Файл: Роль вокальноинструментальных ансамблей в эволюции песенного жанра в советской музыке 19601990х годов в 90е виа уже не было, откуда такая периодизация.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.12.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Во-вторых, до сегодняшнего дня у подрастающего поколения не утрачено стремление к собственному музыкальному творчеству: подростки всё также собирают любительские «группы», теперь, правда, не ограничиваясь электрогитарами и самостоятельно собранными усилителями, а подключая достижения компьютерной эпохи, цифровую обработку аудио, банки сэмплов, программы для сведения и записи музыки, интернет-формы трансляции своего творчества.

В-третьих, история ВИА демонстрирует оптимистичный взгляд на будущее музыкальных коллективов: небольшое число советских ВИА всё-таки преодолели так называемый «кризисный творческий барьер» и преобразовались в группы разной музыкальной направленности, от поп-музыки до хард-рока. Большинство из тех ВИА, которые распались в 1980-1990-е годы, в основном начали сольную карьеру или вошли в состав новых групп. В некоторых ВИА поменялся состав, но они по-прежнему продолжают существовать. Среди таких «старожилов» – «Веселые ребята», «Земляне», «Песняры», «Цветы». В их репертуаре звучат и уже полюбившиеся хиты, и ремейки шлягеров, и даже новые песни. Их деятельность направлена, прежде всего, на аудиторию старшего поколения, вовлекая людей в атмосферу ностальгии по молодости, романтике и утраченному времени.

Песни, которые исполняли советские ВИА, по сей день продолжают звучать и жить своей жизнью в условиях современных тенденций. Та музыка, те ритмы и мелодии, которые появились в 1960–1980-х годах, не забыты и сегодня, и это говорит о том, что в советское время родилось действительно уникальное явление, которое по-прежнему привлекает многих слушателей. На протяжении всего своего эволюционного пути вокально-инструментальный ансамбль как культурное явление находился в поиске новых музыкальных идей, нередко подвергаясь критике. Пройдя долгий и сложный путь от экспериментов в области разных музыкальных стилей до создания лучших произведений в данной сфере, феномен ВИА отступил на дальний план, уступив место более актуальным формам массовой музыки. Было

Как показало настоящее исследование, деятельность вокально-инструментальных ансамблей оказала определённое влияние на развитие песенного жанра в советской музыке. В период 1960-х – начала 1990-х годов ВИА играли важную роль в отечественной музыкальной культуре, представляя собой один из наиболее востребованных типов музицирования, и в то же время распространённую форму трансляции песенного жанра в массы. В обозначенный период развитие песенного творчества вокально-инструментальных ансамблей определялось двумя векторами, связанными с эволюционными процессами в музыкально-культурном контексте. С одной стороны – это поиск новых музыкальных форм и жанров, техник, соответствующих запросам времени, необходимость качественного сочинения и исполнения, высокого художественного уровня как музыканта-исполнителя, так и поэта. С другой стороны – это, безусловно, влияние западной культуры, которая, несмотря на все запреты, была заметно ощутима в отечественном музыкальном искусстве.


Благодаря деятельности ВИА песенные тексты приобретали более широкую тематику, выразительный эмоциональный характер, отражая при этом внутренний мир человека и динамику постоянно изменяющегося мира. Музыкальная стилистика песен активно впитывала новые веяния, испытывала влияние джаза, рока, диско, техно, отражала особенности обновляющегося электронного инструментария. Основной же причиной изменений в песенной культуре было наличие соответствующих социокультурных потребностей и их постепенное изменение во второй половине ХХ века.
The role of vocal and instrumental ensembles in the evolution of the song genre in Soviet music of the 1960s-1990s

Abstract

The article raises the actual problem of the influence of the phenomenon of vocal and instrumental ensemble on the evolution of the song genre in Russian musical culture from the moment of the appearance of VIA (1960-ies) to the end of the Soviet period in art (early 1990s). The relevance of the topic is due to the demand for musicological research devoted to the problems and the most important laws of the development of modern musical art, in particular, the Soviet period – ideologically ambiguous and requiring an adequate assessment. The purpose of the article is to determine the influence of VIA on the evolution of the song genre in the 1960s-1990s. The methodology of the article is based on a system-historical approach. As a result of the study, it is shown that during the designated period, the activity of vocal and instrumental ensembles played an important role in the development of the national song culture, contributing to the active broadcasting of song genres. Two main factors that determined the specifics of songwriting in the VIA sphere are noted: 1) the search for new forms, techniques, ways of musical expression that correspond to the socio-cultural needs of listeners and rely on the best traditions of Russian music; 2) the influence of Western culture with its searches in the field of electronic instrumentation, jazz, disco, techno, rock and pop-music, mass production and commercialization of art.

Keywords: vocal instrumental ensemble, song genre, song, Soviet music, rock music, pop.
Литература – мало источников за последние 5 лет

  1. Алексеева А. А. Песенное творчество (60–80-е годы) // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2015. № 2. С. 125–146.

  2. Алимова Э. С. Генезис и «Пластовая» специфика феномена «Вокально-инструментальный ансамбль» // Южно-Российский музыкальный альманах. 2019. № 4 (37). С. 99–105.

  3. Грачёва Т. В. Программность как ключ к идентификации знаков и кодов музыкального сочинения // Вестник Челябинского государственного университета. 2009. № 35 (173). Филология. Искусствоведение. Вып. 37. С. 168–172.

  4. Дегтярёв Е. Е. Вокально-инструментальные ансамбли в музыкальной культуре Астрахани 60–80-х гг. ХХ в. // Гуманитарные исследования (Астрахань). 2008. № 4. С. 194–203.

  5. Кутейников И. А. Развлекательное искусство в России в ХХ веке: от «легкого жанра» к шоу-бизнесу // Сибирский научный вестник. 2011. № 3 (5). С. 200–205.

  6. Мартыненко Е. П. Техно-симфония как современный медиажанр // Музыка в пространстве медиакультуры. Краснодар, 2020. С. 162–166.

  7. Никитина Л. Д.Советская музыка. История и современность. Москва, 1991. 278 с.

  8. Николаев С. В. Особенности развития советского музыкального эстрадного искусства 1960-1980 годов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2020. № 4-3 (43). С. 19–22.

  9. Помещикова В. В.Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследования. 2015. № 20. С. 40–43.

  10. Семёнов В. Е. Дегуманизация в модернистском и массовом искусстве XX – начала XXI вв. // Журнал социологии и социальной антропологии. 2007. Том 10. – № 1. – С. 31–37.

  11. Цукер А. М. Отечественная массовая музыка: 1960–1990. Ростов-на-Дону, 2012. 192 с.

  12. Шаповалов В. Ф. Парадоксы искусства советского периода // Философия хозяйства. 2010. № 6. С. 213–224.


References

1. Alekseeva А. А. (2015) «Soviet mass song in 60's – 80's», Teatr. Zhivopis'. Kino. Muzyka. [Theatre. Painting. Movie. Music], no 2, pp. 125–146. (in Russ.)

2. Alimova E. S. (2019) «Genesis and «stratum» specifics of the phenomenon of «Vocal instrumental ensemble», Juzhno-Rossijskij muzykal'nyj al'manah [South-Russian Music Anthology], no. 4 (37), pp. 99-105. (in Russ.)

3. Gracheva T. V. (2009) «Programmability as the key to identifying the signs and codes of a musical composition», Vestnik Cheljabinskogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of Chelyabinsk State University], no. 35 (173), pp. 168–172. (in Russ.)

4. Degtyarev E. E. (2008) «Vocal and instrumental ensembles in the musical culture of Astrakhan in the 60-80s of the twentieth century» Gumanitarnye issledovanija (Astrahan') [Humanitarian Studies (Astrakhan)], no. 4. pp. 194–203. (in Russ.)

5. Kuteinikov I. A. (2011) «Entertainment art in Russia in the twentieth century: from the «light genre» to show business» Sibirskij nauchnyj vestnik. [Siberian Scientific Bulletin], no. 3 (5). pp. 200–205. (in Russ.)

6. Martynenko E. P. (2020) «Techno-symphony as a modern media genre» Muzyka v prostranstve mediakul'tury [Music in Space of Media-culture], рр. 162–166 (in Russ.)

7. Nikitina L. D. (1991) Sovetskaya muzyka. Istoriya i sovremennost' [Soviet music. History and modernity], Moscow, 278 p. (in Russ.)

8. Nikolaev S. V. (2020) «Features of the development of the Soviet musical variety art of 1960-1980» Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of Humanities and Natural Sciences], no. 4-3 (43). pp. 19-22. (in Russ.)

9. Pomeshchikova V. V. (2015) «Soviet song as a historical and cultural phenomenon of Russian art» Novoe slovo v nauke i praktike: gipotezy i aprobacija rezul'tatov issledovanija [New word in science and practice: hypotheses and approbation of research results], no. 20, pp. 40-43. (in Russ.)

10. Semjonov V. E. (2007) «Dehumanization trend in modernistic and popular art in the XXth and at the beginning of the XXIst centuries: a sociopsychological analysis» Zhurnal sociologii i social'noj antropologii [The Journal of Sociology and Social Anthropology], vol. 10, no. 1, pp 31–37. (in Russ.)

11. Tsuker A. M. (2012) Otechestvennaya massovaya muzyka: 1960-1990 [Russian mass music: 1960-1990], Rostov-na-Donu, 192 p. (in Russ.)

12. Shapovalov V. F. (2010) «Paradoxes of art of the Soviet period» Filosofiya khozyaistva [Philosophy of Economy], no. 6. pp. 213–224. (in Russ.)