Файл: Целевые ориентиры внеучебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 88

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Оглавление


Введение………………………………………………………………………3-5

Глава 1 Внеурочная деятельность школьников: виды, направления,

формы, целевые ориентиры, разработка примерных программ,

методический конструктор………………………………………………………

    1. Внеурочная деятельность школьников: виды,

направления, формы………………………………………..…

    1. Целевые ориентиры внеучебной деятельности…………….

    2. Разработка примерных программ внеурочной

деятельности……………………………………………….…..

Глава 2 Управление внеурочной деятельностью и пути повышения эффективности в общеобразовательном учреждении …………………….

2.1. Краткая характеристика организации Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с.п. «Поселок Молодежный»…………….

2.2. Оценка организации управления внеурочной деятельностью в МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный»………………..

2.3. Общие рекомендации по совершенствованию системы управления внеурочной деятельностью в МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный»

Заключение…………………………………………………………………….

Литература……………………………………………………………………..

Приложение……………………………………………………………………

Введение

Актуальность темы исследования определяется тем, что в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» одним из главных вопросов является переход общеобразовательных учреждений на федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Отдельную часть учебного плана составляет внеурочная деятельность. С большой долей вероятности можно утверждать, что в ближайшее десятилетие руководителям общеобразовательных учреждений предстоит работать в условиях:

— расслоения населения (в том числе детей и молодёжи) по уровням обеспеченности и уровням образованности;

— плотно работающих с сознанием ребёнка различных средств массовой информации (телевидение, Интернет, пе­чать, FM-радио) и видео-аудио-компьютерной индустрии;

— разрастания в обществе стилей и форм жизнедеятель­ности и отдыха, уводящих и отчуждающих от реальности;

— распространения молодёжных субкультур, ориентирующих молодых людей на удовольствия и потребление;


— разреженности систем идей, определяющих обществен­но-коллективные формы жизни и формы самоидентификации личности;

— нарастания межнациональных, межпоколенных и иного рода межгрупповых напряжений

Достойно ответить на эти вызовы сможет только педагог, постоянно осуществляющий в отношении их ценностное са­моопределение и способный организовать и поддержать самоопределение детей. То есть, иными словами, педагог с позицией воспитателя.

Воспитание в школе — это не специальные мероприятия.

Воспитание в школе,  должно идти только через совместную деятельность взрослых и детей, детей друг с другом, в кото­рой единственно возможно присвоение (а не просто узнава­ние)  детьми ценностей. При этом воспитание принципиаль­но не может быть сведено к какому-то одному виду образовательной деятельности, но должно охва­тывать и пронизывать собой все виды: учебную (в границах разных образовательных дисциплин) и внеурочную (художественную, поисковую, коммуникативную, спортивную, досуговую, трудовую и др.) деятельность.

Именно так ставится вопрос в новом Федеральном государ­ственном образовательном стандарте общего образования, где внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено пространство и время в образовательном процессе.

Главное во внеучебной работе – в характере взаимодействия классного руководителя и воспитанников, т.е. в воспитанных отношениях. Эти отношения, основанные на коллективной, партнерской, равноправной творческой деятельности классного руководителя и детей, деятельности, направленной на заботу друг о друге и окружающих, создают условия для формирования системы работы и определяют роль, функции, цели, задачи и содержание деятельности классного руководителя, что позволяет правильно и эффективно организовать работу с ними.

Цель дипломной работы: изучение проблемы нахождения путей эффективного развития управления внеурочной деятельностью.

Объектом исследования является процесс управления внеурочной деятельностью в ОУ.

Предмет исследования – развитие организации процесса управления внеурочной деятельностью в ОУ.

Задачи исследования:

1) конкретизировать сущность и особенности организации процесса управления внеурочной деятельностью в ОУ;

2) определить эффективность формы и методов организации процесса управления внеурочной деятельностью в ОУ;

3) рассмотреть дальнейшее развитие основных методов и приемов организации процесса управления внеурочной деятельностью в ОУ;



Гипотеза исследования.

Процесс управления внеурочной деятельностью в ОУ будет более эффективном при следующих условиях:

  1. применении теоретических аспектов управления внеурочной деятельностью на практике;

  2. совершенствовании методов педагогического взаимодействия;

  3. умелой реализации функции управления.

Методы исследования: теоретический анализ социально-педагогической литературы, обобщения, методы сбора и накопления данных, беседа.

Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Глава 1. Внеурочная деятельность школьников: виды, направления, формы, целевые ориентиры, разработка примерных программ, методический конструктор.

    1. Внеурочная деятельность школьников: виды, направления, формы.


Внеурочная деятельностьучащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации ор­ганизация занятий по направлениям внеурочной деятельнос­ти является неотъемлемой частью образовательного процесса и школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, ис­пользуется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Для общеобразовательного учреждения внеурочная деятельность часть выполняемых им функций.

За последние годы проблема внеурочной деятельности в школе обострилась и изменила свою направленность, что обусловлено особенностями и противоречиями современной ситуации общественного развития, которые определяют глобальные изменения в условиях жизни детей и подростков

Поэтому сегодня для образовательного учреждения на первое место выходит вопрос организации внеурочной деятельности. Именно сейчас учащиеся должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся изобретать, понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формулировать интересы и осознавать возможности» (проект «Наша новая школа»). Такая возможность предоставляется Федеральным государственным образовательным стандартом нового поколения.


Требования стандарта к организации ВУД школьников:

- Внеурочная деятельность включается в вариативную часть Базисного учебного плана школы и на нее отводится 10 часов в неделю. Школа вправе сама определять, под какие виды внеурочной деятельности отдать эти часы.

- Часы,отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся.

- Аудиторных занятий не должно быть более 50%.

- Все виды внеурочной деятельности должны быть ориентированы на воспитательные результаты.

   Учебный план для начальной школы включает для каждого класса 10 часов внеурочной деятельности, позволяющей осуществлять программу воспитания и социализации школьников через несколько направлений, реализация которых позволит добиться получения тех результатов в обучении и воспитании школьников, которые определены в долгосрочной программе модернизации российского образования. Заинтересованность школы в решении проблемы внеурочной деятельности (ВУД) объясняется не только включением ее в учебный план 1- 4 классов, но и новым взглядом на образовательные результаты. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо выше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

В базисном учебном плане выделены основные направле­ния внеурочной деятельности: спортивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятель­ность.

Виды организации внеурочной деятельности:

- Игровая;

- Познавательная;

- Проблемно-ценностное общение;

- Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

- Художественное творчество;

- Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

- Техническое творчество

- Трудовая (производственная) деятельность;

- Спортивно-оздоровительная деятельность;

- Туристско-краеведческая деятельность

Очевидно, что ряд видов и направлений внеучебной деятельности прямо совпадают друг с другом, а такие направления, как военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеучебной деятельности. Поэтому направлениявнеучебной деятельности целесообразно рассматривать как содержательный ориентир, а на видах деятельностиосновывать разработку и реализацию конкретных форм внеучебной деятельности школьников.


Важно установить, какие аспекты, компоненты внеурочной деятельности требуется упорядочить, чтобы деятельность была организована. Компонентами организации могут быть определены: условия, цели, мотивация, содержание, технологии, средства и результаты.

Условия:

Социо-культурная ситуация ОУ.

Системы и структуры педагогической деятельности в ОУ.

Стратегии помощи и поддержки педагогических кадров, детей, родителей.

Материально – техническое оснащение и информационно –технологическое обеспечение ОУ.

Степень участия общественных советов и организаций, социальных партнеров в деятельности ОУ.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций.

Задачи внеурочной деятельности:

- изучить пакет материалов, разработанных в рамках ФГОС нового поколения;

- определить основные направления и ценностные основы воспитания и социализации учащихся начальных классов;

-отработать механизм, обеспечивающий выбор учащимися внеурочных занятий в соответствии с их интересами и способностями.

- проанализировать научные подходы к организации внеурочной деятельности, определить стратегию её реализации в образовательном учреждении;

- теоретически обосновать и разработать модель организации внеурочной деятельности обучающихся, как части общего уклада школьной жизни;

- определить критерии оценки эффективности воспитательных воздействий в рамках внеурочной деятельности и апробировать разработанную модель в школе;

- разработать рабочие программы для реализации направлений внеурочной деятельности.

- овладеть методами и формами организации внеурочной деятельности в соответствии с пакетом документов ФГОС нового поколения.

- эффективно использовать имеющуюся в школе учебно-методическую и материально-техническую базу, информационные ресурсы, собственный методический потенциал.

    1. Целевые ориентиры внеучебной деятельности

Целевым ориентиром внеучебной деятельности является достижение воспитательных результатов и эффектов. При её организации крайне важно понимать различие между воспитательными результатами и эффектами этой деятельности.