Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Комсомольский-на-Амуре государственный университет»
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра "Публичное и частное право"
К О Н Т Р О Л Ь Н А Я Р А Б О Т А по дисциплине «Конституционное право»
Вариант 2
Студентка группы 2ЮРба-1
Преподаватель
Д.Е. Ваганова
А.В. Колыбин
2023
2
Содержание
Задача 1……………………………………………………………….
3
Задача 2……………………………………………………………..
5
Задача 3……………………………………………………………….. 7
Задача 4………………………………………………………………..
10
Задача 5………………………………………………………………..
14
Задача 6………………………………………………………………...
16
Список использованных источников……………………………..
26
3
Задача 1
Квалифицировать описанные ситуации
(указав положения соответствующих нормативных документов / судебных решений) и (или) ответить на поставленные вопросы. Конституция Российской Федерации в ч.
3 ст. 67 упоминает об изменении границы между субъектами Российской
Федерации, утверждение которых согласно п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции
Российской Федерации относится к ведению Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации. Санкт-Петербург и
Ленинградская область заключили Соглашение «Об уточнении границы между Санкт-Петербургом и Ленинградской областью как субъектами
Российской Федерации» (в 2004 г.) и пять дополнительных соглашений к нему (в 2006, 2009, 2010, 2012 и 2016 гг.). На рассмотрение Совета
Федерации указанные соглашения не выносились. Правомерно ли заключение таких соглашений? Если правомерно, то распространяется ли на их заключение порядок, предусмотренный для изменения границ? Если неправомерно, то какой порядок может быть использован для признания таких соглашений недействительными? Ответы аргументировать.
Ответ: Границы между субъектами Российской Федерации объективно могут нуждаться в изменении. Правовая возможность изменения границ между субъектами Российской Федерации с их согласия прямо предусмотрена Конституцией Российской Федерации (ч. 3 ст. 67
Конституции РФ). Но процедурно вопрос не урегулирован на конституционном уровне, кроме отнесения к ведению Совета Федерации
Федерального Собрания Российской Федерации утверждения таких изменений (п. «а» ч. 1 ст. 102 Конституции РФ). Совета Федерации издал ряд постановлений, утверждающих коррекцию границ регионов на основе главы
18 своего Регламента. Нормы этой главы выходят за рамки процедуры утверждения таких изменений, и фактически решают вопросы о виде
4 правового акта об изменении границ, компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, перечне необходимых документов.
Согласно подп. «е» п. 3 ст. 5 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» постановлением регионального парламента утверждается соглашение об изменении региональных границ. Таким образом, заключение подобных соглашений следует признать неправомерным и подлежащим обжалованию в соответствии с нормами КАС РФ.
5
Задача 2
В Государственную Думу поступил проект ФКЗ о Федеральном собрании РФ и проект ФКЗ о преобразовании Еврейской автономной области и Хабаровского края в Амурский край. Возможно ли принятие подобных законов? Ответ обоснуйте
Ответ: В соответствии с ч.5 ст. 66 Конституции РФ, статус субъекта
Российской Федерации может быть изменен по взаимному согласию
Российской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом. Таким образом, изменить статус субъектов РФ можно, но для этого нужно соблюсти процедуру согласования.
Так, в соответствии со ст. 108 Конституции РФ, федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа сенаторов Российской
Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов
Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской
Федерации и обнародованию. Если Президент Российской Федерации в течение указанного срока обратится в Конституционный Суд Российской
Федерации с запросом о проверке конституционности федерального конституционного закона, срок для подписания такого закона приостанавливается на время рассмотрения запроса Конституционным
Судом Российской Федерации. Если Конституционный Суд Российской
Федерации подтвердит конституционность федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации подписывает его в трехдневный срок с момента вынесения Конституционным Судом Российской Федерации соответствующего решения. Если Конституционный Суд Российской
Федерации не подтвердит конституционности федерального конституционного закона, Президент Российской Федерации возвращает его в Государственную Думу без подписания. Таким образом, если будет
6 соблюдена данная процедура, то закон можно признать соответствующим законодательству РФ.
7
Задача 3
Решением суда отказано в удовлетворении жалобы заявителя о признании недействительной нормы конституции субъекта Российской
Федерации о том, что президентом субъекта Российской Федерации может быть избран гражданин, владеющий русским языком и государственным языком этого субъекта Российской Федерации. При этом суд сослался на ч. ч.
1 и 2 ст. 68 Конституции РФ о том, что государственным языком Российской
Федерации на всей территории является русский язык, а республики вправе устанавливать свои государственные языки. 1. Что представляют собой избирательные цензы? Какие виды избирательных цензов закреплены в российском законодательстве? 2. Какие избирательные цензы могут быть установлены законодательством субъекта РФ на выборах высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ), депутатов законодательного
(представительного) органа государственной власти субъекта РФ? 3.
Обосновано ли решение суда?
Ответ:
1. Избирательный ценз — устанавливаемые законом условия для получения, или осуществления гражданином избирательного права. Согласно ст. 81 Конституции РФ и ст. 3 ФЗ от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах
Президента Российской Федерации» устанавливаются следующие виды избирательныхцензов для кандидата на должность Президента РФ: ценз гражданства, криминальный ценз, ценз дееспособности, ценз оседлости, возрастной ценз и количественный ценз.
2. Главой субъекта РФ может быть избран гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, и достигший возраста 30 лет. Следует
8 отметить, что это самый высокий возрастной избирательный ценз для обладания избирательным правом на уровне субъекта РФ. Депутатом
Государственной Думы может стать гражданин, достигший 21 года.
Президентом РФ — 35 лет. Законы некоторых субъектов Российской
Федерации содержат и ограничения максимального возраста — пассивного избирательного права лишаются лица, достигшие определенного возраста
(обычно 60-65 лет); - ценз оседлости предполагает требование проживания на определенной территории в течение определенного срока . Так, Президентом
РФ мажет стать гражданин, постоянно проживающий в Российской
Федерации не менее 10 лет (ст. 81 Конституции РФ). В региональном избирательном законодательстве содержатся различные модификации ценза оседлости, связанные с различным требуемым сроком проживания, а также с требованиями к самому проживанию (преимущественное, постоянное, непризывное проживание)
- ценз республиканского гражданства устанавливается в республиках в составе Российской Федерации.
Кандидатом может быть зарегистрирован лишь гражданин Российской
Федерации, который одновременно является гражданином данной республики.
3.
Конституция Российской Федерации непосредственно не устанавливает условия реализации гражданином Российской Федерации пассивного избирательного права при выборах главы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, связанные с достижением определенного возраста и продолжительностью проживания на территории субъекта
Российской Федерации. Отнеся к ведению Российской Федерации регулирование прав и свобод (пункт "в" статьи 71), Конституция Российской
Федерации одновременно предписывает федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов
Российской Федерации в процессе реализации их полномочий действовать с учетом того, что каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности,
9 предусмотренные Конституцией Российской Федерации (статья 6, часть 2), что все равны перед законом и судом (статья 19, часть 1), что гражданин
Российской Федерации может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет (статья 60), за исключением случаев, предусмотренных самой Конституцией Российской Федерации
(статья 32, часть 3; статья 81, часть 2; статья 97, часть 1), а ограничения прав и свобод могут устанавливаться федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, часть 3), т.е. должны быть соразмерны указанным целям. Содержащаяся в статье 55
(часть 3) Конституции Российской Федерации гарантия прав и свобод человека и гражданина обязывает федерального законодателя, предусматривая возможность участия субъектов Российской Федерации в конкретизации условий пассивного избирательного права, устанавливать пределы полномочий их законодательных органов. Если законодатель субъекта Российской Федерации выходит за рамки делегированных ему полномочий, четко определенных федеральным законом, то тем самым он нарушает статью 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации. Из этого, однако, не вытекает ни обязанность республик устанавливать государственные языки, ни необходимость специальных требований к знанию этих языков в качестве условия приобретения пассивного избирательного права, в том числе при выборах главы государства.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что решение суда полностью обосновано.
10
Задача 4
В соответствии с Положением о выборах депутатов законодательного собрания К края, Законодательное Собрание К края избирается сроком на пять лет и состоит из 52 депутатов. 1. Определите, какие избирательные системы могут быть применены в К-крае? 2. В чем специфика каждой из названных Вами избирательных систем? Каким образом подводятся итоги выборов при проведении голосования по каждой избирательной системе?
Кто из депутатов (списков депутатов) считается победившим в голосовании?
Ответ:
1. Существует три типа избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная и смешанная.
Мажоритарная система — это система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов.
Пропорциональная система — это система определения результатов выборов, в основе которой лежит принцип распределения мест пропорционально полученному каждой партией числу голосов, поданных за еѐ кандидатов на выборах.
Смешанная избирательная система — в ряде стран — избирательная система, основанная на сочетании двух систем представительства: пропорциональной и мажоритарной. Ее суть заключается в том, что часть депутатских мандатов распределяется в соответствии с принципами мажоритарной системы, что способствует формированию устойчивого правительства, а другая часть – в соответствии с принципами пропорциональной системы, что способствует более полному учету голосов избирателей и точнее отражает реальную картину политической ситуации в стране. Выборы депутатов Законодательного Собрания К-края проводятся по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе.
11 2. Мажоритарная система абсолютного большинства предполагает, что для избрания кандидату требуется получить абсолютное большинство поданных по избирательному округу голосов избирателей (50% + 1 голос).
Достоинством этой системы является простота определения победившего кандидата, недостатком — невысокая представительность голосов. В теории может быть потеряно свыше 49% голосов.
Пропорциональная система каждой страны имеет свою специфику, которая зависит от ее исторического опыта, утвердившейся политической системы и других обстоятельств. Хотя все пропорциональные системы имеет своей целью достижение пропорционального представительства, но реализуется эта цель в разной мере. В соответствии с данным критерием можно выделить три типа пропорциональных избирательных систем. Это – системы, реализующие в полной мере принцип пропорционализма; избирательные системы с недостаточным пропорционализмом; системы, которые хотя и достигают пропорциональности между поданными голосами и полученными мандатами, однако предусматривают различные заградительные барьеры проникновению представителям некоторых политических сил в парламент. Пример – избирательная системы ФРГ. Здесь кандидаты от политической партии, не набравшей 5% голосов избирателей в границах страны, в парламент не попадают. Такой «избирательный метр» используется и в ряде других государств. При этом процент может быть иным.
Смешанная избирательная система, построенная на едином принципе – сочетании элементов мажоритарной и пропорциональной систем, имеет самые различные вариации, отличаясь большей или меньшей степенью демократизма, приспосабливаемости к конкретным условиям каждой страны.
Смешанные избирательные системы. Как отмечалось, и мажоритарная, и пропорциональная избирательная система имеет свои плюсы и минусы.
Поэтому в настоящее время в мире все чаще наблюдается тенденция объединения этих систем: часть депутатов парламента или коллегиального
12 органа местного самоуправления избирается по одной системе, а часть — по другой. Комбинируются также разные способы подсчета голосов, что уже было показано на примерах системы единого непереходящего голоса и кумулятивного вотума. Разумеется, смешанные системы, как и пропорциональная, могут быть применены только при выборах коллегиального органа. Их невозможно использовать, например, на выборах президента.
Согласно Закону Краснодарского края от 21 августа 2007 г. № 1315-КЗ
«О выборах депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края»
Статья 4. Избирательная система, используемая при проведении выборов депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края
Половина от установленного Уставом Краснодарского края количества депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края избирается по мажоритарной системе относительного большинства по одномандатным избирательным округам (один округ - один депутат), образуемым на основе средней нормы представительства избирателей.
Средняя норма представительства избирателей устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Краснодарского края и зарегистрированных в Краснодарском крае в соответствии с Федеральным законом "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", на общее число одномандатных избирательных округов.
Половина от установленного Уставом Краснодарского края количества депутатов Законодательного Собрания Краснодарского края избирается по пропорциональной системе по краевому избирательному округу (если выборы признаны состоявшимися и действительными, распределение депутатских мандатов осуществляется между списками кандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями по краевому избирательному округу, пропорционально полученному числу голосов избирателей).