Файл: Лекция 1 План. Понятие синтаксической стилистики. Словосочетание. Предложение.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 320
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
[впасть в (уныние), исходить из (предположения)].
Отметим наиболее значительные группы слов, способных к сильному управлению:
При слабом управлении форма зависимого слова не обусловлена грамматическими и семантическими особенностями господствующего слова. Она определяется необходимостью выразить те или иные отношения. Так, при глаголе жить для выражения пространственных отношений может быть употреблена форма предложного падежа (жить в доме, жить на берегу), для выражения объектных отношений — форма творительного падежа (жить надеждой), для выражения качественной характеристики действия — форма винительного падежа (жить в своё удовольствие) и т. д.
Слабое управление характерно для непереходных глаголов. Им обладают также глаголы с сильным управлением, наряду с сильноуправляемыми при них могут быть слабоуправляемые формы. Так, переходный глагол мыть имеет сильноуправляемую форму винительного падежа, без которой он не употребляется
(мыть руки); кроме того, при нем может быть несколько слабоуправляемых форм (мыть водой, мыть с мылом, мыть в тазу, мыть под краном, мыть по утрам и т. д.).
Способны к слабому управлению и многие существительные с отвлеченным значением (жизнь в городе, жизнь без огорчений; встреча с другом, встреча в саду, встреча у обрыва и т. д.).
Способностью к слабому управлению обладают некоторые прилагательные (сильный духом, сильный до удивления; приятный на вкус, приятный видом), наречия (далеко от города, без причины громко), числительные (первый от леса, второй с краю, третий из мальчиков).
Исследователи синтаксиса (А. Б. Шапиро и др.) отмечают, что так называемое слабое управление фактически представляет собой особый вид связи в сравнении с сильным управлением. Слабоуправляемые формы, по сути дела, не обусловлены господствующим словом словосочетания.
Особенно условным термин «управление» является в приложении к таким словосочетаниям, где господствующее слово выражено конкретным существительным, никак не влияющим на форму подчиненного слова, не определяющим ее (чай в беседке, чай из Грузии, чай по утрам, чай с сахаром). Господствующее слово бывает распространено различными формами в зависимости от содержания словосочетания. Такую связь можно назвать соединением. Два слова соединяются для выражения каких-либо отношений, подчинение одного другому носит условный характер. В другом контексте их синтаксические роли могут меняться; ср.: дом из камня — камень из дома; хлеб с маслом — масло с хлебом; дерево возле дома — дом возле дерева. По форме зависимого слова это управление.
Такие соединяемые формы в предложении обычно стоят рядом, иначе их связь может быть не понята, не уловлена: Сестра показала мне дорогу в лазарет (А. Т.); Я живу в маленьком доме на дюнах (Пауст.); Жил Андреев в уютной и большой вилле с пальмами в саду, с застеклённой террасой (В.).
Примыкание — это такая синтаксическая связь, которая не выражается ни формами словоизменения, ни служебными словами. Примыкающие зависимые слова являются неизменяемыми. Они представлены наречиями, деепричастиями, инфинитивом (шел быстро, смотрит не мигая, присел отдохнуть). Неизменяемость этих категорий слов выступает показателем их синтаксического подчинения. Существенную роль играет также словорасположение и интонация: они связывают словоформы.
Предложение.
Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а также
чувства и воли, является в настоящее время наиболее распространенным (в основном это концепция В. В. Виноградова). В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы— предикативности.
Предикативностьявляется содержательным признаком предложения. И предложение мыслится прежде всего как единица предикативная, в отличие от словосочетания — единицы непредикативной.
В понятие предикативности как грамматической категории включаются такие грамматические свойства предложения, которые позволяют ему представить сообщаемое либо как реально осуществляемое в настоящем, прошедшем и будущем времени, либо как ирреальное, т. е. только желаемое, возможное, предполагаемое и т. д. Такие грамматические значения предложения можно объединить общим значением отношения сообщаемого к действительности, это общее значение отношения называется в грамматике модальностью, и, следовательно, предложение может содержать модальность реальную или модальность нереальную. Общее значение реальности или нереальности сообщаемого обязательно привязано к конкретному времени — настоящему, прошедшему, будущему, следовательно, понятие модальности неразрывно связано со значением времени. Этот комплекс грамматических категорий — модальности и синтаксического времени — есть предикативность. Если обобщить значение модальности и синтаксического времени, то получим общую отнесенность сообщаемого к действительности. Следовательно, предикативность — это грамматическая категория, устанавливающая общую соотнесенность сообщаемого и действительности, а общая соотнесенность включает в себя и протекание сообщаемого в рамках определенного времени (понятие синтаксического времени), и отношение сообщаемого к действительности в плане достоверности (понятие модальности).
Итак, предложение обладает категориями модальности и синтаксического времени. Обе эти категории образуют неразрывное единство, которое и есть предикативность, присутствующая в каждом предложе
нии и являющаяся его грамматическим значением, т. е. таким признаком, который позволяет отграничить предложение от других синтаксических объединений слов (в частности, словосочетания).
Модальность и синтаксическое время, а значит и предикативность, имеют специальные языковые средства для своего выражения. Такими средствами являются формы наклонения и времени, специальные частицы. При наличии в предложении глаголов и глагольных связок эти значения передаются с помощью форм данных слов в сочетании с частицами или без них. Например: Мальчик учится, Мальчик учился, Мальчик будет учиться; Был дождь, Будет дождь; Учился бы мальчик, Пусть учится мальчик; Был бы дождь, Пусть будет дождь; Ночь была холодная, Была бы ночь холодная; при отсутствии глаголов и глагольных связок предложения имеют общее значение реальности существования сообщаемого в настоящем времени, например: Ночь холодна; Дождь; Сумерки.
Кроме общего значения модальности как отношения сообщаемого к действительности (реальности или нереальности), предложение может заключать в себе и значение отношения говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной, модальность второго плана — субъективной. Субъективная модальность (значение отношения говорящего к сообщаемому) передается обычно дополнительными лексико -грамматическими средствами и средствами интонации. Ср., например: Брат приедет (общее значение реальности сообщаемого) и Брат, конечно, приедет; Брат, вероятно, приедет (значение безусловной или предполагаемой реальности сообщаемого). Модальность объективная является обязательным признаком предложения, а модальность субъективная — факультативным.
Каждое предложение, являясь единицей сообщения, обладает еще одним обязательным признаком — интонационной оформленностью, что также отличает данную синтаксическую единицу от словосочетания. Существуют интонации общего плана — интонация сообщения, вопроса, побуждения — и интонации более частные, сопутствующие первым — интонация утверждения, удивления, предположения и т. д. Первые определяются общими коммуникативными
целями предложения; вторые — более тесно связаны с конкретным лексическим наполнением предложений и определяются им. Интонации общего плана участвуют в формировании объективной модальности. Ср., например, предложения одинакового лексического состава, произнесенные с интонацией сообщения и побуждения: Вы приедете завтра (факт утверждаемый) и Вы приедете завтра! (просьба или приказ). В первом случае модальность реальная, во втором — ирреальная, в частности побудительная.
Итак, основным признаком предложения как синтаксической единицы является предикативность, включающая в себя значения объективной модальности и синтаксического времени (основные грамматические значения предложения). Каждое предложение имеет определенную интонационную оформленность.
ЛЕКЦИЯ 2.
Стилистическая оценка главных членов предложения.
ПЛАН.
1. Главные члены предложения.
2. Способы выражения подлежащего.
3. Типы сказуемого и способы его выражения
Отметим наиболее значительные группы слов, способных к сильному управлению:
-
переходные глаголы, требующие винительного падежа без предлога (построить дом, выполнить задание, уничтожить врага, любить живопись); -
существительные, образованные от переходных глаголов, обозначающие действия и требующие родительного падежа без предлога (постройка дома, выполнение задания, уничтожение врага); -
глаголы со значением желания, ожидания, требования, опасения, при которых отвлеченные существительные имеют форму родительного падежа без предлога (желать выздоровления, ожидать встречи, требовать ответа, добиваться замены, бояться опасности, опасаться ошибки); -
отглагольные существительные со значением желания, ожидания, требования, опасения, требующие постановки существительных в форме родительного падежа без предлога (желание выздоровления, ожидание встречи, требование ответа, боязнь опасности); -
приставочные глаголы, употребляющиеся только с определенными предлогами, допускающие только одну (редко — две) форму зависимого слова и обозначающие как конкретные физические действия, так и отвлеченные понятия; при этом часто приставки дублируются предлогами (отколоться от глыбы, дотянуться до стола, перескочить через канаву, вглядываться в лица; исходить из предположения, опираться на факты, надеяться на помощь, разобраться в деле); -
формы сравнительной степени (прилагательных и наречий), требующие употребления существительных в форме родительного падежа без предлога (выше дерева, быстрее молнии, лучше мастера).
При слабом управлении форма зависимого слова не обусловлена грамматическими и семантическими особенностями господствующего слова. Она определяется необходимостью выразить те или иные отношения. Так, при глаголе жить для выражения пространственных отношений может быть употреблена форма предложного падежа (жить в доме, жить на берегу), для выражения объектных отношений — форма творительного падежа (жить надеждой), для выражения качественной характеристики действия — форма винительного падежа (жить в своё удовольствие) и т. д.
Слабое управление характерно для непереходных глаголов. Им обладают также глаголы с сильным управлением, наряду с сильноуправляемыми при них могут быть слабоуправляемые формы. Так, переходный глагол мыть имеет сильноуправляемую форму винительного падежа, без которой он не употребляется
(мыть руки); кроме того, при нем может быть несколько слабоуправляемых форм (мыть водой, мыть с мылом, мыть в тазу, мыть под краном, мыть по утрам и т. д.).
Способны к слабому управлению и многие существительные с отвлеченным значением (жизнь в городе, жизнь без огорчений; встреча с другом, встреча в саду, встреча у обрыва и т. д.).
Способностью к слабому управлению обладают некоторые прилагательные (сильный духом, сильный до удивления; приятный на вкус, приятный видом), наречия (далеко от города, без причины громко), числительные (первый от леса, второй с краю, третий из мальчиков).
Исследователи синтаксиса (А. Б. Шапиро и др.) отмечают, что так называемое слабое управление фактически представляет собой особый вид связи в сравнении с сильным управлением. Слабоуправляемые формы, по сути дела, не обусловлены господствующим словом словосочетания.
Особенно условным термин «управление» является в приложении к таким словосочетаниям, где господствующее слово выражено конкретным существительным, никак не влияющим на форму подчиненного слова, не определяющим ее (чай в беседке, чай из Грузии, чай по утрам, чай с сахаром). Господствующее слово бывает распространено различными формами в зависимости от содержания словосочетания. Такую связь можно назвать соединением. Два слова соединяются для выражения каких-либо отношений, подчинение одного другому носит условный характер. В другом контексте их синтаксические роли могут меняться; ср.: дом из камня — камень из дома; хлеб с маслом — масло с хлебом; дерево возле дома — дом возле дерева. По форме зависимого слова это управление.
Такие соединяемые формы в предложении обычно стоят рядом, иначе их связь может быть не понята, не уловлена: Сестра показала мне дорогу в лазарет (А. Т.); Я живу в маленьком доме на дюнах (Пауст.); Жил Андреев в уютной и большой вилле с пальмами в саду, с застеклённой террасой (В.).
Примыкание — это такая синтаксическая связь, которая не выражается ни формами словоизменения, ни служебными словами. Примыкающие зависимые слова являются неизменяемыми. Они представлены наречиями, деепричастиями, инфинитивом (шел быстро, смотрит не мигая, присел отдохнуть). Неизменяемость этих категорий слов выступает показателем их синтаксического подчинения. Существенную роль играет также словорасположение и интонация: они связывают словоформы.
Предложение.
Определение предложения как минимальной, грамматически организованной единицы, служащей для выражения мысли, а также
чувства и воли, является в настоящее время наиболее распространенным (в основном это концепция В. В. Виноградова). В понятие грамматической организации включается представление об основном признаке предложения как синтаксической единицы— предикативности.
Предикативностьявляется содержательным признаком предложения. И предложение мыслится прежде всего как единица предикативная, в отличие от словосочетания — единицы непредикативной.
В понятие предикативности как грамматической категории включаются такие грамматические свойства предложения, которые позволяют ему представить сообщаемое либо как реально осуществляемое в настоящем, прошедшем и будущем времени, либо как ирреальное, т. е. только желаемое, возможное, предполагаемое и т. д. Такие грамматические значения предложения можно объединить общим значением отношения сообщаемого к действительности, это общее значение отношения называется в грамматике модальностью, и, следовательно, предложение может содержать модальность реальную или модальность нереальную. Общее значение реальности или нереальности сообщаемого обязательно привязано к конкретному времени — настоящему, прошедшему, будущему, следовательно, понятие модальности неразрывно связано со значением времени. Этот комплекс грамматических категорий — модальности и синтаксического времени — есть предикативность. Если обобщить значение модальности и синтаксического времени, то получим общую отнесенность сообщаемого к действительности. Следовательно, предикативность — это грамматическая категория, устанавливающая общую соотнесенность сообщаемого и действительности, а общая соотнесенность включает в себя и протекание сообщаемого в рамках определенного времени (понятие синтаксического времени), и отношение сообщаемого к действительности в плане достоверности (понятие модальности).
Итак, предложение обладает категориями модальности и синтаксического времени. Обе эти категории образуют неразрывное единство, которое и есть предикативность, присутствующая в каждом предложе
нии и являющаяся его грамматическим значением, т. е. таким признаком, который позволяет отграничить предложение от других синтаксических объединений слов (в частности, словосочетания).
Модальность и синтаксическое время, а значит и предикативность, имеют специальные языковые средства для своего выражения. Такими средствами являются формы наклонения и времени, специальные частицы. При наличии в предложении глаголов и глагольных связок эти значения передаются с помощью форм данных слов в сочетании с частицами или без них. Например: Мальчик учится, Мальчик учился, Мальчик будет учиться; Был дождь, Будет дождь; Учился бы мальчик, Пусть учится мальчик; Был бы дождь, Пусть будет дождь; Ночь была холодная, Была бы ночь холодная; при отсутствии глаголов и глагольных связок предложения имеют общее значение реальности существования сообщаемого в настоящем времени, например: Ночь холодна; Дождь; Сумерки.
Кроме общего значения модальности как отношения сообщаемого к действительности (реальности или нереальности), предложение может заключать в себе и значение отношения говорящего к сообщаемому. Модальность первого плана называется объективной, модальность второго плана — субъективной. Субъективная модальность (значение отношения говорящего к сообщаемому) передается обычно дополнительными лексико -грамматическими средствами и средствами интонации. Ср., например: Брат приедет (общее значение реальности сообщаемого) и Брат, конечно, приедет; Брат, вероятно, приедет (значение безусловной или предполагаемой реальности сообщаемого). Модальность объективная является обязательным признаком предложения, а модальность субъективная — факультативным.
Каждое предложение, являясь единицей сообщения, обладает еще одним обязательным признаком — интонационной оформленностью, что также отличает данную синтаксическую единицу от словосочетания. Существуют интонации общего плана — интонация сообщения, вопроса, побуждения — и интонации более частные, сопутствующие первым — интонация утверждения, удивления, предположения и т. д. Первые определяются общими коммуникативными
целями предложения; вторые — более тесно связаны с конкретным лексическим наполнением предложений и определяются им. Интонации общего плана участвуют в формировании объективной модальности. Ср., например, предложения одинакового лексического состава, произнесенные с интонацией сообщения и побуждения: Вы приедете завтра (факт утверждаемый) и Вы приедете завтра! (просьба или приказ). В первом случае модальность реальная, во втором — ирреальная, в частности побудительная.
Итак, основным признаком предложения как синтаксической единицы является предикативность, включающая в себя значения объективной модальности и синтаксического времени (основные грамматические значения предложения). Каждое предложение имеет определенную интонационную оформленность.
ЛЕКЦИЯ 2.
Стилистическая оценка главных членов предложения.
ПЛАН.
1. Главные члены предложения.
2. Способы выражения подлежащего.
3. Типы сказуемого и способы его выражения
- 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11