Файл: Гендерные различия проявлений профессионального стресса.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 286

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сложность в том, что сотрудникам «скорой» это не всегда удается. Однажды специалист может привыкнуть к особенностям работы, стать равнодушным, либо, наоборот, нетерпимым, раздражительным, неоправданно жестоким. В процессе профессиональной деформации специалист способен отступать от тех требований, которые предъявляются к нему как специалисту [28].

Одной из самых частых причин профессиональной деформации сотрудника скорой помощи является специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

Другой, не менее важной причиной профессиональной деформации сотрудника «скорой», является разделение труда и все более узкая специализация профессионалов [18]. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, направленная на решение задач с высоким уровнем ответственности совершенствует не только профессиональные знания, но также и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и общения.

1.2 Устойчивость к профессиональному стрессу

Некоторые профессии требуют от индивида достаточно высокого уровня устойчивости к стрессу, а также психической стабильности, сюда, в первую очередь, можно отнести медицинские профессии [16].

Определим, какие существуют особенности проявления стресса [25]:

  • Нарушения психомоторики, к которым относят дрожание рук, голоса, изменение дыхательного ритма, различные нарушения функций речи, замедление сенсомоторных реакций;
  • Нарушения в режиме дня, а именно сокращение сна, активная деятельность в ночное время, при этом - отказ от полезных привычек, неадекватные способы самостоятельного устранения стресса;
  • Различные профессиональные нарушения, к которым относят увеличение числа ошибок при трудовой деятельности, низкий уровень продуктивности рабочей деятельности, нехватка времени, а также ухудшение точности в выполнении действий, требующих серьезных усилий;
  • Нарушение социально-ролевой функции, а именно снижение сензитивности, повышение конфликтности, различные проявления антисоциального поведения, повышение утомляемости, нарушение сна, необоснованная спешка, проблемы в коммуникации [6].

Все перечисленные проявления негативно сказываются на физической активности человека, поэтому важно не только изучать особенности стрессовых факторов, но и определять пути по их снижению и устранению [30].


В ситуации чрезвычайной или экстремальной ситуации состояние человека подчиняется общим законам по адаптации к стрессовой ситуации. Восприимчивость человека к стрессогенным факторам во многом определяется его индивидуальными психофизиологическими характеристиками, а также уровнем стрессоустойчивости человека, опытом его работы. В различных экстремальных условиях работы отмечается тенденция по увеличению нагрузки на эмоциональную сферу человека, при этом повышаются и требования к его возможностям адаптации [29].

При неблагоприятных условиях жизнедеятельности, характерными для лиц таких профессий, как сотрудник скорой медицинской помощи, а именно ухудшение социально-бытовых, а также морально-психологических условий, сниженные адаптационные возможности человека или его эмоциональная неустойчивость можно считать своеобразными факторами риска, которые могут способствовать возникновению различных психосоматических нарушений здоровья [20, c. 685].

Вызываемые систематическими и продолжительными эмоциональными перегрузками психосоматические расстройства, приобретают со временем более значимую роль в развитии различных заболеваний. Также следует отметить, что психосоматический подход как вид врачебной деятельности определяется более тщательным изучением влияния неблагоприятных психосоциальных факторов на возникновение, а также течение любых соматических болезней у человека.

В широком смысле данный подход включает в себя проблемы внутренней картины здоровья человека, соматогенные, соматоформные, соматизированные и многие другие психологические реакции на болезнь. Психосоматический подход способствует учету роли и значения психических факторов, их доли в патогенезе той или иной болезни, а также позволяет раскрыть всю социально-психологческую детерминацию патологии у человека и объясняет ее своеобразие [26].

В виде защитного механизма проекция может позволить человеку считать свои неприемлемые желания, чувства, мотивы, идеи чужими, как следствие, человек не чувствует за них какую-либо ответственность. Негативным последствием данной защиты считается желание исправить внешний объект действительности, на который что-то негативное спроецировано, либо вообще от него избавиться, чтобы таким образом избавиться от чувств, «вызванных им». Внешний объект, в свою очередь, может не соотноситься с тем, что именно на него спроецировано. Человек приписывает кому-либо или чему-либо собственные мысли, мотивы, чувства, черты характера и др., думая, что он воспринял это приходящее извне, а не внутри самого себя [18, c. 3].


Для сотрудников скорой помощи бесследно не проходит то, что они часто видят горе и страдания у других людей. Без достаточных знаний относительно характера психологических последствий от трудных ситуаций, без навыков психической саморегуляции, сотрудники экстремального профиля более подвержены ухудшению своего самочувствия. У таких специалистов могут возникать защитные стили поведения, создающие видимость того, что их жизнь ничего особенного не содержит [20].

Также, важно отметить, что при попытках совладать со стрессом, среди стилей поведения есть и такие, которые действительно помогают оказать конструктивную защиту психики от воздействий травмирующих факторов трудных ситуаций. Но, в то же время, есть и те, которые приводят к болезням, ухудшению общего состояния здоровья. После окончания очередной смены у сотрудников могут возникнуть реакции травматического характера, а именно нарушения сна, преобладание пониженного фона настроения и др. [28].

Согласно многочисленным исследованиям и практике, с возрастом и с приобретением опыта готовность к риску у человека падает, а у наиболее опытных сотрудников готовность к риску ниже, чем у вновь прибывших.

Также накладывают свой отпечаток и гендерные особенности: готовность к риску у женщин реализуется согласно более определенным условиям, чем у мужчин. Еще одна причина роста готовности человека к риску - это назревание внутреннего конфликта. При рассмотрении коллективной жизни человека, можно отметить, что готовность к риску в коллективе у индивида проявляется гораздо сильнее чем, если бы он действовал один. Следовательно, такая готовность во многом зависит от групповых ожиданий в отношении конкретного человека [21].

Риск определяет особенности деятельности человека не столько в контексте ориентировки на возможность ситуации неуспеха, сколько на то, что человек способен показать собственные умения просчитать, изменить ситуацию в зависимости от своих целей. Под риском понимают ситуативную характеристику деятельности, состоящую в неопределенности ее исхода и в возможных неблагоприятных последствиях при ситуации неуспеха [10, c. 90].

Опасность может пробуждать в человеке различные многогранные переживания, причем это далеко не всегда то, что называют скованностью. Когда у человека достаточно хорошо развиты его волевые свойства личности, он может реагировать на определенный сигнал о ситуации опасности наоборот подъемом сил, а также обострением интуиции, активизацией всех мыслительных операций и способностей мышления в целом [6, c. 119].


Таким образом, можно сделать вывод о том, что у людей, склонных к профессиональным стрессам, есть потребность иметь место работы, связанное именно с ситуациями риска, в том числе, быть сотрудником скорой помощи.

При рассмотрении проблемы устойчивости к стрессу важно также, учитывая специфику профессии работников скорой помощи, описать феномен профессионального выгорания.

Медицинское понятие «выгорание» рассматривается как состояние полного истощения, представляющее собой сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. В описании синдрома выгорания не указывается профессиональная сфера как источник его развития - причиной могут быть перегрузки организма в любой сфере жизнедеятельности [5].

В.В. Бойко рассматривает синдром выгорания именно с позиции клинического подхода и описывает причины, проявления и последствия, которые отличаются от описанных нами особенностей профессионального выгорания. Например, говоря о внутренних причинах развития синдрома выгорания, автор указывает идущие из детства подсознательное желание быть признанным отцом, желание ощутить материнское тепло и пр. [4].

В последнее время возрастает интерес к изучению благоприятных состояний и сильных сторон человека - это направление исследований получило название позитивной психологии. Интерес психологов к позитивным сторонам психической деятельности обусловлен тем, что знания о факторах развития и последствиях негативных феноменов не дают полной картины о психической деятельности человека, и, соответственно, не могут предоставить информацию для разработки эффективных программ оптимизации самочувствия и трудоспособности субъектов различных сфер профессиональной деятельности. Профилактика развития нежелательных состояний возможна, если систематически создавать условия для развития сильных сторон, компетентностей и способностей людей и сообществ, а не просто исправлять недостатки и расстройства [24].

Таким образом, проблема факторов благополучия субъекта труда, его оптимального функционирования не может быть решена без изучения всего спектра психических явлений - от позитивных до негативных. При этом до сих пор работ, подходящих к проблеме комплексно, значительно меньше, чем тех, которые посвящены изучению только негативных феноменов [17].

Некоторые авторы отмечают, что в деятельности работников различных профессий преобладают позитивные аспекты и работники испытывают удовлетворенность, а не стресс и профессиональное выгорание. Профессиональная деятельность, как основная форма активности субъекта, обеспечивает индивиду возможность удовлетворения всей гаммы потребностей, раскрытия своих способностей и утверждения себя как личности [4].


Отметим, что уже имеются данные по изучению особенностей взаимосвязей увлеченности и выгорания. Однако результаты этих исследований не являются однозначными (одни склоняются к мнению об автономности увлеченности и выгорания, другие представляют эти феномены состоящими из полярных компонентов, третьи указывают на риск развития выгорания именно у увлеченных работников). Отметим, что отсутствует содержательное сопоставление проявлений рассматриваемых явлений и исследователи делают выводы об особенностях их взаимосвязей на основе эмпирических данных. На наш взгляд, такое сопоставление необходимо провести до поиска особенностей статистических связей между ними [24].

Описания компонентов выгорания и увлеченности, изложенные выше, относятся к таким категориям психических явлений, как процессы, состояния, свойства, отношения. Категория психических отношений выделена нами в отдельную группу вслед за В.Н. Мясищевым, поскольку для отношений характерно сочетание стабильности (по сравнению с психическими процессами и состояниями) и пластичности (по сравнению с психологическими свойствами) [7].

Критериями отнесения содержания проявлений увлеченности и выгорания к категориям психических явлений выступают определения этих категорий:

- процессы характеризуют психическую функциональную систему в действии; выделяют виды процессов: психической регуляции, когнитивные (познавательные), эмоциональные, коммуникативные;

- состояния - целостные характеристики психической деятельности человека, ограниченные определенным промежутком времени и устойчивые на этом промежутке;

- состояния показывают своеобразие психических процессов в зависимости от отражаемых предметов и явлений действительности, предшествующего состояния и психических свойств личности;

- свойства отражают стабильные индивидуальные различия в тенденциях воспринимать мир и действовать в нем определенным образом;

- отношения - особые состояния сознания личности, предшествующие реальному поведению и выражающие готовность к этому поведению (поведенческий аспект), отражающие знание об объектах отношения (когнитивный аспект), выражающиеся в эмоционально окрашенной оценке объектов отношения (эмоциональный аспект) [7; 8].

Ценную информацию об особенностях связей увлеченности и выгорания предоставляют данные об их связях с другими переменными, которые могут выступать в роли факторов развития или последствий этих феноменов [бойко].