ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Г Л А Г О Л
Глагол как часть речи
Задание 1. Спишите. Найдите в тексте глагольные формы, подчеркните их. Докажите, что они относятся к глаголу как части речи.
Особенно красив и печален русский лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяют яркие пятна раскрашенных клёнов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берёз пожелтевшие лёгкие листья. От дерева к дереву протянулись тонкие нити липкой паутины. Шелестит под ногами опавшая листва. Кое-где краснеет шапка позднего подосиновика. Тонко просвистит рябчик, прокличут высоко в небе пролетающие журавли. (С.-М.)
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу среди пробудившегося цветущего поля, и, если у вас сохранился чуткий слух, вы услышите чудесные звуки земли. Будь то журчанье ручейка или нахлёст речных волн на песок, пение птиц, шелест луговых трав или треск мороза в зимнюю ночь, трепетание зелёной листвы на деревьях или треск кузнечиков в протоптанной луговой тропинке, взлёт жаворонка или шум хлебных колосьев, порхание бабочек – всё это звуки земли, слышать которые люди городские, оглушённые шумом машин, отвыкли. (С.-М.)
Задание 2. Выпишите спрягаемые и неспрягаемые формы глагола, укажите их грамматические признаки.
-
Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко и далеко рассыпанных по бухте, и на чёрные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей глазури, и на красные светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, виднеющиеся на той стороне, и на пенящуюся белую линию бона и затопленных кораблей, от которых кой-где грустно торчат чёрные концы мачт, и на далёкий неприятельский флот, маячивший на хрустальном горизонте моря, и на пенящиеся струи, в которых прыгают соляные пузырики, поднимаемые вёслами. (Л.Т.) -
Когда мы подошли к дверям, полковник отказывался, говоря, что он разучился танцевать, но всё-таки, улыбаясь, закинув на левую сторону руку, вынул шпагу из портупеи, отдал её услужливому молодому человеку и, натянув замшевую перчатку на правую руку, - «надо всё по закону», - улыбаясь, сказал он, взял руку дочери и стал в четверть оборота, выжидая такт. (Л.Т.) -
Облака ползли медленно, то сливаясь, то обгоняя друг друга, мешали свои цвета и формы, поглощая сами себя и вновь возникая в новых очертаниях, величественные и угрюмые. (М.Г.) -
Море, огромное, лениво вздыхающее у берега, уснуло и неподвижно в дали, облитой голубым сиянием луны. Мягкое и серебристое, оно сливалось там с синим южным небом и крепко спит, отражая в себе прозрачную ткань перистых облаков, неподвижных и не скрывающих собою золотых узоров звёзд… По старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. Старуха замолчала, вздыхая. Я представлял себе воскрешаемых ею людей. (М.Г.)
Задание 3. Спишите. Определите синтаксическую роль инфинитива.
1) Он уговорил Владимира остаться у него отобедать. (П.) 2) И смотритель, и ямщики советовали мне переждать. (П.) 3) Слуга умер в походе, так что я не имею и надежды отыскать ту, над которой подшутил я так жестоко. (П.) 4) Владимир обнял их и с восторгом поехал домой приготовляться. (П.) 5) Проходит время; между тем прикажут Ольге чай готовить. (П.) 6) Рано утром пришёл он в его переднюю и просил доложить, что старый солдат просил с ним увидеться. (П.) 7) Он поминутно просил пить. (П.) 8) Командир полка отдал приказ выслать головной дозор. (Ш.) 9) Не раз поднималось в её душе почти непреодолимое желание высказать всё без утайки…(Т.) 10) Я оделся, мы вышли в садик, сели на лавочку, велели подать себе кофе и принялись беседовать. (Т.) 11) Гагин предложил мне пойти к нему посмотреть его этюды. (Т.) 12) На станичном сборе старики решили отправить его на службу за счёт войска. (Ш.) 13) Родить – трудно, научить человека добру ещё труднее. (М.Г.) 14) К ним стали подходить знакомые, гулявшие в саду. (Ч.) 15) Поймать ерша или окуня – это такое блаженство. (Ч.) 16) Нападать другой раз Денисов считал опасным. (Л.Т.) 17) Цель моя – победить эту многословную гидру. (Ч.) 18) Жертвовать собой для счастья других было привычкой Сони. (Л.Т.) 19) Каждое лето Екатерина Ивановна приезжала к родителям погостить. (Ч.) 20) Тут главное – уметь вовремя отвернуться. (Ш.)
Основы глагола. Классы глагола
Задание 4. Выделите у глаголов основу инфинитива. Укажите основу настоящего времени. От каждой основы образуйте все возможные формы причастий и деепричастий.
Страдать, говорить, худеть, видеть, обучать, стареть, темнеть, накручивать, посвящать, запевать, наливать, двигать.
Задание 5. Выделите у глаголов основу настоящего (будущего) времени. Укажите основу инфинитива. От каждой основы образуйте все возможные формы причастий и деепричастий.
Поднимаются, подозревают, создают, собирают, зависят, светлеют, обучают, проверяют, пилотируют , проходят, стареют, рассказывают, нагреют, увидят, выследят, разденут, сдвинут, выполнят, накажут.
Задание 6. Укажите, от какой основы (инфинитива или настоящего времени) образованы следующие глагольные формы.
Сидя, севший, садящийся, сидящий, садясь; лёжа, лежащий, ложась, ложившийся; встающий, вставший; старевший, старивший, старя, стареющий; открыв, открывающийся, открытый, открывая, открываемый; одетый, одевающийся, одевавший, одевая, одевший; встречающий, встретившийся, встретив, встречаемый, встречая; создав, созданный, создающий, создававшийся, создавая, создавший; соединяющий, соединив, соединяя, соединившийся, соединённый; пробив, пробивающийся, пробивая, пробитый, пробиваемый, пробивавшийся; опускаясь, опустив, опускающийся, опустившись, опускаемый, опущенный, опустившийся.
Задание 7. Выделите основы инфинитива и настоящего (будущего) времени. Определите, к какому классу относится каждый глагол.
-
Отскакиваю, проведу, создаю, устаю, нахожу, достану, встречаю, слышу, возьму, избегаю. Побелеть, брызгать, брить, бедствовать, краснеть, мокнуть, переписать, полнеть, носить, мёрзнуть, завидовать, умнеть, негодовать, болеть, плавать. Споёт, бегает, гаснет, толстеет, плавит, худеет, клюёт, умнеет, белеет, закрывает, тоскует, чахнет, качает, сохнет, шагает. -
Двинуть, вянуть, отрастить, расстрелять, прибежать, передвигать, расплескать, порвать, коптить, голодать, имитировать, каменеть, сдать, информировать, чернеть, копать, утвердить, адресовать, сказать, погибнуть, капать, темнеть, радовать, тронуть, играть, побледнеть, жевать, махать, задерживать, засохнуть.
Категория вида глагола
Задание 8. Определите вид глагола. Подберите к ним глаголы противоположного вида. Определите способ образования видовой пары.
Решить, запеть, рассчитать, пустить, срезать, поймать, изучить, переписать, осветить, сделать, встать, лечь, засекретить, защитить, оклеить, вдавить, сдать, сказать, раскрыть, растереть, утопить, выиграть, дописать, запереть, вбить, отмыть, задуть, ответить, заработать, проводить, отговорить, побледнеть, приоткрыть, пролететь, доиграть, заснуть, получить, сгнить.
Вооружать, разыграть, отпирать, решать, брать, писать, разрезать, запугивать, лишать, садиться, портить, успокаивать, узнавать, белить, осваивать, пояснять, признавать, слабеть, добывать, закипать, подыскивать, выявлять, прощать, петь, призывать, побеждать, печь, задумывать, укреплять, сердиться, удобрять, кончать, рубить, прибывать, пускать, пугать, утверждать.
Задание 9.
а) От бесприставочных глаголов несовершенного вида образуйте глаголы совершенного вида. Определите, в каких случаях глаголы лексически тождественны и в каких случаях различаются в этом отношении.
С приставкой с-: делать, петь, играть, писать, рисовать, варить;
вы-: рубить, писать, делать, красить, стирать;
ис-(из-): печь, топить, писать, бить;
по-: обедать, бледнеть, темнеть, играть, писать, бегать.
б) К бесприставочным глаголам несовершенного вида подберите видовую пару среди приставочных глаголов совершенного вида.
Строить дом – построить, выстроить, перестроить; петь песню – спеть, запеть, пропеть, допеть; мыть руки – вымыть, отмыть, обмыть; рисовать портрет – нарисовать, перерисовать; стирать бельё – выстирать, перестирать; считать деньги – пересчитать, отсчитать, высчитать, подсчитать; печь пироги – испечь, напечь; хвалить ученика – похвалить, перехвалить, расхвалить; читать книгу – прочитать, перечитать, зачитать.
Задание 10. Спишите. Выделите двувидовые глаголы. Определите (где это возможно), в значении какого вида они употребляются.
-
В этот же самый день капитана медицинской службы Овсянникову ранило при исполнении служебных обязанностей. (Сим.) 2) Командир нашего отряда думал, что их собираются казнить в одном месте, которое мы знали, и мы сделали там засаду… А их казнили в другом месте…(Сим.) 3) «Эвакуировать его поскорей надо,»- сказал фельдшер. «Надо – так эвакуируй,»- сказал Синцов. (Сим.) 4) Храпов жениться поехал. (Ч.) 5) Этак никогда не женишься. (Ч.) 6) Сейчас приходит одна дама, телеграфирует своему брату в Саратов … и никак не может вспомнить адреса. (Ч.) 7) В четверг дяде было нехорошо, мы ей телеграфировали, чтобы она приехала. (Ч.) 8) Он может ранить барона или даже убить. (Ч.) 9) Я вам по совести: если бы он ранил себя серьёзно, то я бы не стала бы жить ни одной минуты. (Ч.) 10) А ты с самой нашей свадьбы не переставала казнить меня своими умными подозрительными глазами. (Ч.) 11) Вас я велел позвать по делу, любезный. (Ч.) 12) Надо было разбудить, да Варвара Михайловна не велела. (Е.) 13) Велю прежде всего срубить эту еловую аллею, потом вот этот клён…(Ч.) 14) В твою комнату я велю переселить Андрея с его скрипкой – пусть там пилит. (Ч.) 15) Этот Плюнин подаёт нищему копейку и, словно чего-то испугавшись, быстро крестится. (Ч.) 16) Одних я жалую, других казнить велю. (П.) 17) Как взмолится золотая рыбка! Голосом молвит человечьим. (П.) 18) В ноги он старухе поклонился, молвил…(П.)
Задание 11. Составьте и запишите предложения со следующими глаголами, употребив их в значении совершенного и несовершенного вида.
Обещать, наследовать, мобилизовать, адресовать, бежать, миновать.
Задание 12. Распределите данные глаголы по группам: а) парные по виду (подберите видовую пару), б) одновидовые глаголы, в) двувидовые глаголы.
Отчистить, вычитать, просить, рассыпать, ночевать, упросить, ранить, лежать, стереть, сжимать, очнуться, обследовать, стоять, жечь, закрутить, велеть, выздоравливать, сообразить, атаковать, ожидать, прикрепить, загорать, очутиться, заблудиться, адресовать, удвоить, усвоить, построить, миновать, искать, замирать, плясать, уехать, вытирать, казнить, сидеть, запить, обуть, запить, ходить, рассматривать, вымыть, греметь, эвакуировать, отсекать, ждать, пригорать, бежать, просыпаться, замесить, командировать, звенеть, будить, читать, написать, выговориться, лечь, пренебречь, молвить, созреть, израсходовать, отработать, разбросать, создать.
Задание 13. Спишите. Подчеркните глаголы, определите их вид, установите внутривидовые оттенки в значении глаголов совершенного и несовершенного вида.
-
Искусство всегда берёт человека за сердце и чуть сжимает его.(Пауст.) 2) Татьяна увядает: бледнеет, гаснет и молчит.(П.) 3) Ветер уже злорадно подсвистывал в снастях и начисто выплёскивал из луж беловатую воду. (Пауст.) 4) Приятно было полежать и помечтать под звуки его голосистого инструмента, посмеяться и погрустить нестойкой юношеской грустью. (Б.Пол.) 5) Но Сокол смелый вдруг встрепенулся, привстал немного и по ущелью повёл глазами. (М.Г.) 6) Подали ужинать: сердце его сильно забилось. (П.) 7) Дениска ахнул на лошадей, бричка взвизгнула и покатила. (Ч.) 8) Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка. (П.) 9) Гулко крикнул пугач, тишина всколыхнулась и снова застыла. (М.Г.) 10) Дождь как будто стал теплее, и с полей потянуло запахом сырой травы. (Пауст.) 11) Шакро ел себе и помалкивал. (М.Г.) 12) Его быстрое, решительное движение как будто нарушило очарование: все вдруг заговорили шумно, радостно. (Т.) 13) Иногда и её размаривало от усталости. Тогда она не запевала песен, как делали другие; пение отвлекало её от работы. Она предпочитала поссориться с кем – нибудь, чтобы взбодриться. (М.Г.) 14) Полковник шёл подле и, поглядывая то себе под ноги, то на наказываемого, втягивал в себя воздух. (Л.Т.) 15) Много я на своём веку видал видов и в каких только обществах не бывал. (Т.) 16) Дома я отмыл паутину с лица и затопил печь. (Пауст.) 17) Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлёпали по листьям, сверкнула молния, и гроза разразилась. (Т.) 18) Изредка погромыхивал дальний гром. (Л.Т.) 19) Они покуривали и поплёвывали, перекидываясь замечаниями. (Пауст.) 20) Опять засвистело где-то, блеснул огонь посредине улицы, выстрелило что-то и застлало улицы. (Л.Т.)
Переходные и непереходные глаголы
Задание 14. Распределите глаголы по группам: а) переходные глаголы, б) непереходные глаголы.
Двигаться, обезопасить, обезглавить, обледенеть, молодеть, худеть, лентяйничать, устроиться, читать, желтеть, ждать, руководить, рисовать, идти, поседеть, строить, накупить, печатать, управлять, подождать, стучаться, бежать, обездолить, старить, звонить, попросить, одолжить, учить, темнеть, действовать, заслужить, обескровить, озорничать, ходить, катить.
Лететь, плыть, скакать, создавать, сшить, болеть, жечь, молчать, портить, разбить, спать, гореть, белить, дрожать, мёрзнуть, красить, чистить, жадничать, обобщать, любить, объяснять, слушать, смотреть, лежать, сидеть, мыть, понимать, стоять, ощущать, обдумывать, спрашивать, позорить, пахать, вянуть, рассказывать.