Файл: Косвенные налоги и их место в налоговой системе РФ (История и принципы налогообложения).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 111
Скачиваний: 2
Основная проблема российского налогового законодательства заключается в том, что законы по налогам не имеют прямого действия. Вместе с постоянными законами действуют многочисленные подзаконные акты, инструкции, дополнения и изменения к ним, нормативные письма и разъяснения налоговых органов.
Принцип удобства взимания налога. Взимание налога не должно причинять гражданам неудобства по условиям места и времени. Речь идет не только об удобствах внесения налогов физическими лицами. Сущность принципа состоит в поиске решения проблем справедливого распределения налогов между категориями плательщиков, территориальное обеспечение бюджетов за счет своевременного поступления налогов, решение социальных задач и т.д.
Если бы соблюдались все выше перечисленные принципы, то создалась бы идеальная налоговая система, особый образец, эталон, к которому следует стремиться. В настоящем, состояние экономики и финансовое положение, интересы существующих политических сил, складывающаяся конъюнктура вносят определенные коррективы в эту модель. При этом, сформированная систематизация принципов, естественно, не является единственно и необсуждаемо возможной. В учебно-методической литературе приводятся и более детальные их классификации.
Структура и классификация налогов
Общая характеристика косвенных налогов
В Российской Федерации выделяют такие косвенные налоги как:
1. Налог на добавленную стоимость;
2. Акцизы;
3. Таможенную пошлину.
2.2 Налог на добавленную стоимость, акцизы и их характеристика.
Налог на добавленную стоимость (НДС) - косвенный налог, форма изъятия в бюджет государства части стоимости товара, работы или услуги, которая создаётся на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг и вносится в бюджет по мере реализации.
Налоговая ставка НДС в России составляет 18 % и применяется по умолчанию, если операция не входит в перечень облагаемых по ставке 10 % или в перечень со ставкой 0 %.
Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются:
1. организации:
· промышленные и финансовые, государственные и муниципальные предприятия, учреждения, хозяйственные товарищества и общества независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, имеющие статус юридического лица и осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность; также страховые общества и банки (исключая операции, на проведение которых требуется банковская лицензия) и др.;
· предприятия с иностранными инвестициями, занимающиеся производственной и иной коммерческой деятельностью;
· индивидуальные (семейные) частные предприятия и компании, созданные частными и общественными организациями по принципу полного хозяйственного ведения, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность;
· филиалы, отделения и другие обособленные подразделения предприятий (не являющиеся юридическими лицами), имеющие расчетные счета и самостоятельно реализующие за деньги товары (работы, услуги) и поэтому относящиеся к налогоплательщикам;
· международные объединения и иностранные юридические лица, которые организовали предпринимательскую деятельность на территории Российской Федерации;
· некоммерческие организации, которые осуществляют коммерческую деятельность, производят операции по реализации основных средств и иного имущества;
2. индивидуальные предприниматели;
3. налогоплательщики налога на добавленную стоимость в связи с отправкой товаров через таможню Таможенного союза, установленные в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Операции, на которые налогообложение не распространяется:
1. возможность арендовать на территории РФ помещений иностранными гражданами или организациями, аккредитованным в Российской Федерации.
2. реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории Российской Федерацию.
Общество, в последнее время, все чаще требует полной отмены НДС в России или дальнейшее сокращение его ставок, впрочем, в ближайшее время изменения по НДС скорее всего не будет, так НДС составляет ¼ часть федерального бюджета России.
Акцизы - это косвенные налоги, которые входят в цену товаров и оплачиваются покупателем (потребителем). Такими товарами считаются: монопольно производимые государством вещи, товары, которые имеют наибольший спрос, дефицитные товары. Именно гл.22 Налогового Кодекса Российской Федерации ответственна за осуществление правового регулирования акцизов.
В соответствии со статьей 179 НК РФ налогоплательщиками акцизов являются:
1) организации;
2) индивидуальные предприниматели;
3) лица, занимающиеся перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза.
Подакцизными товарами (статья 181 НК РФ) признаются:
- спирт этиловый из всех видов сырья (а также спирт коньячный);
- спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9%, все кроме алкогольной продукции.
- алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5%;
- табачная продукция;
- автомобили легковые (мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.));
- автомобильный бензин;
- дизельное топливо;
- моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных двигателей;
- прямогонный бензин;
- топливо печное бытовое.
Подакцизными товарами не являются:
- лекарственные средства, которые прошли государственную регистрацию в надлежащем федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр лекарственных средств, лекарственные средства, изготавливаемые аптечными организациями по рецептам на лекарственные препараты и требованиям медицинских организаций, разлитые в емкости в соответствии с требованиями нормативной документации, согласованной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;
- ветеринарные препараты, прошедшие государственную регистрацию в уполномоченном федеральном органе исполнительной власти и внесенные в Государственный реестр зарегистрированных препаратов ветеринарного назначения, разработанных для применения в животноводстве на территории РФ, разлитые в емкости не более 100 мл;
- парфюмерно-косметическая продукция, с объемной долей этилового спирта до 80% и парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90% при наличии на флаконе пульверизатора, разлитые в емкости не более 100 мл, а также парфюмерно-косметическая продукция с объемной долей этилового спирта до 90%, разлитая в емкости до 3 мл включительно;
- отходы, которые подвергаются дальнейшей переработке и (или) использованию для технических целей, формирующиеся при производстве этилового спирта из пищевого сырья, водок, ликероводочных изделий, соответствующие нормативной документации, утвержденной (согласованной) федеральным органом исполнительной власти.
Налоговым периодом считается календарный месяц (статья 192 НК РФ).
Порядок исчисления акциза и авансового платежа акциза (статья 194 НК РФ):
- Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе при ввозе на территорию Российской Федерации), в отношении которых указаны твердые (специфические) налоговые ставки, можно рассчитать, как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы
- Сумма акциза по подакцизным товарам (в том числе ввозимым на территорию Российской Федерации), для которых специально установлены адвалорные налоговые ставки, выражена как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы
- Сумма акциза по подакцизным товарам, в отношении которых установлены комбинированные налоговые ставки, рассчитывается как сумма, полученная сложением сумм акциза, исчисленных как умножение твердой налоговой ставки и объёма реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении и, как соответствующая адвалорной налоговой ставке, процентная доля максимальной розничной цены таких товаров.
Именно статья 204 НК РФ регламентирует сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами. Уплата акциза при реализации (передаче) налогоплательщиками произведенных ими подакцизных товаров производится исходя из фактической реализации (передачи) указанных товаров за истекший налоговый период не позднее 25-го числа месяца, следующего за прошедшим налоговым периодом. Акциз по подакцизным товарам платится по месту производства таких товаров. Авансовый платеж акциза уплачивается не позднее 15-го числа текущего налогового периода исходя из общего объёма спирта этилового и (или) спирта коньячного, закупка (передача) которых производителями алкогольной и (или) подакцизной спиртосодержащей продукции будет осуществляться в налоговом периоде, следующем за текущим налоговым периодом.
Акцизы уплачиваются единым на всей территории РФ ставкам. Акцизные ставки часто изменяются в зависимости от финансовой политики государства. Кроме названного порядка уплаты акцизов, установлен авансовый платеж при реализации налогоплательщиками алкогольной продукции (ст.196 НК РФ).
2.3 Таможенные пошлины
Таможенная пошлина - обязательный платеж, взимаемый таможенными органами в связи с перемещением товаров через таможенную границу. Функция взимания таможенных пошлин осуществляет Федеральная таможенная служба. Ставки таможенных пошлин в Таможенном союзе ЕврАзЭС высталяются в соответствии с Соглашением между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 "О едином таможенно-тарифном регулировании" и зависят от вида товара (по классификации ТН ВЭД), страны происхождения, а также условий, определяющих применение специальных видов пошлин. С 1 июля 2010 года вступил в силу новый Таможенный кодекс Таможенного союза трёх государств: России, Белоруссии и Казахстана. Единый таможенный тариф Таможенного союза утверждён решением Совета ЕЭК № 54 от 16.07.2012. Пошлины классифицируют в зависимости от направления перевоза товаров, подлежащих обложению таможенными пошлинами при их перемещении через таможенную границу: - Импортные (ввозные) пошлины – самый распространённый как в мировой практике, так и в России вид пошлин; - Экспортные (вывозные) пошлины - применяется реже импортных, в России используется в отношении сырьевых товаров (например, нефти), при это ВТО призывает к полной отмене таких пошлин. На территории Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС ввозные таможенные пошлины устанавливает Единый таможенный тариф. В зависимости от страны производства товара при сборе ввозных таможенных пошлин могут применяться: - Базовые ставки составляют 100 %, от указанных в Таможенном тарифе; - Преференциальные ставки применимые по отношению к товарам, происходящим из стран, признанных развивающимися либо наименее развитых стран при условии, что товары внесены в соответствующий список товаров, в отношении которых предоставляются преференции по уплате ввозной таможенной пошлины. Сейчас преференциальные ставки, установленные в отношении товаров, происходящих из развивающихся стран, составляют 75 % от базовых. Преференции также используются при перемещении товаров между странами СНГ. Ставки ввозных таможенных пошлин в отношении товаров могут быть составлять 0% от таможенной стоимости ввозимых товаров, при соблюдении определенных условий - Вывозные таможенные пошлины применяются к товарам, поступающим на территории государств-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (Российской Федерации, Республики Беларусь и Республики Казахстан) за пределы Таможенного союза. При этом ставки вывозных таможенных пошлин в отношении товаров, вывозимых с территории каждого из государств-членов Таможенного союза, устанавливаются национальным законодательством соответствующего государства-члена Таможенного союза. Ввозные и вывозные таможенные пошлины не применяются, если происходит взаимная торговля стран-членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС Таможенные пошлины подразделяют на несколько видов, в зависимости от способа исчисления ставок: 1) Адвалорные - рассчитываются в процентах от таможенной стоимости товаров. Таможенная стоимость устанавливается декларантом, а поданные им сведения основываются на достоверной, количественно определяемой информации. 2) Специфические - представлены конкретной денежной суммой за единицу (веса, объёма, штуки и др.) товара. Применяются, как правило, к готовым изделиям, в России устанавливаются в евро, например, 0,3 евро за килограмм; 3) Комбинированные - при вычислении рассматриваются оба вышеупомянутых вида ставок, при этом чаще всего уплате подлежит большая из исчисленных сумм. Например, 10 % от таможенной стоимости, но не менее 0,5 евро за килограмм. Не относятся к числу таможенных пошлин только специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины. Но также, их погашение, взыскание и возврат происходит по правилам, установленным для таможенных пошлин. - Специальные пошлины - это защита товаров от ввоза в Россию в определенном количестве и на условиях, которые носят угрожающий характер, могут нанести ущерб отечественным производителям подобных или конкурирующих товаров; это ответ на дискриминационные действия других стран и союзов, посягающие на интересы России; способ избавления недобросовестной конкуренции; - Антидемпинговые пошлины – защищают внутренний рынок от импорта товаров по демпинговым ценам, что гарантирует повышенную стоимость их на рынке страны-экспортёра, чем страны-импортёра; - Компенсационные пошлины – налагаются на импортируемые товары, на которые в стране их производства с целью развития экспорта или замещения импорта используются государственные субсидии, что приводит к запланированному снижению затрат на производство, а следовательно и цены таких товаров. Таможенная пошлина имеет несколько функций: - фискальная, обеспечивающая формирование средств государственного бюджета; - защитная, сопутствующая формированию барьеров для иностранных товаров; - стимулирующая, формирующие предпосылки интереса к увеличению экспорта. |
Место косвенных налогов в налоговой системе РФ
В Древнем Мире налоговая система была очень не развита, у нее был случайный характер государственных изъятий в основном в натуральной форме. В течение развития товарно-денежные отношения укреплялись, и взносы в государственную казну все чаще принимали денежную форму.
Налоговая теория - система научных знаний о сущности и природе налогов, их роли и значении в общественной жизни. Налоговые теории - это своеобразные модели строения налоговых систем государства с различной степенью обобщения и разделяются на классификации:
* общие теории налогов (отражают назначение налогообложения в целом);
* частные теории налогов (исследуют отдельные налоговые вопросы).
К общим теориям налогов относятся:
теория обмена (средние века), договорные соглашения между правительственными властями и гражданами по поводу «покупки» последними военной, юридической защиты у государства (налог - мера мены за услуги);
атомистическая теория (эпоха Просвещения; С. де Вобан, Монтескье, Вольтер, Мирабо). Если гражданин полностью и всегда оплачивает налоги, то он имеет право требовать от государства услуги по охране личной безопасности, собственности, как от иностранцев, так и от граждан внутри страны;
теория наслаждения (первая половина XIX в.; Ж. Сисмонд де Сисмонди). Сисмонди говорил, что наслаждение- это порядок в обществе, наличие собственности, правосудия, хороших дорог, здоровой воды. Эти наслаждения может быть куплено у государства за налоги;
теория страхования (вторая половина XIX в.; Дж. Мак Кул-лох, А. Тьер, Э. де Жирарден). В зависимости от дохода и наличия имущества налогоплательщик может застраховать свою собственность от чрезвычайных ситуаций;
классическая теория налогов (рубеж XVIII-XIX вв.; А. Смит, Д. Рикардо). Налоги представляют это безусловно один из видов государственных доходов, которые созданы для того чтобы покрывать затраты на содержание государства, причем не все, а только «расходы на общественную оборону и на поддержание достоинства верховной власти.
теория жертвы (XIX - начало XX в.; Н. Канар, Б.Г. Мильгаузен, С.Ю. Витте, Я. Таргулов). Жертвой в данном случае считается уплата налога государству налогоплательщиком; люди обязывают себя быть лишенными, уплачивая большие суммы налогов; государство, являясь принудительным органом, предопределяет сущность налога как необходимого пожертвования. Налог - это форма доходов государства, жертва граждан для удовлетворения потребностей общества;