ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 58
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РФ
ООО «ИНФОУРОК»
Дополнительная профессиональная программа
(профессиональная переподготовка)
«Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации»
МОДУЛЬ 5
«ИТОГОВАЯ АТТЕСТАЦИЯ»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ:
ФОРМА АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Требования к итоговой аттестации
Итоговая аттестация включает теоретическую и практическую составляющие: предоставление материалов по практической части обучения (4-й модуль «Стажировка») и итоговый экзамен по теоретической части обучения.
Итоговый экзамен проводится в письменной форме по билетам. В билет включаются два вопроса.
На итоговом экзамене проверяется наличие у слушателей необходимых для будущей педагогической деятельности знаний по следующим направлениям
-
Нормативно-правовое, -
Психолого-педагогическое -
Предметные и теоретико-методические основы в новом виде профессиональной деятельности учителя-наставника, а также умение применять эти знания.
Методические указания. Экзамен проводятся в объеме программы по билетам, включающим 2 вопроса, в устной форме. Общая оценка за экзамен определяется как средняя арифметическая оценок, полученных за каждый вопрос. При оценке теоретических знаний, практических умений и навыков обучающихся на экзамене учитываются также их текущая успеваемость по дисциплинам модуля и результаты итоговых заданий по дисциплинам, предусмотренных учебным планом.
Содержание экзамена
Слушатель, окончивший курсы профессиональной переподготовки и получивший право на ведение профессиональной деятельности с квалификацией «Учитель-наставник»», должен быть готовым осуществлять обучение и воспитание обучающихся с учетом специфики преподаваемого предмета; способствовать социализации, формированию общей культуры личности, осознанному выбору и последующему освоению профессиональных образовательных программ; использовать разнообразные приемы, методы и средства обучения; обеспечивать уровень подготовки обучающихся, соответствующий требованиям федерального государственного образовательного стандарта; осознавать необходимость соблюдения прав и свобод учащихся, предусмотренных Законом Российской Федерации «Об образовании».
Экзамен осуществляется в целях проверки достижения обучающимися обязательных результатов обучения по дисциплине – минимума, который необходим для дальнейшей профессиональной деятельности, выполнения программных требований к уровню подготовки обучающихся. Обучающийся допускается к сдаче экзамена, если он сдал все зачеты по учебным дисциплинам.
Ответы обучающихся на итоговом экзамене должны демонстрировать готовность выпускника к педагогической деятельности по предмету, проектированию и реализации программ образования. Результаты итоговой аттестации оцениваются на основании:
– содержания ответов на теоретические вопросы экзаменационного билета итогового экзамена;
– оформления материалов практического задания, например, электронной презентации;
– наличия положительных итогов педагогической практики;
– эффективности применения практических материалов в профессиональной деятельности.
Итоговая аттестация оценивается по 4-х балльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Критерии оценки ответа выпускника на итоговом экзамене.
Отметка «отлично» выставляется при условии, когда обучающийся:
– демонстрирует глубокое познание программного материала, в полном объеме раскрывает теоретическое содержание вопросов билета, увязывая его с задачами профессиональной деятельности;
– не затрудняется с ответом на дополнительные вопросы экзаменатора;
– при ответе использует понятийно-категориальный аппарат соответствующей учебной дисциплины и четко применяет его при анализе социальных явлений и проблем социальной и профессиональной деятельности;
– дает четкое обоснование принятых решений, умеет самостоятельно последовательно, логично, аргументированно излагать, анализировать, обобщать изученный материал, не допуская ошибок.
Отметка «хорошо» выставляется при условии, когда обучающийся:
– проявил достаточный уровень сформированности компетенций, твердо знает программный материал, правильно, по существу и последовательно излагает содержание вопросов билета;
– при ответе использует понятийно-категориальный аппарат соответствующей учебной дисциплины и четко применяет его при анализе социальных явлений и проблем социальной и профессиональной деятельности;
– ответы на вопрос не имеют логически выстроенного характера, но используются такие мыслительные операции, как сравнение, анализ и обобщение;
– владеет основными умениями и навыками, но при ответе допускает незначительные ошибки и неточности.
Отметка «удовлетворительно» выставляется при условии, когда обучающийся:
– усвоил только основные положения программного материала;
– содержание вопросов билета излагает поверхностно, дает неполные (неточные) определения понятий, при аргументации не дает должного обоснования;
– допускает неточности и ошибки, нарушает последовательность в изложении материала;
– испытывает затруднения при ответе на дополнительные вопросы экзаменатора.
Отметка «неудовлетворительно» выставляется при условии, когда обучающийся:
– при оценке сформированности компетенций показал знания, умения и владения программным материалом ниже минимального (порогового) уровня, то есть допустивший принципиальные ошибки при ответе;
– представление профессиональной деятельности не рассматривается в контексте собственного профессионального опыта, практики его организации;
– при ответе на вопросы билета не дает трактовки основных понятий, при их употреблении не указывается авторство;
– не смог ответить на дополнительные вопросы или отказался отвечать.
Критериями оценки сформированности компетенций обучаемых являются: степень усвоения учебного материала; научно-методический уровень ответов на поставленные вопросы; доказательность и убедительность суждений; степень творчества и самостоятельности в решении задач и анализе ситуаций; связь с предстоящей практической деятельностью.
Контрольные вопросы государственного экзамена
по дисциплинам программы
«Организация деятельности учителя-наставника в образовательной организации»
-
Понятие и структура системы образования в Российской Федерации. -
Правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность. -
Правовые основы педагогической деятельности. -
Справочно-правовые информационные системы. -
Понятие образовательных отношений. -
Правовой статус обучающихся и их законных представителей. -
Определение педагогики, ее объект и предмет. -
Основные этапы педагогической науки и практики. -
Теория обучения. -
Теория воспитания. -
Психология как наука, ее история, предмет и структура. -
Психология познавательных процессов. -
Типология характеров. -
Необходимость создания проекта национальной системы профессионального роста педагогических работников. -
Принципы модели НСПР ПР. -
Отличие вертикального и горизонтального профессионального роста. -
Основные этапы становления наставничества. -
Задачи взаимодействия наставника с наставляемым определяются в форме наставничества «ученик-ученик». -
Варианты взаимодействия формы наставничества «ученик-ученик». -
Наставничество как эффективный инструмент развития педагогов. -
Активные приемы обучения в работе педагога-наставника. -
Роль наставника в становлении молодого специалиста. -
Педагог- наставник в режиме дистанционного обучения. -
Компетентный педагог. -
Воспитательная система школы и классное руководство. -
Формы воспитательной работы классного руководителя. -
Мастер-классы как форма наставничества. -
Школьный класс в структуре современной школы. -
Какие трудовые функции, прописанные в новом профстандарте, должен выполнять учитель-наставник (ведущий учитель). -
Особенности деятельности классного руководителя в начальной школе. -
Деятельность классного руководителя по организации самоуправления в начальной школе. -
Нормативные документы, определяющие деятельность классного руководителя в условиях образовательной системы. -
Проектная технология в деятельности классного руководителя. -
Модели ученического самоуправления. -
Роль наставника в развитии научно-исследовательской компетенции молодого учителя. -
Отличия в воспитательных функциях учителя и старшего учителя. -
Какие типы успешных классных руководителей выделяет Е. Петренко? Дайте им характеристику. -
На какие принципы необходимо опираться при организации задач и содержания воспитания? -
Особенности ученического самоуправления. -
Полномочия ученического самоуправления. -
Роль куратора в становлении ученического самоуправления. -
Принципы ученического самоуправления. -
Вертикальная и горизонтальная системы карьерного роста. -
Принципы и подходы к разработке модели национальной системы профессионального роста педагогических работников. -
План мероприятий по формированию и введению НСПР ПР. -
Концептуальные предложения формирования НСУР. -
Целевая модель наставничества. -
Ожидаемые результаты внедрения целевой модели наставничества. -
Задачи куратора целевой модели наставничества.
Практическая составляющая. Предоставление материалов касается передачи итоговых документов по программе педагогической практики, подтверждающих успешность реализации теории и методики обучения в практической деятельности выпускника, предоставляемые после прохождения педпрактики. Материалы должны демонстрировать качество педагогических действий, необходимых для эффективного решения типичных профессиональных задач в области образования и соответствовать требованиям к получаемой квалификации. Материалы могут быть представлены в форме презентации. Общими требованиями к материалу являются:
– соответствие разработанных планов, конспектов занятий теоретическим основам и методике планирования по обучению;
– полнота анализа и самоанализа занятий по программам;
– обоснованность выбора и реализации различных форм, методов и приемов обучения;
– соответствие диагностических методик для оценки уровня развития;
– аргументированность наблюдений и обобщений при обсуждении занятий;
– ясность формулирования выявленных недочетов и адекватность предложений по их коррекции.