Файл: Учебная программа психология мотивации ( 1011 классы ) Саранск, 2022 введение.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 29

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Д. О. ВИХАРЕВА

У. С. РОДИНА

Учебная программа

ПСИХОЛОГИЯ МОТИВАЦИИ

(10-11 классы)

Саранск, 2022

ВВЕДЕНИЕ
В современной школе вопрос о мотивации может быть назван центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Проблема развития мотивации у старшеклассников является актуальнейшей в психологии. Диагностика и сущность мотивации получила свое развитие в трудах А. Н. Леонтьева,
С. Л. Рубинштейна, В. С. Ильина и др. По их мнению мотивы какой-либо деятельности формируются и развиваются достаточно эффективно в единстве с другими сторонами мотивационной сферы, т.е. потребностями, целями и т.д.

Любая деятельность, в том числе и учебная, осуществляется под влиянием целого ряда условий и факторов, главными из которых являются потребности. Сами потребности вызывают причины поступков человека, которые и являются мотивами. Совокупность тех или иных мотивов составляет мотивацию личности.

Повышение мотивации у старшеклассников основано на личностно-ориентированной системе учёта индивидуальных возможностей, направленных на самоопределение, стремление сохранить свою индивидуальность, быть самим собой, с учётом мотивов, обусловленных выбором профессии.

Современные подходы к развитию мотивации стремятся охватить, как можно более широкий круг мотивов – познавательные мотивы, мотивы компетентности, общения с учителем и сверстниками и уважением с их стороны, мотивацию достижения.

Опираясь на данную проблему разработана учебная программа «Психология мотивации», которая позволяет сформировать и повысить мотивацию старшеклассников с помощью создания социально-психологических условий.
Пояснительная записка
Учебная программа отражает систему представлений из такой области психологического знания, как психология мотивации. Подобранный материал полностью соответствует возрастным особенностям.

Программа курса рассчитана: для учащихся 10-11 классов, на 8 учебных часов, 1 академический (40-45 мин) в 1 учебную неделю.

Возраст участников программы: 15-18 лет

Форма проведения: занятия проводятся в групповой форме, состав постоянный.

Место проведения:
классный кабинет

Уровень деятельности программы: учебно-просветительская

Цель: создание социально-психологических условий для повышения учебной мотивации старшеклассников.

Задачи:

  • ознакомление с понятием «мотивация» в психологии;

  • формирование представления о мотивационно-потребностной сфере;

  • осознание важности адекватной оценки своих возможностей и необходимого времени, развитие навыков анализа собственных усилий для разрешения проблем;

  • ориентация старшеклассников на поиск истинных целей жиз­ни, формирование позитивного настроя, взгляда в будущее.

После изучения данного материала программы, учащиеся 10-11 классов имеют представление о мотивации и мотивационно-потребностной сфере в психологии, способны адекватно оценить свои возможности, для осуществления поставленной цели в жизни.

Занятия могут проводится в форме урока психологии, тренинга, урока-лекции. Используются, как традиционные способы реализации содержания занятия (устный, письменный опрос), так и активные методы социально-психологического обучения (тренинговые упражнения, дискуссия, моделирование ситуаций и др.).

В конце программы приводится список рекомендуемой литературы, который строится на основе учебных пособий и учебников по психологии. С помощью них подготавливается содержание факультативных занятий по курсу «Психология мотивации».

Данная программа включает введение, пояснительную записку, примерный тематический план, раскрытие содержательного аспекта тем занятий по курсу «Психология мотивации».

Учебная программа рекомендуется для педагогов-психологов. Реализация в рамках психопросветительской деятельности со старшими школьниками общеобразовательного учреждения.
Примерный тематический план

Темы

Кол-во

часов

Всего

часов

Тема 1. Вводное занятие. «Что вы знаете о мотивации?» Роль мотивов в развитии человека


1


8

Тема 2. Диагностический. Первичная диагностика уровня учебной мотивации


1

Тема 3. Установление правил. Создание рабочей атмосферы


1

Тема 4. «Потребности и возможности»

1

Тема 5. «Ради чего я учусь?»

1

Тема 6. «Как добиться успеха?»

1

Тема 7. «Жизнь по собственному выбору»

1

Тема 8. Заключительное занятие. Рефлексия. Оценка проделанной работы


1



ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Вводное занятие. «Что вы знаете о мотивации?» Роль мотивов в развитии человека

Содержательный аспект: знакомство, цели и задачи программы, понятие мотивации в психологической науке,

Упражнение «Закончи фразу». Эмоциональный разогрев, активизация умственной деятельности

Тема 2. Диагностический. Первичная диагностика уровня учебной мотивации

Содержательный аспект: выявление начального уровня школьной мотивации и школьной тревожности.

1. Тест школьной тревожности Филлипса

2. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников

Тема 3. Установление правил. Создание рабочей атмосферы

Содержательный аспект: знакомство с правилами поведения, развитие сплоченности через совместную деятельность.

Игровой тренинг «Все мы – разные, все мы – равные». Развитие способностей понимать абстрактные понятия через конкретные.

Тема 4. «Потребности и возможности»

Содержательный аспект: понятие возможностей, потребностей, изучение мотивационно-потребностной сферы в психологии, выявление мотивов обучения в школе.

Мини-лекция «Мотивы и потребности»

Тема 5. «Ради чего я учусь?»

Содержательный аспект: выявление первостепенных и второстепенных целей обучения в школе.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению

Тема 6. «Как добиться успеха?»

Содержательный аспект: выделение пятёрки самых успешных учащихся в классе, определение причин их успешности, определение и анализ уровня самооценки.

1. Беседа «Самооценка»

2. Методика «Определение мотивации»

Тема 7.«Жизнь по собственному выбору»

Содержательный аспект: развитие умения анализировать свои личностные качества, формирование чувства ответственности за собственные действия, проактивного поведения. Оказание помощи учащимся поверить в себя и преодолеть чувство беспокойства, укрепление уверенности в себе.


Тема 8. Заключительное занятие. Рефлексия. Оценка проделанной работы

Содержательный аспект: повторение основных тем и важных моментов прошедших занятий, значимость полученного материала; обсуждение перспектив на будущее. Выявление эффективности программы, актуального уровня школьной мотивации.

1. Беседа. Подведение итогов

2. Методика диагностики типа школьной мотивации у старшеклассников

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Диянова, З. В. Общая психология. Личность и мотивация. Практикум : учебное пособие для вузов / З. В. Диянова, Т. М. Щеголева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 139 с.

2. Каменская, В. Г. Психология конфликта. Психологическая защита и мотивации в структуре конфликта : учебное пособие для вузов /
В. Г. Каменская. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 150 с.

3. Лобанова, Т. Н. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности : учебник и практикум для вузов / Т. Н. Лобанова. – Москва : Издательство Юрайт, 2022. – 482 с.

4. Маркова, А. К. Мотивация учения и ее воспитание у школьников /
А. К. Маркова, А. Б. Орлов, Л. М. Фридман. – Москва : Педагогика, 1983. – 65 с.