Файл: Лекция 1 План. Понятие синтаксической стилистики. Словосочетание. Предложение.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 320

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[впасть в (уныние), исходить из (предположения)].

Отметим наиболее значительные группы слов, способных к сильному управлению:

  1. переходные глаголы, требующие винительного падежа без предлога (построить дом, выполнить задание, уничто­жить врага, любить живопись);

  2. существительные, образованные от переходных глаго­лов, обозначающие действия и требующие родительного паде­жа без предлога (постройка дома, выполнение задания, унич­тожение врага);

  3. глаголы со значением желания, ожидания, требования, опасения, при которых отвлеченные существительные имеют форму родительного падежа без предлога (желать выздоров­ления, ожидать встречи, требовать ответа, добиваться за­мены, бояться опасности, опасаться ошибки);

  4. отглагольные существительные со значением желания, ожидания, требования, опасения, требующие постановки су­ществительных в форме родительного падежа без предлога (желание выздоровления, ожидание встречи, требование от­вета, боязнь опасности);

  5. приставочные глаголы, употребляющиеся только с опре­деленными предлогами, допускающие только одну (редко — две) форму зависимого слова и обозначающие как конкретные физические действия, так и отвлеченные понятия; при этом часто приставки дублируются предлогами (отколоться от глыбы, дотянуться до стола, перескочить через канаву, вглядываться в лица; исходить из предположения, опирать­ся на факты, надеяться на помощь, разобраться в деле);

  6. формы сравнительной степени (прилагательных и наре­чий), требующие употребления существительных в форме ро­дительного падежа без предлога (выше дерева, быстрее мол­нии, лучше мастера).

При слабом управлении форма зависимого слова не обусловлена грамматическими и семантическими особеннос­тями господствующего слова. Она определяется необходимо­стью выразить те или иные отношения. Так, при глаголе жить для выражения пространственных отношений может быть употреблена форма предложного падежа (жить в доме, жить на берегу), для выражения объектных отношений — форма творительного падежа (жить надеждой), для выраже­ния качественной характеристики действия — форма вини­тельного падежа (жить в своё удовольствие) и т. д.

Слабое управление характерно для непереходных глаго­лов. Им обладают также глаголы с сильным управлением, на­ряду с сильноуправляемыми при них могут быть слабоуправляемые формы. Так, переходный глагол мыть имеет сильноуправляемую форму винительного падежа, без которой он не употребляется
(мыть руки); кроме того, при нем мо­жет быть несколько слабоуправляемых форм (мыть водой, мыть с мылом, мыть в тазу, мыть под краном, мыть по утрам и т. д.).

Способны к слабому управлению и многие существитель­ные с отвлеченным значением (жизнь в городе, жизнь без огорчений; встреча с другом, встреча в саду, встреча у обры­ва и т. д.).

Способностью к слабому управлению обладают некоторые прилагательные (сильный духом, сильный до удивления; при­ятный на вкус, приятный видом), наречия (далеко от горо­да, без причины громко), числительные (первый от леса, вто­рой с краю, третий из мальчиков).

Исследователи синтаксиса (А. Б. Шапиро и др.) отмечают, что так называемое слабое управление фактически представ­ляет собой особый вид связи в сравнении с сильным управле­нием. Слабоуправляемые формы, по сути дела, не обусловле­ны господствующим словом словосочетания.

Особенно условным термин «управление» является в при­ложении к таким словосочетаниям, где господствующее слово выражено конкретным существительным, никак не влияю­щим на форму подчиненного слова, не определяющим ее (чай в беседке, чай из Грузии, чай по утрам, чай с сахаром). Гос­подствующее слово бывает распространено различными фор­мами в зависимости от содержания словосочетания. Такую связь можно назвать соединением. Два слова соединя­ются для выражения каких-либо отношений, подчинение од­ного другому носит условный характер. В другом контексте их синтаксические роли могут меняться; ср.: дом из камня камень из дома; хлеб с маслом масло с хлебом; дерево воз­ле дома дом возле дерева. По форме зависимого слова это управление.

Такие соединяемые формы в предложении обычно стоят рядом, иначе их связь может быть не понята, не уловле­на: Сестра показала мне дорогу в лазарет (А. Т.); Я живу в маленьком доме на дюнах (Пауст.); Жил Андреев в уют­ной и большой вилле с пальмами в саду, с застеклённой террасой (В.).

Примыкание — это такая синтаксическая связь, ко­торая не выражается ни формами словоизменения, ни слу­жебными словами. Примыкающие зависимые слова являются неизменяемыми. Они представлены наречиями, дееприча­стиями, инфинитивом (шел быстро, смотрит не мигая, при­сел отдохнуть). Неизменяемость этих категорий слов высту­пает показателем их синтаксического подчинения. Сущест­венную роль играет также словорасположение и интонация: они связывают словоформы.



Предложение.

Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а также
чувства и воли, является в настоящее время наиболее распро­страненным (в основном это концепция В. В. Виноградова). В по­нятие грамматической организации включается представ­ление об основном признаке предложения как синтаксической еди­ницы— предикативности.

Предикативностьявляется содержательным признаком предложения. И предложение мыслится прежде всего как единица предикативная, в отличие от слово­сочетания — единицы непредикативной.

В понятие предикативности как грамматической категории вклю­чаются такие грамматические свойства предложения, которые по­зволяют ему представить сообщаемое либо как реально осуществля­емое в настоящем, прошедшем и будущем времени, либо как ир­реальное, т. е. только желаемое, возможное, предполагаемое и т. д. Такие грамматические значения предложения можно объединить общим значением отношения сообщаемого к действительности, это общее значение отношения называется в грамматике модально­стью, и, следовательно, предложение может содержать модаль­ность реальную или модальность нереальную. Общее значение реальности или нереальности сообщаемого обязательно привязано к конкретному времени — настоящему, прошедшему, бу­дущему, следовательно, понятие модальности неразрывно связано со значением времени. Этот комплекс грамматических категорий — мо­дальности и синтаксического времени — есть предикативность. Если обобщить значение модальности и синтаксического времени, то получим общую отнесенность сообщаемого к действительности. Следовательно, предикативность — это грамматическая кате­гория, устанавливающая общую соотнесенность сообщаемого и дей­ствительности, а общая соотнесенность включает в себя и протека­ние сообщаемого в рамках определенного времени (понятие синтак­сического времени), и отношение сообщаемого к действительности в плане достоверности (понятие модальности).

Итак, предложение обладает категориями модальности и синтакси­ческого времени. Обе эти категории образуют неразрывное единство, которое и есть предикативность, присутствующая в каждом предложе­
нии и являющаяся его грамматическим значением, т. е. таким признаком, который позволяет отграничить предложение от других синтаксических объединений слов (в частности, словосочетания).

Модальность и синтаксическое время, а значит и предикатив­ность, имеют специальные языковые средства для своего выраже­ния. Такими средствами являются формы наклонения и времени, специальные частицы. При наличии в предложении глаголов и гла­гольных связок эти значения передаются с помощью форм данных слов в сочетании с частицами или без них. Например: Мальчик учится, Мальчик учился, Мальчик будет учиться; Был дождь, Будет дождь; Учился бы мальчик, Пусть учится мальчик; Был бы дождь, Пусть будет дождь; Ночь была холодная, Была бы ночь холодная; при отсутствии глаголов и глагольных связок предло­жения имеют общее значение реальности существования сообщаемо­го в настоящем времени, например: Ночь холодна; Дождь; Сумерки.

Кроме общего значения модальности как отношения сообща­емого к действительности (реальности или нереальности), предложе­ние может заключать в себе и значение отношения говоря­щего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной, модальность второго плана — субъективной. Субъективная модальность (значение отношения говорящего к сооб­щаемому) передается обычно дополнительными лексико -грамматическими средствами и средствами интонации. Ср., например: Брат приедет (общее значение реальности сообщаемого) и Брат, ко­нечно, приедет; Брат, вероятно, приедет (значение безуслов­ной или предполагаемой реальности сообщаемого). Модальность объективная является обязательным признаком предложения, а мо­дальность субъективная — факультативным.

Каждое предложение, являясь единицей сообщения, обладает еще одним обязательным признаком — интонационной оформленностью, что также отличает данную синтаксическую единицу от словосочетания. Существуют интонации общего плана — интонация сообщения, вопроса, побуждения — и интонации более частные, сопутствующие первым — интонация утверждения, удивления, пред­положения и т. д. Первые определяются общими коммуникативными
целями предложения; вторые — более тесно связаны с конкретным лексическим наполнением предложений и определяются им. Ин­тонации общего плана участвуют в формировании объективной мо­дальности. Ср., например, предложения одинакового лексического состава, произнесенные с интонацией сообщения и побуждения: Вы приедете завтра (факт утверждаемый) и Вы приедете завтра! (просьба или приказ). В первом случае модальность реальная, во втором — ирреальная, в частности побудительная.

Итак, основным признаком предложения как синтаксической единицы является предикативность, включающая в себя значения объективной модальности и синтаксического времени (основные грамматические значения предложения). Каждое предложение имеет определенную интонационную оформленность.

ЛЕКЦИЯ 2.

Стилистическая оценка главных членов предложения.

ПЛАН.

1. Главные члены предложения.

2. Способы выражения подлежащего.

3. Типы сказуемого и способы его выражения

  1.   1   2   3   4   5   6   7   8   9   10   11