Файл: Практикум по психосоматике Задание Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 237922

Скачиваний: 75

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задание 28 Практикум по психосоматике
Задание 1. Формирование мануала методик. Пользуясь литературой, Вам необходимо сформировать мануал методик, который будет состоять из:

  1. Личностного опросника MMPI; 

Описание методики

Миннесотский многоаспектный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI) - личностный опросник, созданный в 1940 г. С. Хатуэем и Дж. Маккинли. Данный тест является реализацией типологического подхода к изучению личности. 

Опросник состоит из 550 утверждений, образующих 10 основных диагностических шкал. На каждое из утверждений обследуемые (лица в возрасте от 16 лет и старше с коэффициентом интеллекта не ниже 80) должны дать ответ: "верно", "неверно", "не могу сказать". Ответ, совпадающий с "ключом", оценивается в один балл. 

Возможны различные варианты предъявления утверждений, обычно это делается с помощью карточек, которые обследуемый раскладывает на три группы в соответствии со своим ответом. Полученные данные заносятся в стандартный регистрационный бланк, в котором отмечаются также сведения об обследуемом и время, затраченное на раскладку карточек. Завершается обследование построением "профиля личности", который вычерчивается на специальных бланках (отдельно для мужчин и женщин), где балльные оценки переводятся в стандартные, т. н. Т-оценки со средним значением 50 и стандартным отклонением 10. 

Для ускорения интерпретации структуры показателей, экономного описания "профиля" используется система его числового кодирования. Для этого шкалы записываются по их цифровому обозначению (см. ниже) в таком порядке, чтобы на первом месте оказалась шкала с наиболее высокими показателями, а затем — остальные по мере снижения. С помощью специальных значков показывают, как высоко расположены шкалы "профиля", напр., расположенные на уровне 120 Т — "!!", 110—119 Т — "!", 100—109 Т — "**". Существует несколько способов кодирования "профиля". 

Ниже представлены основные клинические шкалы MMPI: 

  1. Шкала ипохондрии (HS) — определяет "близость" обследуемого к астено-невротическому типу личности; 

  2. Шкала депрессии (D) — предназначена для определения степени субъективной депрессии, морального дискомфорта (гипотимический тип личности); 

  3. Шкала истерии (Hy) — разработана для выявления лиц, склонных к невротическим реакциям конверсионного типа (использование симптомов физического заболевания в качестве средства разрешения сложных ситуаций); 

  4. Шкала психопатии (Pd) — направлена на диагностику социопатического типа личности; 

  5. Шкала маскулинности — феминности (Mf) — предназначена для измерения степени идентификации обследуемого с ролью мужчины или женщины, предписываемой обществом; 

  6. Шкала паранойи (Pa) — позволяет судить о наличии "сверхценных" идей, подозрительности (паранойяльный тип личности); 

  7. Шкала психастении (Pt) — устанавливается сходство обследуемого с больными, страдающими фобиями, навязчивыми действиями и мыслями (тревожно-мнительный тип личности); 

  8. Шкала шизофрении (Sc) — направлена на диагностику шизоидного (аутического) типа личности; 

  9. Шкала гипомании (Ma) — определяется степень "близости" обследуемого гипертимному типу личности;

  10. Шкала социальной интроверсии (Si) — диагностика степени соответствия интровертированному типу личности. Клинической шкалой не является, добавлена в опросник в ходе его дальнейшей разработки; 


Особенностью MMPI является использование в нем четырех оценочных шкал:

  1. Шкала "?" — шкалой может быть названа условно, т. к. не имеет относящихся к ней утверждений. Регистрирует количество утверждений, которые обследуемый не смог отнести ни к "верным", ни к "неверным"; 

  2. Шкала "лжи" (L) — предназначена для оценки искренности обследуемого; 

  3. Шкала достоверности (F) — создана для выявления недостоверных результатов (связанных с небрежностью обследуемого), а также аггравации и симуляции; 

  4. Шкала коррекции (K) — введена для того, чтобы сгладить искажения, вносимые чрезмерной недоступностью и осторожностью обследуемого. 

Соотношения между показателями, полученными по этим шкалам, позволяют судить о достоверности результатов обследования. 

Помимо основных и оценочных шкал на базе утверждений MMPI создано множество дополнительных шкал (около 500). Напр., шкала академических способностей, алкоголизма, социальной ответственности, ригидности и т. д. Важную роль при интерпретации "профиля личности" играют те дополнительные шкалы, с помощью которых конкретизируются, уточняются результаты основных. Так, шкала депрессии имеет следующие дополнительные шкалы: D1 — субъективной депрессии; D2 — психомоторной заторможенности; D3 — физические слабости; D4 — психологической скованности; D5 — мрачной угрюмости. 

При интерпретации полученных результатов исходят из того, что любой показатель, равный 70 Т или выше (пик «профиля»), принимается в качестве нормативного для выявления патологических отклонений. В то же время необходимо учитывать, что значение одного и того же показателя как «патологического» может изменяться от шкалы к шкале. Следует избегать буквальной интерпретации шкал опросника; в частности, нельзя полагать, что высокий показатель по шкале шизофрении указывает на ее наличие. Авторы подчеркивают, что с помощью шкал MMPI «измеряется» не, скажем, истерия, а симптомы, присущие лицам с данным психическим расстройством. На особенности «профиля личности» влияют возраст, пол, образование обследуемого, его отношение к процедуре тестирования и некоторые другие переменные. Любая гипотеза, исходящая из интерпретации ведущих пиков профиля, должна быть подтверждена показателями других шкал (и прежде всего независимыми от результатов

, полученных с помощью М. м. л. о.), данными о личности обследуемого.

Теоретические основы

Собственной теоретической основы MMPI не имеет. Для составления утверждений авторы использовали жалобы больных, описания симптоматики тех или иных психических заболеваний в клинических руководствах (классификация психических заболеваний, предложенная Э. Крепелином), ранее разработанные опросники. Первоначально утверждения были предъявлены значительной группе здоровых людей, что позволило определить их нормативные показатели. Затем эти показатели были сопоставлены с данными, полученными при обследовании различных клинических групп. Так были отобраны утверждения, которые достоверно дифференцировали здоровых и каждую из изученных групп больных. Эти утверждения объединили в шкалы, названные в соответствии с клинической группой, по которой та или иная шкала была валидизирована. 

Адаптации и модификации

В 1989 г. опросник был значительно переработан (рестандартизационный проект начался в 1982 г.) и опубликован под названием MMPI-2 (Дж. Бучер, В. Далстром, Дж. Грэхем, А. Теллиджен и Б. Кэммер, 1989). Одновременно были изданы как обычная, так и компьютерная версии. Новая редакция опросника содержит 567 утверждений, из которых 394 взяты из раннего варианта, 66 модифицированы и 107 разработаны вновь. MMPI-2, так же как MMPI, содержит три шкалы контрольные и 10 шкал клинических (утверждения 1-370). Новые шкалы были разработаны специально для MMPI-2. С их помощью оцениваются такие свойства, как: тревожность (1); подверженность страхам (2); обсессивность (3); депрессивность (4); забота о здоровье (5); причудливость странность мышления (6); гневливость (7); циничность (8); склонность к антисоциальным поступкам (9); близость типу А личности (10); низкая самооценка (11); семейные проблемы (12); социальный дискомфорт (13); помехи в работе (14); негативные индикаторы для лечения (15). 

MMPI-2 содержит и три новые контрольные шкалы (Fb, VRIN и TRIN). Первая шкала состоит из редко подтверждаемых утверждений. Вторая и третья – шкалы несовместимости ответов, с помощью которых оценивается степень выраженности у обследуемого тенденции отвечать в противоречивой манере. Новые нормативные данные базируются на выборке, состоящей из 1138 мужчин и 1462 женщин в возрасте от 18 до 84 лет. 

В последнее время обсуждается вопрос об имеющихся различиях в подъеме профиля по данным ММРI и MMPI-2. В общем отмечается, что профиль по клиническим шкалам MMPI-2 менее поднят, нежели в ММРI. В итоге снижается «демаркационная линия» подъема клинических шкал (от Т больше 70 в MMPI до Т больше 65 в MMPI-2). 


Разработан вариант для обследования лиц моложе 18 лет – MMPI-A. 

Неоднократно предлагались сокращенные варианты опросника. Один из наиболее известных – Mini-Mult, состоящий из 71 утверждения, отобранного на основе факторного анализа. В зарубежных исследованиях валидности конструктной Mini-Mult указывается на его достаточную валидность при групповой диагностике, а при индивидуальной – только в случаях выраженных психических отклонений. На русском языке Mini-Mult адаптирован В.П. Зайцевым (1981), однако имеются данные об отсутствии валидности этой методики. 

Адаптация опросника в нашей стране началась еще в 60-е гг. Первым был предложен вариант ММИЛ состоящий из 384 утверждений . (Ф.Б. Березин и М.П. Мирошников, 1967). Ф. Б. Березиным с соавт. разработана оригинальная интерпретация шкал MMPI, осуществлена его тщательная стандартизация. 

Большая работа по адаптации опросника проводилась также в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, московскими психологами (тест СМИЛ Л.Н. Собчик, 1971).

2.      Проективных методик: Дом. Дерево. Человек, Рисунок семьи, Тест Роршаха, Тест «Дерево»; 

Название методики

Проективная методика - Тест «Дерево»


Цель методики

Выявление индивидуально-типологических

особенностей человека.


Описание методики

Материал: лист бумаги размером 15х10. см; ручка или карандаш. С

Помощью теста "Дерево" можно осуществлять обследование как индивидуальное, так и групповое.


Инструкция к методике

"Вам предлагается на листе бумаги выполнить рисунок

дерева. Вы можете нарисовать любое дерево, которое сочтете нужным.

Рисунок выполняется ручкой или карандашом".


Обработка результатов

Интерпретация

Высота дерева на рисунке – реальный возраст тестируемого. Сколько лет
дереву – на каком возрасте ощущает себя человек. Противоречия здесь часто
проявляются в формах поведения, особенно в стрессовых ситуациях от
людей ждут поведения на один возраст, а они все время демонстрируют на
другой. В результате возникает неправильная и противоречивая оценка
личности человека.
1. Корни дерева – прошлое (семейные связи).
Связь с землей, с питанием, восстановлением, природой. Скрытый элемент
дерева, но одновременно его основа, материальная опора. Сильные корни –
проявляются в более пожилом возрасте, воспоминания о прошлом, семейных
корнях, зависимость от семьи, у невротиков – акцентированнный взгляд на

прошлое. Влияние семейных сценариев. Эмоциональная и духовная связь с
родственниками и предшественниками. Ощущает ли человек поддержку со
стороны родни, испытывает ли потребность в поиске своих “корней” и их
устойчивости.
Корни тонкие, не касаются земли или опираются на ее поверхность –
подвешенное состояние, контакт с реальностью ограничен.
Размеры корней больше дерева – неуравновешенные, бессознательное
превалирует над сознательным.
Нет корней – нет поддержки со стороны окружающих, ощущение
одиночества, несмотря на наличие родни. В глубине души ощущает, что не
может положиться на них в эмоциональных и практических вопросах, что
они могут подвести. Отсутствие доверия даже к самому себе – высшая
степень проявления символа – отсутствие корней и подчеркивание этого
линией, отделение от почвы чертой – чувствует себя изолированным и
несчастным.
2. Ствол – настоящее – тело
Ствол– личный потенциал. Стержневая основа личности, показывающая
существование основных идей личности. Только ствол и крона – стремление
к философствованию.
Ствол с заостренным верхом – наличие конкретной цели, которой посвящена
и сознательно и бессознательно жизнь человека.
Скрытый листвой верх ствола – туманность конечной цели, она не
просматривается или в этом нет необходимости. Направленность личности
не определена.
Ствол отсутствует или очень тонкий, зачерненный – проблемы со здоровьем.
Слабый ствол – ощущение бестелесности, отрыв от земли, такие не
выживают. Если при этом порода – дуб – то потребность в этом, идеал.
Штриховка ствола – невротические тенденции.
Ствол искривлен – склонность к регрессии и сверх компенсаторной
фиксации в будущем.
Пень или ствол с обрубленным верхом – надлом личности, связанный с
потерей ориентиров душевного развития.
Сломанное дерево – надлом, ощущение пустоты существования.
Дерево наклонилось, почти касается земли – давление внешнего мира.
Наклон – напряженное сомнение, может переходить от одного состояния к
другому, эмоционально изменчив, может не выполнять рекомендации.
Дерево как замочная скважина, с кроной в виде круга или овала, место
соединения со стволом может быть замкнутым или нет, ствол как две
вертикальные линии, соединенные или нет в основании – сильная
враждебность.
Продольные полосы на стволе – тревога. Общее напряжение, беспокойство,
эмоциональные проблемы с родителями, тоска от покинутости, иногда
злобность. Характерно для детей с эмоциональной депривацией в семье.
Длинная штриховка сослабым нажимом– невротик, недостаточная уверенность в себе. Дупло – развод, приход в семью отчима, чья-то смерть.
Сучья, обломанные ветви, дупло – разрывы, разводы, психотравмы.
3. Крона – будущее
Структура кроны – степень стремления к получению удовлетворения от
окружающего мира. Если крона не прорисована – это незаполненное
пространство.
Крона очерчена линией – попытка контроля эмоций, Если за линию
вырываются отдельные ветки – попытка неудачна.
Персеверации как очерк кроны – взвинчивание мыслей, порожденное
страхом, ненависть к принуждению, низкая самооценка, самокритика как
поглощающий процесс, страх.
Персеверация – стереотипное повторение у человека какого-либо
психического образа, действия, высказывания или состояния.
Много листьев, богатая крона как женские волосы – самоощущение: меня
много, уверенность в себе. Высокая самооценка.
Бесплотное дерево – очень тонкие линии, ствол сходит на “нет” – отрыв от
физического тела, от реальности, не стоит на земле, “такие не выживают”,
если дерево – дуб – то компенсация, потребность в сильном партнере.
Солнышко над деревом – потребность в авторитете, в опеке.
Облака в небе – генерализованная тревожность, связанная с взаимоотношениями в окружающей реальности.
Тень дерева на земле – тревожность на сознательном уровне, переживание
неудовлетворенных в прошлом отношений. Сознательный уровень, – так как
тень на земле. Дополнительно, рассеянность – если тень есть, а солнца нет.
Здесь солнце – это энергия (?).
Грибы, кусты, все, что под деревом – окружающая среда – семья, дети, то
что снимает тревогу, не чувствует себя голым. Обустройство территории –
желание окружить себя, защитить, снять тревогу. То чем себя окружает и
себя контролирует.
Деревья или кусты рядом с деревом – люди, обычно члены семьи,
расстояние до них – близость или отдаленность во взаимоотношениях.
4. Пейзаж вокруг дерева
Чувствительность к небольшим деталям, воображение и эмоциональность,
эти люди чувствуют и реагируют на эмоциональные оттенки воздействия, а
не на целостную картину. Глубокая неуверенность, умело маскируемая и
введенная в систему защиты, чтобы окружающим было трудно разгадать его
слабые точки. Боится раскрыть себя. Так как считает, что вызовет этим
негативное к себе отношение.
Минимум деталей – минимальная степень контактности с внешней средой,
или игнорирование традиций. Если вместе с минимумом деталей низкий
качественный уровень пропорциональных пространственных отношений, –
то низкая интеллектуальная работоспособность.
Потребность в количестве деталей – признак непреодолимой потребности в
структурировании ситуации, чрезмерное беспокойство, связанное с

окружающей средой– тревога, неуверенность в себе.
Одинокое дерево на вершине – одиночество и стремление к автономии,
чувство ненужности, даже если вокруг изображен пейзаж.
Цветы, гнезда, лестницы – наблюдательность, легкий характер, эстетизм,
тщеславие, любовь быть на виду, признанным окружающими, любовь к
фантазиям и отдыху.
5. Линия земли
Признак незащищенности, потребность в структурировании, данная линия
дает точку отсчета, обеспечивающую стабильность.
1) Поднимается вверх слева направо – предчувствие неизбежных трудностей
в будущем
2) Опускается вниз слева направо – будущее сомнительно, таит опасность.
Глубина чувства определяется степенью наклона
3) Вниз от рисунка в любую сторону – чувство одиночества и неуверенности.
4) Прямо – отделение животной части (корни) от разумной части личности,
что отражает некоторую неуверенность и недоверие к эмоциональности,
творческой или спонтанной деятельности, защиту от спонтанности путем
проявления интеллектуальных способностей.
Прорисованная почва – потребность в опоре.
6. Верхушка дерева, ветви
Вилочка вместо макушки – неопределенные перспективы, может быть,
открытые конфликты.
Голая зачерненная верхушка – страх перед будущим, пессимистические
тенденции, личностный тупик.
Разветвленная макушка – выбор
Незаконченная макушка – неопределенность представлений о будущем -
пессимистическая перспектива, ощущение тупика
Обломанные ветки – мог пойти по этому пути, но не пошел.
Ветви – сфера контактов, уровень активности в поиске удовлетворения.
Степень гибкости ветвей, их количество и взаимосвязи – адаптивность,
ресурсы личности. Посмотреть количество крупных ветвей – это проблемы,
которые человек сейчас решает
Двумерные ветки, не скрывающие ствол – ригидность, бескомпромиссность,
возможно, что готовность прямо и твердо смотреть в лицо любым
обстоятельствам является реакцией, вызванной базовой незащищенностью
Ветви не соединяются со стволом – отклонение от нормы
Ветки выходят за контур - человек пытается контролировать свои эмоции
Червь точит дерево – соматическое заболевание (язва, гинекология) или
сомнение, переживаемое на эмоциональном уровне.
Дерево на болоте или у воды, гниет – тенденция к алкоголизму
7. Времена года
Лето – норма, ровный фон настроения
Осень – депрессивные тенденции
Зима – сильная депрессия, эмоциональные проблемы, одиночество,
недостаток контактов.

Весна – на выходе из болезни, из соматического заболевания, ощущения
новых сил при выходе из кризиса, надежд.
8. Породы
Сосна, ель, лиственница.
Высокая самооценка, потребность в высокой оценке. Желание чувствовать
себя выше других. Высокие притязания, тенденция к интеллектуальному
восприятию тела, пониженная чувствительность. Защитный характер.
Человек склонен к доминированию, у него выражены организаторские
способности и достаточно выражена активность действий.
Яблоня.
У мужчин – зависимость от матери, может быть, алкоголизация, если
крупная яблоня с большими яблоками. Сценарий матери и сильная
зависимость от нее, часто внутренняя. Внутренняя несвобода от матери. У
мужчины – несамостоятельность, незрелость, зависимость от матери.
Пальмы, фикусы.
Демонстративность, экзотика условий существования, которые требует
человек создать для себя. Пальма – желание путешествовать.
Дубы.
Эпилептоидность.
Береза.
Тревога, астеничные тенденции. Ипохондрия. Заниженная самооценка.
Липа.
Эпилептоидность.Ригидность, тенденция залипать на чем-то
Плакучие, ива.
Психастеник, если ветви направлены вниз – приглушенное состояние
эмоций. Недостаток смелости, отчаяние, мотивированное или
немотивированное жизнью
Кипарис.
Шизоидность.
Клен.
Демонстративность
Тополь, ясень .
Мужская идентичность
9. Размеры рисунка
Очень маленький – чувство неполноценности, стремление избегания
реальности, ограниченность взаимодействий с окружающей реальностью,
состояния напряжения.
Очень высокое дерево – зависимость от окружающей реальности. Проявляет
склонность к агрессии.
Огромная крона, маленький ствол – несамостоятельность, ощущение
базовой неполноценности в сочетании с интенсивным стремлением получать
удовольствие от окружающего мира. Крошечные молодые побеги,
пробивающиеся из большого голого ствола – оздоровление.
Срез макушки краем листа – желание найти удовлетворение в фантазии,

отказавшись от поисков его в реальности.
Дерево примыкает к краю страницы –проявление аргессивно-реактивных
тенденций, которые могут быть либо подавленными, либо нет.
10. Положение рисунка на листе
Центровка – ощущение незащищенности и ригидности
Верхний левый угол – тревожность, регрессия, избегание нового опыта,
стремление вернуться в прошлое
Срез левого края рисунка концом листа– фиксация на прошлом вместе со
страхом перед будущим
Срез правого края рисунка концом листа – желание оказаться в будущем,
чтобы уйти от прошлого.
Использование нижнего края листа как основания – генерализованная
незащищенность, депрессивно - окрашенное состояние.
Использование пространства слева от центра листа – доминирование
эмоциональной сферы.
Использование пространства справа от центра листа – доминирование
интеллекта.
Расположение на листе связано с уровнем притязаний – в верхней трети
листа – высокие притязания, а в нижней трети - заниженные притязания.
Адекватное – если большой рисунок находится в центре листа. Это
свидетельствует об уверенности в себе, но не о собственной идеализации – о
стремлении проявить себя, получить поощрение, высокую оценку, но не
любой ценой.
Завышение над средней линией - стремление завысит собственную
значимость вопреки недостаточному признанию со стороны окружающих.
Нижний край листа – неуверенность в себе, низкая самооценка,
подавленность, нерешительность, не заинтересованность своим положением
в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.
11. Тип линий
Жирные – напряженность, фиксация на отдельных деталях рисунка. Жирная
линия земли – тревожность, вызванная взаимоотношениями в реальной
жизни
Слабые – неполноценность, нерешительность, боязнь поражения, нежелание
рисовать некоторые детали. Отрывистые – аккуратность, скрупулезность,
если рисует очень медленно – патоформность
Жесткие прямые – внутренняя ригидность
Изогнутая – неприятие условностей и ограничений (В дереве должны быть
изогнутые и прямые линии)
Сильно обведен контур – «броня», напряженность, стремление все держать
под контролем.
Переворачивание листа– независимость ума, рассудительность, в терапии
акцент на логическое обоснование и рациональный компонент
эмоционального воздействия.
Много деревьев – детское поведение, не следование инструкции



Текст методики

Вопросы
1. Как оно называется?
2. Какое время года?
3. Где оно растет? (в парке, в лесу, на горе и т.д.)
4. Одно растет или среди других деревьев?
5. Возраст дерева?
6. Оно выше или ниже других деревьев?
7. Если дерево превратить в человека, каким оно будет? (мужчина, женщина,
старик, ребенок) – выход на актуальное для испытуемого состояние
8. Каков характер?
9. Что любит?
10. Чего боится?





Название методики

Проективная методика: Дом. Дерево. Человек

Цель методики

По рисунку можно судить об аффективной сфере личности, ее потребностях, уровне психосексуального развития и т. д. Помимо использования теста в качестве проективной методики автор демонстрирует возможность определять уровень интеллектуального развития (коэффициент корреляции ранговой с тестами интеллекта составляет 0,41-0,75).

Описание методики

Эта проективная методика исследования личности была предложена

Дж.Буком в 1948 г. Тест предназначен как для взрослых, так и для детей,

возможно групповое обследование.

Суть методики заключается в следующем. Обследуемому предлагается

Нарисовать дом, дерево и человека. Затем проводится опрос по разработанному плану.

Тестируемого просят изобразить дерево, дом и человека в одном рисунке, в одной происходящей сцене. Считается, что взаимодействие между домом, деревом и человеком представляет собой зрительную метафору. Если привести весь рисунок в действие, то вполне возможно заметить то, что действительно происходит в нашей жизни.
Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором

выполняется рисунок дома, дерева и человека. Если первым нарисовано

дерево, значит основное для человека жизненная энергия. Если первым

рисуется дом, то на первом месте — безопасность, успех или, наоборот, пренебрежение этими понятиями.


Инструкция к методике

Нарисуйте на листе картину, включающую 3 предмета – дом, дерево и человека.

Обработка результатов


«Дом »
Дом старый, развалившейся. Иногда субъект таким образом может выразить отношение к самому себе.

Дом вдали – чувство отвергнутости (отверженности)

Дом вблизи – открытость, доступность и (или)_чувство теплоты и гостеприимности.

План дома (проекция сверху) вместо самого дома – серьёзный конфликт

Разные постройки – агрессия, направленная против фактического хозяина дома или бунт против того, что субъект считает искусственным и культурными стандартами.

Ставни закрыты. Субъект в состоянии приспособиться к интерперсональным отношениям.

Ступеньки, ведущие в глухую стену (без дверей), — отражение конфликтной ситуации, наносящей вред правильной оценке реальности, неприступность субъекта (хотя он сам может желать свободного сердечного общения).
Стены
Задняя стена, расположенная необычно, — сознательные попытки самоконтроля, приспособление к конвенциям, но вместе с тем есть сильные враждебные тенденции.

Контур задней стены значительно толще (ярче) по сравнению с другими деталями. Субъект стремится сохранить (не потерять) контакт с реальностью.

Стена, отсутствие ее основы — слабый контакт с реальностью (если рисунок помещен внизу).

Стена с акцентированным контуром основы. Субъект пытается вытеснить конфликтные тенденции, испытывает трудности, тревогу.

Стена с акцентированным горизонтальным измерением — плохая ориентировка во времени (доминирование прошлого или будущего). Возможно, субъект очень чувствителен к давлению среды.

Стена с боковым контуром слишком тонким и неадекватным — предчувствие (угроза) катастрофы.

У стены контуры линии слишком акцентированы — сознательное стремление сохранить контроль.

Стена в одномерной перспективе — изображена всего одна сторона. Если это боковая стена, имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции.

Прозрачные стены — неосознаваемое влечение, потребность влиять (владеть, организовывать) на ситуацию, насколько это возможно.

Стена с акцентированным вертикальным измерением — субъект ищет наслаждения прежде всего в фантазиях и обладает меньшим количеством контактов с реальностью, нежели желательно.
Двери
Их отсутствие — субъект испытывает трудности при стремлении раскрыться перед другими (особенно в домашнем кругу).

Двери (одни или несколько) задние или боковые — отступление, отрешенность, избегание.

Двери открыты — первый признак откровенности, достижимости.

Двери открытые. Если дом жилой — это сильная потребность к теплу извне или стремление демонстрировать доступность (откровенность).

Двери боковые (одна или несколько) — отчуждение, уединение, неприятие реальности. Значительная неприступность.

Двери очень большие — чрезмерная зависимость от других или стремление удивить своей социальной коммуникабельностью.

Двери очень маленькие — нежелание впускать в свое Я. Чувство несоответствия, неадекватности и нерешительности в социальных ситуациях.

Двери с огромным замком — враждебность, мнительность, скрытность, защитные тенденции.
Дым
Дым очень густой — значительное внутреннее напряжение (интенсивность по густоте дыма).

Дым тоненькой струйкой — чувство недостатка эмоциональной теплоты дома.
Окна
Окна — первый этаж нарисован в конце — отвращение к межперсональным отношениям. Тенденция к изоляции от действительности.

Окна сильно открытые. Субъект ведет себя несколько развязно и прямолинейно. Множество окон показывает готовность к контактам, а отсутствие занавесок — отсутствие стремления скрывать свои чувства.

Окна сильно закрытые (занавешанные) — озабоченность взаимодействием со средой (если это значимо для субъекта).

Окна без стекол — враждебность, отчужденность. Отсутствие окон на первом этаже — враждебность, отчужденность.

Окна отсутствуют на нижнем, но имеются на верхнем этаже — пропасть между реальной жизнью и жизнью в фантазиях.
Крыша
Крыша — сфера фантазии. Крыша и труба, сорванные ветром, — символическое выражение чувств субъекта, что им повелевают независимо от собственной силы воли.

Крыша, жирный контур, не свойственный всему рисунку, — фиксация на фантазиях как источнике удовольствий, обычно сопровождаемая тревогой.

Крыша, тонкий контур края — переживание ослабления контроля над фантазией.

Крыша, толстый контур края — чрезмерная озабоченность контролем над фантазией (ее обузданием).

Крыша, плохо сочетаемая с нижним этажом, — плохая личностная организация.

Карниз крыши, его акцентирование ярким контуром или продлеванием за стены — усиленно защитная (обычно с мнительностью) установка.
Комната
Ассоциации могут возникнуть в связи с:

1) человеком, проживающим в комнате;

2) интерперсональными отношениями в комнате;

3) предназначением этой комнаты (реальным или приписываемым ей). Ассоциации могут иметь позитивную или негативную эмоциональную окраску.

Комната, не поместившаяся на листе, — нежелание субъекта изображать определенные комнаты из-за неприятных ассоциаций с ними или с их жильцом.

Комната. Субъект выбирает ближайшую комнату — мнительность.

Ванна выполняет санитарную функцию. Если манера изображения ванны значима, возможно нарушение этих функций.
Труба
Отсутствие трубы. Субъект чувствует нехватку психологической теплоты дома.

Труба почти невидима (спрятана) — нежелание иметь дело с эмоциональными воздействиями.

Труба нарисована косо по отношению к крыше — норма для ребенка; значительная регрессия, если обнаруживается у взрослых.

Водосточные трубы — усиленная защита и обычно мнительность.

Водопроводные трубы (или водосточные с крыши) — усиленные защитные установки (и обычно повышенная мнительность).
Дополнения
Прозрачный, стеклянный ящик. Символизирует переживание, выставление себя всем на обозрение. Его сопровождает желание демонстрировать себя, ограничиваясь лишь визуальным контактом.

Деревья. Часто символизируют различные лица. Если они как будто прячут дом, может иметь место сильная потребность зависимости при доминировании родителей.

Кусты. Иногда символизируют людей. Если они тесто окружают дом, может иметь место сильное желание оградить себя защитными барьерами.

Кусты хаотично разбросаны по пространству или находятся по обе стороны дорожки указывают на незначительную тревогу в рамках реальности и сознательное стремление контролировать ее.

Дорожка (хорошие пропорции, свободно нарисована) — показывает, что индивид в контактах с другими обнаруживает такт и самоконтроль.

Дорожка очень длинная — уменьшенная доступность, часто сопровождаемая потребностью более адекватной социализации.

Дорожка очень широкая вначале и сильно сужающаяся у дома — попытка замаскировать желание быть одиноким, сочетающаяся с поверхностным дружелюбием.

Солнце. Символ авторитетной фигуры. Часто воспринимается как источник тепла и силы.

Погода ( какая погода изображена). Отражает связанные со средой переживания субъекта в целом. Скорее всего чем хуже, неприятнее погода изображена, тем вероятнее, что субъект воспринимает среду как враждебную, сковывающую.
Цвет
Цвет, обычное его использование. Зеленый — для крыши, коричневый для стен. Желтый, если употребляется только для изображения света внутри дома, тем самым отображая ночь или ее приближение, выражает чувства субъекта, а именно:

1) среда к нему враждебна;

2) его действия должны быть скрыты от посторонних глаз.

Количество используемых цветов. Хорошо адаптированный, застенчивый и эмоционально необделенный субъект обычно использует не меньше 2 или не более 5 цветов. Субъект, раскрашивающий дом 7—8 цветами, в лучшем случае является очень лабильным, использующий всего 1 цвет боится эмоционального возбуждения.
Выбор цвета
Чем дольше, неувереннее, тяжелее субъект подбирает цвета, тем больше вероятность наличия личностных нарушений.

Цвет черный — застенчивость, пугливость.

Цвет зеленый — потребность иметь чувство безопасности, оградить себя от опасности. Это положение является не столь важным при использовании зеленого цвета для ветвей дерева или крыши дома.

Цвет оранжевый — комбинация чувствительности и враждебности.

Цвет пурпурный — сильная потребность власти.

Цвет красный — наибольшая чувствительность. Потребность теплоты из окружения.

Цвет, заштриховывающий 3/4 листа — нехватка контроля над выражением эмоций.

Штриховка, выходящая за пределы рисунка, — тенденция к импульсивному ответу на дополнительную стимуляцию.

Цвет желтый — сильные признаки враждебности.
Общий вид
Помещение рисунка на краю листа — главное чувство неуверенности, опасности. Часто сопряжено с определенным временным значением:

а) правая сторона — будущее, левая — прошлое;

б) связанная с предназначением комнаты или с постоянным ее жильцом;

в) указывающая на специфику переживаний: левая сторона — эмоциональные, правая — интеллектуальные.
Перспектива
Перспектива «над субъектом» (взгляд снизу вверх) — чувство, что субъект отвергнут, отстранен, не признан дома или субъект испытывает потребность в домашнем очаге, который считает недоступным, недостижимым.

Перспектива, рисунок изображен вдали — желание отойти от конвенционального общества. Чувство изоляции, отверженности. Явная тенденция отграничиться от окружения. Желание отвергнуть, не признать этот рисунок или то, что он символизирует. Перспектива, признаки потери перспективы (индивид правильно рисует один конец дома, но в другом рисует вертикальную линию крыши и стены — не умеет изображать глубину) сигнализируют о начинающихся сложностях интегрирования, страхе перед будущим (если вертикальная боковая линия находится справа) или желании забыть прошлое (линия слева).

Перспектива тройная (трехмерная, субъект рисует по меньшей мере 4 отдельные стены, на которых даже 2 нет в том же плане) — чрезмерная озабоченность мнением окружающих о себе. Стремление иметь в виду (узнать) все связи, даже незначительные, все черты.
Размещение рисунка
Размещение рисунка над центром листа. Чем больше рисунок над центром, тем больше вероятности, что:

1) субъект чувствует тяжесть борьбы и относительную недостижимость цели;

2) субъект предпочитает искать удовлетворение в фантазиях (внутренняя напряженность);

3) субъект склонен держаться в стороне. Размещение рисунка точно в центре листа — незащищенность и ригидность (прямолинейность). Потребность заботливого контроля ради сохранения психического равновесия.

Резмещение рисунка ниже центра листа. Чем ниже рисунок по отношению к центру листа, тем больше похоже на то, что:

1) субъект чувствует себя небезопасно и неудобно, и это создает у него депрессивное настроение;

2) субъект чувствует себя ограниченным, скованным реальностью.

Размещение рисунка в левой стороне листа — акцентирование на прошлом. Импульсивность.

Размещение рисунка в левом верхнем углу листа — склонность избегать новых переживаний. Желание уйти в прошлое или углубиться в фантазии.

Размещение рисунка на правой половине листа — склонность субъекта искать наслаждения в интел- лектуальных сферах. Контролируемое поведение. Акцентирование на будущем.

Рисунок выходит за левый край листа. Фиксация на прошлом и страх перед будущим. Чрезмерная озабоченность свободными откровенными эмоциональными переживаниями.

Выход за правый край листа — желание «убежать» в будущее, чтобы избавиться от прошлого. Страх перед открытыми свободными переживаниями. Стремление сохранить жесткий контроль.

Выход за верхний край листа — фиксирование на мышлении и фантазии как источниках наслаждений, которых субъект не испытывает в реальной жизни.

Контуры очень прямые — ригидность.

Контур эскизный, применяемый постоянно, — в лучшем случае мелочность, стремление к точности, в худшем — указание на неспособность к четкой позиции.
«Человек»
Голова
Голова — сфера интеллекта (контроля). Сфера воображения.

Голова большая — неосознанное подчеркивание убеждения о значении мышления в деятельности человека.

Голова маленькая — переживание интеллектуальной неадекватности.

Нечеткая голова — застенчивость, робость.

Изображение головы в самом конце — межперсональный конфликт.

Большая голова у фигуры противоположного пола — мнимое превосходство противоположного пола и более высокий его социальный авторитет.

Шея — орган, символизирующий связь между сферой контроля (головой) и сферой влечений (телом). Таким образом, это их координационный признак.

Подчеркнутая шея — потребность в интеллектуальном защитном контроле.

Чрезмерно крупная шея — осознание телесных импульсов, старание их контролировать.

Длинная тонкая шея — торможение, регрессия.

Толстая короткая шея — уступки своим слабостям и желаниям, выражение неподавленного импульса.

Плечи, их размер — признак физической силы или потребности во власти.

Плечи чрезмерно крупные — ощущение большой силы или чрезмерной озабоченности силой и властью.

Плечи мелкие — ощущение малоценности, ничтожности.

Плечи слишком угловатые — признак чрезмерной осторожности, защиты.

Плечи покатые — уныние, отчаяние, чувство вины, недостаток жизненности.

Плечи широкие — сильные телесные импульсы.

Туловище — мужественность.

Туловище угловатое или квадратное — мужественность.

Туловище слишком крупное — наличие неудовлетворенных, остро осознаваемых субъектом потребностей.

Туловище ненормально маленькое — чувство унижения, малоценности.
Лицо
Черты лица включают глаза, уши, рот, нос. Это рецепторы внешних стимулов — сенсорный контакт с действительностью.

Подчеркнутое лицо — сильная озабоченность отношениями с другими, а также своим внешним видом.

Слишком подчеркнутый подбородок — потребность доминировать.

Подбородок слишком крупный — компенсация ощущаемой слабости и нерешительности.

Слишком подчеркнуты уши — возможны слуховые галлюцинации.

Встречаются у особо чувствительных к критике.

Уши маленькие — стремление не принимать никакой критики, заглушить ее.

Закрытые или спрятанные под полями шляпы глаза — сильное стремление избегать неприятных визуальных воздействий.

Изображение глаз как пустых глазниц — значимое стремление избегать визуальных стимулов. Враждебность.

Выпученные глаза — грубость, черствость.

Глаза маленькие — погруженность в себя.

Подведенные глаза — грубость, черствость.

Длинные ресницы — кокетливость, склонность обольщать, соблазнять, демонстрировать себя.

Полные губы на лице мужчины — женственность.

Рот клоуна — вынужденная приветливость, неадекватные чувства.

Рот впалый — пассивная значимость.

Нос широкий, выдающийся, с горбинкой — презрительные установки, тенденция мыслить ироническими социальными стереотипами.

Ноздри — примитивная агрессия.

Четко нарисованные зубы — агрессивность.

Лицо неясное, тусклое — боязливость, застенчивость.

Выражение лица подобострастное — незащищенность.

Лицо, похожее на маску, — осторожность, скрытность, возможны чувства деперсонализации и отчужденности.

Брови редкие, короткие — презрение, изощренность.

Волосы — признак мужественности (храбрости, силы, зрелости и стремления к ней).

Сильно заштрихованные волосы — тревога, связанная с мышлением или воображением.

Волосы незаштрихованные, незакрашенные волосы, обрамляющие голову, — субъектом управляют враждебные чувства.
Конечности
Руки — орудия более совершенного и чуткого приспособления к окружению, главным образом в межперсональных отношениях.

Широкие руки (размах рук) — интенсивное стремление к действию.

Руки шире у ладони или у плеча — недостаточный контроль действий и импульсивность.

Руки, изображенные не слитно с туловищем, отдельно, вытянутые в стороны. Субъект иногда ловит себя на действиях или поступках, которые вышли у него из-под контроля.

Руки, скрещенные на груди, — враждебно-мнительная установка.

Руки за спиной — нежелание уступать, идти на компромиссы (даже с друзьями). Склонность контролировать проявление агрессивных, враждебных влечений.

Руки длинные и мускулистые. Субъект нуждается в физической силе, ловкости, храбрости как в компенсации. Руки слишком длинные — чрезмерно амбициозные стремления.

Руки расслабленные и гибкие — хорошая приспособляемость в межперсональных отношениях.

Руки напряженные и прижатые к телу — неповоротливость, ригидность.

Руки очень короткие — отсутствие стремлений вместе с чувством неадекватности.

Руки слишком крупные — сильная потребность в лучшей приспособляемости в социальных отношениях с чувством неадекватности и склонностью к импульсивному поведению.

Отсутствие рук — чувство неадекватности при высоком интеллекте.

Деформация или акцентирование руки или ноги на левой стороне — социально-ролевой конфликт. Руки изображены близко к телу — напряжение.

Большие руки и ноги у мужчины — грубость, черствость.

Сужающиеся руки и ноги — женственность.

Руки длинные — желание чего-то достигнуть, завладеть чем-либо.

Руки длинные и слабые — зависимость, потребность в опеке.

Руки, повернутые в стороны, достающие что-то, — зависимость, желание любви, привязанности.

Руки, вытянутые по бокам, — трудности в социальных контактах, страх перед агрессивными импульсами.

Руки сильные — агрессивность, энергичность.

Руки тонкие, слабые — ощущение недостаточности достигнутого.

Рука, как боксерская перчатка, — вытесненная агрессия.

Руки за спиной или в карманах — чувство вины, неуверенность в себе.

Неясно очерченные руки — нехватка самоуверенности в деятельности и социальных отношениях.

Отсутствие рук у женской фигуры. Материнская фигура воспринимается как нелюбящая, отвергающая, неподдерживающая.

Отделенные (обрубленные) пальцы — вытесненная агрессия, замкнутость.

Большие пальцы — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев больше 5 — агрессивность, амбиции.

Пальцы без ладоней — грубость, черствость, агрессия.

Пальцев меньше 5 — зависимость, бессилие.

Пальцы длинные — скрытая агрессия.

Пальцы, сжатые в кулаки, — бунтарство, протест.

Кулаки, прижатые к телу, — вытесненный протест.

Кулаки далеко от тела — открытый протест.

Пальцы крупные, похожие на гвозди (шипы), — враждебность.

Пальцы одномерные, обведены петлей — сознательные усилия против агрессивного чувства.

Ноги непропорционально длинные — сильная потребность независимости и стремление к ней.

Ноги слишком короткие — чувство физической или психологической неловкости.

Рисунок, начатый со ступней ног, — боязливость.

Отсутствие ступней — замкнутость.

Широко расставленные ноги — откровенное пренебрежение (неподчинение, игнорирование или незащищенность).

Ноги неодинаковых размеров — амбивалентность в стремлении к независимости.

Отсутствие ног — робость, замкнутость.

Акцентированные ноги — грубость, черствость.

Ступни — признак подвижности (физиологической или психологической) в межперсональных отношениях.

Ступни непропорционально длинные — потребность в безопасности. Потребность демонстрировать мужественность.

Ступни непропорционально мелкие — скованность, зависимость.
Поза

Изображение лица так, что виден затылок, — тенденция к замкнутости.

Голова в профиль, тело анфас — тревога, вызванная социальным окружением и потребностью в общении.

Человек, сидящий на краешке стула, — сильное желание найти выход из ситуации, страх одиночества, подозрение.

Человек, изображенный бегущим, — желание убежать, скрыться от кого-либо.

Человек с видимыми нарушениями пропорций по отношению к правой или левой сторонам — отсутствие личного равновесия.

Человек без определенных частей тела — указывает на отвержение, непризнание человека в целом или его отсутствующих частей (актуально или символично изображенных).

Человек в слепом бегстве — возможны панические страхи.

Человек в плавном легком шаге — хорошая приспособляемость.

Человек — абсолютный профиль — серьезная отрешенность, замкнутость и оппозиционные тенденции.

Профиль амбивалентный. Определенные части тела изображены с другой стороны по отношению к остальным, смотрят в разные стороны — особо сильная фрустрация со стремлением избавиться от неприятной ситуации.

Неуравновешанная стоячая фигура — напряжение.

Куклы — уступчивость, переживание доминирования окружения.

Робот вместо мужской фигуры — деперсонализация, ощущение внешних контролирующих сил.

Фигура из палочек может означать увиливание и негативизм.

Фигура бабы-яги — открытая враждебность к женщинам.

Клоун, карикатура — свойственное подросткам переживание неполноценности и отверженности. Враждебность, самопрезрение.
Фон. Окружение
Тучи — боязливая тревога, опасения, депрессия.

Забор для опоры, контур земли — незащищенность.

Фигура человека на ветру — потребность в любви, привязанности, заботливой теплоте.

Линия основы (земли) — незащищенность. Представляет собой необходимую точку отсчета (опоры) для конструирования целостности рисунка. Придает ему стабильность. Значение этой линии иногда зависит от придаваемого ей субъектом качества. Например, мальчик катается на тонком льду. Основу чаще рисуют под домом или деревом, реже — под человеком.

Оружие — агрессивность.
Многоплановые критерии
Разрывы линий, стертые детали, пропуски, акцентирование, штриховка — сфера конфликта.

Пуговицы, пряжка ремня, подчеркнутая вертикальная ось фигуры, карманы — зависимость.
Контур, нажим, штриховка, расположение
Мало гнутых линий, много острых углов — агрессивность, плохая адаптация.

Закругленные (округленные) линии — женственность.

Комбинация уверенных, ярких и легких контуров — грубость, черствость.

Контур неяркий, неясный — боязливость, робость.

Энергичные, уверенные штрихи — настойчивость, безопасность.

Линии неодинаковой яркости — напряжение.

Тонкие продленные линии — напряжение.

Необрывающий, подчеркнутый контур, обрамляющий фигуру, — изоляция.

Эскизный контур — тревога, робость.

Разрыв контура — сфера конфликтов.

Подчеркнутая линия — тревога, незащищенность. Сфера конфликтов. Регрессия (особенно по отношению к подчеркнутой детали).

Зубчатые, неровные линии — дерзость, враждебность.

Уверенные твердые линии — амбиции, рвение.

Яркая линия — грубость.

Сильный нажим — энергичность, настойчивость. Большая напряженность.

Легкие линии — недостаток энергии. Легкий нажим — низкие энергетические ресурсы, скованность.

Линии с нажимом — агрессивность, настойчивость.

Неровный, неодинаковый нажим — циклоти-мичность, импульсивность, нестабильность, тревога, незащищенность.

Изменчивый нажим — эмоциональная нестабильность, лабильные настроения.
Длина штрихов
Если пациент возбудимый, штрихи укорачиваются, если нет — удлиняются.

Прямые штрихи — упрямство, настойчивость, упорство.

Короткие штрихи — импульсивное поведение.

Ритмичная штриховка — чувствительность, сочувствие, раскованность.

Короткие, эскизные штрихи — тревога, неуверенность.

Штрихи угловатые, скованные — напряженность, замкнутость.

Горизонтальные штрихи — подчеркивание воображения, женственность, слабость.

Неясные, разнообразные, изменчивые штрихи — незащищенность, недостаток упорства, настойчивости.

Вертикальные штрихи — упрямство, настойчивость, решительность, гиперактивность.

Штриховка справа налево — интроверсия, изоляция.

Штриховка слева направо — наличие мотивации.

Штриховка от себя — агрессия, экстраверсия.
Стирания
Стирания — тревожность, опасливость.

Частые стирания — нерешительность, недовольство собой. Стирание при перерисовке (если перерисовка более совершенна) — это хороший знак.

Стирание с последующей порчей (ухудшением) рисунка — наличие сильной эмоциональной реакции на рисуемый объект или на то, что он символизирует для субъекта.

Стирание без попытки перерисовать (т. е. поправить) — внутренний конфликт или конфликт собственно с этой деталью (или с тем, что она символизирует).

Большой рисунок — экспансивность, склонность к тщеславию, высокомерию.

Маленькие фигуры — тревога, эмоциональная зависимость, чувство дискомфорта и скованности.

Очень маленькая фигура с тонким контуром — скованность, чувство собственной малоценности и незначительности.

Недостаток симметрии — незащищенность.

Рисунок у самого края листа — зависимость, неуверенность в себе.

Рисунок на весь лист — компенсаторное превознесение себя в воображении.
Детали
Здесь важно их знание, способность оперировать ими и умение приспособиться к конкретным практическим условиям жизни. Исследователь должен заметить степень заинтересованности субъекта такими вещами, степень реализма, с которым он их воспринимает; относительную значимость, которую он им придает; способ соединения этих деталей в совокупность.

Детали существенные. Отсутствие существенных деталей в рисунке субъекта, который, как известно, сейчас или в недалеком прошлом характеризовался средним или более высоким интеллектом, чаще показывает интеллектуальную деградацию или серьезное эмоциональное нарушение.

Избыток деталей. «Неизбежность телесности» (неумение ограничить себя) указывает на вынужденную потребность наладить всю ситуацию, на чрезмерную заботу об окружении. Характер деталей (существенные, несущественные или странные) может послужить для более точного определения специфичности чувствительности.

Лишнее дублирование деталей — субъект скорее всего не умеет входить в тактичные и пластичные контакты с людьми.

Недостаточная детализация — тенденция к замкнутости.

Особо щепетильная детализация — скованность, педантичность.
Ориентация в задании
Способность к критической оценке рисунка при просьбе раскритиковать его — критерии не-утерянного контакта с реальностью.

Принятие задания с минимальным протестом — хорошее начало, за которым следуют усталость и прерывание рисования.

Извинения из-за рисунка — недостаточная уверенность.

По ходу рисования уменьшение темпа и продуктивности — быстрое истощение.

Название рисунка — экстраверсия, потребность и поддержка. Мелочность.

Подчеркнута левая половина рисунка — идентификация с женским полом.

Упорное рисование, несмотря на трудности, — хороший прогноз, энергичность.

Сопротивление, отказ от рисования — сокрытие проблем, нежелание раскрыть себя.
«Дерево»
Интерпретация по К. Коху исходит из положений К. Юнга (дерево — символ стоящего человека).

Корни — коллектив, бессознательное.

Ствол — импульсы, инстинкты, примитивные стадии.

Ветви — пассивность или противостояние жизни.

Интерпретация рисунка дерева всегда содержит ядро (корни, ствол, ветви) и элементы украшений (листву, плоды, пейзаж). Как уже отмечалось, интерпретация К. Коха была направлена в основном на выявление патологических признаков и особенностей психического развития. На наш взгляд, в интерпретации имеется ряд противоречий, а также наблюдается использование понятий, которые трудно конкретизировать. Например, в интерпретации признаков «округленная крона», «недостаток энергии», «дремота», «клевание носом» и тут же «дар наблюдательности», «сильное воображение», «частый выдумщик» или «недостаточная концентрация» — чего? Какая реальность стоит за этим понятием? Остается неизвестным. К тому же толкование признаков содержит чрезмерное употребление обыденных определений. Например, «пустота», «напыщенность», «высокопарность», «плоский», «пошлый», «мелкий», «недалекий», «жеманство», «притворство», «чопорность», «вычурность», «фальшивость» и тут же — «дар конструктивности», «способности к систематике», «техническая одаренность»; или сочетание «самодисциплина», «самообладание», «воспитанность» — «напыщенность», «чванство», «безучастность», «равнодушие».

Мы хотели бы обратить внимание на то, что при общении с нормальными людьми в процессе психологического консультирования вряд ли допустимо произносить подобные эпитеты в их адрес.

Приподнимание земли к правому краю листа — задор, энтузиазм.

Опускание земли к правому краю листа — упадок сил, недостаточность стремлений.
Корни
Корни меньше ствола — желание видеть спрятанное, закрытое.

Корни равны стволу — более сильное любопытство, уже представляющее проблему.

Корни больше ствола — интенсивное любопытство, может вызвать тревогу.

Корни обозначены чертой — детское поведение в отношении того, что держится в секрете.

Корни в виде двух линий — способность к различению и рассудительность в оценке реального; различная форма этих корней может быть связана с желанием жить, подавлять или выражать некоторые тенденции в незнакомом кругу или близком окружении.

Симметрия — стремление казаться в согласии с внешним миром. Выраженная тенденция сдержать агрессивность. Колебания в выборе позиции по отношению к чувствам, амбивалентность, моральные проблемы. Расположение на листе двойственное — отношение к прошлому, к тому, что изображает рисунок, т. е. к своему поступку. Двойное желание независимости и защиты в рамках окружения. Центральная позиция — желание найти согласие, равновесие с окружающими. Свидетельствует о потребности в жесткой и неукоснительной систематизации с опорой на привычки.

Расположение слева направо — увеличение направленности на внешний мир, на будущее. Потребность в опоре на авторитет; поиски согласия с внешним миром; честолюбие, стремление навязывать себя другим, ощущение покинутости; возможны колебания в поведении.
Форма листвы
Круглая крона — экзальтированность, эмоциональность.

Круги в листве — поиск успокаивающих и вознаграждающих ощущений, чувство покинутости и разочарования.

Опущенные ветви — потеря мужества, отказ от усилий.

Ветви вверх — энтузиазм, порыв, стремление к власти.

Ветви в разные стороны — поиск самоутверждения, контактов, самораспыление, суетливость, чувствительность к окружающему, не противостоит ему.

Листва-сетка, более или менее густая, — большая или меньшая ловкость в избегании проблемных ситуаций.

Листва из кривых линий — восприимчивость, открытое принятие окружающего.

Открытая и закрытая листва на одном рисунке — поиски объективности.

Закрытая листва — охрана своего внутреннего мира детским способом.

Закрытая густая листва — непроявляющаяся агрессивность.

Детали листвы, не связанные с целым, — суждения, принимающие малозначительные детали за характеристику явления в целом.

Выход ветвей из одного участка на стволе — детские поиски защиты, норма для ребенка 7 лет.

Ветви, нарисованные одной линией, — бегство от неприятностей реальности, ее трансформация и приукрашивание.

Толстые ветви — хорошее различение действительности.

Листья-петельки — предпочтительное использование свого обаяния.

Пальма — стремление к перемене мест.

Листва-сетка — уход от неприятных ощущений.

Листва, похожая на узор, — женственность, приветливость, обаяние.

Плакучая ива — недостаток энергии и задора, стремление к твердой опоре и поиск позитивных контактов; возвращение к прошлому и опыту детства; трудности в принятии решений.

Зачернение, штриховка — напряжение, тревожность.
Ствол
Заштрихованный ствол — внутренняя тревога, подозрительность, боязнь быть покинутым; скрытая агрессивность.

Ствол в форме разломанного купола — желание походить на мать, делать все, как она, или желание походить на отца, помериться с ним силой, рефлексия неудач.

Ствол из одной линии — отказ реально смотреть на вещи.

Ствол, нарисованный тонкими линиями, крона — толстыми — возможность самоутверждения и свободного действия. Листва, изображенная тонкими линиями, — тонкая чувствительность, внушаемость.

Ствол, изображенный линиями с нажимом, — решительность, активность, продуктивность.

Линии ствола прямые — ловкость, находчивость, не задерживается на тревожащих фактах.

Линии ствола кривые — активность, заторможенная тревогой и мыслями о непреодолимости препятствий.

«Вермишель» — тенденция к скрытности ради злоупотреблений, непредвиденные атаки, скрытая ярость.

Ветви, не связанные со стволом, — уход от реальности, не соответствующей желаниям, попытка убежать от нее в мечты и игры.

Открытый и связанный с листвой ствол — хороший интеллект, нормальное развитие, стремление сохранить свой внутренний мир.

Ствол, оторванный от земли, — недостаток контакта с внешним миром; жизнь повседневная и духовная малосвязанны.

Ствол, ограниченный снизу, — ощущения несчастья; поиск поддержки.

Ствол, расширяющийся книзу, — поиск надежного положения в своем кругу.

Ствол, сужающийся книзу, — ощущение безопасности в кругу, который не дает желаемой опоры; изоляция и стремление укрепить свое Я в беспокойном мире.

Общая высота — нижняя четверть листа — зависимость, недостаток веры в себя, компенсаторные мечты о власти.

Использование нижней половины листа — менее выраженная зависимость и робость.

Использование 3/4 листа — хорошее приспособление к среде.

Лист, использованный целиком, — хочет быть замеченным, рассчитывать на других, самоутверждаться. Высота листа (страница делится на 8 частей):

1/8 — недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка 4 лет;

1/4 — способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия;

3/8 — хорошие контроль и рефлексия;

1/2 — интериоризация, надежды, компенсаторные мечты;

5/8 — интенсивная духовная жизнь;

6/8 — высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов;

7/8 — листва занимает почти всю страницу — бегство в мечты.
Манера изображения
Острая вершина:

1) защита от опасности, настоящей или мнимой, воспринимаемой как личный выпад;

2) желание действовать на других, атаковать или защищать, трудности в контактах;

3) желание компенсировать чувство неполноценности, стремление к власти;

4) поиск безопасного убежища из-за чувства покинутости, для твердого положения, потребность в нежности.

Множественность деревьев (несколько деревьев на одном листе) — детское поведение, испытуемый не следует данной инструкции.

Два дерева могут символизировать себя и другого близкого человека (см. положение на листе и другие моменты интерпретации).

Добавление к дереву различных объектов трактуется в зависимости от конкретных объектов.

Пейзаж означает сентиментальность.

Переворачивание листа — независимость, признак интеллекта, рассудительность.
Земля
Земля, изображенная одной чертой, — сосредоточенность на цели, принятие некоторого порядка.

Земля, изображенная несколькими различными чертами, — действия в соответствии со своими собственными правилами, потребность в идеале. Несколько совместных линий, изображающих землю, изображены в совокупности и касаются края листа — спонтанный контакт, внезапное удаление, импульсивность, капризность.