Файл: Ое общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия 40 имени Ю. А. Гагарина Проект Стихи о войне Автор проекта.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города Калининграда гимназия № 40 имени Ю.А.Гагарина

Проект
Стихи о войне

Автор проекта:

ученик 8Б класса

Шаповал Александр
Руководитель проекта:

учитель русского языка и литературы

Исматова Елена Юрьевна
Калининград

2017
Содержание

Введение …………………………………………………………………..........................3

1. Поэзия военного времени

1.1. Константин Михайлович Симонов………………………………………………....4

1.2. Александр Трифонович Твардовский………………………………………………5

1.3. Муса Джалиль………………………………………………………………………..6

2. У войны не женское лицо

2.1. Юлия Владимировна Друнина…………………………………………………....7

3. Мы дети военных лет

3.1. Владимир Семёнович Высоцкий……………………………………………...….8

Заключение……………………………………………………………………………….10

Список использованной литературы…………………………………………………...11

Приложение 1. Разработка сценария мероприятия, посвященного 72-ой годовщине Победы в Великой Отечественной войне «Стихи о войне»…………………………..12

Приложение 2. Презентация

ВВЕДЕНИЕ.

Прошла война, прошла страда,

Но боль взывает к людям:

Давайте, люди, никогда

Об этом не забудем!

А.Т.Твардовский.


Каждый год в мае приходит День Победы. И оживают грозные годы, великие битвы, героические подвиги.

В эти дни стихи о войне звучат и на официальных празднествах, и в школах, и по телевидению. Вспоминают погибших поэтов и тех, чьи стихи публиковались во фронтовых газетах.

Но литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы вновь и вновь показывать трудный путь нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерёг от катастрофических ошибок в будущем.

Поэзия была самым оперативным, самым популярным жанром военных лет.

Именно поэзия выразила потребность людей в правде, без которой невозможно чувство ответственности за свою страну.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Выступили А.Фадеев, В.Лебедев-Кумач, А.Жаров. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.


Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

Поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”. Стихи этой песни выражают всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Имена поэтов не должно перечеркнуть даже наше забывчивое время. Поэтому надо проводить уроки мужества, мероприятия, на которых должны звучать стихи о войне.

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

1. Познакомиться с поэзией периода Великой Отечественной войны.

2. Показать значение поэзии в служении Отечеству.

3. Подчеркнуть значимость героического прошлого народа.

ЗАДАЧИ:

1.Ознакомиться с биографией поэтов, их судьбой в годы войны.

2. Изучить творчество поэтов-фронтовиков.

3. Изучить мотивы военной лирики.

4. Подготовить сценарий мероприятия.


1. ПОЭЗИЯ ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ.


    1. КОНСТАНТИН МИХАЙЛОВИЧ СИМОНОВ (1915 – 1979)

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. Симонов родился в 1915 году в Петрограде. Первые его стихи появились в 1931 году, а через два года он поступил учиться в Вечерний рабочий литературный университет. Закончив его, Симонов поступил учиться в аспирантуру, а в 1939 году уехал военным корреспондентом в Монголию, на Халкин-Гол, уехал, прервав учёбу в аспирантуре, куда больше не вернётся. Когда началась война, Симонову было 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом.

Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на всё его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты «Красная звезда». Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря. Всё опубликованное в годы войны в газетах составило позже четыре книги: «От Чёрного до Баренцева моря», книги «Югославская тетрадь», «Письма из Чехословакии». В годы войны Симоновым написаны пьесы «Русские люди», «Жди меня», «Так и будет», повесть «Дни и ночи», две книги стихов – «С тобой и без тебя» и «Война». О войне Константин Михайлович писал всю жизнь. Он видел её собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. В послевоенные годы поэт продолжал много писать, работать. В 50-е годы появилась его трилогия «Живые и мёртвые», в которой он рассказывает о трагических военных событиях.



Умер Симонов 21 августа 1979 года. Перед смертью он попросил исполнить его последнюю волю. Он навсегда хотел остаться с теми, кто погиб в первые дни войны, поэтому его прах был развеян на поле неподалёку от Бобруйска.

Наиболее ярким и сильным является стихотворение Симонова «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины»(1941).

Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,

Как шли бесконечные, злые дожди,

Как кринки несли нам усталые женщины,

Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,

Как вслед нам шептали: — Господь вас спаси! —

И снова себя называли солдатками,

Как встарь повелось на великой Руси.

По признаниям участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло душу воинов. Это стихотворение поэт посвятил своему старшему товарищу Алексею Суркову. Оно никого не может оставить равнодушным: в нём с огромной поэтической силой поэт передал горечь, боль, отчаяние воинов, вынужденных отступать.

В стихотворениях «Смерть друга»(1942), «Если дорог тебе твой дом»(1942), «Жди меня» - великий урок братства, человеческого достоинства, верности.

Самым популярным стихотворением в первый год войны стало стихотворение «Жди меня» - это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно. Такая любимая, которая умеет ждать, «как никто другой», нужна была каждому, кто воевал, чтобы жить и побеждать.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть


Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой, —
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.




    1. АЛЕКСАНДР ТРИФОНОВИЧ ТВАРДОВСКИЙ.(1910 – 1971)

Александр Трифонович Твардовский родился 8 июня (21 н.с.) 1910 года в деревне Загорье Смоленской губернии в семье кузнеца, человека грамотного и даже начитанного, в чьём доме книга не была редкостью. Стихи начал писать очень рано. Учился в сельской школе. В 14 лет будущий поэт начал посылать небольшие заметки в смоленские газеты, некоторые из них были напечатаны.

В 1939 году был призван в ряды Красной Армии и участвовал в освобождении Западной Белоруссии. С началом войны с Финляндией, уже в офицерском звании, был в должности спецкорреспондента военной газеты.


Первое утро Великой Отечественной войны застало Твардовского в Подмосковье, в деревне Грязи Звенигородского района, в самом начале отпуска. Вечером того же дня он был в Москве, а сутки спустя – направлен в штаб Юго-Западного фронта, где ему предстояло работать во фронтовой газете «Красная Армия». Трифонов вспоминает: «В 1941 году под Киевом едва вышел из окружения. Редакция газеты Юго-Западного фронта, в которой работал, размещалась в Киеве. Приказано было не покидать город до последнего часа. Армейские части уже отошли за Днепр, а редакция всё ещё работала. Твардовский спасся чудом: его взял к себе в машину полковой комиссар, и они едва выскочили из смыкавшегося кольца немецкого окружения».

Весной 1942 года он вторично попал в окружение, но на этот раз под Каневом, из которого опять-таки вышел «чудом». В середине 1942 года был перемещён на Западный фронт, и теперь до самого конца войны его родным домом стала газета «Красноармейская правда». Правда она стала родным домом и легендарного Тёркина.

Во время Великой Отечественной войны была создана поэма «Василий Тёркин» (1941-45) – яркое воплощение русского характера и общенародного патриотического чувства. По признанию Твардовского, « «Тёркин» был…моей лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю».

Почти одновременно с «Тёркиным» и стихами «Фронтовой хроники» поэт начал законченную уже после войны поэму «Дом у дороги» (1946).

Многие годы Твардовский был главным редактором журнала «Новый мир», мужественно отстаивая право на публикацию каждого талантливого произведения, попадавшего в редакцию.

18 декабря 1971 года Твардовский скончался после тяжёлой болезни.

1.3. МУСА ДЖАЛИЛЬ (1906-1944)

Муса Мустафович Джалилов (Муса Джалиль) родился в 1906 году в деревне Мустафа, Оренбургской губернии. Начальное образование получил в деревенской школе, затем учился в медресе "Хусаиния" в Оренбурге, позднее в Казани на рабфаке, а в 1931 году окончил Московский государственный университет.
Муса Джалиль работал в татаро-башкирском бюро ЦК комсомола, редактировал детские журналы, принимал активное участие в создании Татарского государственного театра оперы и балета. Опубликовал несколько поэтических сборников. Накануне Великой Отечественной войны Муса Джалиль возглавлял Союз писателей Татарии.


В первый же день войны Муса Джалиль ушел в ряды действующей армии и в июне 1942 года на Волховском фронте, тяжело раненный, был взят в плен. В концлагере он вел активную подпольную работу, за что был брошен в фашистский застенок — тюрьму Моабит. В тюрьме Муса Джалиль создал цикл стихотворений, слава о котором вышла далеко за пределы нашей Родины.
В 1944 году 25 августа моабитские палачи казнили поэта на гильотине.
Друзья по застенку сохранили его записные книжки. Одну из них передал советским представителям в Брюсселе бельгийский антифашист Андре Тиммерманс, товарищ Джалиля по моабитскому застенку. Позднее Союз писателей Татарии получил и вторую записную книжку поэта.
Мусе Джалилю посмертно присвоено звание Героя Советского Союза(1956г).

Более ста стихотворных произведений — свидетели борьбы, страданий и мужества поэта. За цикл стихов «Моабитская тетрадь» Джалиль посмертно присуждена Ленинская премия (1957). В 1968 о Джалиль был создан фильм «Моабитская тетрадь».

Если кровь твоя за Родину лилась,
Ты в народе не умрешь, джигит.
Кровь предателя струится в грязь,
Кровь отважного в сердцах горит.


Умирая, не умрет герой —
Мужество останется в веках.
Имя прославляй свое борьбой,
Чтоб оно не молкло на устах!



2. У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.
2.1. ЮЛИЯ ВЛАДИМИРОВНА ДРУНИНА. (1924 – 1991)
Юлия Владимировна Друнина родилась 10 мая 1924 года в Москве в учительской семье. Детство прошло в Москве, училась в школе, где работал её отец.

В 11 лет начала писать стихи. Любила читать и не сомневалась, что будет литератором.

Когда началась Отечественная война, в 16-ти летнем возрасте записалась в добровольную санитарную дружину, при РОККе (Районное общество Красного Креста) и работала санитаркой в глазном госпитале. Участвовала в строительстве оборонительных сооружений под Можайском, попадает под бомбёжку и, выполняя свои прямые обязанности, становится санитаркой пехотного полка. Воевала, была тяжело ранена – осколок едва не перерезал сонную артерию прошёл в 2-х миллиметрах от неё.

После ранения была курсантом Школы младших авиаспециалистов (ШМАС ), после окончания которой получает направление в штурмовой полк на Дальнем Востоке – Батальонным Санинструктором. Всеми силами рвётся на фронт. Получив сообщение о смерти отца, едет на похороны по увольнению, но оттуда не возвращается в свой полк, а едет в Москву, в главное управление ВВС. Здесь, обманув всех, получает справку, что отстала от поезда и едет на Запад. В Гомеле получает направление в 218-ую стрелковую дивизию. Снова была ранена. После выздоровления пыталась поступить в Литературный институт, но её постигла неудача. Возвращается в самоходный артполк. Звание – старшина медслужбы.