Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (История и принципы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 113

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

теория общественных потребностей (конец XIX - начало XX в.; Л. Штейн, А. Шеффле, Ф. Нитти, Э. Сакс). Согласно этой теории государство обязано выполнять экономические функции. Налоги должны покрывать такие расходы. Они не являются убытком общества, а носят характер платы за общественные неделимые услуги;

кейнсианская теория (первая половина XX в.; Дж. Кейнс). Налоги - главный рычаг регулирования экономики. В зависимости от спроса формируются налоговые изъятия: чем больше вводится налогов, тем ниже спрос и, наоборот, сокращение налогов ведет к стимулированию спроса. Если создаются большие сбережения - это служит пассивным источником дохода, мешает росту экономики, поэтому их следует изымать с помощью налогов;

теория монетаризма (50-е гг. XX в.; М. Фридман). Через налоги изымается излишнее количество денег, так как вместе с иными компонентами налоги воздействуют на обращение. Тем самым уменьшается количества неблагоприятных факторов развития экономики;

теория экономики предложения (80-е гг. XX в.; М. Берне, Г. Стайн). Налоги - один из важных факторов экономического развития и регулирования.

На протяжении очень долгого времени финансовая наука искала ответ на вопрос о влиянии прямого и косвенного обложения при создании сбалансированной налоговой системы. Во второй половине XIX в. ученые пришли к выводу, что построить такую систему можно, лишь сочетая на практике обе формы обложения, но с преобладанием его прямых форм, как наиболее справедливых (подоходное налогообложение);

- теория единого налога.

Налоги должны уплачиваться из одного источника - из доходов. Сбор единого налога более разумно, просто и рационально, чем взимание множества отдельных налогов. Однако на практике эта теория очень идеализирована;

- теория пропорционального налогообложения.

Налоговая обязанность уменьшается в зависимости от того как увеличивается объект налогообложения (налогооблагаемые суммы). На защиту данного способа обложения всегда приходят имущие классы;

- теория прогрессивного налогообложения.

Увеличение налоговой нагрузки зависит от роста доходов и имущественного состояния плательщика. Большим налогом следует облагать богатого гражданина- не только абсолютно, но и относительно;

- теория переложения налогов.

Рассматривает справедливость распределения налоговой обязанности в зависимости от форм обложения, эластичности спроса и предложения. Исследования проводятся по источникам доходов и по категориям плательщиков.


Налогообложение подразумевает прямое изъятие государством некоторой части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов.

Б. Франклина, политический деятель Северной Америки, говорил: «Платить налоги и умереть должен каждый».

Налоги и займы - два основополагающих инструмента существования любой страны. Платежеспособность и общее положение в обществе зависит именно от их соотношения.

Если налоговых доходов недостаточно, то используют прямые кредиты внешних государств, размещение ценных бумаг среди населения страны (внутренние заимствования) к выпуску специальных бумаг для зарубежных инвесторов (внешние заимствования).

Мы провели исследование и выяснили, что в различных странах основную часть дохода составляют именно налоги. Например, во Франции налоги составляют 95% бюджета, в США - 90, в Германии - 80, в Японии - 75%. В России доля налогов примерно достигает более 90%.

Принципы налогообложения - это базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере. Выделяют такие группы принципов:

1. По степени охвата во времени и пространстве - общенациональные (базовые) принципы, созданные и изученные на протяжении всей истории развития налогообложения и действующие во всем мире; национальные (индивидуальные) принципы, функционирующие в рамках конкретной страны.

2. В зависимости от сферы действия - юридические, организационные и экономические принципы.

Юридические принципы налогообложения - это общие и специальные принципы налогового права:

* принцип равного налогового бремени;

* принцип установления налогов законами;

* принцип отрицания обратной силы налоговых законов;

* принцип приоритета налогового закона над неналоговыми законами;

* принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе;

* принцип сочетания интересов государства и обязанных субъектов.

Организационные принципы налогообложения - это положения, база построение налоговой системы и осуществляется взаимодействие ее структурных элементов.

Налоговая система России руководствуется следующими организационными принципами:

* принцип единства налоговой системы;

* принцип подвижности (эластичности);

* принцип стабильности;

* принцип множественности налогов;

* принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов.

Впервые про экономические принципы заговорил А. Смит. В течении времени они изменялись и реформировались, были иначе именованы и кратко охарактеризованы следующим образом:


принцип справедливости - каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства в зависимости от своих доходов и возможностей. Методологической основой выступает прогрессивное налогообложение: кто получает больше благ от государства, тот должен больше платить налогов;

принцип соразмерности - баланс интересов налогоплательщика и государственного бюджета. Очень наглядно его охарактеризовал Лаффер рисунком - кривой, наглядно показывающей зависимость налоговой базы от изменения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени

принцип учета интересов налогоплательщиков - простота исчисления и уплаты налога. Показывается через:

принцип определенности (сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику);

принцип удобства (налог взимается в такое время и таким способом, которые наиболее удобны для плательщика);

принцип экономичности (эффективности) - необходимость сокращения издержек государства по взиманию налога. Колличества сборов по отдельному налогу должна превышать (причем, примерно на порядок) затраты на его обслуживание.

Чуть позже к этому перечню Адольф-Генрих-Готлиб Вагнер, австрийский экономист, добавил следующие принципы:

* достаточность (обеспечение покрытия расходов государства налоговыми поступлениями в данный и последующие периоды);

* правильный выбор источников налогообложения;

* выявление способов избавления от уплаты налогов (имеется в виду законных);

* влияние налогов на плательщиков;

* общность (охват всех слоев населения обложением налогами);

* прогрессивность (рост величины налога с ростом доходов плательщика);

* освобождение от уплаты налогов части населения, получающей минимальные доходы.

В настоящее время Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - Кодекс) указывает, что налог как «обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований». По этому определению предусматривают следующие основополагающие моменты:

* утверждение налогов - прерогатива законодательной власти утверждать налоги;

* налог является индивидуально безвозмездным;

* односторонний характер установления налога;

* уплата налога как обязанность налогоплательщика не порождает встречной обязанности государства;


* налог взыскивается на условиях безвозвратности;

* цель взимания налога - обеспечение государственных расходов вообще, а не какого-то конкретного расхода.

Заключение

1.  НДС – это один из самых молодых налогов. Впервые упоминается во Франции в 1958 году. НДС образовался после реформации похожего по характеру налога с оборота, который взимался ежечасно на каждой стадии движения товара от производителя к потребителю. Налог с оборота уступил место налогу на добавленную стоимость, так как тот более приспособлен к рыночным условиям хозяйствования. Быстрее и легче НДС распространялся благодаря подписанию в 1957 году в Риме договора о создании Европейского экономического сообщества, по которому страны, которые его сформировали должны гармонизировать свои налоговые системы в для создания общего рынка. В наше время НДС существует больше чем в сорока странах мира: почти во всех европейских странах, Латинской Америке, Турции, Индонезии, ряде стран Южной Америки.

2.  Из-за основательного распространение НДС в зарубежных странах с рыночной экономикой была подготовлена почва для появления его в России. Налог был утвержден 1 января 1992 года. Он заменил налог с оборота, который существовал уже около 70 лет, и так называемый «президентский» налог с продаж, введенный в декабре 1990 года. Новый налог существенно отличался от ранее распространенных. Он был более продуктивен для государства, так как обложению им подлежал товарооборот на всех стадиях производства и обращения. Так же, налог на добавленную стоимость был более простой и универсальной формой косвенного обложения, так как для всех плательщиков устанавливался единый механизм его взимания на всей территории страны.

НДС считается федеральным налогом и действует на всей территории РФ. Налог - это форма изъятия в бюджет части добавленной стоимости, формируемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ и услуг и стоимостью материальных затрат, отнесенных на издержки производства и обращения.

Налог не только имеет фискальное значение, но и регулирует состояние экономики. Через механизм обложения НДС, а так же, через систему структуры ставок он влияет на ценообразование и инфляцию, так как фактически увеличивает цену товара на сумму налога.

3. Плательщиками этого налога являются юридические лица, осуществляющие любую коммерческую деятельность. Объектами обложения по НДС выступают обороты по реализации товаров, работ, услуг на территории РФ, а также ввозимые товары в соответствии с режимом импорта. Налогооблагаемая база (облагаемый оборот) по НДС - это количественное выражение объекта налога, она является главной и основополагающей при вычислении суммы налога, подлежащего внесению в бюджет. Облагаемый оборот, в отличие от объекта, создается по специальным правилам. Это связано с особенностями российского рынка в переходный период. Так же нужно знать, что согласно налоговому законодательству, некоторые хозяйственные операции, а следовательно, и возникающие при этом обороты, не подлежат обложению НДС.


4.  При обложении налогом на добавленную стоимость предусматривается широкий спектр налоговых льгот, действующих на всей территории России. Льготы по НДС распространяются по двум векторам. С одной стороны, являясь косвенным налогом, НДС затрагивает, прежде всего, конечного потребителя товаров, работ, услуг, поэтому ослабление налогового бремени с помощью льгот помогает улучшению платежеспособного спроса населения. С другой стороны, этот налог в условиях рынка позволяет предприятиям повышать конкурентоспособность, так как происходит снижение цен на сумму льгот.

5.  Ставка является главным элементом налога, без которого невозможно исчисление суммы налогового платежа. Налоговые ставки производятся в законодательном порядке, они едины и действуют на всей территории РФ. Постоянная ставка установлена на уровне 18%, льготная (для продовольственных и детских товаров по перечню) - 10%.

6.   Порядок исчисления налога на добавленную стоимость, применяемый в настоящее время, очень сложен. Он постоянно взаимодействует с учетной политикой предприятия, содержанием бухгалтерского и налогового учета. Так же зависит от вида деятельности налогоплательщика и назначения проводимых им хозяйственных операций. НДС, подлежащий уплате в бюджет, расчитывается как разница между НДС, полученным от покупателей и НДС, уплаченным поставщикам.

Список использованной литературы:

1. Аткинсон Э.Б., Стиглиц Д.Э. "Лекции по экономической теории государственного сектора";

2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изм. и доп. от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г.);

3. Гражданский кодекс РСФСР от 11 июня 1964 г. (в ред. от 24 декабря 1992 г.) (с изм. и доп. от 30 ноября 1994 г., от 26 января 1996 г., от 14 мая, 26 ноября 2001 г.);

4. Е.Н. Евстигнеев, Н.Г. Викторова, Е.Г. Ткачева. Основы налогообложения и налогового права. Москва. Инфра-М 2008 г.;

5. Инструкция о порядке применения таможенными органами РФ налога на добавленную стоимость в отношении товаров, ввозимых на территорию РФ (утв. приказом ГТК РФ от 7 февраля 2001 г. N 131);

6. Кочетов С. Российскому НДС - пять лет. // Коммерсантъ-daily, №16, 1997г.;

7. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

8. Материалы Интернет изданий www.budgetrf.ru, www.conseco.ru, www.nalog.ru, www.buhgalt.ru, www.nalvest.ru;