Файл: Министерство образования и науки амурской области государственное профессиональное образовательное автономное учреждение амурской области.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 16
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГПОАУ АО АПК)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01Основы философии
Специальность 09.02.05Прикладная информатика (по отраслям)
Уровень образования: базовая подготовка
Благовещенск
2021
2
3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
«АМУРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. директора по УР
__________Т.Ю. Солопчук
«_____»__________2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОГСЭ.01 Основы философии
Специальность
09.02.05Прикладная информатика (по отраслям)
Уровень образования: базовая подготовка
Благовещенск
2021
4
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования09.02.05Прикладная информатика
(по отраслям), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
13.08.2014 г. № 1001.
Организация-разработчик: ГПОАУ АО АПК
Разработчики:
Тарараев И.Д., преподаватель
Рекомендована предметно-цикловой комиссией
«Общегуманитарных и естественнонаучных дисциплин»:
Протокол №1 от «___» августа 2021 г.
Председатель: Л.В. Прокопова
Рассмотрена на научно-методическом совете ГПОАУАО АПК:
Протокол №1 от «___» августа 2021 г.
Председатель научно-методического совета: С.А. Москвитина
5
СОДЕРЖАНИЕ стр.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
6 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
7 3. УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
11 4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
12
6
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью адаптированной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена. Разработана в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям).
2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего
звена:
Учебная дисциплина «Основы философии» относится к общему гуманитарному и социально- экономическому циклу адаптированной образовательной подготовки специалистов среднего звена.
3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
уметь:
-ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
-определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
Перечень формируемых компетенций:
Общие компетенции (ОК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося–56часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося-48 часов; самостоятельной работы обучающегося– 8часов.
7
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
56
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
48
в том числе: лабораторные занятия
не предусмотрено
практические занятия
8
контрольные работы
6
курсовая работа (проект)
не предусмотрено
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
8
в том числе: написание реферата, сообщения, эссе выполнение творческого задания конспектирование
5
1
2
Промежуточная аттестация в форме зачета
8
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»
Наименование
разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и
практические работы, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работ (проект)
(если предусмотрены)
Объем
часов
Уровень
освоения
1
2
3
4
Введение.
Философия, ее смысл,
функции и роль в
обществе
Содержание учебного материала
3
1
Предмет философии, функции и место философии в системе научного знания.
1
1
1
2
Мировоззрение, его структура, виды.
Специфика философского мировоззрения
Самостоятельная работа обучающихся:Написание эссе на тему «в чем смысл философии как науки»
1
Раздел 1.
Основные идеи
мировой философии
19
Тема 1.1.
Философия древнего
мира и средневековья
Содержание учебного материала
1
Раннегреческая натурфилософия: милетская школа, Гераклит.
1
1
1
1
1
1
2
Онтологизм древнегреческой философии: элеаты и
Демокрит
3
Поворот к человеку – философские учения софистов и Сократа
4
Платон и
Аристотель
– систематизаторы древнегреческой философии
5
Позднеантичнй идеал мудреца. Средневековая философия: патристика и схоластика
Практическая работа: подготовка рефератов на тему
«античные философы и их учения»
1
2
Контрольная работа: «Философские школы Древней
Греции»
1
3
Тема 1. 2.
Философия
Возрождения и
Нового времени
Содержание учебного материала
1
Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
Характерные черты онтологии нового времени
2
1
1
1
2
Немецкая классическая философия. Философская система И.Канта.
3
Абсолютный идеализм Г.Гегеля
Практические занятия:составление сравнительной таблицы «Отличия рационализма и эмпиризма как философских систем», «Философия позитивизма и эволюционизма».
Семинар: «Законы диалектики»
1
2
Самостоятельная работа обучающихся:Написание эссе на тему «Эволюция философских идей»
1
3
Тема 1. 3.
Современная
философия
Содержание учебного материала
1 Основные направления философии ХХ века:
неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.
Философия бессознательного.
2
2
1
2 Особенности русской философии.
Практические занятия:Подготовить рефераты на тему «деятельность русских философов»
1
2
9
Контрольная
работа:
«Основные направления философии ХХ в.»
1
Раздел 2.
Теоретическая
философия
16
Тема 2.1.
Бытие как
философская
проблема
Содержание учебного материала
1
Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира.
1
1
1
1
2
Современные онтологические представления.
Движение, пространство, время, причинность,
целесообразность.
3
Научная, религиозная и философская картина мира
Практические занятия: составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин
1
2
Контрольные работы: тестирование
1
Самостоятельная работа обучающихся:выполнение творческого задания «Современная философская картина мира»
1
Тема 2.2.
Сознание: его
происхождение,
сущность, структура
и функции
Содержание учебного материала
1 Происхождение и сущность сознания.
Общественное и индивидуальное сознание.
1
1
1
2 Структура общественного сознания. Сознание и бессознательное.
Практические
занятия: составить таблицу
«Основные элементы и уровни структуры сознания».
1
Контрольные работы: тестирование
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов «Предпосылки возникновения сознания и его социальная сущность», «Сознание и самосознание»
1
Тема 2.3.
Теория познания
Содержание учебного материала
1 Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.
1
1
1
2 Методология научного познания.Вненаучное знание.
Практические занятия: составить таблицу «Формы чувственного и рационального познания»
1
2
Контрольные работы: тестирование
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка рефератов «Истина и заблуждение»,
«Научное и вненаучное знание»
1
Раздел 3.
Социальная
философия
18
Тема 3.1.
Общество и его
структурас точки
зрения философии
Содержание учебного материала
1 Общество как саморазвивающаяся система.
1
2
1
2 Общество и культура как предметы философского анализа.
Практические занятия:выделить сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии.
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений «Источники саморазвития общества и формы его организации»
1
10
Тема 3.2.
Проблема человека в
философии
Содержание учебного материала
1 Проблема смысла и содержания бытия человека.
2
2
1
2
1
1
1
2 Человек, культура и цивилизация.
3 Проблема личности в философии. Свобода и необходимость, свобода и ответственность – вечные дилеммы.
4 Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.
5 Философия и глобальные проблемы современности.
6 Будущее философии.
Практические
занятия: составить таблицу
«Концепции происхождения человека»
1
2
Контрольная
работа:
«Содержание основных разделов философии»
1
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка сообщений «Телесность - душевность - духовность человека».
Подготовка эссе «Философия и смысл жизни»
1
1
Всего:
56
11
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета, специально оборудованного с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Оборудование учебного кабинета:
рабочие места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
комплект учебно-методической документации;
технические и программные средства общего и специального назначения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья разных нозологий; наглядные пособия; раздаточный материал;
учебные фильмы по некоторым разделам дисциплины;
медиатека.
Технические средства обучения:
интерактивная доска (или мультимедийный комплекс);
компьютер с лицензионным программным обеспечением.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной
литературы
Основные источники:
1.Ивин, А. А.Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / А. А.
Ивин, И. П. Никитина. — М.: Юрайт, 2019. — 478 с.
2.Светлов, В. А.Основы философии: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. А. Светлов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 339 с.
Дополнительные источники:
1. Тюгашев, Е. А.Основы философии: учебник для среднего профессионального образования / Е.
А. Тюгашев. — М.: Юрайт, 2019. — 252 с.
2. Лавриненко, В. Н.Основы философии: учебник и практикум для среднего профессионального образования / В. Н. Лавриненко, В. В. Кафтан, Л. И. Чернышова. — 8-е изд., перераб. и доп. — М.:
Юрайт, 2019. — 374 с.
Интернет-ресурсы:
1. www.alleg.ru - Образовательные ресурсы Интернета - Философия.
2. ru.wikipedia.org/wiki - Философия.
3. www.diplom-inet.ru/resursfilos - Учебно-методические материалы.
12
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки
результатов обучения
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; оценка выполнения самостоятельной работы: написание эссе, подготовка сообщений, рефератов; тестирование
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков; оценка выполнения практических заданий
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; домашние задания проблемного характера
- сформулировать представление об истине и смысле жизни. оценка самостоятельной работы: написание эссе, подготовка сообщений, рефератов;
В
результате
освоения
дисциплины
обучающийся должен знать:
-основные категории и понятия философии; понятийный диктант, оценка выполнения практических заданий
- основы философского учения о бытии; тестирование
- основы научной, философской и религиозной картин мира; составление сравнительной таблицы
- сущность процесса познания; практические занятия, подготовка рефератов, тестирование
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; домашние задания проблемного характера
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. домашние задания проблемного характера
13