Файл: Развитие отдельных школ и направлений основано на концепции О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 240

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



  1. Развитие отдельных школ и направлений основано на концепции О. Конта, Э. Дюркгейма, Г. Спенсера.


Закон трех стадий — идея, развитая Огюстом Контом в его работе «Курс позитивной философии». Она утверждает, что общество в целом и каждая конкретная наука развивается через три мысленно задуманных этапа:
    1. Теологическая,


    2. Метафизическая стадия, и
    3. Положительная стадия.


Для Дюркгейма социология была наукой об институтах, понимая этот термин в его более широком значении как «убеждения и способы поведения, установленные коллективом», с целью обнаружения структурных социальных фактов. Дюркгейм рассматривал образование как средство общества, гарантирующее продолжение его существования. ассимиляция в него новых особей. Образование должно помочь ребенку научиться пользоваться ресурсами. уже развиты обществом и, возможно, помогут ребенку расшириться от этой базы. Стандартная интерпретация теории индивидуализма Дюркгейма состоит в том, что он выступал за права и достоинство личности, а также за социальный порядок, основанный на принципах равенства и справедливости. Одним из основных вкладов Дюркгейма была помощь в определении и утверждении области социологии как академической дисциплины. Дюркгейм отличал социологию от философии, психологии, экономики и других социальных наук, утверждая, что общество само по себе является сущностью.
Согласно Спенсеру, общество растет благодаря экономическим и другим актам спонтанного сотрудничества стадных и социальных индивидов, которые сами демонстрируют то, что есть

называется «социальным самосознанием». В методах обучения Спенсер выступал за автоматическое обучение, основанное на студентах, и подчеркивал роль интереса в процессе обучения, В аспекте нравственного воспитания Спенсер выдвинул, что самосохранение личности является важнейшим моральным принципом, и придумал формулу моральной эволюции. Спенсер внес большой вклад в структурно-функционалистскую перспективу, поскольку он считал, что общество состоит из различных структур, каждая из которых выполняет свою функцию. Если все структуры функционируют правильно, то общество работает бесперебойно. Герберт Спенсер внес значительный вклад в социологию Англии. Он сравнил общество с живыми организмами, заявив, что оба состоят из взаимозависимых систем, способствующих стабильности общества.

Другим вкладчиком в социологию является французский философ Огюст Конт.

  1. Основные конфликтологические теории Р. Дарендорфа и Л. Козера.


Дарендорф считал, что в основе классового конфликта лежит разделение на три группы общества: квазигруппы, группы интересов и конфликтные группы. Таким образом, общество может быть разделено на


«Командный класс» и «класс подчинения». Козер заинтересован в объяснении любого внутреннего и внешнего конфликта, в то время как главный интерес Дарендорфа — внутриклассовый конфликт. Как и Маркс, Дарендорф рассматривает интересы власти и класса в дихотомических терминах: вы либо можете обладать легитимной властью, либо нет. Еще одна теория конфликта, которая довольно популярна, - это

Дарендорф. Ральф Дарендорф - немецкий интеллектуал, который популярен благодаря своей работе « Класс и классовый конфликт в индустриальном обществе » 1959 года.

Для Дарендорфа функционалистские объяснения интеграции, ценности и консенсуса, а также стабильности считались несбалансированными. Он отверг эти функционалистские предположения и стремился основывать свою теорию на современной марксистской перспективе. Для него социальные конфликты, основанные на противостоянии интересов и последствий конфликтов, могут быть широко распространены и в то же время могут породить социальные изменения.

В заключение Козер предполагает, что конфликт имеет тенденцию быть дисфункциональным только для социальных структур, в которых существует недостаточная терпимость или институционализация конфликта. Высокоинтенсивные конфликты, грозящие «разорвать» общество, как правило, возникают только в жестких социальных структурах. Козер дает нам картину, что конфликт - это спор о ценностях или требованиях в отношении власти, статуса и источников богатства, предложение которых недостаточно. Кроме того, Козер заявил, что споры или конфликты могут иметь место между отдельными лицами, коллективами или отдельными лицами с группой. Современная теория конфликтов имеет четыре основных предположения, которые полезно понять: конкуренция, революция, структурное неравенство и война. Согласно точке зрения Козера, теория конфликта является функциональной социальной системой. По мнению Козера, конфликты, происходящие в обществе, не просто проявляют негативную функцию. Однако конфликт может также оказывать позитивное воздействие на существующий социальный порядок.



  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Теории социальной структуры общества К. Маркса, М. Вебера.


Вебер утверждал, что владение собственностью, такой как фабрики или оборудование, является лишь частью того, что определяет социальный класс человека. Социальный класс для Вебера включал власть и престиж, в дополнение к собственности или богатству. Люди, которые управляют корпорациями, не владея ими, по-прежнему получают выгоду от увеличения производства и увеличения прибыли. Таким образом, согласно Марксу, базовая структура общества является экономической, или материальной, и эта структура влияет на остальную социальную жизнь, которая определяется как нематериальная, духовная или идеологическая. Биологические коннотации термина «структура» очевидны в работах британского философа Герберта Спенсера. Подобно Марксу, Вебер рассматривал класс как экономически детерминированный. Общество, по его мнению, было разделено между владельцами и рабочими. Статус, с другой стороны, основывался на неэкономических факторах, таких как образование, родство и религия. Как статус, так и класс определяли власть человека или влияние на идеи.

Вебер ввел три независимых фактора, формирующих его теорию стратификационной иерархии: класс, статус и власть.

  • Оуэр: Способность добиваться своего даже перед лицом противостояния своим целям.

  • Статус: Социальное положение или положение человека по отношению к другим.

  • класс: Экономическое положение человека в обществе, основанное на рождении и индивидуальных достижениях. Вебер видел четыре класса: имущий класс, неимущий класс, мелкая буржуазия и класс чернорабочих.

Классический социолог Макс Вебер находился под сильным влиянием идей Маркса, но отвергал возможность эффективного коммунизма, утверждая, что он потребует еще большего уровня пагубного социального контроля и бюрократизации, чем капиталистический

общество. Вебер критиковал диалектическую презумпцию восстания пролетариата
, считая его маловероятным. Вместо этого он разработал трехкомпонентную теорию стратификации и концепцию жизненных шансов. Вебер предполагал, что классовых разделений больше, чем предполагал Маркс, взяв различные концепции как из функционалистских, так и из марксистских теорий, чтобы создать свою собственную систему. Вебер утверждал, что существует четыре основных класса: высший класс, белые воротнички, мелкая буржуазия и рабочий класс физического труда. Теория Вебера больше напоминает теории современных западных классовых структур, принятых социологами, хотя экономический статус, по-видимому, не зависит строго от доходов, как предполагал Вебер. Работая на полвека позже Маркса, Вебер вывел многие из своих ключевых концепций социальной стратификации, исследуя социальную структуру Германии. Вебер исследовал, скольким представителям аристократии не хватало экономического богатства, но они обладали сильной политической властью. Он

отметил, что, вопреки теориям Маркса, стратификация основана не только на владении капиталом. Многим богатым семьям не хватало престижа и власти, например, потому что они были евреями. Вебер ввел три независимых фактора, формирующих его теорию стратификационной иерархии: класс, статус и власть. Он рассматривал их как отдельные, но связанные источники

власти, каждая из которых по-разному влияет на социальные действия.


  1. Теория из общественный стратификация и общественный мобильность.


развитие. Его можно оценить, сравнив социальный статус человека на тот или иной

возраст с возрастом ее/его родителей, когда они были в этом возрасте.

  1. Теории социализации и идентичности.


Теория социальной идентичности была разработана, чтобы объяснить, как люди создают и определяют свое место в обществе. Согласно теории, центральными в этом отношении являются три психологических процесса: социальная категоризация, социальное сравнение и социальная идентификация. Социальная категоризация относится к тенденции людей воспринимать себя и других с точки зрения определенных социальных категорий, то есть как относительно взаимозаменяемых членов группы