Файл: Формирование ассортимента товаров на предприятиях торговли (на примере ООО «T-best»).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 236
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
1.2. Методы и механизмы управления товарным ассортиментом и критерии оценки его эффективности
2. Анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «T-best»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «T-best»
2.2. Анализ стратегии формирования товарного ассортимента ООО «T-best»
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность работы заключается в том, что сегодня в России насчитывается более 1 млн. торговых предприятий. Каждый из них выживает и процветает благодаря тому, что более эффективно, в сравнении с конкурентами, удовлетворяет запросы определенных групп потребителей. Для этого менеджерам торговых предприятий приходится принимать сложные решения, касающиеся разработки стратегий, выбора и формирования торгового ассортимента, вопросов ценообразования, продвижения и представления товаров в магазине. Эта совокупность действий, предпринимаемых торговыми предприятиями для удовлетворения потребностей покупателей и влияния на их решения о покупке, и составляет предмет управления торговым ассортиментом.
В условиях рыночной экономики ассортиментная политика является важной частью общей стратегии торговли. Ассортиментная политика - это заранее определенный курс действий или обдуманных принципов, по которым осуществляется формирование товарного ассортимента. Под товарным ассортиментом понимается набор связанных между собой товаров, объединение которых при продаже способно принести предприятию дополнительный эффект. Предприниматели при формировании ассортимента руководствуются, прежде всего, стремлением получить прибыль. С одной стороны расширение ассортимента обеспечивает магазину рост товарооборота и прибыли, с другой - неминуемо увеличивает товарные запасы и замедляет оборачиваемость средств, а это увеличивает издержки обращения и снижает прибыль.
Формирование ассортимента на предприятии охватывает обширную сферу деятельности, начиная от стратегического планирования на всех стадиях развития фирмы, заканчивая тонкостями выкладки товара на витрине, и вовлекает в работу многие службы предприятия. При формировании ассортиментной политики фирме не только приходится оптимизировать величину полноты и устойчивости ассортимента, но и осуществлять ценовую политику, определять рентабельные и прибыльные номенклатурные группы продукции, искать выгодные рынки сбыта для них.
Таким образом, основными задачами ассортиментной политики являются: обеспечение соответствия товарного ассортимента характеру спроса; оптимизация ассортимента на основе спроса, анализ продаж и прибыльности товаров и категорий в целом; определение оптимальной наценки; планирование размещение товаров в зале и на полках в соответствии с принципами мерчандайзинга; организация мероприятий по продвижению товара; обеспечение экономической эффективности (рентабельности) работы магазины.
В современных экономических условиях ассортиментная политика важная часть общей стратегии торговли, она позволяет гибче подходить к удовлетворению потребностей покупателей.
Целью работы является изучение формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли.
Для решения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
- изучить теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли;
- провести анализ формирования ассортимента товаров на торговом предприятии ООО «T-best»;
- провести разработку рекомендаций по совершенствованию стратегии формирования товарного ассортимента предприятия ООО «T-best».
Предметом работы является ассортиментная политика торгового предприятия.
Объектом работы является торговое предприятие ООО «T-best».
При подготовке работы были использованы такие информационные источники как специализированная профессиональная литература, материалы из СМИ, данные Интернет-ресурсов. Применены такие методы и приемы исследования как анализ, синтез, сравнение.
1. Теоретические основы формирования ассортимента товаров на предприятиях торговли
1.1. Основные характеристики торгового ассортимента и факторы, на него влияющие
Большинство продукции, представленной на рынке, а также классифицированной, используя признаки потребительского назначения или типа производства, называются ассортиментом.
Назначение ассортимента может быть выражено в отличиях, существующих товаром и услугой. Ассортимент логически может распределить любое количество товара, которое было сформировано согласно различной классификации на различные категории или подвиды. Помимо товарного ассортимента, существует ассортимент на услуги, идеи и прочее [1, с. 12].
Термин «ассортимент» происходит из французского языка, определение которого варьируется от автора к автору. По одной версии, ассортимент определяется, как набор некоторых сортов и типов товара, находящийся на территории торговой организации [9, с. 153]. В другом толковом словаре, данное слово трактуется, как наличие или подбор определенных товаров, объектов или их отдельные сорта. Еще одна версия происхождения слова такова: ассортимент является перечислением реализуемых товаров в торговой точке, которые распределяются по сортам, типу, виду, размеру и торговой марке [2, с. 101].
И последняя версия перевода слова «ассортимент» звучит так: ассортимент, это набор продукции, объединенной согласно одному или сразу нескольким признакам. Также следует упомянуть, что в некоторой литературе, под ассортиментом понимается свойство, отражающее межотраслевые и отраслевые признаки, находящиеся в наборе предложенного товара.
Учитывая все определения, ассортимент более точно можно охарактеризовать как продукт, произведенный в результате деятельности компании и отрасли, производящей товар для общественного пользования и продажи. Учитывая способ производства товара, являющийся определяющим фактором классификации продукции [5, с. 23].
Ассортимент товаров – это набор продукции, объединенной или сочетающейся согласно определенным признакам или набору признаков, которые включают такие параметры как цвет, тип, размер и прочее.
Рассматривая классификацию товаров общественного пользования, можно подразделить ассортимент на два вида: торговый и производственный.
Производственным ассортиментом товаров называют набор продукции, производимой однотипными компаниями, относящимися к одной промышленной сфере или сфере сельского хозяйства.
Торговым ассортиментом называют набор продукции, подобранной для осуществления продажи в торговой точке. Согласно данному ассортименту, товар может подразделяться на многие подразделы, которые зависят от производства различными компаниями, которые в свою очередь относятся к различным отраслям промышленности и сельского хозяйства [2, с. 102].
Процент различной продукции в системе ассортимента торговой компании определяется согласно направлению компании, спросом на сам товар, материально-технической базой и по другим признакам. Отталкиваясь от этого, есть мнение, что торговый ассортимент, это набор товара, сформированного по некоторым признакам, целью которого является погасить спрос в определенный промежуток времени [1, с. 15].
Предоставление удовлетворительного уровня предоставления услуг обслуживания покупателя, а также возрастание процента экономических показателей от осуществляемой торговли, во многом зависит от правильного распределения ассортимента.
Маркетинг предлагает свои подходы, призванные сформировать политику ассортимента в торговой фирме, должны основываться на требованиях потребителя, а также создавать, посредством этого, рентабельность компании, в которой есть широкий выбор товара, предлагаемого как большими и маленькими оптовыми компаниями, так и самим производителем [3, с. 27].
Политика ассортимента – это своеобразное формирование ассортимента продукции, определяемое финансовым благополучием компании, ее направлением развития, а также требованиями рынка, которая определяется на долгосрочный период времени.
Ассортиментная политика формируется для реализации с целью управления размером доходов, определения направления работы компании с наименьшими потерями, а также с целью предвидения собственных вложений в расширение бизнеса [9, с. 136].
Приоритет ассортиментной политики формируется и реализуется в процессе приобретения определенной свободы выбора в своей сфере деятельности. При ее формировании учитываются данные о росте и падении цен, о свойствах продукции, рыночном сегменте, о степени международных связей с иностранными компаниями, а также о макроэкономических закономерностях. Данные аспекты представляют особый приоритет на пути формирования условий для управления денежными потоками с минимальными издержками с целью оптимизировать налогообложение, прогноз вероятных инвестиций собственного капитала в развитие компании.
Данная задача решается благодаря одному важному инструменту, благодаря которому проводится анализ безубыточности, процедура называется операционным анализом. Анализ заключается в проведении определенных действий, направленных на определение промежуточного показателя, который дает возможность провести черту между реализацией и издержками фирмы [1, с. 17].
Первое, что необходимо сделать, это провести расчет валовой маржи в качестве суммы под продажи, отнимая сопутствующие затраты. В результате получает те данные, которые поддаются контролю, в которые входят условно-постоянные издержки и доходы.
Далее следует произвести вычитание условно-постоянных издержек.
На выходе получает показатель, называемый порогом рентабельности, что является доходом, полностью покрывающим все издержки. Здесь находится нулевая прибыль.
Операционный анализ также способен обнаружить порог рентабельности всей компании и определенных товаров и услуг. Именно тот факт, что каждый товар отвечает за финансовое благополучие фирмы, определяет формирование ассортиментной политики в организации [4, с.203].
Чтобы определить как классифицировать ассортимент, следует определить положение товара в реализации или производстве, а также широту охвата товара и уровень покрытия запросов покупателя.
Следует видеть разницу между торговым ассортиментом, ассортиментом товаров и товарной номенклатурой. Номенклатура подразумевает список терминов, наименований и категорий, употребляемых в определенных технических отраслях, науке и т.д. [9, с. 153].
Ассортимент товара классифицируется по следующему принципу:
Вначале по расположению товаров:
а) промышленный ассортимент – это набор товара, производимого на предприятии, учитывая его производственные возможности;
б) торговый ассортимент – это набор товара, который
формируется оптовыми или розничными предприятиями, учитывая их потребительский спрос, назначение и материально-техническую базу;
в) ассортимент услуг – это набор услуг, который составляется исходя из потребностей потребителя. Согласно различным деталям, этот ассортимент, как и ассортимент товаров также классифицируется на три категории: видовую, групповую и внутривидовую.
По широте охвата товаров:
а) малый ассортимент – это набор товара, сформированного согласно небольшому количеству видов, групп и наименований, которые популярны среди небольшого числа покупателей;
б) сложный ассортимент – это набор товара, сформированный большим количеством разновидностей, групп и наименований продукции, отличие которой заключается во внешней форме, материале изготовления и других признаках, покрывающих потребительский спрос;
в) развернутый ассортимент – это набор товара, в который входит значительное количество подгрупп, типов и разновидностей, а также названий, относящихся к одной группе, но имеющих различия по некоторым признакам;
г) смешанный ассортимент – это набор разнообразных видов групп, названий, отличающихся огромных спектром функций и применений.
По степени удовлетворения потребностей:
а) рациональный ассортимент - это набор товаров, всецело покрывающих основные потребности покупателя, обеспечивая полное качество жизни в рамках определенного развития технологий;
б) оптимальный ассортимент – это набор товара, призванный удовлетворить рациональные требования, получая при этом наиболее полезный эффект для покупателя, затрачивая минимум средств на производство, планирование и доставку до конечного покупателя.
По состоянию в конкретный момент времени:
а) реальный ассортимент – это набор товара, который существует в наличие на каждом предприятии производителя или реализатора;
б) прогнозируемый ассортимент – это набор товара, который создается с целью покрыть определенные требования потребителя.
По характеру удовлетворяемых потребностей:
а) основной ассортимент – это набор товара, который рассчитан на элементарные потребности широкого круга потребителей;
6) сопутствующий ассортимент – это товары, которые должны быть вспомогательными основному товару, но не являющиеся основным для определенной компании.