Файл: Программа (профессиональная переподготовка).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ

ООО «ИНФОУРОК»
Дополнительная профессиональная программа

(профессиональная переподготовка)


«Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации»
МОДУЛЬ 5

«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:

ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Требования к итоговой аттестации
Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (4-й модуль «Стажировка») и итоговый экзамен по теоретической части обучения.

Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.

На итоговом экзамене проверяется наличие у слушателей необходимых для будущей педагогической деятельности знаний по следующим направлениям

  1. Нормативно-правовое,

  2. Психолого-педагогическое

  3. Предметные и теоретико-методические основы в новом виде профессиональной деятельности учителя-наставника, а также умение применять эти знания.

Методические указания. Экзамен проводятся в объеме программы по билетам, включающим 2 вопроса, в устной форме. Общая оценка за экзамен определяется как средняя арифметическая оценок, полученных за каждый вопрос. При оценке теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся на экзамене учитываются также их текущая успеваемость по дисциплинам модуля и результаты итоговых заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом.

Содержание экзамена


Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией «Учитель-наставник»», должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании».


Экзамен осуществляется в целях проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшей профессиональной деятельности, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Обучающийся допускается к сдаче экзамена, если он сдал все зачеты по учебным дисциплинам.

Ответы обучающихся на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к педагогической деятельности по предмету, проектированию и реализации программ образования. Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:

– содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;

– оформления материалов практического задания, например, электронной презентации;

– наличия положительных итогов педагогической практики;

– эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.

Итоговая аттестация оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене.

Отметка «отлично» выставляется при условии, когда обучающийся:

– демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов билета, увязывая его с задачами профессиональной деятельности;

– не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора;

– при ответе использует понятийно-категориальный аппарат соответствующей учебной дисциплины и четко применяет его при анализе социальных явлений и проблем социальной и профессиональной деятельности;

– дает четкое обоснование принятых решений, умеет самостоятельно последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок.

Отметка «хорошо» выставляется при условии, когда обучающийся:

– проявил достаточный уровень сформированности компетенций, твердо знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета;

– при ответе использует понятийно-категориальный аппарат соответствующей учебной дисциплины и четко применяет его при анализе социальных явлений и проблем социальной и профессиональной деятельности;



– ответы на вопрос не имеют логически выстроенного характера, но используются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ и обобщение;

– владеет основными умениями и навыками, но при ответе допускает незначительные ошибки и неточности.

Отметка «удовлетворительно» выставляется при условии, когда обучающийся:

– усвоил только основные положения программного материала;

– содержание вопросов билета излагает поверхностно, дает неполные (неточные) определения понятий, при аргументации не дает должного обоснования;

– допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала;

– испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы экзаменатора.

Отметка «неудовлетворительно» выставляется при условии, когда обучающийся:

– при оценке сформированности компетенций показал знания, умения и владения программным материалом ниже минимального (порогового) уровня, то есть допустивший принципиальные ошибки при ответе;

– представление профессиональной деятельности не рассматривается в контексте собственного профессионального опыта, практики его организации;

– при ответе на вопросы билета не дает трактовки основных понятий, при их употреблении не указывается авторство;

– не смог ответить на дополнительные вопросы или отказался отвечать.

Критериями оценки сформированности компетенций обучаемых являются: степень усвоения учебного материала; научно-методический уровень ответов на поставленные вопросы; доказательность и убедительность суждений; степень творчества и самостоятельности в решении задач и анализе ситуаций; связь с предстоящей практической деятельностью.

Контрольные вопросы государственного экзамена

по дисциплинам программы

«Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации»


  1. Понятие и структура системы образования в Российской Федерации.

  2. Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность.

  3. Правовые основы педагогической деятельности.

  4. Справочно-правовые информационные системы.

  5. Понятие образовательных отношений.

  6. Правовой статус обучающихся и их законных представителей.

  7. Определение педагогики, ее объект и предмет.

  8. Основные этапы педагогической науки и практики.

  9. Теория обучения.

  10. Теория воспитания.

  11. Психология как наука, ее история, предмет и структура.

  12. Психология познавательных процессов.

  13. Типология характеров.

  14. Необходимость создания проекта национальной системы профессионального роста педагогических работников.

  15. Принципы модели НСПР ПР.

  16. Отличие вертикального и горизонтального профессионального роста.

  17. Основные этапы становления наставничества.

  18. Задачи взаимодействия наставника с наставляемым определяются в форме наставничества «ученик-ученик».

  19. Варианты взаимодействия формы наставничества «ученик-ученик».

  20. Наставничество как эффективный инструмент развития педагогов.

  21. Активные приемы обучения в работе педагога-наставника.

  22. Роль наставника в становлении молодого специалиста.

  23. Педагог- наставник в режиме дистанционного обучения.

  24. Компетентный педагог.

  25. Воспитательная система школы и классное руководство.

  26. Формы воспитательной работы классного руководителя.

  27. Мастер-классы как форма наставничества.

  28. Школьный класс в структуре современной школы.

  29. Какие трудовые функции, прописанные в новом профстандарте, должен выполнять учитель-наставник (ведущий учитель).

  30. Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе.

  31. Деятельность классного руководителя по организации самоуправления в начальной школе.

  32. Нормативные документы, определяющие деятельность классного руководителя в условиях образовательной системы.

  33. Проектная технология в деятельности классного руководителя.

  34. Модели ученического самоуправления.

  35. Роль наставника в развитии научно-исследовательской компетенции молодого учителя.

  36. Отличия в воспитательных функциях учителя и старшего учителя.

  37. Какие типы успешных классных руководителей выделяет Е. Петренко? Дайте им характеристику.

  38. На какие принципы необходимо опираться при организации задач и содержания воспитания?

  39. Особенности ученического самоуправления.

  40. Полномочия ученического самоуправления.

  41. Роль куратора в становлении ученического самоуправления.

  42. Принципы ученического самоуправления.

  43. Вертикальная и горизонтальная системы карьерного роста.

  44. Принципы и подходы к разработке модели национальной системы профессионального роста педагогических работников.

  45. План мероприятий по формированию и введению НСПР ПР.

  46. Концептуальные предложения формирования НСУР.

  47. Целевая модель наставничества.

  48. Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества.

  49. Задачи куратора целевой модели наставничества.



Практическая составляющая. Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе педагогической практики, подтверждающих успешность реализации теории и методики обучения в практической деятельности выпускника, предоставляемые после прохождения педпрактики. Материалы должны демонстрировать качество педагогических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач в области образования и соответствовать требованиям к получаемой квалификации. Материалы могут быть представлены в форме презентации. Общими требованиями к материалу являются:

– соответствие разработанных планов, конспектов занятий теоретическим основам и методике планирования по обучению;

– полнота анализа и самоанализа занятий по программам;

– обоснованность выбора и реализации различных форм, методов и приемов обучения;

– соответствие диагностических методик для оценки уровня развития;

– аргументированность наблюдений и обобщений при обсуждении занятий;

– ясность формулирования выявленных недочетов и адекватность предложений по их коррекции.