Файл: Целевые ориентиры внеучебной деятельности.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Результат- это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект - это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.

Развитие личности школьника, формирование его социальной компетентности – это примеры воспитательных эффектов. Следует запомнить, что развитие личности ребенка зависит от его собственных усилий по «самостроительству», от воспитательных «вкладов» в него семьи, друзей, ближайшего окружения, других факторов. То есть развитие личности ребенка — это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания и социализации (в том числе, сам ребенок) достигли своих результатов.

Примером воспитательного результата могут служить знания ученика правил нравственности, эмоционально – оценочное отношение ребёнка к поступкам, допустим, своих одноклассников,участие, возможно, в социальной акции «Ветеран живет рядом». Эти знания, умения чувствовать, социальный опыт ребёнок приобретает, занимаясь, например, в Школе нравственности.

В результате смешения педагогами понятий «воспитательный результат» и «воспитательный эффект» утрачивается понимание цели и смысла педагогической деятельности (особенно в сфере воспитания и социализации), логики и ценности профессионального роста и самосовершенствования.

Поэтому очень важно знать следующие отличительные черты эффекта от результата:

- последовательность достижения: «результаты первичны, эффекты вторичны» (приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности),

- для эффекта характерна обязательность «вклада» субъектов воспитания и социализации (в любом воспитательном эффекте ребёнок различает свой «вклад» и «вклад» ближайшего окружения).

Таким образом, профессиональный руководитель обязан видеть результаты своей работы прежде эффектов, и никакая увлеченность процессом деятельности не должна отменять для него необходимости добиваться от педагога воспитательного результата.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы.

Для достижения результатов и получения эффектов используются различные формы внеучебной деятельности, например, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, игры и т. д..


Каждому уровню результатов внеучебной деятельности соответствует своя образовательная форма (точнее - тип образовательной формы, то есть ряд содержательно и структурно близких форм): первому уровню - урок, учебное занятие; второму уровню - дела и акции самоуправления в классе, школе; третьему - детско-взрослый социальный проект, гражданская акция.

Подобрать формы внеучебной деятельности, которые гарантируют достижение результата определенного уровня, поможет методический конструктор «Преимущественные образовательные формы достижения воспитательных результатов во внеучебной деятельности»

Важно отметить, что практически невозможно достигнуть результата второго и тем более третьего уровня формами, соответствующими первому уровню результатов. В то же время, в формах, нацеленных на результат высшего уровня, достижимы и результаты предшествующего уровня.

Форсирование результатов и форм не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности.

Взаимосвязь образовательной формы и воспитательного результата прослеживается в каждом виде внеучебной деятельности школьников.

Воспитание учащихся во внеурочное время - проблема многоплановая, включающая в себя вопросы, отражающие как содержательную, так и управленческую, организационную сторону. Воспитание всегда предполагает целенаправленную деятельность по формированию у воспитуемых необходимых обществу качеств, а "прочные результаты в воспитательной работе достигаются . там, где она охватывает все стороны жизнедеятельности людей, включая их быт, досуг и сферу семейных отношений"

Педагогическое управление внеурочной деятельностью учащихся основывается на том, что внеурочное время можно обратить в средство умственного, трудового и нравственного воспитания, эстетического и физического развития при условии его рационального использования.

Поскольку теория управления ОУ, новая область научных исследований, необходимо, хотя бы в общих чертах, определить систему и структуру научных основ управления ОУ, ее элементы, их взаимосвязь и взаимозависимость, научно обосновать ее и наметить пути для дальнейшего внедрения в практику". Следовательно, перед педагогикой ОУ стоит задача, достижения теории управления и передовой опыт деятельности школ, разработать теоретически обоснованную систему управления учебно-воспитательным процессом применительно к различным ее уровням. Управление внеурочной деятельностью учащихся является составной частью этой системы.



Сложность процесса управления внеурочной деятельностью учащихся, совершаемого в определенной последовательности, определяется наличием большого количества направленностей у учащихся. Это требует научно обоснованной системы управления, обеспечивающей целенаправленные действия педагогического коллектива, базирующиеся на изучении личности, ее способностей и интересов. Различные условия, в которых осуществляется воспитание, разный уровень творческой активности педагогических работников обязывают искать наиболее эффективные формы управления в каждом конкретном случае.

Необходимость совершенствования управления внеурочной деятельностью учащихся обусловлена также интенсивным развитием ОУ многообразием и развитием связей ОУ с семьей, общественностью и внешкольными учреждениями.

Анализ по управлению учебно-воспитательным процессом и организации внеурочной работы ОУ показывает, что среди сфер воспитательной деятельности во внеурочное время необходимо выделить следующие: воспитательная работа, проводимая до начала учебных  занятий ,линейки, 15-минутки, дополнительные занятия, собрания и другие виды работ; воспитательная работа, проводимая преподавателями, классными руководителями и педагогами во время факультативных занятий, в кружках, секциях, клубах, созданных как в ОУ, так и во внешкольных учреждениях.

Однако в научных исследованиях по проблемам общего образования еще не нашла достаточного освещения идея комплексного подхода к управлению внеурочной деятельностью учащихся в условиях средней школы.

Учитывая состояние теоретической разработки исследуемой проблемы на материале общеобразовательной школы, я сочла целесообразным ограничиться преимущественно организационно-педагогическими аспектами обеспечения управления внеурочной деятельностью учащихся.

При осуществлении поставленной цели я исходила из предположения, что эффективность управления внеурочной деятельностью учащихся повышается при условии:

- построения и внедрения научно обоснованной системы управления;

- совершенствования организационной структуры управления на основе применения коллегиальных форы и методов;

- рационализации оперативной и аналитической управленческой деятельности заместителя директора по учебно-воспитательной работе.

Эффективность управленческой деятельности руководителей МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный »характеризуется:

оперативностью принимаемых решений,


оптимальностью затрат времени на организацию внеурочной работы и результативностью, выражающейся в достигнутом уровне общей воспитанности учащихся.

Распространенный в педагогике термин «внеурочная деятельность» все еще не закреплен официально в рамках понятийного аппарата педагогической науки, а понятие «внеклассная деятельность» не полностью отражает суть этого понятия. Такая деятельность в условиях МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный » осуществляется во внеурочное время после учебных занятий, так и вне его. Это время - свободное от обусловленных расписанием или режимом работы теоретического обучения. В общую структуру внеурочного времени учащихся входит, с одной стороны, педагогически организованная деятельность, включающая и общественные формы ее организации, с другой стороны,-самостоятельно организованная деятельность.

Следовательно, понятие "внеурочная деятельность" включает систему занятий, мероприятий и организованного общения учащихся, проводимых в МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный » и вне его под руководством администрации, педагогических работников, органов ученического самоуправления, общественности.

Внеурочная деятельность находится в тесной взаимосвязи с учебной деятельностью и свободным временем учащихся, используемым ими по своему усмотрению. Она имеет существенные особенности, обусловленные спецификой организации внеурочной работы. Общность задач, которые решаются с помощью различных форм внеурочной работы, требует единого руководства, стиля и четкой координации деятельности всех лиц, организаций и учреждений, принимающих участие в воспитании учащихся. Воспитательный процесс в МБОУ СОШ с.п. «Поселок Молодежный » во внеурочное время осуществляется во взаимосвязи с воспитательной работой во время занятий, а также с другими сферами деятельности, каждая из которых имеет определенное назначение, использует свои формы и методы, отличается составом руководителей и исполнителей.

Научно обоснованное управление внеурочной деятельностью учащихся является важным фактором, обеспечивающим возможность целенаправленно организовать все сферы деятельности и тем самым обратить внеурочное время в действенное средство воспитания. Таким образом, под управлением внеурочной деятельностью учащихся мы понимаем организованную и целенаправленную деятельность администрации, педагогических работников, ученических и общественных организаций; занятия, проводимые во внеурочное время в ОУ и вне ОУ под руководством членов педагогического коллектива и представителей общественности, имеющие своей целью педагогическое воздействие, которое направлено на воспитание высокообразованных, всесторонне развитых активных членов общества.


Существуют типичные недостатки в массовой практике организаторов по созданию системы внеурочной работы. Существует недостаток – неполнота работы, «провал» любого звена в цепи «цель – содержание – форма» или «планирование – организация – анализ», а также отсутствие связей между этими звеньями. Чаще всего это является следствием того, что некоторые педагоги отождествляют содержание и формы работы, а планирование сводят к распределению мероприятий по времени и месту. 
Не менее опасен и другой недостаток – интенсивное развитие одних направлений работы в ущерб другим. В школах, где, например развито только нравственное просвещение, ученики нередко ленивы в практических делах; если организатор занят только эстетическим воспитанием, оно в конечном счете может выродиться в эстетство, когда внешне, форма преобладает над содержанием и принижает его роль. 
Еще один существенный недостаток – формализм, слабая идейная и нравственная целенаправленность многих воспитательных мероприятий. 
Именно обеспечению целенаправленной взаимосвязи и полноценного развития различных элементов системы внеурочной работы служит и система деятельности самого организатора. Практическое применение форм внеурочного воспитания. Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы формах по следующим направлениям:

1)учебно-познавательное:

-предметная неделя русского языка;

-библиотечные часы;

-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия. 2)культурно-просветительное

-посещение городской картинной галереи;

-театральные представления;

-проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.

3)общественно-патриотическое:

-встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;

-организация и проведение субботника по благоустройству школы.

4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:

-работа спортивных секций по футболу и хоккею;

-общеоздоровительная работа;

-проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;

-проведение внутришкольных спортивных соревнований;

-проведение бесед по охране здоровья;