Файл: Методология составления заявки и расчета потребности в лекарственных средствах в рамках системы обеспечения населения необходимыми лекарственными средствами.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Для выяснения мнений экспертов-провизоров о состоянии реализации лекарственных средств на уровне аптечного учреждения используется анкета, в которой в закрытой форме сформулированы вопросы, позволяющие выяснить степень удовлетворения спроса на анализируемые лекарственные средства и определить тенденции его изменения.

В анкете указывается перечень препаратов анализируемой фармакотерапевтической группы с шифрами и соответствующими товарными реквизитами.

Эксперты выражают свое мнение о состоянии спроса на лекарственные средства, отмечая условным знаком «+» одну из граф каждой части анкеты.

На заключительном этапе экспертизы полученные анкеты анализируются на полноту и правильность заполнения. В случае неправильного заполнения анкеты или пропуска ответов представитель рабочей группы интервьюированием респондента-эксперта уточняет оценочные результаты.

Обработка полученной экспертной информации предполагает оценку двух основных характеристик рынка: обобщенного показателя степени удовлетворения спроса и сальдо конъюнктуры.

Показатель степени удовлетворения спросадает представление об общем положении на рынке лекарственных средств с точки зрения соотношения спроса и предложения.

Обобщенный показатель степени удовлетворения спроса может быть рассчитан по формуле:

С1 = (????,????????*????????+????,????????*????????+????.????????*????????+????4)/????????*????????????%, (12)

где C1 -обобщенный показатель степени удовлетворения спроса на I-й препарат;

n1 n2, n3, п4 - количество экспертов, отметивших, что спрос на I-й препарат удовлетворяется соответственно менее, чем на 50%, на 50-75%, от 75 до 100% и на 100%;

n0 - число специалистов, принявших участие в экспертизе;

0,25; 0,63; 0,87 - коэффициенты весомости, представляющие средние значения интервалов оценки удовлетворения спроса.

Данный показатель характеризует также интенсивность спроса, так как в условиях ненасыщенного рынка ярко проявляется зависимость величины текущего спроса от степени его удовлетворения [11].

Сальдо конъюнктуры- показатель, определяющий тенденции изменения спроса, может быть рассчитан по формуле:

СК = (????????+????????)/????????, (13)

где СК - сальдо конъюнктуры I-гo препарата;

nр - количество экспертов, отметивших, что в планируемом периоде спрос на I-й препарат возрастает;

nc - количество экспертов, отметивших, что в планируемом периоде спрос на I-й препарат сократится;


п0 - число специалистов, принявших участие в экспертизе.

Рассчитанные показатели сальдо конъюнктуры позволяют выделить в изучаемой группе лекарственных средств:

- перечень препаратов, спрос на которые в планируемом периоде возрастает (СК>0);

- перечень препаратов, спрос на которые сократится (СК<0);

- перечень препаратов стабильного спроса и с неустановившейся тенденцией изменений.

По результатам анализа экспертной информации составляется итоговый документ, содержание которого должно отражать реальное положение, сложившееся на рынке лекарственных средств.

Практическое внедрение предлагаемой методики позволяет также получить информацию об удовлетворении спроса на отечественные и импортные лекарственные средства, препараты-аналоги и лекарственные средства, близкие по специфике и силе воздействия, а также на лекарственные формы одного и того же препарата.

Все это дает возможность рабочей группе выработать эффективные рекомендации по сокращению текущей величины неудовлетворенного спроса, рациональному использованию имеющихся ресурсов лекарственных средств, уточнить объем дополнительных закупок остродефицитных препаратов и обеспечить достоверность информационной базы для составления заявок-заказов [12].

  1. Составление заявки на лекарственные средства

Варианты подачи заказа могут быть различны:

1. На бумажном носителе. В случае подачи заказа на бумажном носителе аптека составляет заказ-требование. В этом документе указывается наименование заказываемых товаров, единиц измерения и количества по каждому наименованию, проставляемое в графе затребованное. В срочных случаях может составляться требования накладная. Требования составляются в 2-х экземплярах, а на лекарственные средства, находящиеся на предметно–количественном учёте в 3-х экземплярах (1 экземпляр требования остаётся в аптеке, для контроля выполнения заказов, а остальные 1 или 2 направляются, в отдел снабжения поставщика). Требование, направляемое на аптечный склад, должны быть составлены по отделам хранения. Поступившие требования корректируются поставщиком, иногда даже дважды (в отделе снабжения и в отделе хранения). Корректировка возможна только в сторону уменьшения заказанного количества. В результате корректировки проставляется графа «фактически подлежит отпуску или отпущено» [13].

2. В электронном варианте. Компьютеризация процесса составления и подачи заказов уменьшает время на его исполнение. В этом случае, получив по модемной связи или электронной почте, периодически обновляемой прайс-листами поставщика, аптека составляет единичный заказ и направляет его на аптечный склад. При этой форме подачи заказа таксировка происходит автоматически.



3. По телефону. Заказ может быть сделан в устной форме по телефону, что повышает оперативность его выполнения. Получив заказ, поставщик определяет цену и сумму по каждому наименованию товара и общую сумму (таксировка).

После этого формируется заказ и составляется сопроводительные документы (счёт-фактура, товаротранспортная накладная). Эти документы называются сопроводительными, так как они сопровождают товар в пути его следования до места назначения.

Товаротранспортная накладная выписывается при доставке товаров автомобильным транспортным складом или транспортной организацией. К сопроводительным документам прилагаются сертификаты соответствия (сертификат качества) по каждому наименованию товара и по каждой серии этого наименования. Скомплектованный заказ вместе с сопроводительными документами поступает в транспортно-экспедиционный отдел склада. Здесь товар упаковывается и затаривается. При этом в каждый ящик или другую тару вкладывается упаковочный вкладыш или упаковочный ярлык, в котором указывается номер сопроводительного документа, наименование товаров в данном тарном месте, его количество и кому он предназначен. Упаковочный вкладыш или ярлык выписывается в 2-х экземплярах, второй остаётся на складе для контроля. Порядок поступления товаров в аптеку определяется договором и зависит от удалённости поставщика и наличия транспорта у него и у аптеки [14].
Заключение

Потребность - необходимость (нужда) в чем-либо, требующая удовлетворения и принявшая специфическую форму в соответствии с уровнем развития общества и личностью индивида.

Определение потребности в лекарственных средствах имеет в настоящее время большое значение, поскольку, базируясь на этой информации, принимаются многие управленческие и законодательные решения: формирование списков жизненно важных лекарственных средств, списка товаров критического импорта, решения об инвестициях в производство и т. д.

Для определения потребности в лекарственных препаратах используются различные методы, основанные на всестороннем изучении факторов, влияющих на потребление лекарственных препаратов.

Спрос и потребность - понятия взаимосвязанные, поскольку спрос можно определить: во-первых, как форму проявления потребностей; во-вторых, как платежеспособную потребность. Вместе с тем, спрос характеризует потребность лишь в тех товарах, стоимость которых потребитель может оплатить.


Список используемой литературы

  1. Кнышев А.В. Товароведение. Потребительский спрос и маркетинг. Кубань., 2006.

  2. Лобутева Л.А., Лопатин П.В., Чекова Л.П. Организация фармацевтической помощи: Системный маркетинговый подход (цикл лекций). – М.: ВУНМЦ МЗ РФ. – 1999.

  3. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. - М.: Юрайт, 2012. 

  4. Организация и экономика фармации. Под редакцией И.В. Косовой М., Академия: Мастерство, 2002.

  5. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. Учебник для вузов, 2-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

  6. Управление и экономика фармации: в 4 т.: учебник для студентов, обуч. по спец. 040500 «Фармация» / А. А. Теодорович [и др.] ; под ред. Е. Е. Лоскутовой. - Москва: ACADEMIA, 2008. – (Высшее профессиональное образование). Т. 2: Учет в аптечных организациях: оперативный, бухгалтерский, налоговый.

  7. Асанов, Александр Инновационная система управления экономикой региона / Александр Асанов. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2012.

  8. Основы экономики и управления производством. - М.: Экономика, 2013.

  9. Основы экономики и управления. - М.: Академия, 2011.

  10. Информационные технологии в экономике и управлении / Под редакцией В.В. Трофимова. - М.: Юрайт, Юрайт-Издат, 2011.

  11. Организация фармацевтической помощи. Методическое пособие для студентов заочного отделения, обучающихся по специальности фармация. – М.: ММА им. И.М. Сеченова, 2005.

  12. Карева Н.Н., Охотина Н.А. Маркетинг на фармацевтическом рынке. Фармация, 1995.

  13. Управление и экономика фармации: учебник / под ред. В.Л. Багировой. – М.: ОАО «Издательство «Медицина», 2004.

  14. Калина А. В., Конева М. И., Ященко В. А. Современный экономический анализ и прогнозирование (микро - и макроуровни): Учеб.-метод. пособие. -- К.: МАУП, 2003.