Файл: Роль вокальноинструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 19601990х годов в 90е виа уже не было, откуда такая периодизация.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Такая массовизация и популяризация феномена ВИА не могла не отразиться на его качественных сторонах. Постепенно изменяется песенный репертуар вокально-инструментальных ансамблей: если «первоначально репертуар ВИА состоял из англоязычных песен, то со временем были созданы такие ансамбли, как „Скоморохи“, „Мираж“, „Русь“ и др., которые в своих рок-композициях использовали русскоязычные тексты» - мысль, не стоящая цитирования (Кутейников, 2011, c. 202). Среди огромного количества существовавших на тот момент ВИА особой популярностью также пользовался ансамбль «Земляне» (образован в 1976 году), а также «Песняры» (1969), «Коробейники» (1970), «Ариэль» (1970), «Поющие сердца» (1971), «Самоцветы» (1971) и многие другие. Тексты песен, которые исполняли вокально-инструментальные ансамбли, создавались популярными поэтами, реже – самими участниками ансамблей. Поэтические образы охватывали большой диапазон лирических и лирико-патриотических чувств, зарисовок современности, динамичных сторон советской жизни. Не последнее место в тематике песен занимала природа, космос, окружающий мир, личность и её чувства.
Одним из ярких примеров может послужить песня А. Пахмутовой «Беловежская пуща» (сл. Н. Добронравова), которую исполнял советский белорусский ВИА «Песняры». Эта песня стала одним из символов советской эпохи и принадлежит «к числу высших достижений лирико-романтической линии <…>. В ней раскрыты образы природы тонкими живописными красками инструментального сопровождения с переливами полутонов» - мысль, не стоящая цитирования (Алексеева, 2015, с. 133). Кантиленная мелодия с плавными «обтекаемыми» контурами отдалённо напоминает о тягучих интонациях? протяжной песни, и более отчётливо – о традициях о русского романса эпохи романтизма и выразительности русского ариозного стиля.
Помимо такого почвенно исторического, «национального» звучания на стилистику песенного жанра оказывает влияние западная массовая культура – англо-американская рок-н-рольная музыка, джаз, электронная и рок-музыка. Межкультурное взаимодействие стран, долгое время отгороженных друг от друга «железным занавесом», привело к активному впитыванию советской массовой музыкой различных достижений и экспериментов западной музыки. В начале 1970-х годов, как утверждает А. Цукер, в искусстве советского периода начинает формироваться «своеобразный гибрид музыкального направления поп- и джазовой музыки, несмотря на фактический запрет джаза в СССР, что обусловило специфику развития и содержания данного направления» (Цукер, 2012, c. 34). Джазовая культура прошла свой особый путь развития в советское время, долгий и сложный, что совершенно невозможно осветить в рамках настоящей статьи. Однако следует упомянуть, что именно в 1970-е годы произошла легитимизация джаза в СССР, что в последующем привело к формированию профессиональных джазовых ансамблей – феномена, существующего параллельно ВИА (например, «Каданс» Г. Лукьянова, «Арсенал» А. Козлова, «Аллегро» Н. Левиновского и др.). Эти явления не были полностью родственными, так как джазовая музыка, позиционирующаяся как более профессиональная и даже элитарная, в меньшей степени ориентировалась на массового слушателя и не привлекала интерес такого количества участников-музыкантов, как «демократичные» ВИА.
Однако так или иначе, джазовая стилистика, как и многие другие актуальные стилевые веяния того времени, оказывала влияние на музыку ВИА. Неслучайно В. Помещикова, характеризуя песенную культуру 1970-х годов, указывает на значительное расширение её жанрово-стилевого диапазона: возникает «бит-песня (песня для ВИА), сложился новый композиторский стиль Д. Тухманова, появилась фолк-музыка, впервые появляются рок-композиции на русском языке, <…> значительно расширяется тематическое и жанровое разнообразие: появляется джазовая песня, поднимаются темы времени, взаимодействия прошлого и настоящего, продолжает свое развитие жанр песни сверстников, зарождается исповедальная женская песня, социальные и бытовые проблемы порождают юмористические (сатирические) песни, продолжается развитие темы Великой Отечественной войны, продолжает развиваться любовная лирика» (Помещикова, 2015, с. 42). Песенный жанр приобретает всё большую глубину и разнообразие, обогащается палитра выразительных средств и стилистика. Общие слова Что всегда отличало ВИА – так это тембровая характеристичность, отличающаяся от академичных форм эстрадного искусства- о чем речь?.
Значительный импульс к развитию песенного жанра дало развитие электронного инструментария. Эпоха электронной музыки наступает вместе с налаживанием серийного производства синтезаторов в 1970-е годы, которые применяют как в поп- и рок-музыке, так и в академических кругах. Благодаря новым тембровым, динамическим и акустическим возможностям, а также абсолютно новому звучанию и исполнению музыки, ВИА с электронными инструментами в прямом смысле захватывают своим вниманием?? и потрясают всё советское общество – это стало триггером стремительного развития песенных жанров в музыкальной культуре. Так, в 1970-е гг. возможности электронного инструментария и легкожанровая направленность творческих поисков зарубежной эстрады приводит к появлению стиля диско, который оказал существенное влияние и на отечественную эстрадную музыкальную культуру, несмотря на так называемый «железный занавес». Электронно-танцевальный стиль звучания и развлекательный характер определяют советское песенное творчество в стиле диско. Ярким представителем данного направления является ВИА «Красные маки», с их бесспорным хитом «Кружатся диски», сочинённым Д. Тухмановым на слова И. Кохановского. Зажигательные ритмы, острые гитарные риффы, плотные брассовые проигрыши и характерный, откровенно «синтетический» синтезаторный фон дополняют вполне типичный для ВИА лирический многоголосный вокал.
Также отметим, что в 1980-х годах в советской массовой музыке наблюдаются проявления «одного из направлений электронной музыки, <…> стиля „техно“, который постепенно вышел из андеграунда электронной культуры и со временем приобрел статус востребованной, преимущественно клубной музыки. зачем это цитировать? <…> Он определяется преимущественным использованием электронного синтезированного звука, опорой на механистичные остинатные ритмы и довольно быстрые удержанные темпы без каких-либо сдвигов» (Мартыненко, 2020, с. 162–163). Примерами этого служит творчество ВИА «Альянс», групп «Кар-мэн», «Ласковый май».
Однако здесь следует подчеркнуть, что в этот период само определение «вокально-инструментальный ансамбль» постепенно утрачивает свою актуальность. Если 1970-е годы считаются «золотым веком» советских ВИА, то к середине 1980-х гг. популярность многих коллективов постепенно угасает, а новые поп-коллективы получают общее универсальное наименование – «группа». Справедливости ради нужно отметить, что некоторые вокально-инструментальные ансамбли просуществовали в качестве «музыкального символа» советской эпохи и даже некоего культурного «антиквариата» ещё довольно долго: например, ВИА «Весёлые ребята» (пример 2). Музыканты в основном аранжировали классику, рок, поп-музыку, и презентовали лирико-ностальгическую сторону эстрадной музыки, чем и завоевали внимание советского слушателя. Простые тексты, лёгкая ненавязчивая музыка в сочетании с профессиональной аранжировкой и тщательно подобранными инструментами, не нарочитость сценического образа – таков был путь?? популярности «Весёлых ребят».
Пример 2
ВИА «Весёлые ребята» 2009 г.
во главе с Павлом Слободкиным:
М. Решетников; И. Змеенков; Ю. Андреев; А. Концур; А. Черевков; И. Пашков
В 1980-х годах в развитии песенных жанров, по мнению С. Николаева, «начинают формироваться предпосылки для более существенных изменений <…>, нарастающее влияние западной культуры на советскую молодежь дает новый импульс развитию вокально-инструментальных объединений, и, как следствие, создаются и развиваются подпольные рок-группы, которые к середине 1980-х гг. становятся культовыми для значительной части советской молодёжи» (Николаев, 2020, с. 21). Инструментальная составляющая музыки ВИА и рок-групп становится всё более важной, выразительно насыщенной. Тогда как в академическом музыкальном искусстве ХХ века связь между интонационной и эмоциональной стороной произведения ослабевает, в сфере массовой и эстрадной культуры композиторы пытались «конкретизировать» музыку, направляя восприятие слушателя с помощью авторского комментария, названий, звукоизобразительных элементов. Словесная программа к песне?? даёт ключ к смыслу произведения, помогает раскрыть его содержание и понять замысел автора. Как указывает Т. Грачёва, именно «программность <…> расширяет семантические возможности музыки в сторону большей конкретики <…>, музыка даёт нам возможность чувствовать, действует на интуитивном уровне сознания и подсознания, слово же реализует наше непременное стремление знать, привносит в музыку, изначально чувственную,
элемент рациональности, конкретности музыкального образа» (Грачёва, 2009, с. 169). Например, в знаменитой песне В. Мигули «Трава у дома» (ВИА «Земляне») электронные тембры и необычные «космические» переливы арпеджио, повторяющиеся в виде нисходящих секвенций, придают песне ощутимую звуковую конкретику. Это образ необъятного ледяного космоса, представленный в динамичном припеве, который противопоставляется более лиричному запеву, с показательной песенной природой интонаций и нацеленностью на передачу чувства щемящей тоски человека по дому. В данном примере вокальное и инструментальное, вербальное и звукоизобразительное сплелись воедино.
Кризис вокально-инструментальных ансамблей в СССР стал очевиден с Олимпиады-80, когда из тени вышла рок-музыка, и было смягчено отношение к некоторой части западной эстрады. Аудитория вокально-инструментальных ансамблей, в основном молодежь, всё больше стала проникаться рок-музыкой, диско, «новой волной», электронной музыкой, а ВИА стали терять былую популярность. По этой и другим причинам в 1980-х годах некоторые ансамбли распались, одни музыканты эмигрировали за рубеж, другие пытались создать новые группы, следуя более современному репертуару и музыкальным направлениям. Многие ВИА стали исполнять «перепевы» западных исполнителей, пытаясь таким образом вновь привлечь к себе аудиторию. В середине 1980-х годов, отмеченных недолгим возвращением активной борьбы с рок-музыкой и западной эстрадой в СССР, дали вокально-инструментальным ансамблям второй шанс, в результате чего многие ВИА изменили свой репертуар, а их исполнение и звучание стало более современным.
Но, так или иначе, «конец эпохи» был уже очевиден. Художественная ценность и самобытность песен конца 1980-х годов снижалась. «Процесс развития легкой танцевальной диско-музыки породил такой феномен, как абсолютная схожесть песен у разных групп конкретного жанра» (Николаев, 2020, с. 21). Например, эта «схожесть» могла проявляться в похожих названиях и образном строе песен, в идентичной аранжировке, стиле, гармонической сетке, и даже в совпадении некоторых фраз текста. Это всё естественно сказывалось на культурной ценности самого ансамбля. Впечатляющий пример связан с популярным образом розы в репертуаре ВИА: на фоне грандиозного успеха песни «Ласкового мая» под названием «Белые розы» у ВИА «Веселые ребята» появилась песня «Розовые розы», у ВИА «Электроклуб» – песня «Синяя роза». Все они были написаны практически в один период времени (конец 1980-х годов).
К сожалению, к началу 1990-х годов большинство групп и ВИА постепенно прекратили свою творческую деятельность и даже своё существование. Поводами для этого послужила и смена актуальных музыкальных стилей, и кризис самой художественной формы ансамбля, и перенос социокультурного интереса отечественных слушателей с «высоких материй» культуры и искусства в более прозаическую плоскость социально-политических и экономических аспектов нового устройства их жизни. Сыграл свою роль и тот факт, что творческая свобода, задекларированная ранее, должна была каким-то образом урегулироваться и иметь какие-то определённые художественные критерии. Это касалось качественного подбора репертуара, его исполнения, профессионализма музыкантов, звучания инструментов и аппаратуры.
Всё это повышало бы культурную значимость исполняемого материала и могло бы вернуть содержательную глубину эстрадно-массовой музыке. Дело в том, что последнее десятилетие ХХ века для эстрады было крайне плодотворным: свобода слова, отсутствие цензуры, полная коммерциализация эстрады, появление шоу-бизнеса как такового заложили новые организационные основы функционирования поп-индустрии. Песни тех лет передавали большое число настроений, в том числе чувств людей, живущих в переходные для страны годы. Однако лишь первое время российская поп-музыка находилась в зависимости от традиций вокально-инструментального ансамбля и советской массовой песни с их стремлением к профессионализму, музыкальной выразительности, искренности лирики, содержательной глубине. Далее стала побеждать коммерциализация искусства и примитивизация социокультурных запросов, фактически насаждавшаяся западной моделью популярного искусства. В. Семёнов метко называет эту культуру «антикатарсической», так как в ней «преобладают настроения и эмоции пессимизма, апатии, агрессивности, низкопробного гедонизма и вседозволенности, общая аморализация искусства, абсолютная непопулярность поэзии, упадок театра, засилье масскультовского кино, музыки и беллетристики и т. п. <…>. Сумеет ли наша художественная культура преодолеть этот антикатарсический кризис?» (Семёнов, 2007, с. 35).
Быть может, история вокально-инструментального ансамбля даст намёк на некоторые доступные пути обновления песенных жанров в наше время. Возможно, потенциал ВИА ещё не полностью исчерпан, и именно в его влиянии на массового слушателя можно найти некоторые интенции для преодоления кризиса песенного жанра. Во-первых, деятельность вокально-инструментальных ансамблей всегда носила высокохудожественный характер, была ориентирована на качественную поэзию, стимулировала к развитию музыкально-исполнительского профессионализма.