Файл: Тема 2 Формы управленческих действий. Правовые акты управления.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 201

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Конституционный Суд РФ рассматривает жалобы уполномоченных субъектов права (граждан и других лиц, а также органов государственной власти) и дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президента РФ и Правительства РФ, а также актов органов исполнительной власти субъектов РФ. Постановлениями Конституционного Суда РФ акты управления или отдельные их части и положения могут быть признаны неконституционными; в этом случае они утрачивают свою юридическую силу.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды (в случае признания недействующими индивидуальных актов управления) фактически обладают правом отмены правовых актов управления.

Законодательные (представительные) органы государственной власти края, области и других субъектов РФ в соответствии с действующим федеральным и региональным законодательством могут отменять правовые акты управления соответствующих государственных администраций. Глава администрации субъекта РФ имеет право отменять приказы органов и структурных подразделений данной администрации. Глава администрации при соответствующем обращении к нему руководителей законодательных (представительных) органов государственной власти субъекта Федерации обязан отменить не соответствующие законодательству акты органов администрации. Администрация субъектов РФ имеет право внесения в Правительство РФ представления о признании недействительными правовых актов федеральных органов исполнительной власти (федеральных министерств, государственных комитетов, федеральных служб и т. д.). В соответствии с законодательством республик, входящих в состав Российской Федерации, главы исполнительной власти этих республик имеют право отменять или приостанавливать действие нормативных и иных правовых актов управления, принятых органами исполнительной власти этих республик.

Правовой акт утрачивает юридическую силу, когда он:

--признан судом (Конституционным Судом РФ, конституционными (уставными) судами субъектов РФ, судом общей юрисдикции, арбитражным судом) не соответствующим Конституции РФ и иным федеральным законам или признан незаконным (недействительным);

--отменен органом, его издавшим, или вышестоящим органом, уполномоченным на совершение таких действий. Органы исполнительной власти имеют право пересмотра принятых ими административных актов, их изменения и отмены в связи с их незаконностью, необоснованностью, отсутствием позитивного действия, нецелесообразностью. Сам орган управления (или должностное лицо) может отменить свое решение только в том случае, если будет подтверждено, что принятие этого решения опиралось на незаконные основания (подделаны документы; недостоверная информация о лицах, в отношении которых принимался документ).


Основаниями для отмены акта управления или для внесения в них изменений и дополнений являются:

--незаконность акта управления (противоречие нормам законодательства);

--практическая нецелесообразность; отсутствие положительных результатов действия актов управления;

--необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;

--истечение срока действия акта управления.

Приостановление акта управления — официальное временное прекращение действия данного акта до момента рассмотрения и принятия по нему окончательного решения органом, имеющим право отменять или изменять правовой акт управления. Акт управления не подлежит применению, т. е. временно не действует (однако он не утрачивает своей юридической силы), когда, например:

Президент РФ приостанавливает действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ (актов высшего должностного лица субъекта РФ или акта органа исполнительной власти субъекта РФ) в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам России или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом (ч. 2 ст. 85 Конституции РФ; ст. 29 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»). В соответствии со ст. 15 Федерального конституционного закона от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении» Президент РФ вправе приостанавливать действие правовых актов органов государственной власти субъектов Рф, правовых актов органов местного самоуправления, Действующих на территории, на которой введено чрезвычайное положение, в случае противоречия этих актов указу Президента РФ о введении на данной территории чрезвычайного положения;

Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;

суд общей юрисдикции вправе приостановить действие оспариваемого решения органа государственной власти, органа местного самоуправления

, должностного лица, государственного или муниципального служащего до вступления в законную силу решения суда по заявлению гражданина или организации (ч. 4 ст. 254 ГПК РФ). Вместе с тем подача заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нпа (ч.7 ст.251 ГПК РФ);

принесение протеста прокурора на вступившее в законную силу постановление по делу об административном правонарушении приостанавливает его исполнение до рассмотрения протеста (ч. 1 ст. 31.6 и ст. 30.11 КоАП РФ). Судья, орган, должностное лицо, вынесшие постановление о назначении административного наказания, приостанавливают исполнение постановления в случае принесения протеста. О приостановлении исполнения постановления выносится определение, которое при необходимости немедленно направляется в орган, должностному лицу, для исполнения.



    1. Приведите по три примера указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, являющихся нормативными и ненормативными правовыми актами управления (письменно).

    2. Приведите примеры правовых актов управления по всем следующим основаниям классификации (письменно):

- по юридическим свойствам,

Нормативные: Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809"Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

Ненормативные: Указ Президента Российской Федерации от 20.02.2023 г. № 107О присвоении Липаеву В.Г. дипломатического ранга Чрезвычайного и Полномочного Посла

- по субъектам,

- содержанию

- порядку издания  

Коллегиальные: Постановление Правительства РФ от 14.03.2023 N 386"Об утверждении Правил осуществления единовременной денежной выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в войсках национальной гвардии Российской Федерации"

Единоличные: Указ Президента РФ от 03.03.2023 N 138"О дополнительных временных мерах экономического характера, связанных с обращением ценных бумаг"

- по территориальным масштабам действия.

действующие на всей территории Российской Федерации: Указ Президента РФ от 09.11.2022 N 809"Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей"

территории субъекта Российской Федерации: Постановление Правительства Челябинской области от 22.03.2023 г. № 191-П «О единых специально отведенных или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера местах на территории Челябинской области»

административно-территориальной единицы:

Распоряжение администрации Ленинского района города Челябинска

О санитарной очистке и благоустройстве территории Ленинского района города Челябинска

3. Найдите пример из судебной практики об оспаривании нормативных правовых актов управления. Кратко охарактеризуйте содержание судебного решения (устно на семинаре) Решение Челябинского областного суда от 25.10.2017 по делу N 3а-251/2017 О признании недействующим постановления Правительства Челябинской области от 20.12.2016 N 709-П "О внесении изменений в постановление Правительства Челябинской области от 27.01.2015 г. N 22-П "О ставках платы по договорам купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан на территории Челябинской области".

Тестовые задания:

  1. По юридическим свойствам правовые акты управления делятся на:

А) частные

Б) общие

В) индивидуальные

Г) нормативные


  1. Установите последовательность стадий принятия нормативных актов государственного управления:

2А) рассмотрение проекта и принятие нормативного акта управления

5Б) оспаривание

1В) подготовка проекта акта управления

4Г) опубликование и вступление в силу

3Д) государственная регистрация


  1. Установите последовательность этапов государственной регистрации нормативных правовых актов государственного управления:

3А) присвоение регистрационного номера

2Б) принятие решения о государственной регистрации нормативного правового акта

4В) занесение в государственный реестр правовых актов

1Г) юридическая экспертиза соответствия акта действующему законодательству


  1. Президент РФ издаёт обязательные для исполнения на всей территории РФ:

А) указы

Б) распоряжения

В) приказы

Г) постановления


  1. Правительство РФ издаёт обязательные для исполнения на всей территории РФ:

А) приказы

Б) указы

В) постановления

Г) распоряжения


  1. Правовые акты управления издаются:

А) в определенной форме

Б) в свободной форме

В) без соблюдения определенной формы

Г) требований к их форме не имеется


  1. Административно-правовые нормы, представляющие собой общеобязательные государственные предписания, рассчитанные на многократное применение устанавливаются в:


А) нормативных правовых актах

Б) ненормативных индивидуальных правовых актах

В) административных договорах

Г) постановлениях Пленумов Верховного Суда РФ


  1. Административно-правовые предписания, запреты и дозволения формулируются в:

А) индивидуальных правовых актах

Б) частных нормах

В) нормативных правовых актах

Г) общественных нормах


  1. Правовые акты управления могут:

А) выступать в виде юридических фактов

Б) служить основанием издания или отмены других актов управления

В) быть доказательствами в судебном процессе

Г) отменять судебные акты


  1. Правовые акты управления, незаконность которых не является явной либо требующие подтверждения их законности являются:

А) оспоримыми

Б) ничтожными

В) неправомерными

Г) незначительными


  1. Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории РФ (если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу):

А) по истечении 10 дней после дня их официального опубликования

Б) по истечении 10 дней после дня их принятия

В) немедленно с момента их государственной регистрации

Г) немедленно со дня их принятия


  1. Прошедшие государственную регистрацию, но не опубликованные в установленном порядке нормативные правовые акты (кроме содержащих государственную или иную охраняемую законом тайну):

А) начинают свое действие с момента государственной регистрации

Б) не вступают в силу

В) не влекут правовых последствий

Г) не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений


  1. Государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти осуществляется:

А) Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии

Б) Министерством юстиции РФ

В) Федеральной налоговой службой

Г) Правительством РФ


  1. Существенные признаки, характеризующие нормативный правовой акт управления:

А) издание в установленном порядке

Б) наличие в нем правил поведения, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение