Файл: Методология составления заявки и расчета потребности в лекарственных средствах в рамках системы обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами.docx
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 62
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ч - численность населения.
Нормативные методы определения потребности в лекарственных препаратах имеют ряд преимуществ (простота, доступность, возможность использования дифференцированных нормативов), поэтому с их помощью рассчитывают потребность в препаратах специфического действия [5].
2.3. Определение потребности в лекарственных средствах специфического действия
К данной группе относятся лекарственные средства, обладающие лечебным эффектом в отношении отдельных возбудителей болезней (противотуберкулезные, противомалярийные, противосифилитические, антигельминтные, противогрибковые, противолепрозные) или избирательно действующие на отдельные функциональные системы организма (применяемые для лечения диабета, паркинсонизма, противосудорожные средства, желчегонные, стимулирующие мускулатуру матки и др.). К этой группе относятся также и противоопухолевые лекарственные препараты.
Потребление этих препаратов полностью зависит от заболеваемости населения указанными болезнями и достигнутого уровня лечебной помощи.
Расчет производится по формуле:
П = Р*К*Б, (4)
где П - общая потребность в специфическом препарате на год;
Р - расход препарата на курс лечения для одного больного;
К - число курсов лечения в год, проводимых одному больному;
Б - число больных, для лечения которых применяется данный препарат.
Прогнозирование потребности в противоопухолевых препаратах основано на данных о числе состоящих на учете онкологических больных с учетом химиотерапевтического лечения в стационарных или амбулаторных условиях, а также количестве применяемых доз и коэффициентов использования препаратов близкого спектра действия при определенных локализациях опухолей. Ориентировочную потребность в препаратах этой группы определяют также с учетом числа больных, принимавших лечение, набора препаратов, применяемых для лечения тех или иных противоопухолевых заболеваний, курсовых доз и числа курсов, проводимых в течение года [6].
Таким образом, при определении потребности в препаратах специфического действия рекомендуется использовать данные об уровне заболеваемости населения определенным видом болезни, методиках лечения и количествах препаратов, используемых для этого, т.е. применяется так называемый нормативный метод. Расчет потребности в препаратах этой группы можно условно произвести путем определения среднегодовых количеств их расхода. За основу берут показатель заболеваемости на 1000 населения и среднегодовую норму расхода определенного лекарственного препарата на одного больного.
2.4. Расчет потребности в лекарственных средствах широкого спектра действия
Эта группа включает самый обширный арсенал лекарственных средств. К ней относятся препараты, обладающие активностью в отношении многих возбудителей болезней: антибиотики, сульфаниламидные препараты, производные нитрофурана, окислители, соли тяжелых металлов, фенолы и др. Сюда же входят препараты, применяемые для лечения различных расстройств функциональных систем организма, имеющих одинаковое проявление, но разную этиологию: анальгезирующие и жаропонижающие, возбуждающие центральную нервную систему, снотворные, седативные и нейролептические, местноанестезирующие, обволакивающие и адсорбирующие, вяжущие, раздражающие кожу и слизистые оболочки, рвотные и отхаркивающие, слабительные, витамины, гормональные препараты и др.
В данном случае для прогнозирования потребности применяют экономико-математические и логико-экономические методы. Перечисленные методы также могут быть использованы при прогнозировании потребности в лекарственных препаратах специфического действия. Такой выбор методов прогнозирования обусловлен тем, что на формирование потребности в данных лекарственных препаратах и уровня их потребление оказывают влияние одновременно множество факторов [7].
1.Экономико-математические методы:
-
методы прогноза на базе однофакторных моделей (в основе – построение моделей по одному (чаще временном фактору); -
методы многофакторного корреляционно-регрессионного анализа (позволяет количественно оценить влияние сразу нескольких факторов и определить степень их взаимосвязанности).
Использование метода регрессионного анализа позволяет изучить изменение среднего значения потребности в зависимости от факторов, его формирующих. Данная методика предусматривает составление прогнозов потребности в лекарственных средствах на основании анализа динамики потребления препаратов за несколько предшествующих лет, определения и оценки факторов, под влиянием которых формируются спрос и потребление медикаментов.
2. Логико-экономические методы.
Принцип данных методов заключается в прогнозе на основе экспертных оценок компетентных специалистов. Полученное в результате обработки оценок экспертов мнение принимается за оптимальный прогноз потребности лекарственных препаратов. Данный метод прогнозирования применятся при оценке потребности в новых лекарственных препаратах.
Следует понимать, что при прогнозировании потребности с помощью математической статистики за основу берутся данные о фактическом потреблении. Значит, в данном случае мы говорим по сути не о прогнозировании потребности, а о прогнозировании спроса [8].
-
Методы изучения спроса на лекарственные препараты
Спрос и потребность - понятия взаимосвязанные, поскольку спрос можно определить: во-первых, как форму проявления потребностей; во-вторых, как платежеспособную потребность.
Потребительский спрос относится к категории, на которую оказывает влияние множество факторов технического, экономического и социального порядка. Их изучение проводится как на макро-, так и на микроуровне.
К анализу спроса должен быть применен системный подход - это предполагает рассмотрение его как составного элемента рынка.
Для анализа спроса на микроуровне используются материалы:
-
выборочного учета движения товаров по ассортименту; -
сплошного количественно-суммового учета продаж и остатков товаров; -
внеучетных источников информации за счет панельных опросов потребителей, экспертов и торговых корреспондентов;
-
социологических опросов, ставящих своей целью получение информации, необходимой для выявления типологии потребителей и построения модели поведения; -
информационно-маркетинговых центров различных видов и форм.
Различный характер спроса на отдельные товары определяется специфическими особенностями их потребительских свойств и требует дифференцированного подхода к их изучению.
Анализ потребительского спроса начинается с описательной модели конкретного товарного рынка, которая содержит информацию о его качественном своеобразии. Разработке описательной модели предшествует анализ и количественная оценка присущих данному рынку тенденции и причинно-следственных связей.
Конечной целью анализа спроса является разработка прогнозов емкости рынка. Для товаров длительного пользования, например, означает определение объема первичного спроса и спроса на замену.
Когда организация/предприятие решает для себя вопрос о выборе целевого сегмента, целевого рынка, оно в процессе принятия решения опирается, прежде всего, на показатель рыночного спроса.
Рыночный спрос- это общий объем продаж на определенном рынке определенной марки продукта за определенный период времени.
В общем случае определение текущего рыночного спроса (реальной емкости рынка) в денежном выражении выглядит следующим образом:
Q = п* q * р, (5)
где Q - текущий рыночный спрос в денежном выражении;
п - число покупателей данного вида товара на данном рынке;
q - число покупок данного товара, приходящихся на одного покупателя в исследуемый период времени;
р - средняя цена данного товара.
Если же более детально подходить к проблеме исследования рыночного спроса, то необходимо изучать влияние на объемы продаж и потребление таких факторов как: цена, уровень доходов, структура потребления и т.д. [9]
3.1. Метод определения спроса на основе анализа цен и объемов продаж
Этот метод позволяет прогнозировать изменения спроса и его эластичность по цене. Он имеет значение для планирования базовых уровней цен, а также уточнения ценовых расчетов с учетом опыта первоначального периода продаж. Метод заключается в определении линейного уравнения спроса по двум точкам, то есть по двум замерам рыночных условий.
Данный метод заключается в определении линейного уравнения спроса по двум точкам, то есть по двум замерам рыночных условий.
Фиксируются два объема продаж и обеспечившие их уровни цен на основании фактических наблюдений.
Ставится задача нахождения линейной функции спроса типа:
q = а + b *Р, (6)
где q - объем продаж;
Р- цена товара.
Принципиальное значение имеет выбор периодов наблюдения (замера информации).
Точки замера должны минимально отличаться друг от друга с позиции колебания сезонности продаж, известных краткосрочных колебаний деловой активности, резких изменений издержек, цен и доходов, а также других факторов закономерного или случайного характера, резко повлиявших на цены или объемы продаж одного из периодов.
Имея данные об объемах продаж q и ценах Рдвух периодов, получаем систему линейных уравнений:
q1 = а + b *Р1 (7)
q2 = а + b *Р2 (8)
Решив данную систему уравнений, получим искомые параметры, характеризующие величину и эластичность (угол наклона) кривой спроса:
a = (PI*q2 — P2*q1) / (P1 — P2) (9)
b = (q1 — q2) / (P1 — P2) (10)
3.2. Изучение спроса методом экспертных оценок
Конъюнктура рынка- это конкретная экономическая ситуация, складывающаяся в какой-либо данный момент и определяемая соотношением спроса и предложения, уровнем и структурой цен, состоянием товарных запасов, кратковременным действием других самых различных факторов.
Одним из важнейших мероприятий по изучению конъюнктуры рынка являются регулярные наблюдения за состоянием спроса. Для совершенствования информационной базы изучения конъюнктуры рынка и прогнозирования потребности в лекарственных средствах необходимы методы, которые должны обеспечить оперативное получение и доставку информации несколько отличной от той, что уже существует. К таким методам можно отнести социологические методы, позволяющие получить оперативную информацию о спросе, ориентированную на общественное мнение.
Предлагаемый метод изучения состояния спроса на лекарственные средства базируется на применении специалистами аптечных учреждений экспертной оценки состояния спроса на лекарственные препараты. Его сущность состоит в систематическом сборе и обобщении мнений специалистов о состоянии и тенденциях развития спроса как на фармакотерапевтические группы в целом, так и на отдельные препараты.
В качестве метода сбора дополнительной информации о состоянии рынка лекарственных средств используется метод экспертных оценок, который как специфический социологический метод ориентирован на получение информации об объекте исследования с помощью экспертов.
При экспертной оценке состояния спроса на лекарственные средства основные операции выполняются в три этапа:
-
подготовительный; -
работа экспертной группы; -
заключительный.
На подготовительном этапе принимается решение о проведении экспертизы. Устанавливается цель проведения экспертизы, сроки и условия ее проведения, определяется перечень оцениваемых препаратов и утверждается состав и функции рабочей группы [10].
Рабочая группа выполняет следующие функции:
-
подготавливает анкеты опроса экспертов; -
определяет количество экспертов, необходимых для проведения экспертизы; -
осуществляет отбор экспертов; -
проводит опрос.
На этапе работы экспертной группы специалисты аптек анализируют и оценивают состояние и тенденции развития спроса на лекарственные средства и отражают свое мнение в анкетах.
На заключительном этапе рабочей группой осуществляется обработка экспертной информации, анализ результатов и формулирование обобщенного мнения экспертной группы.
Число специалистов, необходимых для экспертной группы, рассчитывается по формуле:
n = ????/(????+????,????????????*????), (11)
где n - число специалистов, необходимых для участия в экспертизе;
N - численность аптечных учреждений, участвующих в анализе.