Файл: Как правильно выбрать вид спорта по психотипу и физическому потенциалу ребенка.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внутренний мир меланхолика невероятно богат, ему свойственна глубина и устойчивость чувств. Он склонен к самокопанию и постоянно не уверен в себе. В детстве ведет себя, как "маленький взрослый" - очень рассудителен, любит находить всему объяснение, любит уединение. В постели долго мечтает и размышляет. Часто производит впечатление замкнутого человека, обычно среди близких выбирает одного, с кем полностью откровенен; мягок и добр, делится с ним своими переживаниями. Для других оставляет фразу: "У меня все нормально". Разглашение его тайн может стать большой травмой и заставит еще больше замкнуться в себе.
У людей, близких к этому типу, тихая речь, в разговоре они приспосабливаются к собеседнику; стремятся вызвать сочувствие окружающих.
Меланхолики предъявляют высокие требования к себе и окружающим и довольно легко переносят одиночество.
Ежедневные проблемы:
- делая совершенно невинное замечание, вы получаете поток слез и отчаянное: "У меня никогда ничего не выходит, ни на что я не гожусь";
- в детском летнем лагере первые три недели это чувствительное создание тоскует и с недоверием присматривается к окружающему миру. Когда мир, наконец, покажется вполне приемлемым и найдутся симпатичные знакомые, смена закончится;
- отправив делать уроки свое чадо, вы находите его над нетронутым заданием в горестных раздумьях на тему: "Все равно ничего у меня не выйдет";
- вы регулярно получаете порцию жалоб на грубых и невоспитанных мальчишек, язвительных девчонок и скучных учителей.
Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.
Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.
Рекомендации:
-
Примите себя таким, какой вы есть. -
Не доверяйте свои негативным мыслям и чувствам. -
Не растрачивайте энергию. -
Фильтруйте информацию, поступающую извне. -
Занимайтесь спортом. -
Медитируйте. -
Выходите из зоны комфорта. -
Будьте осторожны.
Занятия и увлечения. Меланхолик с трудом включается в коллективные игры, но, сумев преодолеть себя, с удовольствием веселится вместе со всеми. Помогите ему включиться в игру, научите его знакомиться, порепетируйте первые фразы, с которыми он подойдет к незнакомым сверстникам. Убедите его, что неудача не делает его хуже остальных. Ваш девиз в общении с меланхоликом - "Людям свойственно ошибаться".
Для меланхолика важно постоянно получать поддержку близких людей. Хвалите, хвалите и еще раз хвалите, ищите даже в неудачах позитивные моменты. Например, если что-то не удалось, хвалите его за то, что он вообще решился заняться этим делом. Переключайте его внимание на результат деятельности, а не на оценку. Просите продемонстрировать вам его достижения, восхищайтесь и радуйтесь за него. Подчеркивайте, что вы уверены в его силах и знаете, что он сможет справиться с задачей. Говорите ему об этом, напоминайте о прошлых успехах.
Научите его воспринимать ошибку как подсказку к будущим успехам, спокойно разберите без отрицательных оценок, в чем была неудача, и обсудите, как действовать в следующий раз. Поручайте ему дела, с которыми он наверняка справится и результат которых сможет оценить как можно больше окружающих. Если он рисует, сделайте с ним смешную стенгазету для школьного праздника, играет - выучите с ним популярную песню; попросите учительницу прочитать перед всем классом его лучшее сочинение, если он хорошо пишет... Это поможет ему набраться уверенности для решения более сложных задач.
Общение. Такие дети чаще всего чувствуют себя "белой вороной" в коллективе и страдают от этого, несмотря на то,что не испытывают большой потребности в общении. Неуверенному в себе меланхолику трудно войти в новый класс, участвовать в общих делах и развлечениях. Постарайтесь стать для него тем самым близким человеком, которому он может довериться. Не разглашайте его тайн, не критикуйте слишком сильно. Философствуйте вместе с ним, обсуждайте ситуации, которые вы наблюдали, демонстрируйте, что вам очень интересно слушать его рассказы о себе, его мысли об окружающем мире. Учите его находить выход из конфликтных ситуаций, отстаивать свое мнение, но ни в коем случае не давите на него.
Если меланхолик чувствует себя уютно в коллективе, он может играть роль мозгового центра, эдакого серого кардинала, и пользоваться уважением за свою выдумку и изобретательность.
Известные меланхолики: П. И. Чайковский, Н. В. Гоголь.
Глава 2
-
Темперамент в спортивной деятельности.
Имеются две точки зрения относительно той роли, которую играет темперамент в спортивной деятельности:
-
Успех в любой спортивной специальности предопределен свойствами типа нервной системы и темперамента, которые в этом случае выступают как общие способности к спортивной деятельности; -
В массовом спорте, а так же в отдельных видах большого спорта свойства типа нервной системы и темперамента не являются общими способностями, поэтому имеется возможность достижения одинакововысокого уровня достижений спортсменами с различными свойствами типа нервной системы и темперамента. Б.А. Вяткин.
Тип нервной системы и темперамента в значительной мере влияет на успешность деятельности спортсмена в соревнованиях. Успех результата деятельности в условиях соревнований обусловлен, прежде всего, силой нервной системы.
Положение о том, что результаты в соревнованиях и спортсменов тем хуже, чем выше степень стресса, справедливо только для спортсменов со слабой нервной системой (меланхоликов). Очевидно более высокий уровень стресса не будет заметно влиять на лиц с сильной нервной системой, а будет отрицательно влиять на спортсменов со слабой нервной системой.
Спортсмены тревожные, эмоционально возбудимые и неимпульсивные на соревнованиях ухудшают результаты, показывая на тренировке, а спортсмены с противоположными свойствами темперамента эти результаты не ухудшают.
Для спортсменов со слабой нервной системой высоко тревожных, значительно эмоционально возбудимых характерны непрерывное детальное планирование предстоящей деятельности, повышенный контроль за ней, фиксированный режим дня, сниженный уровень притязаний. Эти спортсмены испытывают затруднение при необходимости быстро и самостоятельно принимать решения в условиях стресса. В связи с этим, они постоянно обращаются за помощью к тренеру, товарищам по команде.
Для спортсменов сильного типа нервной системы, мало тревожных, эмоционально устойчивых, импульсивных, характерны постоянно высокий уровень целей, желаний, преобладание исполнительной деятельности над ориентировочной. Такие спортсмены высокой самостимуляцией и добиваются высоких результатов при наличии очень большого уровня стресса. Они легко и быстро принимают решения, отличаются относительной постоянной потребности в помощи тренера и партнеров.
В напряженных видах спорта с наличием физического контакта, тревожность участника чаще связана с последующим социальным неодобрением или похвалой, чем с опасением получить травму. Поэтому уровень тревожности, который может мешать деятельности, по-видимому, связано с отношением человека к успеху и неудачи и с его общей потребностью в достижении.
Эта гипотеза была проверена в исследовании, проведенном несколько лет назад. Из этого исследования можно извлечь ряд важных уроков. Речь идет о том, что только знаний уровня тревожности спортсмена -недостаточно. Работа с ним и выбор адекватных методов воздействия должны осуществлять после анализа общей структуры его личности и системы потребностей.
-
Холерики и спорт.
Холерика отличает высокая степень неуравновешенности, что проявляется в бурных, часто сложно контролируемых эмоциях; высокая активность, порой воспринимаемая со стороны как чрезмерная; порывистость и резкость в движениях.
Если Ваш партнер - холерик, помните, что он зачастую может плохо разогреться перед тренировкой, нетерпелив в отработке базовых элементов, не склонен к анализу неудачного выступления, может быть невнимателен к тому, что говорит тренер. Он вспыльчив, но отходчив. Его эмоциональные реакции не столько направлены против Вас, сколько скорее всего являются лишь выплеском чрезмерной энергии. С таким партнером важно быть настойчивым и бдительным, в меру строгим; как говорится «держать его в рамках четких правил». Например, после турнира - обязательный анализ, перед тренировкой - отработка бейсика столько-то времени, проговаривание тренеру того, что он услышал и т.п.
Холерик склонен недооценивать силы соперника и имеет слишком высокую мотивацию, что в результате приводит к предстартовой лихорадке и сложностям в контроле своего волнения на паркете. Он демонстрирует неестественный, наигранный, утрированный танец. Спортсменам – холерикам следует позволить проявить часть эмоций до выхода на паркет, например, попросив станцевать композиции в перерыве. Они достаточно внушаемы, поэтому можно через уверенный и спокойный настрой партнера, родителей или тренера передать необходимое состояние.
-
Сангвиники и спорт.
Сангвиник обладает высокой активностью, стремится к изменениям и часто ищет что-то новое, отличается быстротой и живостью движений.
Не заставлять – это основное правило на тренировке, да и в целом во взаимодействии с сангвиником. Если сангвиник заинтересован, он будет долго и тщательно отрабатывать тот или иной танец на тренировке. Если тренер демонстрирует свое уважительное отношение к интересам сангвиника– он будет его слушать. В противном случае, тренировки не будут приносить желаемого результата, а только - трату денег и времени. Такие танцоры любят менять композиции, костюмы, партнеров, поэтому подумайте, что преобразовывать и изменять менее затратно. Сангвиника практически невозможно заставить тренироваться, если он этого не хочет. Проявляйте изобретательность для мотивации такого партнера, ставя ему всякий раз новые задачи.
Для того, чтобы сангвиник показал себя на турнире, ему необходимо создать небольшой уровень стресса. Например тем, что его соперник сегодня очень хорошо смотрелся на разминке. Сангвиники часто переоценивают свои силы, поэтому важно сохранять адекватный (чуть завышенный) уровень самооценки, но при этом ни в коем случае не занижать ее. Важно заинтересовывать сангвиника всяких раз перед выступлением чем-то новым.
-
Флегматики и спорт.
Флегматик характеризуется спокойствием, которое многие окружающие оценивают как безразличие; медлительностью, более размеренным и неторопливым включением в деятельность, а вовсе не ленью; не быстрыми, спокойными и часто однообразными движениями.
Флегматик на тренировке – это мечта тренера!- с точки зрения настойчивости и упорства в отработке тех или иных элементов. Он редко устает, очень внимателен, сосредоточен, обладает повышенным самоконтролем. Перед тренировкой ему необходимо время, чтобы настроится на танец. В танцевальном спорте основные сложности флегматика связаны с проявлением эмоций, «проживанием танца». Поэтому на тренировках очень важно уделять большое внимание артистичности, отрабатывать не только технику, но и улыбку, настроение, передаваемое танцем. Важно обсудить, что несет тот или иной танец пары, как это можно показать. Желательно смотреть видео выступлений профессиональной пары с похожим стилем танца. Если Ваш партнер – флегматик, помните, что его нельзя торопить! Не тратьте свои силы на возмущение по поводу его медлительности, лучше помогите ему разобраться с той или иной задачей. И если он задастся целью, то, поверьте, его трудолюбию не будет равных.