Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Фольксваген центр Евразия») (Теоретические основы конкурентоспособности предприятия).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 166
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и экономическая сущность конкурентоспособности предприятия
1.2. Факторы, определяющие конкурентоспособность предприятия
1.3. Методика анализа конкурентоспособности предприятия
2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Фольксваген центр Евразия»
2.1. Характеристика предприятия ООО «Фольксваген центр Евразия»
2.2. Анализ конкурентных позиций ООО «Фольксваген центр Евразия»
3. Мероприятия по повышению конкурентоспособности ООО «Фольксваген центр Евразия»
ВВЕДЕНИЕ
На современном этапе экономического развития единственным критерием востребования и повышения качества выпускаемой продукции является конкурентоспособность. Повышение конкурентоспособности касается продукции (товаров, услуг), предприятия, региона и страны в целом, но особо важную роль она играет в качестве основного звена экономики. Чтобы добиться успеха в рыночной экономике, любому предприятию необходимо тщательно спланировать эффективное развитие, а также накапливать необходимую информацию о собственных возможностях и перспективах. К важным условиям возникновения конкуренции, можно отнести следующее: полная хозяйственная (экономическая) обособленность каждого товаропроизводителя; полная зависимость товаропроизводителя от конъектуры рынка; противостояние всем другим товаропроизводителям в борьбе за покупательский спрос.
В условиях жесткой конкуренции между производителями, главная задача предприятия состоит в нахождении своего места на рынке. Для этого предприятие должно учитывать все особенности современного рынка. Эффективность предприятия, его конкурентоспособность зависит от умения эффективно использовать трудовой и финансовый потенциал, достижения научно-технического прогресса, культурные, политические, технологические и экологические особенности рынка отдельно взятой страны, что и определяет актуальность темы исследования. Проблема конкурентоспособности появляется в рыночных условиях, когда на рынок выходит несколько производителей аналогичного товара и предприятие должно повысить конкурентоспособность своего товара, чтобы закрепиться на рынке и получить прибыль. В современных условиях вопрос о конкурентоспособности предприятия становится актуальным.
С развитием конкуренции на отечественном и международном рынке все большее значение принимает конкурентоспособность предприятия. Конкурентоспособность важна не только для производителя, который стремится производить продукцию высокого качества с минимальной себестоимостью, но и для потребителя, который старается купить продукцию, которая удовлетворяет всем его потребностям.
Оценка конкурентоспособности организации позволяет провести мероприятия по ее повышению, определить партнеров для совместной деятельности, разработать план выхода организации на новые рынки сбыта, осуществлять инвестиционную деятельность.
Целью работы является анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы оценки конкурентоспособности предприятия;
- провести анализ конкурентоспособности предприятия на примере ООО «Фольксваген центр Евразия»;
- разработать мероприятия по повышению конкурентоспособности предприятия ООО «Фольксваген центр Евразия».
Предметом работы является конкурентоспособность предприятия ООО «Фольксваген центр Евразия».
Объектом работы является ООО «Фольксваген центр Евразия».
При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные интернет – ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.
1. Теоретические основы конкурентоспособности предприятия
1.1. Понятие и экономическая сущность конкурентоспособности предприятия
Под конкуренцией понимается борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Свойственно экономике понятие деловой конкуренции хозяйствующих субъектов, каждый из них посредством своих действий ограничивает возможность конкурента одностороннего воздействия в отношении условий рыночного обращения товаров – о степени, в которой рыночные условия зависят от поведения отдельных участников рынка [5, с. 23].
Согласно Закону РФ от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» [1], конкуренция заключается в соперничестве между хозяйствующими субъектами, когда самостоятельными действиями каждой из них ограничивается либо исключается возможность каждого из них одностороннего воздействия в отношении общих условий обращения товаров на соответствующем рынке продукции.
Существуют сегодня многочисленные разные трактовки по определению «конкурентоспособности». Остановим внимание на ряде определений конкурентоспособности, которые приводят авторы. В частности, создателем экономического развития, выдающимся австрийским экономистом Й. Шумпетером конкуренция была определена в качестве соперничества между старым и новым, инновациями [34, с. 125].
Светуньков С. Г.: «Конкурентоспособность — это свойство объекта, имеющего определенную долю соответствующего рынка, которое характеризует степень соответствия технико-функциональных, экономических организационных и других характеристик объекта требованиям потребителей, определяет долю рынка, принадлежащую данному объекту, и препятствует перераспределению этого рынка в пользу других объектов» [31, с. 147].
Завьялов П. С.: «Конкурентоспособность предприятия — это возможность эффективной хозяйственной деятельности и ее практической прибыльной реализации в условиях конкурентного рынка» [16, с. 17]
Ивахник Д. Е.: «Конкурентоспособность предприятия — это комплексная характеристика субъекта хозяйствования за определенный период времени в условиях конкретного рынка, отражающая превосходство перед конкурентами по ряду определяющих показателей-финансово-экономических, маркетинговых, производственно-технологических, кадровых и экологических, а также способность субъекта к бескризисному функционированию и своевременной адаптации к изменяющимся условиям внешней среды» [17, с. 175].
Конкуренция в работе английского экономиста, выдающегося представителя классической школы А. Смита рассматривалась в качестве поведенческой категории, при которой отмечается соперничество индивидуальных продавцов и покупателей на рынке для более выгодных продаж и покупок [6, с. 23].
Конкуренция является «невидимой рукой» рынка, координирующей деятельность участников. Целью конкуренции становится борьба для получения максимально большей прибыли.
Конкурентоспособность организации, представляя собой достаточно разностороннее понятие, включает ряд качественных и ценовых параметров промышленной продукции, непосредственно зависит от уровня менеджмента, регулирования со стороны финансовых потоков [32, с. 159].
В значительной мере конкурентоспособность также зависит от ситуации на определенном рынке, включая введение разных инноваций, мотивации, квалификацию персонала посредством разных методов и способов, финансовую стойкость.
Отводится маркетинговой составляющей ключевая роль в общей конкурентоспособности предприятия, поскольку ориентирован маркетинг к выявлению наиболее нуждающихся клиентских потребностей, учитывая изменения предпочтений потребителей, с построением достаточно действенных, эффективных методов, направленных на улучшение конкурентоспособности. Обязательное условие конкурентоспособности заключается в качестве продукции, способной соответствовать соответствующим потребностям населения.
Обратим внимание на таблицу с указанием показателей конкурентоспособности продукции (табл. 1).
Таблица 1
Показатели конкурентоспособности товара
№ |
Название |
Пояснения |
Пример |
1 |
Нормативные |
Показывают, насколько товар отвечает нормам и правилам, установленным законодательно |
Минимальное качество, соответствие ГОСТам и т. д. |
2 |
Технические |
Представляют собой характеристики и свойства, непосредственно направленные на удовлетворение определенной потребности, ради которых товар и приобретается |
Соответствие заявленных характеристик реальным параметрам, простота использования, срок службы, послепродажное обслуживание и т. д. |
3 |
Экономические |
Денежная оценка расходов, которые потребитель понесет в процессе приобретения товара и дальнейшего использования |
Отпускная цена, стоимость расходных материалов и запасных частей, если они потребуются для поддержки состояния товара для эксплуатации по назначении и т. д. |
Содержит эта таблица ряд общих показателей конкурентоспособности продукции, в число которых может быть отнесено и отношение потребителя к товарам определенного бренда, общедоступность продукции для покупки и прочие подобные критерии.
Если у предприятия нет возможности оказания технической поддержки для проданной продукции, оно лишается важного преимущества – поэтому особое значение для конкурентоспособности отводится послепродажному обслуживанию. В ситуации, если производитель не оказал поддержку, потребитель обращается за помощью конкурентов, из-за чего возможен полный переход к ним. Следовательно, предприятие для улучшения конкурентоспособности должно ясно и четко планировать свой сервис, с расчетом возможных вариантов оказания техподдержки [33, с. 117].
Конкурентоспособность организации представляет условие получения прибыли. В свою очередь, заключается условие обеспечения конкурентоспособности предприятия в обеспечении конкурентоспособности её товаров и услуг [32, с. 119].
Приводится рисунком 1 ряд основных требований по повышению прибыли предприятия.
Рисунок 1 - Логическая цепочка увеличения прибыли организации
Следовательно, чтобы эффективно повысить уровень конкурентоспособности предприятия, требуется принятие ряда мер:
Первое – важное значение отводится обеспечению конкурентоспособности производимой продукции в целевых рыночных сегментах.
Второе – повышение уровня потенциала конкурентоспособности предприятия, его подразделений до уровня мировых производителей этой отрасли [28, с. 125].
Именно за счет данного показателя обеспечивается возможность успешной деятельности предприятия в дальнейшем. Чтобы обеспечить конкурентоспособность, у предприятия должны быть определенные внутренние конкурентные преимущества, представляться количественная оценка факторов может в виде:
- Финансового состояния организации;
- Конкурентоспособности производства;
- Рентабельности продаж;
- Эффективности маркетинга;
- Имиджа организации.
- Эффективности менеджмента.
Высокая конкурентоспособность относится к числу ключевых показателей успешной и эффективной деятельности любой организации. Характеризоваться конкурентоспособность может в качестве высокоэффективной способности определенной организации для доминирования на рынке производства, с реализацией определенной продукции и услуг, с умением подавления конкуренции другими производителями в аналогичной сфере деятельности [2, с. 17].
Заключаются признаки эффективной конкурентоспособности в деятельности любых крупных организаций в определенной производственной сфере в:
- качественной фондоотдаче;
- минимальных производственных издержках;
- высокой производительности труда;
- рентабельности производства;
- положительном коэффициенте загрузки предприятия;
- положительном коэффициенте затоваренности готовыми товарами;
- рентабельности оптовых и розничных продаж;
- способности постоянного развития базы производства;
- способности автономного существования;
- платежеспособности, независимости от кредитов;
- высоком уровне финансовой прибыли.
По мнению многих экспертов, ключевые критерии качественной финансовой и производственной конкурентоспособности заключаются в стоимости и востребованности товара. В частности, продукция крупной фармацевтической организации, выпускающей жизненно важные лекарственные средства, завоюет большую популярность по сравнению с продукциями организации, которая занимается поставками деталей для редких моделей оборудования [3, с. 23].
Возможно изменение критериев конкурентоспособности в зависимости от конкретной специфики деятельности организации, также ситуации финансово-экономического рынка. Поэтому возможно определение четких признаков высокого рейтинга определенной организации лишь в динамике развития [6, с. 75].