Файл: Роль вокальноинструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 19601990х годов в 90е виа уже не было, откуда такая периодизация.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 84
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
УДК 78.03:784.66
Роль вокально-инструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 1960-1990-х годов – в 90-е ВИА уже не было, откуда такая периодизация?)
Желтым – замечания, голубым и зеленым – повторы, серым – клише, довольно старомодные выражения
Аннотация. В статье поставлена актуальная проблема влияния феномена вокально-инструментального ансамбля (ВИА) на эволюцию песенного жанра в отечественной музыкальной культуре с момента появления ВИА (1960-е годы) до окончания советского периода в искусстве (начало 1990-х годов). Актуальность темы обусловлена востребованностью (кем они востребованы? Разве востребованность — это доказательство?) музыковедческих исследований, посвящённых проблемам и важнейшим закономерностям развития современного музыкального искусства, в частности, советского периода – идеологически неоднозначного и требующего адекватной оценки (очень размыто: советское музыкальное искусство). Целью статьи является определение влияния ВИА на эволюцию песенного жанра в 1960-1990-е годы. Методология статьи опирается на системно-исторический подход. В результате исследования показано, что в обозначенный период деятельность вокально-инструментальных ансамблей играла важную роль в развитии отечественной песенной культуры, способствуя активной трансляции песенных жанров. Отмечены два основных фактора, определивших специфику песенного творчества в сфере ВИА: 1) поиск новых форм, техник, способов музыкального высказывания, соответствующих социокультурным запросам слушателей и опирающихся на лучшие традиции отечественной музыки; 2) влияние западной культуры с её поисками в области электронного инструментария, джаза, диско, техно, рок- и поп-музыки, массовизации и коммерциализации искусства.
Ключевые слова: вокально-инструментальный ансамбль, песенный жанр, песня, советская музыка, рок-музыка, эстрада.
Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Период 1960-х – начала 1990-х годов в советской музыке считается (кем считается?) временем культурного прогресса (там был и прогресс и регресс, каковы критерии оценки прогрессивности? И о какой культуре идет речь – академической, массовой, всей?) , финального витка развития перед тем, как по историческим причинам прилагательное «советский» станет характеристикой исключительно культуры недавнего прошлого (плохой стиль, и советское прошлое начинается гораздо раньше, с 1920-х годов) Этот этап имеет довольно чёткие временные рамки: его начало связано с периодом «оттепели» и ослаблением антиформалистической борьбы в сфере искусства (постановление 1958 года), а окончание фактически совпадает с распадом СССР. В то время отечественные музыканты открыли для себя новые горизонты современного творчества, в композиторскую практику стали внедряться стилевые достижения западной музыкальной культуры, всё более актуальными становились массовые жанры.
Песенное творчество также получило новый импульс к развитию. Вбирая в себя достижения предыдущих поколений, оно аккумулировало то лучшее, что было отобрано за годы существования советской песни и, вместе с тем, чутко отзывалось на прогрессивные тенденции современности (что является прогрессивным?), что особенно ярко представлено в эстрадном искусстве советских артистов периода 1960–1990-х годов. В этот период на концертной сцене появилось большое количество музыкальных коллективов, вокально-инструментальных ансамблей (ВИА) и отдельных исполнителей, чьё творчество способствовало развитию и постепенному переходу советской песенной культуры к новым, более современным формам. (это очевидно, каждый период – это период перехода к современным формам)
Вокально-инструментальный ансамбль как уникальный (в чем уникальность? Подобных ансамблей было много с мире, например. американские менестрели) феномен музыкальной культуры ХХ века оказал определённое влияние и на развитие советской песни, и на композиторское творчество в целом. Детальное изучение роли ВИА в эволюции песенных жанров является актуальной проблемой отечественного музыкознания, так как раскрывает важные закономерности существования современного музыкального искусства (общие слова). Решение этих (каких?) вопросов позволит установить взаимосвязь между различными сферами музыкального творчества – вокального и инструментального, профессионального и любительского и т.п., а также между музыкальной практикой и качественными изменениями в тематике, стилистике, жанровой палитре советских песен. (плохо стилистически: связь между практикой и качественными изменениями в тематике)
Таким образом, объектом исследования в настоящей статье является специфика деятельности ВИА в советской музыке 1960-1990-х годов. Цель статьи – выявить, какое влияние оказали вокально-инструментальные ансамбли на эволюцию песенного жанра данного периода.
Следует отметить, что феномен советской песни неоднократно рассматривался в работах отечественных музыковедов, в том числе А. Алексеевой, Я. Глушакова, В. Зака, Ю. Дружкина, Л. Ивановой, О. Ильичёвой, Е. Капичиной, Ю. Ковалёвой, Ю. Корева, В. Лях, Д. Сигиды, А. Сохора, А. Цукера и др. Где ссылка, о каких работах речь? Отдельное внимание уделялось и вокально-инструментальным ансамблям, а также их изучению в контексте музыкальной культуры второй половины ХХ века, например, такими исследователями
, как Э. Алимова, Е. Дегтярёв, В. Волобуев и К. Политковская (где ссылка). Однако жанрово-стилевое и культурное взаимодействие? этих сфер (песенного жанра и ВИА) не становилось предметом специального изучения, что и обеспечивает научную новизну настоящему исследованию (эти постановочные моменты на 4 странице уже неуместны и напоминают введение к научной работе) . При этом в основу методологии положен системно-исторический подход, методы систематизации и компаративного анализа, а также отдельные научные положения отечественных музыковедов (это не может лежать в основе методологии), раскрывающие закономерности развития советской музыкальной культуры второй половины XX столетия.
В истории советской музыки периоду распространения ВИА предшествует довольно сложное время давления цензуры и всяческих идеологических рамок. Однако искусство, как правило, именно «в условиях жёсткого пресса наглядно демонстрирует свои безграничные возможности в открытии и изобретении новых художественных форм и средств» (Шаповалов, 2010, c. 213–214). Ещё в преддверии «оттепели» начинается постепенное изменение подхода к песенному жанру: массовая песенная культура снижает функцию «поющей идеологии» и всё больше апеллирует к многоплановому поэтическому содержанию и более широким социокультурным потребностям массового слушателя (плохое смешение содержания и общественных потребностей). Но более серьёзные изменения в песенном жанре начались именно в 1960-е годы. По идеологическим причинам снижается востребованность массовой песни, молодежное движение оказывает активное влияние на развитие музыкальной культуры, возникают новые с жанрово-стилистической точки зрения?? явления – бардовская песня, эстрадный шлягер, бит-музыка, вокально-инструментальный ансамбль и т. п. Новые песенные жанры отличаются понятным и близким молодежи содержанием, а в обществе в целом формируются отличные друг от друга музыкальные вкусы. Несмотря на то, что советское руководство всё ещё диктует некоторые правила и противодействует полной свободе творчества, относительная слабость цензурных механизмов делает эту борьбу малоэффективной.
Начиная с 1960-х годов, в советском музыкальном искусстве активно формируются ВИА – музыкальные коллективы, исполнявшие популярную эстрадную музыку и официально именовавшиеся «вокально-инструментальными ансамблями», которые стали особой частью отечественной культуры (это уже повтор, такие фразы были). Именно эти коллективы, количество которых с начала 1970-х годов постоянно увеличивалось, в значительной степени «способствовали переходу советской песенной культуры к новым, более современным художественным формам, утверждавшимся на советской эстраде, несмотря на цензуру и постоянный идеологический контроль» (Никитина, 1991, с. 195). Несмотря на то, что феномен вокально-инструментального ансамбля в исторической перспективе не получил большого будущего, его существование активно повлияло на создание и формирование вкусовых предпочтений советской аудитории того времени, а также наложило отпечаток на всю эволюцию песенных жанров во второй половине ХХ века. Э. Алимова в своем исследовании о генезисе и специфике ВИА утверждает, что «вокально-инструментальный ансамблевый „бум“, охвативший музыкальную массовую культуру второй половины ХХ века и продолжающийся по сегодняшний день, на новом витке исторической спирали является отражением традиции полупрофессионального („третьепластового“) музицирования прежних эпох, но с „поправками“ на новую социальную и политическую ситуацию» (Алимова, 2019, с. 5). Исходя из этого, она выделяет ряд факторов, которые явились прямыми предпосылками возникновения трёх основных разновидностей (очень запутанно) вокально-инструментального ансамбля:
-
эстрадно-джазовые ансамбли, исполнявшие в «камерных» аранжировках самые разнообразные песни – от музыки к популярным кинофильмам, фрагментов из мюзиклов, джазовых «стандартов» до обработок народных мелодий в соответствующем стиле; -
фольклорные вокально-инструментальные коллективы, которые специализировались на воспроизведении образцов народного музицирования в его различных национальных формах (ансамбли балалаечников, бандуристов, в Крыму – крымскотатарские и цыганские «чалы» и др.); -
рок-группы, возникшие под определяющим влиянием творчества «The Beatles».
Очевидно, что все три группы были напрямую связаны с функционированием песенных жанров в сфере музыкальной культуры (песни пелись ВИА, ВИА пели песни, такая логика?). В свою очередь, сама деятельность ВИА стимулировала создание песен для этого типа ансамблей.
Первое время репертуар вокально-инструментальных ансамблей включал по большей части аранжировки классической (например?) и популярной музыки. С развитием данного (какого?) музыкального феномена репертуар ВИА постепенно становился авторским. Тематика песен вокально-инструментальных ансамблей, в общем и целом, отвечала сложившимся культурным запросам времени. Основной акцент был направлен (акцент не может быть направлен) на широко трактованную лирику, связь прошлого и настоящего, а также формирование будущего в настоящем (очень странные формулировки); постепенно происходила индивидуализация и психологизация песенного жанра. Отголоски Великой Отечественной войны и тема Родины продолжали подниматься в отдельных песнях – так называемых песнях-воспоминаниях, лирических монологах. В 1960-е годы поэты, работавшие в сфере ВИА, создали множество шедевров, замечательных образцов патриотической лирики, которые обогатили культуру советского общества.
Относительно стилистики звучания первых вокально-инструментальных ансамблей Э. Алимова отмечает, что ВИА представляли собой «всевозможные экспериментальные „гибриды“, направленные на поиск новых саундов и сценических форм репрезентации» (Алимова, 2019, с. 5). Действительно, противоречивые 1960-е годы внесли новую стилевую направленность в советское песенное творчество, связанную с поисками более глубокого содержания, с новаторскими композиторскими решениями (какие новаторские решения в песне?), современными техниками (о каких техниках речь?).
Уже к середине 1960-х годов вокально-инструментальные ансамбли представляли собой официальные коллективы, состоявшие из профессиональных музыкантов во главе с художественным руководителем, что отделяло песенное творчество ВИА от так называемой авторской песни. Исследователи отмечают [кто], что зачастую вокально-инструментальный ансамбль состоял из 5-10 человек. Традиционной частью (а была нетрадиционная?) коллектива были музыканты-вокалисты и мульти-инструменталисты. Как правило, в арсенале музыкантов были две или три электрогитары, ударные установки, электроорган, синтезаторы, различные усилители, микрофоны, колонки (не нужно перечислять инструментальный состав и аппаратуру в одном перечислении). Однако участники могли меняться в составе одного и того же ВИА, и песни из их устойчивого репертуара могли исполняться различными солистами (плохо по формулировке). Это принципиально отличало вокально-инструментальный ансамбль от более позднего (и «западного» по своему происхождению) музыкально-культурного явления – группы (творчество групп во многом определялось и даже чисто внешне отождествлялось с образом солиста – «фронтмена»). Песни, которые исполнялись вокально-инструментальными ансамблями, должны были пройти через определенный «идеологический контроль» со стороны художественных советов. «Вместе с тем, стиль и манера исполнения этих ансамблей заметно отличались от традиционной советской эстрады и были ориентированы, прежде всего, на молодежную аудиторию» (Николаев, 2020, с. 20).
Одним из наиболее известных и популярных вокально-инструментальных ансамблей, появившихся в 1960-е годы, был «Интеграл» (пример 1). Изначально коллектив представлял собой эстрадно-джазовый ансамбль. Изначально коллектив был создан в 1962 году как джазовый ансамбль, однако в 1965 году он преобразован в джазовый квинтет, а в начале 1970-х был аттестован как ВИА.
Пример 1
ВИА Интеграл, 1976 г.
В. Щедрин – банджо, флейта, гитара, А. Гумаров – бас-гитара, Б. Алибасов – ударные, Ю. Лоза – гитара, вокал, И. Сандлер – клавишные, вокал.
В 1970-е годы вокально-инструментальный ансамбль как культурное явление постепенно формирует свои основные признаки: помимо специфики состава, о которой говорилось выше, было важно наличие официального статуса и ансамблевое исполнение песен. Понятие ВИА применительно к советской песенной культуре обрело вполне конкретное содержание (ВИА не может обретать содержание). Ряд вокально-инструментальных ансамблей были признаны филармоническими ансамблями и включены в перечень филармонических коллективов под аббревиатурой ВИА. Исследователь Е. Дегтярёв утверждает, что к началу 1974 года количество зарегистрированных ВИА достигало буквально 160 тысяч! (Дегтярёв, 2008, с. 194). Можно только представить, какое это количество участников, которых захлестнула волна новой музыки.