые не опираются на слова и другие речевые символы.
«Язык жестов» важно понимать по нескольким причинам:
1) Словами можно выразить только фактические знания, но для выражения чувств одних слов часто бывает недостаточно.
2) Знание этого языка показывает, насколько мы умеем владеть собой
Невербальное общение как правило спонтанно и проявляется бессознательно, а при речевом общении человек взвешивает свои слова.
Невербальное общение человека связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения. На основе невербального общения раскрывается внутренний мир личности, осуществляется формирование психического содержания совместной деятельности людей.
3.Средства невербального общения: поза, жест, мимика, походка, визуальный контакт, направлении движения, длина паузы, интонация, громкость, тембр, паузы, вздох, смех, плач, кашель, рукопожатие, поцелуй, похлопывания, ориентация, дистанция.
3. Тема: Вербальное общение. Речевые средства общения
1.Вербальное общение бывает письменным и устным.
Функции вербального общения:
-
Обмен информацией между людьми. -
Организация взаимодействия между людьми. -
Восприятие друг друга партнерами по общению.
2. Виды вербального общения:
-
Открытое – закрытое; -
Монологическое – диалогическое; -
Ролевое – личностное
Открытое общение – это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека.
Закрытое общение – это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправдано в конфликтных ситуациях.
Ролевое общение – общение людей, исходящее из их социальной роли.
Личностное общение – общение по душам.
3.Умеющий по-настоящему слушать, воспринимает гораздо больше информации, чем тот, кто обращает внимание только на слова говорящего. Он слышит и оценивает силу и тон голоса, скорость речи. Он замечает неправильность построения фраз. Эти особенности речи наряду с отбором слов и выражением лица собеседника полезны для понимания истинной сути сообщения. Огромную роль в этом играет понимание интонации.
Интонация – это способ выражения чувств, эмоций, отношения говорящего к собственным словам и к тем людям, к которым он обращается.
Доказано, что те люди, которые более точно умеют передавать эмоции, точнее судят об эмоциях других людей по их речи и интонации.
Темп и громкость речи. В общении важно обращать внимание на темп речи.
Эффективным средством общения является тактика постоянного изменения громкости голоса.
ч
4. Тема: Стили общения
1. Все стили общения условно можно поделить на три группы в зависимости от цели общения и ролей, какие вы играете.
· симпатия – ваша цель вызвать симпатию, доверие, интерес у человека, с которым вы общаетесь.
· психологическое карате – ваша цель – психологически подавить другого человека, вызвать у него неуверенность, страх, вину.
· психологическое айкидо – цель этого стиля – уйти из-под психологического давления человека, использующего психологическое карате, нейтрализовать его психологическую атаку и мягко добиться своих целей.
Проблема коммуникации – самая главная в жизни любого человека. При общении важны: доброжелательность, внимание, диалог, информативность. Знание и использование всего четырех принципов общения могут повысить ваши шансы на успех. Как показывает практика, люди, добившиеся успеха - известные политики, модельеры, артисты, бизнесмены – длительное время овладевали приемами общения.
2. Техники эффективного знакомства – основа обучения во всех разведках мира. Система разведки строится по шаблону: необходимо войти в контакт, получить информацию, завербовать агента и создать агентурную сеть. В проекции на нашу жизнь это выглядит так: непринужденное знакомство – вызов симпатии – доверительные дружеские отношения или прочные деловые связи.
5. Тема: Манипулирование
Манипуляция - побуждение другого человека к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий, необходимых для достижения партнерами своих собственных целей.
Манипуляция – это вид духовного, психологического воздействия на человека.
Манипуляции имеют скрытый характер воздействия.
Манипуляция предполагает игру на человеческих слабостях.
2. Причины манипуляции:
-
Недоверие. -
Любовь. -
Неопределенность. -
Нежелание выдавать свои истинные эмоции и вступать в близкие отношения. -
Желание получить одобрение, понравиться всем и каждому.
Типы манипулятивных систем. Существует 4 типа манипулятивных систем:
-
Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов -
Пассивный манипулятор прикидывается беспомощным и вялым. -
Безразличный манипулятор играет в безразличие, старается уйти, устраниться от контактов.
6. Тема: Механизмы межличностного восприятия
1. Восприятие – система мозговых структур, обеспечивающая анализ обработку информации. На основе восприятия создаются образы внешнего мира, складывается индивидуальный опыт.
2. Восприятие межличностное – восприятие, понимание и оценка человека человеком. Важная особенность – не столько восприятие качеств человека, сколько восприятие человека во взаимоотношениях с другими людьми.
1. Роль первого впечатления. Для того чтобы взаимодействовать с другим человеком, необходимо иметь какое-то представление о нем. Общаясь, люди составляют впечатление о партнере на основании своего опыта, эталонов, внутренних установок, сознательной или бессознательной интерпретации невербальных сигналов. На основании сформировавшегося под влиянием внешних и внутренних факторов мнения строятся отношения между людьми.
2. «Эффект ореола» - проявляется, когда субъект восприятия располагает минимальной информацией и воспринимаемом. Общее благоприятное впечатление, оставленное человеком, приводит субъекта к положительным оценкам и тех качеств, которые не даны в восприятии. Общее неблагоприятное впечатление порождает соответственно отрицательные оценки.
Источниками «ореола», появления ошибок в восприятии являются разные причины:
А) Превосходство
Б) Привлекательность
В) Факторы отношения к нам
3.Казуальная атрибуция – строим свое предположение о человеке по его действиям и поступкам. Часто это приводит к конфликтам, недоразумениям.