Файл: Методические указания по выполнению контрольных работ по дисциплине Маркетинг территорий.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.




МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РФ

ФГБОУ ВПО «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ИМПЕРАТОРА ПЕТРА I»

Кафедра управления и маркетинга в АПК

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
по выполнению контрольных работ по дисциплине

«Маркетинг территорий» для студентов
заочного отделения (включая ДОТ)


Воронеж – 2014

ВВЕДЕНИЕ
В рыночной экономике маркетингу принадлежит ведущая роль. Сам маркетинг представляет собой целостную систему управления производственно-сбытовой деятельностью с ориентацией на запросы конкретного потребителя продукции.

Маркетинг территорий – маркетинг, рассматривающий в качестве объекта продвижения территорию в целом, как внутри нее, так и за ее пределами и нацеленный на создание, развитие, выделение и эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ определенной территории в ее интересах, как субъекта.

В результате применения маркетинга территорий достигаются такие цели как повышение доходов бюджета, получение дохода от продажи земельных участков, получение дохода от деятельности, связанной с созданием и развитием, повышение занятости населения, повышение и максимизация социального эффекта, привлечение успешных компаний в регион.

Поэтому в современных условиях хозяйствования является необходимым применение методов и инструментов маркетинга территорий для достижения в первую очередь более высокого качества жизни населения, проживающего на данной территории.

Цель преподавания дисциплины – изучить положения, раскрывающие понятие территориального маркетинга, подготовить специалистов способных искусно применять маркетинговые инструменты для повышения привлекательности территории как места проживания и/или осуществления деятельности.

Учебным планом по данной дисциплине предусмотрено выполнение студентами заочного отделения контрольной работы. Для выполнения контрольной работы студенты должны использовать специальную литературу по маркетингу территорий, статистическую и другую информацию, необходимую для освещения вопросов темы.


Для написания контрольной работы рекомендуется изучить соответствующие труды отечественных и зарубежных ученых, Законы Российской Федерации и решения правительственных органов, проанализировать статистические данные развития конкретного сельскохо­зяйственного предприятия, региона или страны.

Студент выполняет работу по теме, номер которой совпадает с последней цифрой номера зачетной книжки. Например, номер зачетной книжки 91508, номер темы – 8. Если номер зачетной книжки заканчивается на ноль – 91520, то номер темы – 10.

При выполнении контрольной работы необходимо соблюдать следующие правила:

– содержание контрольной работы должно отражать современное состояние проблемы;

– необходимо использовать в работе конкретный цифровой материал из статистических сборников, годовых отчетов предприятий и других документов;

– на включенные в работу цитаты, цифры необходимо делать ссылку на первоисточники;

– объем работы не должен превышать 24 страниц школьной тетради;

– работа должна выполняться разборчивым, четким почерком, иметь поля для замечаний рецензента или выть набрана на компьютере.

Страницы должны быть пронумерованы. В начале работы следует привести план, а в тексте выделить его разделы. В конце контрольной работы с соблюдением установленных правил приводится список использованной литературы, дата и подпись студента. На титульном листе необходимо указать фамилию, имя, отчество студента, номер его зачетной книжки и тему контрольной работы.

Оценку представленной работы дает преподаватель с учетом:

а) сроков исполнения; б) полноты изложения материала; в) соответствия требованиям методических указаний.

Студенты, не получившие зачет по контрольной работе, не допускаются к сдаче зачета или экзамена по курсу.

За необходимой консультацией следует обращаться на кафедру «Управления и маркетинга в АПК» (ауд. 272, 274) по адресу: г. Воронеж, ул. Мичурина 1. Тел. 253-77-33.


Список тем контрольных работ по дисциплине

«Маркетинг территорий»


  1. Теоретические и методологические основы маркетинга территорий

  2. Стратегии территориального маркетинга

  3. Инструменты и механизмы территориального маркетинга

  4. Сегментация и поведение потребителей в территориальном маркетинге

  5. Позиционирование территории

  6. Конкурентоспособность и конкурентные преимущества территории

  7. Роль коммуникаций в маркетинге территорий

  8. Территориальная служба маркетинга: особенности построения, основные задачи и направления работы

  9. Интернет-маркетинг территорий

  10. Маркетинговые подходы к управлению территориями в зарубежных странах



ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ТЕМА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГА ТЕРРИТОРИЙ

Содержание:

1. Сущность концепции, задачи и принципы маркетинга территорий

2. Характеристика исторических этапов развития маркетинга территорий

3. Виды маркетинга территорий

4. Основные понятия маркетинга: маркетинговая среда, маркетинговая информация, комплекс маркетинга
Список рекомендуемой литературы:

  1. Андреев С. Н. Маркетинг территорий : теория и практика // Маркетинг и маркетинговые исслед. – 2010. – № 3. – С. 178-185.

  2. Киреева Н. С. Маркетинг территорий // Практ. маркетинг. – 2006. – № 9. – С. 47-47.

  3. Маркетинг : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии АПК" / [Е.В. Закшевская [и др.] ; под ред. Е.В. Закшевской .— М. : КолосС, 2012 .— 247 с.

  4. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий : согласование позиций // Практ. маркетинг. – 2010. – № 4. – С. 4-8.

  5. Сачук Т.В. Территориальный маркетинг : [учебное пособие] / Т. В. Сачук .— М. ; СПб. : Питер, 2009 .— 368 с.


ТЕМА 2. СТРАТЕГИИ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Содержание:

1. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга

2. Маркетинг достопримечательностей

3. Маркетинг инфраструктуры

4. Маркетинг населения
Список рекомендуемой литературы:

  1. Визгалов Д. В. Маркетинг города: практики в поисках теории // Маркетинг в России и за рубежом. – 2008. – № 3. – С. 78-85.

  2. Герасименко О. Н. Социально-психологические аспекты анализа маркетинговой привлекательности территории // Регион. экономика: теория и практика. – 2008. – № 5. – C. 68-70.

  3. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунг, И.Рейн, Д.Хайдер Издательство: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005 г.

  4. Старикова М. С. Использование маркетинга территорий для созидания города мечты // Упр. городом: теория и практика. – 2010. – Т. 2. – № 1. – С. 25-29.

  5. Старовойтов В. Развитие маркетинга малого города // Практ. маркетинг. – 2005. – № 2. – С. 2-6.

  6. Черная И. П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – № 4. – С. 13-18.



ТЕМА 3. ИНСТРУМЕНТЫ И МЕХАНИЗМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО МАРКЕТИНГА

Содержание:

1. Значение индексов как комплексного интегративного показателя информации

2. Рейтинги и индикаторы как первичные данные о состоянии и тенденциях развития территории.

3. SWOT – анализ и PEST-анализ

4. Реклама и PR как инструменты продвижения
Список рекомендуемой литературы:

  1. Жердева О. В. Методы и приемы маркетингового анализа территории // Маркетинг и маркетинговые исслед. – 2006. – № 2. – С. 110-119.

  2. Жердева О. В. Роль маркетинга в идентификации территорий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2. – С. 120-126.

  3. Сачук Т. В. Территориальный маркетинг: новый взгляд на менеджмент социокультурной сферы // Вестн. Моск. гос. ун-та культуры и искусств. – 2006. – № 3. – С. 150-153.

  4. Сачук Т. Территориальный маркетинг – основа создания конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования // Муницип. власть. – 2003. – № 6. – С. 74-76.

  5. Шишкин А. В. Региональный маркетинг: методологический подход // Регион. экономика : теория и практика. – 2009. – № 2. – С. 2-6.


ТЕМА 4. СЕГМЕНТАЦИЯ И ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ МАРКЕТИНГЕ

Содержание:

1. Сущность и необходимость сегментации в территориальном маркетинге

2. Классификация потребителей в территориальном маркетинге.

3. Факторы, определяющие поведение потребителей в территориальном маркетинге

4. Процесс принятия решений о выборе территории как привлекательного места проживания и/или осуществления деятельности

Список рекомендуемой литературы:

  1. Андреев С. Н. Маркетинг территорий : теория и практика // Маркетинг и маркетинговые исслед. – 2010. – № 3. – С. 178-185.

  2. Астратова Г. Проблемы реализации муниципального маркетинга // Практ. маркетинг. – 2005. – № 2. – С. 7-13.

  3. Жердева О. В. Методы и приемы маркетингового анализа территории // Маркетинг и маркетинговые исслед. – 2006. – № 2. – С. 110-119.

  4. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий : согласование позиций // Практ. маркетинг. – 2010. – № 4. – С. 4-8.

  5. Сачук Т. Территориальный маркетинг – основа создания конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования // Муницип. власть. – 2003. – № 6. – С. 74-76.



ТЕМА 5. ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ ТЕРРИТОРИИ

Содержание:

1. Позиционирование территории: сущность, принципы, задачи

2. Оценка образа территории

3. Дифференциация территории: сущность, уровни дифференцирования

4. Способы позиционирования территории
Список рекомендуемой литературы:

  1. Киреева Н. С. Маркетинг территорий // Практ. маркетинг. – 2006. – № 9. – С. 47-47.

  2. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунг, И.Рейн, Д.Хайдер Издательство: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005 г.

  3. Маркетинг : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080502 "Экономика и управление на предприятии АПК" / [Е.В. Закшевская [и др.] ; под ред. Е.В. Закшевской .— М. : КолосС, 2012 .— 247 с.

  4. Панкрухин А. П. Маркетинг территорий : согласование позиций // Практ. маркетинг. – 2010. – № 4. – С. 4-8.

  5. Сачук Т. Территориальный маркетинг – основа создания конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования // Муницип. власть. – 2003. – № 6. – С. 74-76.


ТЕМА 6. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ И КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ТЕРРИТОРИИ

Содержание:

1. Факторы конкурентоспособности территории на внутреннем и внешнем рынках

2. Конкурентные преимущества территории

3. Имидж как конкурентный ресурс территории

4. Брендинг территорий
Список рекомендуемой литературы:

  1. Андреев С. Н. Маркетинг территорий : теория и практика // Маркетинг и маркетинговые исслед. – 2010. – № 3. – С. 178-185.

  2. Жердева О. В. Роль маркетинга в идентификации территорий // Маркетинг в России и за рубежом. – 2006. – № 2. – С. 120-126.

  3. Котлер Ф. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы / Ф. Котлер, К. Асплунг, И.Рейн, Д.Хайдер Издательство: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005 г.

  4. Сачук Т. Территориальный маркетинг – основа создания конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности муниципального образования // Муницип. власть. – 2003. – № 6. – С. 74-76.

  5. Черная И. П. Маркетинг имиджа как стратегическое направление территориального маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом. – 2002. – № 4. – С. 13-18.


ТЕМА 7. РОЛЬ КОММУНИКАЦИЙ В МАРКЕТИНГЕ ТЕРРИТОРИЙ