Файл: Динамика и основные тенденции развития международной электронной торговли.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
системы проведения электронных биржевых торговых операций. Специализированный WEB-сайт в точности отображает процедуру торгов по лотам на обычной бирже. Зачастую электронная биржа является виртуальным «зеркалом» реальной биржи. Ассортимент товара на каждой электронной бирже ограничен и соответствует ее зарегистрированному профилю. В связи с необходимостью совершать сделки в режиме реального времени, оперативность взаимодействия с покупателями очень высока и осуществляется в режиме он-лайн. Предоставление услуг по электронным платежам и доставке в деятельность электронной биржи не входит.

Торговая площадка– системы ведения электронных внебиржевых торговых операций. Позволяют заключать сделки между покупателями и продавцами. Основное назначение торговых площадок, как и у бирж, это помощь в поиске партнера для бизнеса. Торговые площадки, как правило, работают в определенной отрасли – отраслевые торговые площадки, но могут быть и многоотраслевые порталы - горизонтальныеторговые площадки. В отличие от бирж, ассортимент товаров на них гораздо шире. Взаимодействие с покупателем может осуществляться в режиме он-лайн.

Электронный торговый центр E-mail- в Интернете – это Web-сайт (портал), содержащий множество электронных магазинов и каталогов, объединенных общим местом расположения, зачастую под широко известной маркой, и использующих совместно дополнительные функции, например, систему проведения защищенных платежных транзакций.

Здесь важную роль играет провайдер e-mail,обеспечивающий его работу. Он выполняет роль оператора системы и зарабатывает на продаже программного обеспечения, сдаче в аренду своих программно-технических мощностей и обычно не участвует в бизнесе магазинов.

Открытие магазина в широко известном торговом центре в Интернет сулит для продавца большое количество потенциальных покупателей и снижение издержек. Кроме того, расположение нового Интернет-магазина под известной маркой обеспечивает доверие покупателей к новому виртуальному торговцу и таким образом повышает готовность покупателя не

только войти и посмотреть, но и произвести покупку. Для покупателя – это удобный и быстрый доступ ко всему сообществу магазинов, где он использует один и тот же механизм регистрации и оплаты.


Электронный справочник-каталог – это специализированный Web-сайт для проведения тендеров среди поставщиков. Он реализуется обычно в виде каталога-справочника, с помощью которого клиент может производить выбор поставщиков товаров для дальнейших переговоров с ними. Отбор производится обычно исходя из характеристик товаров, цен, условий поставки, номенклатуры либо каких-то специфических условий. Применяются компаниями для облегчения участия в тендерах, для продвижения своей торговой марки и снижения издержек по маркетингу.

Следует отметить, что существующие инструментарии ведения электронной торговли пока еще во многом копируют традиционные методы торговли, что по мнению ряда экспертов, не позволяет задействовать все преимущества ИКТ для обеспечения большего удобства для продавцов и покупателей. Сегодня уже сложилась ситуация, когда число электронных магазинов (В2С) таково, что время, необходимое для их посещения во много раз превышает возможности среднего виртуального покупателя.

Опережающее развитие цифровых информационных технологий и, в том числе, технологий электронной торговли является одной из самых динамичных тенденций мировой экономики в последнее десятилетие и одним из основных ресурсов экономического развития в долгосрочной перспективе.

Применение электронных информационных технологий в торговой сфере, как основы и сути рыночных товарно-денежных отношений, способно существенно повысить эффективность отечественного рынка товаров (услуг) за счет сокращения числа посредников (т.е. товарных наценок) на пути движения товаров (услуг) от производителя к потребителю, ускорения оборачиваемости капитала, значительного снижения транзакционных издержек, активизации процессов реструктуризации региональных хозяйственно-экономических комплексов.

Развитие национальной электронной торговли снижает накладные расходы по подготовке и проведению торговых операций, оказывает положительное воздействие на повышение конкуренции между отечественными производителями, способствует выравниванию в сторону уменьшения ценовых показателей на продукцию и услуги, повышает качество продукции и услуг, позволяет создать новые рабочие места за счет развития собственной инфраструктуры, оказывает положительное воздействие на экологию за счет внедрения электронного документооборота, создает условия для расширения и углубления интеграции территориальных хозяйственно-экономических комплексов, повышает обоснованность плани-рования и прогнозирования в государственном управлении, необходимую для эффективного и стабильного социально-экономического развития страны, позволяет осуществить выход в мировое электронное экономическое пространство.



Комплекс мероприятий по развитию электронной торговли должен предусматривать создание организационно-методической, информационной и технологической инфраструктуры, обеспечивающей следующие возможности8:

• осуществление государством функций управления и регулирования сфер внутренней и внешней электронной торговли в интересах динамичного развития российской экономики в условиях глобальной информатизации мирохозяйственных связей;

• развитие единых правил торговых и экономических операций, осуществляемых с использованием методов электронной торговли, гармонизированных в соответствии с общепринятой международной практикой;

• повышение экономической эффективности в сфере закупок продукции (товаров и услуг) для государственных нужд за счет расширения круга потенциальных участников торгов и, как следствие, повышение уровня конкуренции между ними для получения заказа.

Широкое и интенсивное использование технологий электронной торговли во всем мире основывается на исключительно высоких показателях экономического эффекта от их внедрения. Сокращение затрат только при переходе от традиционного бумажного документооборота к электронному обеспечивает экономию в среднем до 20 %.

Электронная торговля объективно снижает затраты времени производителей на проведение закупок сырья, комплектующих и на сбыт продукции. Эффективность управления этими функциями в зависимости от вида деятельности повышается до 25-40% по сравнению с традиционными, что положительно отражается на снижении себестоимости товаров и услуг9. Повышается эффективность использования основных средств, с большей отдачей работают оборотные средства, создаются условия для роста интенсивности производства, качества товаров (услуг) и инвестиционной активности.

Электронный документооборот, как основная технология электронной торговли, повышает прозрачность финансово-экономической деятельности компаний, что позволяет повысить собираемость налогов, снизить долю теневого оборота капитала и его экспорт.

Все эти факторы, при условии активного координирующего участия государства во внедрении методов электронной торговли, приведут к стимулированию производства и экономическому росту, снижению инфляции, обеспечат реальный мультипликативный эффект в развитии традиционных сфер экономики.


Переход к методам электронной торговли помогает снизить расходы по ведению производственно-торговой деятельности. При этом спектр услуг электронной торговли не ограничивается непосредственно торговыми операциями между предприятиями. Он затрагивает практически все основные направления информационного взаимодействия между партнерами. Это может быть и информационный обмен заявками на покупку/продажу товаров, банковское, юридическое и страховое обслуживание, обеспечение рекламных, маркетинговых мероприятий, транспортных операций по доставке товаров.

Электронная торговля по предоставлению услуг в административно-хозяйственной сфере деятельности предприятия позволяет существенно сократить текущие непроизводительные расходы за счет передачи выполнения ряда функций профессиональным компаниям и осуществления постоянного взаимодействия с ними через Интернет.

Большое значение для создания условий успешного экономического развития имеет внедрение электронной торговли в сферу закупок продукции, работ и услуг для государственных нужд.

Внедрение электронной торговли в сферу государственных закупок привело к кардинальному совершенствованию механизма закупок для государственных нужд на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации за счет автоматизации и информатизации всех этапов, циклов и рабочих стадий процессов планирования, формирования и осуществления закупок для государственных нужд, а также функций анализа и контроля их реализации и достигнутых результатов.

Электронная торговля по обеспечению государственных нужд будет содействовать повышению эффективности управления закупками продукции (работ, услуг) для федеральных и региональных государственных нужд за счет полноты, доступности и оперативности информации для всех участников процесса закупок, как покупателей - государственных заказчиков, так и поставщиков - в первую очередь, отечественных юридических лиц, на всех этапах этого процесса, включая организацию конкурсов (торгов), заключение государственных контрактов и их исполнение.

Значительно сократились затраты и время процесса организации и проведения конкурсных торгов для государственных нужд и их контроля за счет прозрачности механизма закупок для государственных нужд на всех стадиях и уровнях, что предотвратит различные злоупотребления при их осуществлении.

Эффект заключается в значительной экономии бюджетных средств на организацию
, проведение и контроль осуществления закупок товаров (работ и услуг) для государственных нужд.

Электронная торговля позволяет повысить оборачиваемость средств федерального бюджета в процессе закупок продукции для государственных нужд, снизить себестоимость товара за счет большего привлечения потенциальных поставщиков и конкуренции между ними, повысить доходность торговых операций.

Переход системы закупок для государственных нужд к электронным методам послужит катализатором широкомасштабного развития электронной торговли в национальном масштабе, обеспечит преодоление барьера недоверия среди субъектов рынка, в том числе, и психологического для использования методов электронной торговли в повседневной коммерческой деятельности и, в первую очередь, малого бизнеса.

В промышленно развитых странах электронная торговля развивается высокими темпами и как отрасль экономики существует уже пять - шесть лет. В подготовленном в 1997 году для Правительства США докладе «Основы глобальной электронной коммерции», в частности, говорится: «Государственным органам власти следует избегать неоправданных ограни-

чений в отношении электронной коммерции. Когда вмешательство государственной власти является необходимым, его целью должна быть поддержка и принудительное обеспечение предсказуемой, экономичной, непротиворечивой и простой правовой среды для осуществления электронной коммерции. Органы власти должны принимать во внимание возможности электронной коммерции и в максимальной степени использовать их для бюджетных закупок. Беспрепятственное ведение электронной коммерции должно быть обеспечено в глобальном масштабе»10.

В России устойчивый частный интерес к сфере электронной торговли проявился в 1998 году. Этот интерес напрямую связан с развитием в России сети Интернет. Темпы ежегодного прироста пользователей этой сети составляют более 50 %. Только в 2000 году в развитие электронного бизнеса и электронной торговли частными компаниями инвестировано около 2,8 млрд. рублей. Потенциальная емкость российского рынка электронной торговли по оценкам экспертов на ближайшую перспективу составляет от 200 до 300 млрд.рублей в год11.

Таким образом, отрасль электронной торговли в экономике России следует считать чрезвычайно перспективной. Однако, нерешенные вопросы законодательно-правового обеспечения электронной торговли, отсутствие основных элементов ее национальной инфраструктуры и механизмов обеспечения надежной защиты информации при проведении торговых и платежных электронных транзакций пока не позволяют рассчитывать на высокие темпы и стабильное развитие этой отрасли в России.