Файл: Глагол как часть речи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 69

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Задание 25. Спишите. Отметьте случаи употребления форм одного времени в значении другого.

1) Как вскочит мой Василий Васильич! Словно обожжённый. (Т.) 2) Вчера в полночь прохожу через столовую, а там свеча горит. (Ч.) 3) Подал ей Жилин назад кувшин. Как она прыгнет прочь, как коза дикая. Даже отец засмеялся. (Л.Т.) 4) Мы с бароном завтра венчаемся, завтра же уезжаем на кирпичный завод. (Ч.) 5) Борис Алексеевич, я решила бесповоротно, жребий брошен, я поступаю на сцену, завтра меня уже здесь не будет. (Ч.) 6) Привели его к вашему дому да под окном и высекли. А ваш дедушка стоит на балконе да посматривает, а бабушка под окном сидит и тоже глядит. (Т.) 7) Он клялся честью, что русские погибли, если император даст ещё дивизию.( Л.Т.) 8) «Ну пошли к дежурной» - сказал лесничий. (Пауст.) 9) Подходит вчера ко мне вечером и ни с того ни с сего: « Вы, граф, мне глубоко несимпатичны». (Ч.) 10) На прошлой неделе вдруг я получаю от мамы письмо. (Ч.) 11) Я каждый день ходил к вам по нескольку раз, стоял у вас под окном, как нищий. (Ч.) 12) Каждое утро эта молодёжь с весёлым криком делала большие прогулки, чтобы укрепить крылья для дальнего перелёта. (С.-М.) 13) Если завтра не будет дождя – урожай погиб. (Л.Т.) 14) Она посмотрела на меня – да как возьмёт меня за руку. (Т.) 15) Кругом не слышалось почти никакого шума. Лишь изредка в близкой реке с внезапной звучностью плеснёт рыба и прибрежный тростник слабо зашумит… Одни огоньки тихонько потрескивали. (Т.) 16) Таким застала его война. Одну за другой делает он попытки поступить в специальную военную школу – он должен стать лётчиком. Его не принимают. Все школьники идут на полевые работы, и он идёт работать на шахту. Через две недели он уже стал в забой и рубил уголь. (Фед.)
Категория лица глагола


Задание 26. Образуйте все личные формы следующих глаголов. Все ли глаголы обладают полным набором форм?

Писать, звонить, определить, повторить, гудеть, победить, хотеть, платить, отметить, толпиться, убедить, исключить, убедить.

Задание 27. Спишите. Определите лицо каждого глагола.

  1. Вдруг, где-то в отдалении, раздался протяжный звук, один из тех ночных звуков, которые возникают иногда среди глубокой ночи, поднимаются, стоят в воздухе и медленно разносятся, как бы замирая. (Т.) 2) Я скажу, чтобы тебя отправили на райкаловских лошадях. ( Ш.) 3) Еслипойдёт на правду, то житьё в Питере лучше всего…Разговаривают все по деликатности…Компании захотел – ступай в лавочку… Невежливого слова никогда не услышишь: всякий говорит тебе «вы». Наскучило идти – берёшь извозчика и сидишь себе, как барин, а не хочешь заплатить ему – изволь: у каждого дома есть сквозные ворота, и ты так шмыгнёшь, что тебя никакой дьявол не сыщет. (Г.) 4) Если вы в первый раз въезжаете в Севастополь, то напрасно будете вы искать хоть на одном лице следы суетливости… (Л.Т.) 5) Эти цветки образуют небольшие мешки и разрываются с треском, когда хлопнешь ими по чему-нибудь твёрдому. (Т.) 6) Тут вы встретите тысячу непостижимых характеров и явлений. Создатель! Какие странные характеры встречаются на Невском проспекте. (Г.) 7) Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы… (С.-М.) 8) Красив осиновый лес и зимою. На фоне тёмных елей переплетается тонкое кружево оголённых осиновых ветвей. Приглядитесь хорошенько – как хороша, как красива осина! (С.-М.) 9) Идёшь по зимнему тихому лесу и не налюбуешься. Высокие, неподвижные, спят ели. (С.-М.) 10) Я очень люблю это скромное ветвистое деревцо, почти повсюду растущее в наших лесах. Люблю её перистые зелёные листочки, шелестящие даже при лёгком ветерке. Есть что-то весёлое, радостное, русское в этом деревце, которое всегда и всем улыбается. (С.-М.)

  2. Задание 28. Спишите. Подчеркните безличные глаголы. Установите среди них: а) собственно безличные, б) личные в безличном значении.

  3. 1) Между тем начало смеркаться. (Т.) 2) Лошади были давно готовы, а мне всё не хотелось расставаться с смотрителем и его дочкой. (П.) 3) Начнём с самого раннего утра, когда весь Петербург пахнет горячими, только что выпеченными хлебами. (П.) 4) Нам чертовски везёт. (Пауст.) 5) Из зарослей тянуло холодным запахом листьев. (Пауст.) 6) Моста не было. Его или смыло, или затопило… (Пауст.) 7) В дверь дуло горьким холодным запахом речной воды и мокрых листьев. (Пауст.) 8) За всю зиму ни разу не потеплело и не закапала с тесовых крыш суетливая талая вода. ( Пауст.) 9) В сухом и чистом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой. (Т.) 10) Вам холодно немножко, вы закрываете лицо воротником шинели; вам дремлется. (Т.) 11) Кругом не слышалось почти никакого шума. (Т.) 12) Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. (Т.) 13) Рассвело уже настолько, что было видно, но солнце ещё не вставало. (Л.Т.) 14) Во всех чувствовалось что-то сдвинутое, нарушенное, разбитое. (М.Г.) 15) А Варьке хочется спать. Глаза её слипаются, голову тянет вниз, шея болит. (Ч.) 16) Когда их убивало и ранило каждого в отдельности, он не думал о себе, но сейчас, когда после боя вспомнил всех их, раненых и убитых, ему показалось странным, что всех их убило и ранило, а его за весь день, даже не поцарапало. (Сим.)


Задание 29. Определите спряжение следующих глаголов. Назовите признаки, на основании которых устанавливается тип спряжения.

Клеить, тащить, бить, надеяться, выздороветь, седеть, сидеть, молчать, глядеть, спать, облегчить, ездить, молоть, привить, воодушевить, гореть, обескровить, обессилить, победить, ненавидеть.

Возмущать, обидеть, возмущать, брезжить, зависеть, захотеть, выйти, дремать, кроить, узнать, продавать, таять, натирать, запереть, смотреть, ненавидеть, победить, обессилить, обескровить.

Задание 30. От следующих глаголов образуйте:

а ) формы 2 лица ед. и мн. числа настоящего или будущего простого времени, определите их спряжение : стерегу, секу, пеку, берегу, запрягу, отрекусь, влеку, жгу, тку, бегу, чту, пересеку; свистеть, свистать, рычать, холодать, холодеть, обеднеть, обеднять, течь, мочь,хотеть;

б) формы 3 лица ед. и мн. числа настоящего или будущего простого времени, определите их спряжение: брызгать, двигать, капать, колыхаться, полоскать, махать, убедить, пощадить, прочитать, прочесть, чтить, сажать, стонать, блестеть, блистать, захотеть, сыпать, дремать, брить, стелить.

Задание 31. Проспрягайте глаголы. Выделите окончания.

Стеречь, печь, зажечь, торжествовать, рубить, победить, обидеть, сеять, выздороветь, держать.

Задание 32. От следующих глаголов образуйте все возможные формы наклонений, времени и лица.

Читать, прочитать, писать, переписать, рисовать, срисовать.

Задание 33. Выполните морфологический разбор выделенных глаголов.

  1. Гоголь вполне владеет слогом. Он не пишет, а рисует; фраза, как живая картина, мечется в глаза читателю…(В.Белинский) 2) Если бы я был издатель народного журнала, я бы сказал своим сотрудникам: пишите, что хотите, но только так, чтобы каждое слово было понятно… Я не шучу и не желаю говорить парадоксов, а твёрдо знаю это из опыта. Всё безнравственное представится столь безобразным, что сейчас же будет отброшено. (Л.Т.) 3) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним. Они спросили меня, откуда я, помолчали, посторонились. Мы немного поговорили. Я прилёг под обглоданный кустик и стал глядеть кругом. (Т.)


Причастие
Задание 34. От глаголов образуйте и запишите

а) действительные причастия настоящего времени: воспитывать, расходовать, кричать, слушать, звенеть, звонить, ржаветь, ненавидеть, двигаться, молоть, махать, воспроизводить, брызгать, бегать, освежать;



б) действительные причастия прошедшего времени: выставить, приготовить, выздороветь, липнуть, принести, упасть, отчаяться, повиснуть, заржаветь, надеяться, строиться, заплесневеть, окрепнуть, сойти;

в) страдательные причастия настоящего времени: объявлять, посылать, привозить, узнавать, лелеять, гнать, рассказывать, слышать, просить, любить;

г) страдательные причастия прошедшего времени: взвесить, забрызгать, вознаградить, изгнать, обновить, воодушевить, занять, поднять, увидеть, отторгнуть, остричь, просмотреть, бить, вынести, оплатить.

Задание 35. От приведённых глаголов образуйте все возможные формы причастий.

Рассказывать, рассказать, проверять, проверить, вышивать, вышить, сгибать, согнуть, расправлять, прикреплять, сжигать, обижаться, обидеть, воображать, пускать, слышать, умываться, приобретать, вытирать, изучить.

Задание 36. Определите тип причастия и укажите, от основы каких глаголов и с помощью каких аффиксов они образованы.

Зависевший, оправдавший, погружённый, оправдываемый, разрушавший, разгруженный, отмеченный, изучаемый, занимающийся, закрывающий, обижаемый, обиженный, клеящий, дышащий, лелеявший, пристрелянный, пристреленный, вымешенный, недовешенный.

Задание 37. Отграничьте словосочетания с причастиями от словосочетаний с прилагательными.

Блестящее выступление, блестящий предмет, выдающийся учёный, выдающийся вперёд, ограниченный человек, ограниченный в правах, плачущий ребёнок, плачущий голос, цветущий жасмин, цветущий вид, обиженный ребёнок, обиженный взгляд, открытое море, открытая рана, отсутствующий взгляд, отсутствующий на собрании; мыслящий человек, предвзятое мнение, непререкаемый авторитет, тающий снег, текущий счёт, засеянное поле, открытый слог, просмотренный фильм, нерушимая дружба, необитаемый остров, расхлябанный вид.

Задание 38. Выпишите причастия. Выполните их морфологический разбор.

1) Вы смотрите и на полосатые громады кораблей, близко и далеко разбросанных по бухте, и на чёрные небольшие точки шлюпок, движущихся по блестящей лазури, и на красные светлые строения города, окрашенные розовыми лучами утреннего солнца, виднеющиеся на той стороне, и на пенящуюся белую линию бона и затопленных кораблей, от которых кой-где грустно торчат чёрные концы мачт, и на далёкий неприятельский флот, маячивший на хрустальном горизонте моря, и на пенящиеся струи, в которых прыгают соляные пузырики, поднимаемые вёслами. (Л.Т.) 2) Мы с ним лежим на песке у громадного камня, оторвавшегося от родной горы, одетого тенью, поросшего мхом. На тот бок его, который обращён к морю, волны набросали тины, водорослей, и обвешенный ими камень кажется привязанным к узкой песчаной полоске, отделяющей море от гор. Пламя нашего костра освещает его со стороны, обращённой к горе, оно вздрагивает, и по старому камню, изрезанному частой сетью глубоких трещин, бегают тени. (М.Г.) 3) Осенью липы раньше других деревьев сбрасывают свою пожелтевшую листву, и у корней оголённых деревьев сухим шелестящим ковром лежат опавшие жёлтые листья. Идёшь, бывало, по опавшей липовой аллее, шуршащей под ногами, любуешься на знакомые деревья, приготовившиеся к долгой зимовке. (С.-М.)




Деепричастие


Задание 39. Укажите, от какой глагольной основы и с помощью каких суффиксов образованы деепричастия.

Беседуя, умываясь, оглядываясь, отдохнув, услышав, теряясь, плача, работая, встретив, заболев, пересекая, купаясь, поворачивая, завидевши, рассмеявшись.

Задание 40. Определите вид глаголов и образуйте от них деепричастия. Укажите, от какой глагольной основы и с помощью каких аффиксов они образованы.

Ответить, задержаться, подготовиться, удивляться, узнавать, запереть, добывать, стучать, удивиться, возвратиться, возвращаться, сознавать, смущаться, смутиться, доказать, разглядывать, объявлять, рассердиться, обуться, захотеть, дрожать, прочищать, прочистить, предупредить, написать.

Задание 41. Спишите. Определите значение временных отношений между действиями глагола - сказуемого и деепричастия (одновременное, предшествующее, последующее).

1) Шёл Лойко нога за ногу, повеся голову и опустив руки, как плети. 2) Сомова мирила их, читая длинные, интересные письма Инокова, который, оставив службу на телеграфе, уехал на Каспий. 3) Челкаш повеселел; он тихо посвистывал сквозь зубы и, засунув руки в карманы штанов, шёл медленно, опуская направо и налево колкие смешки и шутки. 4) И вдруг, уцепившись за что-то руками, Челкаш поднялся на воздух и исчез на стене. 5) Шум подавлял, пыль, раздражая ноздри, слепила глаза. 6) Заметив смущение мужа, Вера Петровна одобрила: «Мне нравится». 7) Парень, сначала недоумевая, смигнул, но потом вдруг расхохотался. 8) Он несколько оробел, когда Лидия, без улыбки пожав его руку, взглянула в лицо его быстрым неласковым взглядом. 9) Снегирь… сердито поскрипывает, качая чёрным носом. 10) Артамонов – старший приподнялся, опираясь на палку. ( М.Г.)

1) Старик первый приблизился к Владимиру Сергеевичу и, любезно поклонившись, заговорил тоненьким голоском. (Т.) 2) «Прекрасно, прекрасно!» - прибавил он, не дождавшись моего ответа. (Т.) 3) Пётр сидел на стуле, крепко прижав затылок к стене. (Т.) 4) Базаров продолжал лежать, уткнувшись в стену. (Т.) 5) Муж у неё давно умер, оставив ей одну только дочь, Фенечку. (Т.) 6) Вошедши в дом, он отпустил свою свиту. (Т.) 7) Они ехали с гумна и пели песни, подпрыгивая всем телом и болтая ногами в воздухе. (Т.) 8) Осмотрев дом, Лаврецкий вышел в сад и остался им доволен. (Т.) 9) Кити испуганно смотрела на неё, подходя. (Л.Т.) 10) Заглянув в дверь, Ростов увидел, что больные и раненые лежали там на полу, на соломе и шинелях. (Л.Т.) 11) Степан Аркадьевич, встав, надел серый халат на голубой шёлковой подкладке, закинул кисти узлом и, вдоволь забрав