Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности (на примере ООО «Фольксваген центр Евразия») (Теоретические основы конкурентоспособности предприятия).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 179

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В условиях равновесиях – когда достигнут максимально возможный объем выпуска и сбыта продукции при неизменном характере спроса и уровне развития техники на этом рынке, применяется каждый производственный фактор с наибольшей и при этом одинаковой продуктивностью.

Критерий конкурентоспособности в этом случае заключается в наличии производственных факторов, которые могут применяться с лучшей отдачей по сравнению с другими конкурентами [18, с. 95].

Методики, основанные на теории эффективной конкуренции Дж. Кларка.

Они основаны на разработке критерия для существующего уровня конкурентоспособности организации, который достаточен для поддержания эффективной деятельности.

Ключевая особенность этих методик заключается в возможности привязывать конкурентоспособность организации к определенным временным периодам. За счет этого динамика реальных процессов рынка может рассматриваться как функция либо во взаимосвязи с изменениями непосредственно характеристики конкурентоспособности.

На основе данных подходов возможно представление про конкурентный потенциал организации, с рассмотрением самых значимых аспектов своей деятельности. Суть здесь в том, что самыми жизнеспособными оказываются предприятия с лучшей организацией работы всех служб и подразделений.

Основой оценки является анализ четырех групп показателей – результативности производства; эффективности организации сбыта и продвижения продукции; финансового положения организации; конкурентоспособности предложенной продукции.

Методики на основе учета конкурентоспособности продукции предприятия или показателей ее качества. Ключевое условие роста конкурентоспособности по этим подходам заключается в эффективной деятельности в сфере технологии производства, маркетинга и качества.

Предполагается в рамках данных методик работа со способом оценки по характеристикам качества продукции, который известен как «метод профилей». Он предполагает выявление разных критериев соответствия потребительским запросам по отношению к определенному продукту, с установлением их иерархии, сравнительной важности в пределах спектра характеристик, которые потребитель может заметить и оценить, также в измерении технико-экономических характеристик этого продукта, сравнивая их с характеристиками продуктов конкурентов.

На возможность предприятия соперничества в определенном сегменте рынка товаров непосредственно влияют высокие потребительские характеристики товара, также совокупность технологий, инструментов рыночной деятельности, которые непосредственно влияют на результаты конкуренции.


Необходимо также помнить, что конкурентоспособность представляет собой необходимое, однако недостаточное условие жизнеспособности субъекта хозяйствования [20, с. 227].

Матричные методы. В основе данных подходов – идея в динамике рассматривать процессы конкуренции. Теоретическая база заключается в концепции жизненного цикла продукции и технологии [19, с. 119].

Данная теория предполагает прохождение определенных стадий жизненного цикла любого товара либо технологии с момента возникновения на рынке и до своего исчезновения. У производителя на каждом этапе есть возможность реализации товара либо продукта этой технологии в определенных масштабах, что объективно отражается в занимаемой доле на рынке и в динамике продаж [21, с. 47].

Результирующий показатель представлен матрицей, которая строится в прямоугольной системе координат: по горизонтали откладываются темпы роста (сокращения) количества продаж в линейном масштабе, по вертикали – относительная доля товара (услуги) на рынке.

Самые конкурентоспособные представлены предприятиями, которым принадлежит большая доля в условиях быстрорастущего рынка.

Ключевое преимущество при работе с данными методиками – если имеются достоверные данные по объемам реализации возможно обеспечение высокого уровня репрезентативности оценки. Главным недостатком становится – исключается анализ причин происходящей ситуации, также вероятность осложнений в ходе выработки соответствующих управленческих решений [22, с. 195].

Методики, зависящие от подходов к управлению конкурентоспособностью. В рамках данной группы можно выделить подходы на основе: стратегического, маркетингового, процессного, стоимостного подходов, а также подхода оптимизации затрат.

Например, предполагается в рамках маркетингового метода определение показателей конкурентной и рыночной ситуаций, их изменений. В число показателей рыночной ситуации входят индекс роста объемов продаж, эффективность маркетинга и пр. Входят в число индикаторов конкурентной ситуации, характеризующие рыночную долю предприятий. С использованием показателей изменения рыночной ситуации оценивается, как будет происходить формирование рыночных конкурентных преимуществ.

Данные подходы предполагают акцентирование внимания на определенную группу показателей, которыми характеризуется определенная приоритетная направленность проводимой деятельности [23, с. 147].

Методики на основе графической интерпретации результатов оценки конкурентоспособности (графические методы). На завершающем этапе, после осуществления расчетов, подходы этой группы предполагают создание графической (двух- либо трехмерной) модели оценки конкурентоспособности предприятия. В том числе в виде пирамиды, многоугольника либо куба конкурентоспособности (рисунок 4).


На каждой оси при построении куба либо многоугольника предполагается откладывание значений интегральной показателей каждой группы с последующим расчетом площади фигуры.

В качестве образца для сравнения берутся эталонные образцы (предприятия) либо лидеры этого рыночного сегмента. Возможно рассмотрение и конкурентоспособности одного предприятия в течение нескольких лет.

Рисунок 4 - Графическая интерпретация результатов оценки конкурентоспособности

Графические методы, предполагая улучшенную наглядность, позволяют оценить состояние предприятия в течение определенного периода, при этом пренебрегая непрерывностью деятельности, с возможностью оценки, насколько анализируемая предприятие достигло либо отдалилось от конкурентов либо эталонного лидера в своей деятельности [28, с. 193].

По результатам рассмотрения главных методов оценки конкурентоспособности экономического субъекта отражается множество существующих недостатков. Поэтому можно в современных условиях в качестве одного из перспективных и актуальных направлений исследований считать разработку, дальнейшее совершенствование методик, в основе которых комплексный анализ индикаторов эффективности финансовой и производственно-хозяйственной деятельности, также и показателей региональной конкурентоспособности (как фактор внешней среды), и показателей конкурентоспособности выпускаемой продукции.

2. Анализ конкурентоспособности предприятия ООО «Фольксваген центр Евразия»

2.1. Характеристика предприятия ООО «Фольксваген центр Евразия»

История автомобилей Фольксваген началась в 1934, Фердинанд Порше, известный немецкий конструктор (основатель всемирно известной немецкой автомобильной компании Porsche AG), получил заказ от правительства Германии на разработку современного легкового автомобиля.

И уже в 1935 году такой автомобиль был смонтирован. Он получил название «Фольксваген», что дословно в переводе с немецкого означает «народный автомобиль». После двухлетних испытаний в 1937 была запущена серия VW30, а к 1938 автомобиль обрел знакомый многим поколениям внешний вид. Volkswagen сразу оценили конструкторы, инженеры и водители. О нем заговорили, появились многочисленные публикации, в 1938 в статье New York Times Volkswagen окрестили за внешнее сходство «жуком». Это прозвище настолько прижилось, что стало визитной карточкой автомобиля.


В России «Фольксваген Груп Рус» объединяет на рынке работу шести марок концерна: Volkswagen – легковые автомобили, ŠKODA, Audi, Volkswagen Коммерческие автомобили, Bentley и Lamborghini. В 2018 году объем продаж компании на российском рынке составил 157 000 автомобилей. На производственных площадках компании в 2018 году было произведено 147 000 автомобилей: 110 000 автомобилей – на заводе компании в Калуге и 37 000 автомобилей – на производственной площадке в Нижнем Новгороде. Доля рынка группы Volkswagen в России по итогам 2018 года достигла 11%.

С ноября 2007 года «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» производит автомобили в Калуге, в 170 км к юго-западу от Москвы.

В сентябре 2015 года на автомобильном предприятии в Калуге состоялся запуск завода по производству двигателей. В феврале 2016 года с конвейера в Калуге сошел миллионный автомобиль, которым стал Volkswagen Polo Allstar с двигателем локального производства.

В марте 2016 года компания «ФОЛЬКСВАГЕН Груп Рус» ввела в эксплуатацию новый склад запасных частей и аксессуаров в подмосковном городе Чехов.

Volkswagen Group последовательно придерживается выполнения своей инвестиционной программы на российском рынке. С общим объемом инвестиций 1,75 млрд. евро в свой бизнес в России, концерн Volkswagen является одним из крупнейших иностранных инвесторов в российскую автомобильную промышленность.

«Фольксваген Груп Рус» выступила официальным партнером Олимпийских и Паралимпийских зимних игр в Сочи в 2014 году. Для организации трансфера гостей компания предоставила Оргкомитету Сочи-2014 более 3000 автомобилей марок Volkswagen – легковые автомобили, Audi, ŠKODA и Volkswagen Коммерческие автомобили, большинство из которых было произведено на российских заводах компании.

В нашей работе мы сосредоточимся на автосалоне «Фольксваген Груп Рус» в городе Томск «Фольксваген центр Евразия».

Автоцентр «Евразия» стал официальным представителем марки Volkswagen в Томске в 2005 году. За это время накоплен немалый опыт, который позволяет осуществлять продажу, ремонт и обслуживание автомобилей марки Volkswagen в соответствии с высокими европейскими стандартами.

20 июня 2012 года автосалон переехал в новое здание и теперь располагается по адресу Шегарский тракт 1. Согласно корпоративным требованиям сервисный центр может использовать только оборудование, одобренное Volkswagen. Немецкая компания определяет все до мелочей – оформление выставочного зала, зоны отдыха и сервисного центра.

Все процессы строго регламентированы, начиная от шиномонтажа и заканчивая сменой отдельных узлов двигателя. Установленное в центре диагностическое оборудование позволяет быстро и точно проверять соответствие нормам всех параметров основных узлов автомобиля.


В автосалоне представлен весь модельный ряд Volkswagen. Каждый клиент перед покупкой автомобиля имеет возможность оценить понравившуюся модель, воспользовавшись услугой тест-драйв.

Автоцентр Евразия поддерживает программу Trade-In (Трейд-Ин), которая позволяет обменять старый автомобиль с пробегом на новый Volkswagen, доплатив разницу в стоимости автомобилей.

2.2. Анализ конкурентных позиций ООО «Фольксваген центр Евразия»

Электронное маркетинговое исследование является самым новым и наименее затратным способом проведения исследования. Оно проводится с помощью сети Internet и позволяет охватить большое количество респондентов без приложения массы усилий. Как правило такое исследование проводится с помощью электронной формы-опроса, где респондент отвечает на заданные ему вопросы, не выходя из дома.

Наиболее распространенным сервисом для проведения электронного исследования является "Google-формы", который позволяет выбирать типы вопросов – от простых текстовых полей до сложных шкал и сеток. Возможно добавление в форму видеороликов с YouTube и фотографий. Также можно настроить форму так, чтобы респонденты попадали на разные страницы в зависимости от того, какой вариант ответа выберут. В конце вы получите статистику ответов, в том числе в виде диаграммы, а ответы респондентов – в автоматически созданной таблице Google.

Для выявления ключевых факторов конкурентоспособности автомобильного предприятия на территории города Томска была разработана специальная Google-форма, в которой респонденту предлагается выбрать 3-4 ключевых фактора из предложенных.

Были предложены следующие факторы:

- Удобное расположение;

- Известность бренда;

- Уровень сервиса;

- Длительность гарантии;

- Наличие скидок и акций;

- Репутация автосалона;

- Условия кредитования и наличие рассрочки.

Основными конкурентами автосалона являются:

- Автоцентр «Евразия» – официальный дилер Volkswagen в Томске;

- Автоцентр «Тойота Центр Томск» – официальный дилер Toyota в Томске;

- Автоцентр «ТомскЕвроАвто» – официальный дилер Skoda в Томске;

- Автоцентр «Сто коней» – официальный дилер Ford, KIA, Chevrolet NIVA в Томске;

- Автоцентр «ИнкомАвто» – официальный дилер Nissan в Томске.

По результатам проведенного опроса, в котором приняли участие 100 человек, проживающие в городе Томске, были выявлены ключевые факторы конкурентоспособности, которые представлены в таблице 2.