Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 283
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие профессионального стресса и гендерных различий его проявления
1.1 Понятие длительного стресса и устойчивых профессионально-личностных деформаций
1.2 Устойчивость к профессиональному стрессу
2. Организация и методы исследования
2.1 Цели и задачи исследования
3. Изучение гендерных различий проявлений профессионального стресса
3.2 Рекомендации сотрудникам по совладанию с профессиональным стрессом
Изучению факторов выгорания на сегодняшний день посвящены многие работы, тогда как исследований детерминант увлеченности или комплексных работ, рассматривающих увлеченность и выгорание вместе, значительно меньше. Остановимся более детально на последних, а результаты о факторах выгорания изложим коротко (подробные обзоры результатов исследований факторов выгорания см. в работах) [2].
Традиционно все факторы развития психических явлений разделяют на внутренние (индивидуальные, субъективные) и внешние (организационные, объективные), отмечая их совместную роль в формировании психических феноменов. Начнем с изложения результатов индивидуальных детерминант увлеченности и выгорания [5].
Социально-демографические факторы выгорания. Многие исследования подтверждают наличие выраженной отрицательной связи уровня выгорания и возраста работников. Склонность более молодых к выгоранию объясняется через категорию эмоционального шока, который они испытывают при столкновении с реальной действительностью, часто несоответствующей их ожиданиям [7].
Анализ различий выраженности отдельных компонентов выгорания у мужчин и женщин показывает, что у женщин более выражено эмоциональное истощение, а у мужчины более высокий уровень цинизма (деперсонализации). Это объясняется тем, что у мужчин преобладают инструментальные ценности, а женщины более эмоционально отзывчивы и менее отчуждены от клиентов [23].
Личностные факторы выгорания. Получены результаты о стойкой связи выгорания с такими чертами, как: низкая личностная выносливость, склонность использовать пассивные копинг-стратегии, экстернальный (внешний) локус контроля, низкая самооценка, поведение «типа А», негативная эффективность, акцентуации характера, тип эмоциональной направленности, агрессивность, тревожность и др. [2]
Проводятся исследования связей выгорания и личностных черт в рамках комплексных моделей личности. Выявлены выраженные связи между компонентами выгорания и личностными свойствами модели «Большая пятерка» P. Costa и R. McCrae: высоким уровнем нейротизма и низкими показателями экстраверсии, открытости опыту, склонности к согласию, добросовестности отмечает, что лица с разной степенью выгорания могут отличаться по степени выраженности этих личностных параметров, однако основной дифференцирующей характеристикой является структурная организация указанных факторов, проявляющаяся в количественных и качественных показателях [24].
Положение о детерминирующей роли субъективных оценок внешних условий в развитии неблагоприятных психических состояний раскрыто в когнитивной теории стресса R. Lazarus, S. Folkman и другие авторы показали, что стресс является реакцией на особенности взаимодействия между личностью и окружающим миром и формируется только в том случае, когда требования ситуации оцениваются личностью как превышающие ее возможности по преодолению сложностей и несущие угрозу потери ресурсов [24].
В.А. Бодров считает, что особенности проявления психологического стресса определяются экстремальностью воздействия, но само понятие экстремальности должно определяться не в физических параметрах внешнего стимула, а в психологических категориях предела личностной психической адаптации к этому воздействию [3]. Поэтому трудовая деятельность может выступать не столько причиной, сколько поводом для возникновения стрессового состояния работников, а истинные причины стресса находятся в особенностях личности.
Таким образом, многие исследователи указывают на то, что индивидуальные черты, приводящие к увлеченности и выгоранию, сначала взаимодействуют с организационными факторами, значимыми для самочувствия. Эти черты влияют на когнитивную оценку стрессоров и копинг, и далее – на выраженность рассматриваемых феноменов.
1.3 Характеристика гендерно-профессиональных стереотипов
Наблюдаемые изменения в последние годы в идеологии нашей жизни, в отношениях между людьми, ценностных ориентациях имеют положительные стороны. Можно отметить необходимость для России построения новой парадигмы развития в новых условиях, которая провозглашена и принята мировым сообществом, уделяя при этом приоритетное внимание человеческому развитию, которое рассматривается с точки зрения экономического роста не как цель, а как средство защиты жизненных возможностей настоящего и будущего поколений в условиях жизни, обеспечивающих естественную среду [22].
И, тем не менее, жизнь россиян не улучшилась, страна переживает экономический и человеческий кризис. Существует высокий уровень безработицы и нищеты, и социальные исследователи подчеркивают присутствие тревоги по поводу «феминизации бедности», которая становится широко распространенной [12].
Следует отметить, что фиксация внимания к российской социально-экономической ситуации также связана с вопросом самореализации личности как женщин, так и мужчин, она заключается в осознании себя как личности; в раскрытии их способностей, их потенциала; в реализации идей, желаний, планов; в осуществлении интересов; в удовлетворении потребностей; в поиске себя; в применении их способностей.
Так А. Маслоу отметил, что реализация человеческих возможностей может происходить только при определенных условиях «хорошего общества», которое «способствует полному развитию и раскрытию человеческих возможностей» [19].
Самой сложной проблемой личной самореализации является сочетание внутренних стимулов и внешних условий. Если первое зависит только от самого себя, то последнее может не только способствовать, но и препятствовать развитию человека.
Оценивая влияние гендерных стереотипов на реализацию возможностей мужчин и женщин в трудовой деятельности, необходимо строить понимание с использованием стереотипных бинарных оппозиций на реальной картине существующих гендерных отношений на рынке труда.
Итак, первая оппозиция - «власть - подчинение». Считается, что женщина жертвенна, верна, терпелива и покорна. Мужчина же наделен противоположными качествами. Если полагаться на эти утверждения, можно заключить, что только мужчина может быть руководителем организации, предприятия, команды, а женщина - исполнителем, опирающимся на «мужской дух» [11].
Однако, не смотря на изменения в современном обществе, до сих пор, как мужчины, так и женщины, владельцами контролирующих и руководящих органов хотят видеть мужчин, рассматривая их как создателей, строящих «устойчивые связи и отношения», способных вести их.
Следует отметить, что наряду с этим наблюдается быстрый рост числа женщин, которые начали свой бизнес и участвуют в развитии предпринимательства, и есть позитивное отношение общественности к такого рода деятельности как от мужчин, так и от женщин.
Однако в то же время отношение женщин к участию в бизнесе как к важной цели, как к желанию активно изменить свою «традиционную» сложившуюся картину «мировой основы» - «человек - кормилец, женщина - домохозяйка» - это нетипичный даже для большинства из тех, кто занимается бизнесом [21].
Если рассматривать гендерные стереотипы в профессиональной деятельности в рамках мотивации мужчин и женщин, то у женщин на первом месте - самореализация, интересная и значительная работа. Можно сделать вывод, что женщины стремятся реализовать свое «я», доказать свою способность решать поставленные задачи, показать свой ум. У мужчин лидирует мотивация, направленная на прибыль и принятие самостоятельных решений. Процесс самореализации представляет для мужчин меньший интерес, возможно, потому, что им всегда дается возможность доказать свою ценность, и они не чувствуют острую, ярко выраженную потребность в этом. Поэтому они в основном ориентированы на выполнение традиционной функции для себя - предоставление материальных благ для себя, своей фирмы и семьи [13].
Следует также упомянуть, что стремление увидеть мужчин во главе компании основано на мнении, существующем в обществе о том, что они более интеллектуально развиты, ответственны, компетентны, целеустремлены, чем женщины. Особенность данного факта заключается в том, что это решение принимается в отсутствие каких-либо критериев оценки, а только на основе гендерных стереотипов, существующих в массовом сознании.
Существует ряд гипотез, объясняющих причины трудностей, с которыми сталкиваются женщины-управленцы. Первый из них основан на том факте, что причины неудачи женской карьеры в области управления связаны с поведенческими закономерностями, разработанными обществом, которые подчеркивают эмоциональность, мягкость и основную зависимость, что противоречит основному образу руководителя, управленца высокого уровня, который, в свою очередь, основан на жесткости, индивидуальной независимости [22]. Поэтому сами женщины чувствуют себя некомфортно на своих соответствующих позициях и предпочитают не стремиться к ним вообще.
Вторая гипотеза основана на утверждении, что причины не у женщин, а в организационных структурах, созданных мужчинами для реализации их целей, в результате которых царит «гегемония патриархальной идеологии» [13].
Профессиональному продвижению женщин во всех сферах деятельности препятствуют обе группы причин, глубоко укоренившихся в российском типе организационной культуры [27, c. 112].
Таким образом, существующие модели трудовых отношений, поддерживаемые гендерными стереотипами, напрямую связаны с феноменом, существующим в социальной реальности, как гендерная сегрегация, проявляющаяся в асимметричном распределении мужчин и женщин не только на официальном уровне, но и в рамках отраслевого и профессионального секторов.
Секторальная сегрегация заключается в том, что женщины в основном сосредоточены в определенных отраслях экономической деятельности: легкой, пищевой, фармацевтической, швейной, образовательной, а также области здравоохранения и т. д. Мужчины же - в тяжелой и горнодобывающей промышленности, строительно-монтажных работах, транспорте и т.д.[27, c. 113].
Разделение труда по признаку пола связано с понятием «мужской» и «женской» работы, основанной на гендерных различиях, которые, хотя и созданы в обществе, в том числе с использованием гендерных стереотипов, но по-прежнему основываются на «естественных», качествах и способностях полов [21].
Отрицательный аспект заключается в том, что «женские профессии» идентифицируются как нечто не очень привлекательное, низкоквалифицированное, поэтому менее вознаграждаемое. Такой ярлык не лишен уничижительного значения, и это имеет свои последствия, например, некоторые виды деятельности, интерпретируются как «женские», и поэтому низкооплачиваемые, в которых мужчины не считают возможным применять свои силы и знания. Одним из наиболее ярких примеров является система воспитания молодого поколения [27].
Важно отметить, что профессиональная гендерная сегрегация, обусловленная понятием женской работы как продолжением ее домашних обязанностей и необходимостью защиты репродуктивной функции, способствует распространению мнения о том, что женщины сами выбирают менее «требовательные» рабочие места из-за конфликта с другими обязанностями [11].
В этом объяснении не учитывается тот факт, что женщины, в первую очередь, социализируются как будущие матери, чья обязанность состоит в том, чтобы заботиться о других членах семьи, в то время как структура рынка не предполагает включения домашних обязанностей. Поэтому, когда женщины выбирают работу на неполный рабочий день, они руководствуются желанием не получать низкую зарплату, а хотят сочетать обязанности в семье и на работе.
Несомненно, идеология семьи влияет на определение статуса женщин на рынке труда как на повод для структурных ограничений на пути их проникновения в престижные профессиональные сферы [11].
В современных обществах социальная необходимость разделения труда на этой основе давно исчезла. Человеческое общество изменилось технически и технологически, социально и юридически. С помощью научных и медицинских достижений в результате сокращения детской смертности женщины перестали быть «фабриками» для непрерывного воспроизводства населения, потребность в том, чтобы женщина оставалась дома для ухода за детьми, больше не нужна, так как их количество достаточно редко превышает одного или двух. Тем не менее, традиционные роли сохраняются: женщины требуются и поощряются в концентрации в частной сфере, от мужчин - в общественной сфере. Кроме того, женские профессии и рабочие места женщин по-прежнему формируются просто путем перевода на традиционные уровни традиционных женских занятий в семье. Считается также, что занятость женщин не является престижной, не столь социально значимой и поэтому должна оплачиваться ниже, чем занятость мужчин в профессиональной сфере [12].
В свете современных исследований маскулинность и фемининность рассматриваются как независимые переменные, различные сочетания которых оказывают различное влияние на социальную адаптацию как мужчин, так и женщин. Так, С. Бэм исследует маскулинность и фемининность в виде независимых, ортогональных измерений личности [9, c. 277]. Автор указывает на то, что мужественность и женственность не противопоставлены друг другу, а личность при этом может обладать одновременно и мужественными и женственными чертами, что обозначено как андрогинность.