Файл: Занятие Тема Общая характеристика экономической безопасности задание.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 135
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Внешнеэкономическая безопасность достигается повышением конкурентоспособности, приспособляемостью национальной экономики к условиям мирового рынка, обеспечением управляемости и адаптационной восприимчивости ее как к мерам протекционной защиты, так и к политике либерализации в целях обеспечения устойчивого экономического роста.
Выделим наиболее важные задачи в области внешнеэкономической деятельности, направленные на обеспечение экономической безопасности:
– регулирование развития внешней торговли при соблюдении экономических интересов России;
– дальнейшее развитие экспортного потенциала за счет расширения производства машин, оборудования и других высокотехнологичных товаров, проведение политики импортозамещения;
– поддержка интересов российских экспортеров на внешних рынках в целях восстановления и сохранения их позиций на товарных мировых рынках;
– проведение политики разумного протекционизма в отношении российских производителей, не являющихся монополистами на внутреннем рынке;
– реструктуризация внешнего долга для сокращения бремени его обслуживания;
– стабилизация курса рубля по отношению к свободно конвертируемым валютам.
Внешнеэкономическая политика может не только напрямую противостоять экономическим угрозам, но и играть самостоятельную роль в изменении баланса экономических потенциалов участников международного интеграционного процесса.
Вопросы для проверки
1. Причины столкновения экономических интересов стран на мировых рынках?
Причиной конфликтов в международных экономических отношениях являются столкновения, возникшие на основе противоположных экономических интересов ее участников. Существуют различные взгляды на международную конкуренцию и порождаемые ею конфликты.
Неравномерность распределения ресурсов в мире побуждает страны к участию в международной торговле. А. Смит и Д. Риккардо были одними из первых исследователей, заложивших научную базу в теории международной торговли. А. Смит является автором теории абсолютных преимуществ (1776), согласно которой преимущество имеет та страна (не важно, является она экспортером или импортером), производство единицы товара или услуги в которой обходится с меньшими издержками. Д. Риккардо сформулировал принцип относительных преимуществ (1817), объясняющий, что производство некоторого товара или группы товаров для отдельной страны может быть выгоднее остальных, т.е. каждая страна, даже не обладая абсолютными преимуществами, может обладать сравнительными по отношению к другим станам, специализируясь на производстве определенных экономических благ. Несмотря на ряд допущений, теория Д. Риккардо и по сей день служит обоснованием международного разделения труда.
В настоящее время в мире насчитывается около 200 признанных государств и более 50 непризнанных территорий, каждые из которых имеет различный уровень экономического развития, положение на международной арене, которое определяет возможность лоббирования своих экономических интересов и способность влиять на международные процессы в интересах собственного экономического развития.
Невзирая на теоретически обоснованное увеличение мирового благосостояния вследствие развития международной торговли и глобализацию экономического пространства, государственная экономическая политика большинства стран направлена на относительное ограничение внешней торговли в том или ином виде для защиты внутреннего рынка от иностранных конкурентов. Причиной этому может служить помощь отечественным производителям и поддержание уровня занятости за счет внутреннего производства, необходимость в дополнительных доходах государственного бюджета за счет сбора таможенных налогов, поддержание экономической безопасности страны и защита экономических интересов отдельных отраслей или групп населения.
5. Какие преимущества получила Россия во внешнеэкономической сфере, вступив в ВТО?
Торговая система ВТО помогает беспрепятственному осуществлению торговли и обеспечивает страны конструктивным и справедливым механизмом для разрешения споров по торговым вопросам, тем самым создавая и укрепляя международную стабильность и сотрудничество. Присоединяясь к ВТО, Россия получает легитимный выход на правовое пространство и международно-правовую защиту, гарантируемую нормами ВТО. Это относится к таким важным положениям, как:
режим наибольшего благоприятствования и национальный режим для российских товаров и услуг;
защита от дискриминационных внутренних налогов, акцизов и таможенных сборов;
свобода транзита, защита от дискриминационного применения гаммы технических, санитарных и фитосанитарных барьеров;
определенная гарантия против произвольного использования других торгово-политических средств, включая квотирование, антидемпинговые и компенсационные меры.
Неучастие России в ВТО поставило бы страну в практическую изоляцию от процесса развития мировой торговой системы и возможности отстаивать и защищать свои национальные торговые интересы. В качестве же члена ВТО Россия сможет использовать специальный механизм для более эффективного разрешения торговых споров, в том числе в целях преодоления несправедливых торговых барьеров.
Практическая работа № 6
Тема 6. Обеспечение безопасности предприятия
ЗАДАНИЕ:
4. Обосновать содержание жизненно важных экономических интересов средних и мелких российских предпринимателей.
Систему экономических интересов субъектов малого предпринимательства можно представить как совокупность интересов предпринимателей и работников. Экономические интересы предпринимателей обусловливаются в первую очередь личными экономическими интересами, которые зависят от ряда факторов. Во-первых, общественное разделение труда предопределяет возможности и необходимость удовлетворения потребностей индивида в получении профессии, специальности, что является основой получения стабильного дохода. Во-вторых, обладание и распоряжение ресурсами составляют основу интереса собственника - главного интереса системы. Поэтому для предпринимателя главную роль играет стремление к возобновлению и расширению своего бизнеса.
Личные экономические интересы предпринимателя составляют основу мотивации его деятельности и формируют соответствующую поведенческую модель. Мотив - "это внутренний, субъективно-психологический феномен, несущий в себе информацию о потребностях, интересах, ценностных ориентациях субъекта, а также его решение достигнуть предвидимый результат; это рационально-динамический фактор, ведущий к превращению целевых установок субъекта в его активную деятельность"1. Если под влиянием мотива достигается определенный уровень удовлетворения собственных потребностей, то происходит формирование устойчивых стереотипов поведения. Мотивационная модель поведения предпринимателя не является однородной. В ее основе лежат факторы сохранения и повышения социальной позиции в обществе, самореализации, повышения уровня материального благосостояния, возможности быстрого достижения успеха и благополучия и др.
Вопросы для проверки:
-
Что следует понимать под промышленным шпионажем?
Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.
10. Что следует понимать под стратегическим государственно-частным партнерством?
Государственно-частное партнерство, муниципально-частное партнерство - юридически оформленное на определенный срок и основанное на объединении ресурсов, распределении рисков сотрудничество публичного партнера, с одной стороны, и частного партнера, с другой стороны, которое осуществляется на основании соглашения о государственно-частном партнерстве, соглашения о муниципально-частном партнерстве, заключенных в соответствии с настоящим Федеральным законом в целях привлечения в экономику частных инвестиций, обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления доступности товаров, работ, услуг и повышения их качества.