Файл: Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности (Теоретические основы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 120
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
1.1 Основные документы, регламентирующие лицензирование предпринимательской деятельности в РФ
1.2 Органы, осуществляющие лицензирование предпринимательской деятельности
2. Виды деятельности, подлежащие лицензированию в РФ
2.1 Перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию
3. Развитие лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности в РФ
3.1. Проблемы и перспективы развития лицензирования предпринимательской деятельности
3.2 Ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без лицензии
К числу специальных субъектов также относятся должностные лица. Согласно ст. 2.4. КоАП РФ под должностным лицом понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций также по санкциям приравниваются к должностным лицам, хотя таковыми не являются. В сфере лицензирования к административной ответственности привлекается последняя группа лиц. Должностное лицо подлежит административной ответственности в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих обязанностей. В качестве примера можно привести ст. ст. 7.3., 7.23.3., 8.17., 9.1., 13.3., 13.12, 14.1, 14.20 КоАП РФ и др. Практически в каждой статье предусмотрена административная ответственность должностных лиц в сфере лицензирования.
Применительно к субъектам административной ответственности в сфере лицензирования можно выделить один актуальный вопрос, являющийся предметом дискуссии. Это ответственность властных участников разрешительной системы. Она не установлена КоАП РФ в сфере лицензионных отношений. Ряд авторов административистов и законодатель считают, что имеет место выраженная «ассиметричность» административной ответственности в рассматриваемой сфере. Российским законодательством не предусмотрена административная ответственность должностных лиц, выполняющих функции по лицензированию отдельных видов деятельности. Вместе с тем, в ряде зарубежных стран, например, Молдова, Казахстан в законодательстве об административной ответственности предусмотрены административные правонарушения должностных лиц за неисполнение своих полномочий в сфере лицензирования. Присоединяемся к мнению авторов, полагающим, что в связи с распространением нарушений, допускаемых чиновниками в ходе лицензионных процедур необходимо усовершенствовать институт административной ответственности. В связи с этим, предлагается установить административную ответственность за нарушение порядка и сроков выдачи лицензии, а также за необоснованный отказ в выдаче лицензии и предусмотреть за него наложение административного штрафа или предупреждение. Также представляется целесообразным ввести ответственность за повторно совершенные в течение года подобные действия после наложения административного наказания.
Выводы по главе
В настоящее время это одна из актуальных проблем лицензирования отдельных видов деятельности. Для решения данной проблемы необходимо обратить внимание на понятие «вид деятельности». Также рассмотреть перечень видов деятельности и конкретизировать его, к тому же, законодателю нужно соотнести понятие «вид деятельности» с лицензированием в целом. Это нужно сделать для того, чтобы не возникало неточностей в данном вопросе, так как лицензирование отдельных видов деятельности является важным компонентом в административном процессе.
Лицензионные отношения имеют особое значение ввиду повышенной общественной опасности, как реальной, так и потенциальной, для общества, государства и граждан. В связи с этим, в случае выявления нарушений применяются разнообразные меры административного принуждения по результатам рассмотрения лицензионного дела в процессе осуществления лицензионного контроля.
Для совершенствования процесса лицензирования предлагается установить административную ответственность за нарушение порядка и сроков выдачи лицензии, а также за необоснованный отказ в выдаче лицензии и предусмотреть за него наложение административного штрафа или предупреждение. Также представляется целесообразным ввести ответственность за повторно совершенные в течение года подобные действия после наложения административного наказания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы и рекомендации.
Лицензирование представляет собой вид государственного контроля, направленного на обеспечение защиты прав, законных интересов, нравственности и здоровья граждан, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Законодательство РФ и многих других стран регламентирует обязательное лицензирование ряда видов предпринимательской деятельности. Законы также устанавливают перечень необходимых к получению лицензии предпринимательских сфер. Лицензионные обязательства наложены на органы власти РФ, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП).
Виды деятельности, подлежащие лицензированию определены в ст. 12 закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (ред. от 02.08.2019г.), где указано 54 вида такой деятельности. Кроме того, лицензированию могут подлежать и другие направления бизнеса, регулируемые отдельными законами. Например: производство и реализация алкоголя; защита информации, являющейся государственной тайной; профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг; страховая деятельность; использование атомной энергии; проведение торгов; деятельность кредитных организаций; космическая деятельность.
Наиболее массовыми сферами деятельности, которые подлежат лицензированию, являются: образовательная деятельность, медицинская деятельность, розничная продажа алкогольной продукции, деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, фармацевтическая деятельность.
Общим итогом успешно проведенного лицензирования определенного вида предпринимательской деятельности является получение лицензии на осуществление предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может быть организована только тем лицом, на чье имя выдана лицензия.
В настоящее время это одна из актуальных проблем лицензирования отдельных видов деятельности. Для решения данной проблемы необходимо обратить внимание на понятие «вид деятельности». Также рассмотреть перечень видов деятельности и конкретизировать его, к тому же, законодателю нужно соотнести понятие «вид деятельности» с лицензированием в целом. Это нужно сделать для того, чтобы не возникало неточностей в данном вопросе, так как лицензирование отдельных видов деятельности является важным компонентом в административном процессе.
Лицензионные отношения имеют особое значение ввиду повышенной общественной опасности, как реальной, так и потенциальной, для общества, государства и граждан. В связи с этим, в случае выявления нарушений применяются разнообразные меры административного принуждения по результатам рассмотрения лицензионного дела в процессе осуществления лицензионного контроля.
Для совершенствования процесса лицензирования предлагается установить административную ответственность за нарушение порядка и сроков выдачи лицензии, а также за необоснованный отказ в выдаче лицензии и предусмотреть за него наложение административного штрафа или предупреждение. Также представляется целесообразным ввести ответственность за повторно совершенные в течение года подобные действия после наложения административного наказания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ (в ред. 18.07.2019). – Ст. 49
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 02.12.2019)
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 04.11.2019)
Кодекс о правонарушениях республики Молдова № 218 от 24.10.2008 г.
Кодекс республики Казахстан об административных правонарушениях от 05.07.2014 г. № 235-V
Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 № 4015-1 (в ред. 01.05.2019)
Закон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 (ред. от 02.12.2019) «О средствах массовой информации»
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 (в ред. 26.07.2019)
Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. 01.052019)
Федеральный закон «О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте» от 07.02.2011 № 7-ФЗ (в ред. 27.122018)
Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 04.05.2011 № 99-ФЗ (в ред. 02.08.2019)
Федеральный закон «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ (в ред. 06.06.2019)
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (в ред. 02.12.2019)
Федеральный закон «Об организованных торгах» от 21.11.2011 № 325-ФЗ (в ред. 27.12.2018)
Федеральный закон от 21.11.1995 № 170-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об использовании атомной энергии»
Постановление Правительства РФ от 21.11.2011 № 957 (ред. от 10.11.2018) «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» (дата обращения 08.12.2019)
Постановление Правительства РФ от 06.07.2012 № 686 (ред. от 28.02.2019) «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств»
Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 № 1130 (ред. от 21.03.2019) «О лицензировании деятельности по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах»
Постановление Правительства РФ от 16.04.2012 № 291 (ред. от 08.12.2016) «О лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра «Сколково»)»
Баловнева В.И., Оврашко В.О. Проблема лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности//В сборнике: современная наука: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей VI Международной научно-практической конференции. Пенза, 2019. – С. 210-213.
Бронникова С.В. О некоторых проблемах лицензирования в сфере обращения лекарственных средств: административно-правовой аспект // Юрист. – 2017. – № 10. – С. 19-22
Губанова Н.В. Административные правонарушения в сфере публичной разрешительной деятельности //Административное и муниципальное право. 2010. – № 11. – С. 57-63
Ерохина Т.В. Некоторые проблемы лицензирования медицинской деятельности // Право и экономика. 2017. № 10. С. 18-23
Кирина О.О. Лицензирование предпринимательской деятельности//Молодой ученый. 2019. – № 20 (258). – С. 318-319.
Куликова Т.Б. Проблематика процедур лицензионного контроля в сфере образования // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА).- 2016.- № 5. - С. 221-225
Логинова О.В. Особенности лицензирования предпринимательской деятельности в России//В сборнике: наука в XXI веке: современное состояние, проблемы и перспективы Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 ч. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. Уфа, 2019. – С. 132-134.
Разрешительная система в Российской Федерации: науч. практич. Пособие /Л.Ю. Акимов, Л.В. Андриченко, Е.А. Артемьева, отв. ред. Ноздрачев. – М:ИЗиСП при Правительстве Р: ИНФА-М. 2015. – С. 741.
Сайфутдинова А.Д. Роль органов государственной власти в сфере лицензирования предпринимательской деятельности//Вестник магистратуры. – 2019. – № 9-2 (96). – С. 147-149.
Стандзонь Л.В. Особенности административной ответственности за нарушение законодательства о лицензировании//Вестник Московского университета МВД России. – 2019. – № 1. – С. 208-213.
Стандзонь Л.В., Агапов А.Б. Лицензионно-разрешительная деятельность органов исполнительной власти: учебное пособие для магистров. М.: Проспект, 2018.
Шишов М.А. Актуальные вопросы лицензирования отдельных видов деятельности // Административное право и процесс. – 2013.– № 8. – С. 57-61; и др.
Шишов М.А. Актуальные проблемы лицензирования в сфере здравоохранения // Медицинское право. – 2018. – № 3. – С. 17-2
Доклад Минэкономразвития «О лицензировании отдельных видов деятельности в РФ» 2018 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK "http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/2019062703" http://economy.gov.ru/minec/about/structure/dknrd/2019062703 (дата обращения 08.12.2019)
Какие виды деятельности подлежат лицензированию в 2019 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK "https://ip-spravka.ru/licenziruemye-vidy-deyatelnosti-v-2019-godu.html" https://ip-spravka.ru/licenziruemye-vidy-deyatelnosti-v-2019-godu.html (дата обращения 08.12.2019)
Лицензирование деятельности предприятий в 2019 году [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK "https://market.ndb24.ru/blog/litsenziruemye-vidy-deyatelnosti" https://market.ndb24.ru/blog/litsenziruemye-vidy-deyatelnosti (дата обращения 08.12.2019)
Лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности: порядок и суть мероприятия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: HYPERLINK "https://juristpomog.com/entrepreneur/vidy-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html" https://juristpomog.com/entrepreneur/vidy-predprinimatelskoj-deyatelnosti.html (дата обращения 08.12.2019)