Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (История и принципы налогообложения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 115

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

В настоящее время для успешной работы и существования рыночной экономики были созданы источники формирования доходов бюджета- налоги, а так же налаженная налоговая система.

Налоги являются незаменимым и самым главным инструментом экономических отношений в обществе, начиная с появления государства. По мере того как развивалось и улучшалось государственное устройство, происходили изменения и преображения налоговой системы. В современном обществе налоги - это основная форма доходов государства. Это не только финансовая функция налогового механизма, но и экономическое воздействие государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. Практически любое государство использует налоговую политику как отличный регулятор воздействия на отрицательные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. Чтобы решить экономическую проблему общегосударственного значения требуется сформировать эффективную и работающую налоговую систему. С принятием Государственной Думой Налогового Кодекса РФ разговоры о его идеальности и принципах построения не ослабевает. Современная отечественная система налогообложения формировалась и редактировалась на протяжении 90-х гг. благодаря приспособлению советской налоговой структуры к новым условиям хозяйствования, созданием различных видов налога, которые могли бы быстро и легко пополнить доходы бюджета. В результате всех изменений сложилась трехуровневая налоговая система с фискальным характером, которая не направлена на стабилизацию социальной ситуации в обществе и мотивации развития отечественного производства или поощрение инвестиционной активности товаропроизводителей. Характер такой системы выражен низкой эффективностью и отторжением, как хозяйствующими субъектами, так и гражданами не адекватной современному рыночному образу мышления функциональной направленности государственной налоговой политики. Формирование экономической политики в западных странах происходило в течение долгого времени, опираясь на систему государственных финансов. Фискальная политика ведущих индустриальных стран показывает систематическую тенденцию использования налогов в качестве хорошего работающего набора инструментов, которые вполне обеспечивают перераспределение ВВП в пользу наиболее значимых, с точки зрения государства, отраслей, направлений социального и регионального развития экономики. Любой налог в налоговой системе имеет свою важную цель и отличие от других налогов в зависимости от задачных установок, способов исчисления и взимания налоговых сумм, воздействия на экономику. Налоги разделяют в зависимости от классификационных признаков - по способу взимания - на прямые, связанные с хозяйственной деятельностью, косвенные, составляющие надбавку к цене и определяемые в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенными налогами стараются добиться той же цели невидимыми путями и более тонким способом: облагают налогами товары, сумма налога включается в цену продукта и оплачивается потребителем при его приобретении. Покупатель часто совершенно не знает, какую сумму налога он уплачивает, покупая данные товары, так как она содержится в цене. Это достаточно весомое преимущество незаметность косвенных налогов, так как это вызывает меньше вопросов и негатива, чем прямые налоги, возлагаемые непосредственно на налогоплательщика. Одним из видов косвенных налогов являются акцизы. Распространения акцизов является ощутимая фискальная выгода его применения, поэтому они так широко распространены на территории нашей страны. Поступления от акцизов являются значительной долей в структуре доходов консолидированного бюджета Российской Федерации. При хорошей правильной организации налогового администрирования акцизы являются источником высоких и стабильных поступлений в бюджетную систему страны. В связи с существованием теневой экономики, наличием уклонения от обложения прямыми налогами, невозможно точно узнать доходы физического или юридического лица, косвенные налоги являются важным источником государственных доходов большинства стран мира, поскольку этими налогами облагаются те доходы, которые не были обложены прямыми налогами. Для основательного выбора вектора реформирования механизма налогообложения акцизами, укрепления доходной базы бюджетной системы страны, активного воздействия государства на социально-экономические процессы, связанные с потреблением подакцизной продукции, требуются дальнейшие исследования институциональных основ отношений, складывающихся в сфере производства и обращения этой продукции, теории и практики налогообложения акцизами. Это доказывает актуальность темы моей курсовой работы, её цель и задачи, теоретическую новизну и практическую значимость.


1. История и принципы налогообложения

1.1 История развития косвенного налогообложения

Вместе с появлением государства возникли налоги как способ мобилизации денежных ресурсов. Сначала это был налог в виде 10% от дохода. Он собирался преимущественно на благо главенствующей знати. Например, в Древней Греции налог был установлен в размере десятой либо двадцатой части дохода, для содержания армии, укрепления военной мощи государства, строительства военных сооружений, дорог и др.

В России финансовая система была сформирована позже Греческой, Римской и Византийской. После того как Древняя Русь была объединена в конце IX века главным источником бюджета государства была дань. На всех жителей Руси налагалась ответственность за сбор дани. Сначала это был косвенный налог торговлю и суда. Впоследствии появилось Татаро-монгольское иго, которое наложило большой отпечаток на жизни и деятельности всей Древней Руси на много лет. Основным налогом был «выход».

Иван III (1440-1505) прекратил уплату «выхода» в 1480 году и продолжил создание и реформирование финансовой системы. Прямым налогом он сделал «данные», которые платили посадские люди и черносошные крестьяне.

Основным источником доходов государства в XIX являлись прямые и косвенные налоги. Именно подушная подать стала основным прямым налогом. Второе место среди прямых налогов занимал оброк.

В восьмидесятых годах XIX в. была отменена подушная подать, ввелось подоходное налогообложение. Был сделан налог на доходы с ценных бумаг. Затем государственный квартирный налог. Действовали пошлины с имущества, передававшегося по наследству или способом дарения, паспортные сборы, в том числе с заграничных паспортов. Облагались полисы по страхованию от пожаров. Так же большие влияния в доход Российского государства давали акцизы на табак, сахар, керосин, соль, спички, прессованные дрожжи, осветительные нефтяные масла и ряд других товаров. Достаточно большими были начисления от производства и торговли алкогольными напитками. Но все это имело отнюдь не только фискальный характер. Была организована государственная поддержка русским предпринимателям, защита их в конкурентной борьбе с иностранцами.


В 1898 году Николай II подписал положение о Государственном промысловом налоге. Налог просуществовал вплоть до революции 1917 года. Он состоял из налога с торговых заведений и складских помещений, налога с промышленных предприятий и налога со свидетельств на ярмарочную торговлю. Они взимались ежегодно выборочно из промысловых свидетельств по фиксированным ставкам, дифференцированным по губерниям России.

После Первой мировой войны финансовое положение страны пришло в упадок. Резко выросла бумажноденежная эмиссия.

Очередной спад во всей финансовой системе России наступил после Октября 1917г. Эмиссия денег была основным доходом органов советской власти, а местные органы существовали за счет контрибуций.

В 1923 - 1925 гг. были известны такие виды налогов как:

1. Прямые налоги. В основном это были сельскохозяйственный, промысловый, подоходно-имущественный рентный налоги, гербовый сбор и тому подобные пошлины, наследственные пошлины.

2. Косвенные налоги: акцизы и таможенные обложения.

Акцизы подвергались чай, соль, табачные изделия, спички, нефтепродукты и др.

В дальнейшем финансовая система России преуспела в направлении, противоположном процессу общемирового развития. Посла кризиса на рубеже 80 - 90 годов XX в. появились разные объективные и субъективные факторы прогрессивного реформирования налоговой системы.

Начало 90-х годов стало началом возрождения и формирования налоговой системы Российской Федерации.

В обновленной версии налоговой системы основополагающее место заняли косвенные налоги на потребление: налог на добавленную стоимость и акцизы, входящие в цену товара (работ, услуг), т.к. целью реформирования экономики стал переход к либеральной модели рынка. Это привело к освобождению цен на 90% товаров и услуг, что дало сильный их скачок и увеличение налоговых поступлений в бюджет.

К сожалению, эти первоначальные реформы рыночных преобразований привели к весомому снижению производства, сокращению инвестиций, разладу финансовой системы и, самое главное, снижению уровня жизни большей части населения.

В связи со сложившейся финансовой ситуацией, в послании Президента РФ Федеральному Собранию «Об укреплении Российского государства» указаны были те резервы реформирования экономики, которые следовало в полной мере использовать в 1994 году. Среди этих резервов были названы:

- создание системы регулирования рыночной экономики;

- демонополизация производства и формирование конкурентной среды;


- эффективное преобразование налоговой системы (имея в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции).

В это же время формируется Государственная налоговая служба (с 1998 г. - министерство Российской Федерации по налогам и сборам). В 1998 году утверждается основная часть Налогового кодекса Российской Федерации, в 2000 году - вторая. В настоящее время постоянно производятся доработки и совершенствование налогового законодательства. Причины этому постоянные изменения в экономической и социальной сфере государства.

Принципы налогообложения.

В экономической литературе рассматриваются разные принципы построения системы налогообложения.

Впервые про принципы налогообложения заговорил Адам Смит. Он написал классическое сочинение, где назвал четыре основных принципа, которые детально раскрывались и получали разную интерпретацию в более поздних трудах многих экономистов (рис. 1):

  • принцип справедливости — налог должен собираться со всех налогоплательщиков постоянно, т.е. «каждый гражданин обязан платить налоги сообразно своему достатку»;
  • принцип определенности — обложение налогами должно быть строго фиксированным, а не произвольным;
  • принцип удобства для налогоплательщика - взимание налога не должно причинять плательщику неудобства по условиям места и времени;
  • принцип экономичности взимания — издержки по изъятию налогов должны быть меньше, чем сумма самих налогов.

В дальнейшем развитие идей А. Смита, было адаптировано к социально-экономическому состоянию России и задачам государственной финансовой политики. Были выделены основные принципы построения эффективной системы налогообложения как:

Рис. 1. Принципы налогообложения по Адаму Смиту

Принцип обязательности. Этот принцип подразумевает обязательность, принудительность и неотвратимость уплаты налогов (затруднения для уклонения от уплаты налогов, минимизация теневой экономики).

Принцип равенства, по которому распределение налогового обязательства должно быть равным.

На практике применение данного принципа выражено двумя способами. Первый основан на выгоде налогоплательщиков, т.е. уплачиваемые налоги должны соответствовать выгодам, которые налогоплательщики получают от услуг государства. Следовательно, равенство налогообложения увязывается со структурой расходов бюджета.


Второй подход основан на условиях платежеспособности граждан. В этом случае налогообложение не точечно расходует бюджетные средства, а каждый налогоплательщик должен платить в зависимости от своей платежеспособности.

Принцип определенности. Подразумевается, что нормативные правовые акты должны назначить правила исполнения обязанностей налогоплательщиков по уплате налогов и сборов до начала налогового периода.

Принцип экономичности. Некоторые исследования показали, что система будет непродуктивной, если издержки по сбору налогов превышают 7% количества налоговых поступлений. Поэтому система налогообложения должна быть экономичной, или продуктивной.

Принцип пропорциональности. Должен быть установлен лимит налогового бремени по отношению к ВВП.

Принцип подвижности (эластичности). Налоговая система обязана быть способна к быстрому расширению в случае чрезвычайных дополнительных расходов государства или, наоборот, к сокращению при появлении возможностей государства и целей его социально-экономической (бюджетно-налоговой) политики.

Принцип стабильности. Налоговая система должна быть стабильна во времени, сочетаема с периодической изменчивостью, реформированием (в экономически развитых странах нормальным интервалом считается три-пять лет).

Принцип оптимальности. Подразумевается оптимальный (с точки зрения реализации фискальной функции налогов, создания предпосылок экономического роста, достижения социальной справедливости, проведения природоохранных мероприятий и др.) выбор источника и объекта налогообложения.

Принцип единства. Действие налоговой системы обязательно на всей территории страны и для всех юридических и физических лиц. При этом на практике данный принцип зависит от организационно-правовых форм предприятий, вида деятельности, права на получение законных льгот, наличия прав нижестоящих органов власти по установлению, снижению, увеличению или отмене налогов.

Принцип справедливости. В современном мире российское налоговое законодательство часто нарушает данный принцип. Например, за неисполнение налоговых обязательств налогоплательщик несет административную и уголовную ответственность, оплачивает крупные финансовые штрафы. А за излишнее взыскание налогов и неправомерное наложение штрафов, налоговые органы не несут никакой ответственности. В результате появляются многочисленные обращения в суды, обжалования неправомерных действий налоговых органов.