Файл: 1. теоретические основы коммерческих рисков, их анализа и способов уменьшения.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 95
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ, ИХ АНАЛИЗА И СПОСОБОВ УМЕНЬШЕНИЯ 3
1.1. Коммерческие риски: понятие, сущность и классификация 6
1.2. Анализ коммерческих рисков: сущность и методы 10
1.3. Способы уменьшения коммерческих рисков 14
2. АНАЛИЗ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ПАО «ГРУППА ЧЕРКИЗОВО» 18
2.1. Общая характеристика ПАО «Группа Черкизово» 18
2.2. Анализ и оценка основных показателей хозяйственной деятельности ПАО «Группа Черкизово» 20
2.3. Себестоимость продукции ПАО «Группа Черкизово» 25
2.4. Оценка конкурентоспособности ПАО «Группа Черкизово» (SWOT-анализ, PEST-анализ, метод экспертных оценок) 30
3. УМЕНЬШЕНИЕ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ ПАО «ГРУППА ЧЕРКИЗОВО» 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЯ 40
ВВЕДЕНИЕ
Изучение коммерческих рисков, способы и методы их уменьшения стали объектом изучения многих российских и зарубежных экономистов. Эта тема является по-настоящему важной в сегодняшних реалиях. Это связано с тем, что она тесно связана с эффективностью хозяйственной деятельности организаций. Однако важно не только адекватно оценить риск, но и эффективно им управлять, своевременно предотвратить наступление негативных последствий.
Современная экономика стремительно меняется и требует от хозяйствующих субъектов способности к таким же быстрым изменением. В противном случае, высока вероятность ухода с рынка предприятий, которые не готовы, в соответствии с изменяющимися условиями, пересматривать стратегию и тактику своей работы, совершенствовать механизмы оценки коммерческих рисков, управлять ими. Высокий уровень конкуренции на рынке дополняет перечень причин, актуализирующих важность анализа коммерческих рисков. Многие руководители предприятий уделяют большое внимание анализу коммерческих рисков, поскольку от эффективности оценки зависят конечные финансовые показатели деятельности организации, а также возможность прогнозирования дальнейшего развития событий.
Актуальность исследования курсовой работы: для эффективной и безубыточной работы управленцы предприятия должны на постоянной основе осуществлять оценку коммерческих рисков и уметь управлять рисками в целях им уменьшения.
Изучение теоретических основ коммерческих рисков и способов их уменьшения, - способно создать основу эффективной деятельности российских предприятий, что будет способствовать не только повышению эффективности работы отдельной организации, в частности, но и улучшать состояние национальной экономики в целом.
Цель курсовой работы: изучить теоретические основы коммерческих рисков и способов их уменьшения.
Объект курсовой работы: коммерческие риски и способы их уменьшения.
Предмет курсовой работы: коммерческие риски и способы их уменьшения ПАО «Группа Черкизово».
Задачи курсовой работы:
- изучить коммерческие риски: понятие, сущность и классификацию;
- исследовать анализ коммерческих рисков: сущность и методы;
- изучить способы уменьшения коммерческих рисков;
- дать общую характеристику ПАО «Группа Черкизово»;
- произвести анализ основных показателей хозяйственной деятельности ПАО «Группа Черкизово»;
- проанализировать себестоимость продукции ПАО «Группа Черкизово»;
- произвести оценку конкурентоспособности ПАО «Группа Черкизово» (SWOT-анализ, PEST-анализ, метод экспертных оценок);
- предложить рекомендации по уменьшению коммерческих рисков ПАО «Группа Черкизово».
Теоретическая основа изучения коммерческих рисков и способов их уменьшения широка: она вбирает в себя как отечественных, так и зарубежных авторов. В частности, исследуемой теме посвящены труды И.Т. Балабанова, В.С. Ступакова, В.С. Токаренко, В.А. Абчук, Н.И. Машина, Т.А. Бычикова, В.В. Лукьянова, С.М. Бычкова, В.М. Гранатуров и мн.др.
Данная курсовая работа состоит из трёх глав, разделенных на параграфы; заключения; библиографии.
Первая глава является общетеоретической, создающей общее понимание категориального аппарата по вопросу изучения коммерческих рисков и способов их уменьшения.
Вторая глава представляет собой организационную характеристику ПАО «Группа Черкизово», а также анализ основных показателей хозяйственной деятельности, себестоимости продукции, оценку конкурентоспособности (SWOT-анализ, PEST-анализ, метод экспертных оценок) компании.
В третьей главе предлагается перечень рекомендаций по уменьшению коммерческих рисков ПАО «Группа Черкизово».
Заключение подводит итог курсовой работе, обозначая реализованные задачи и сделанные выводы.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОММЕРЧЕСКИХ РИСКОВ, ИХ АНАЛИЗА И СПОСОБОВ УМЕНЬШЕНИЯ
1.1 Коммерческие риски: понятие, сущность и классификация
Предпринимая попытку раскрыть сущность коммерческих рисков, необходимо рассмотреть общее определение термина «риск». Несмотря на то, что риски сопровождают человека в течение всей истории его существования, - даже на сегодняшний день общепризнанного определения «риска» не существует [16, С. 17].
Установить дефиницию пытались представители самых разных наук: экономисты, психологи, философы, социологи. В зависимости от научного метода, целей и задач исследования, - «риск» определялся по-разному, однако, как правило, скорее отражал не сущность понятия, а лишь указывал на меру риска.
Ярким примером этого являются следующие формулировки:
- «риск - это вероятность неожиданного события»;
- «риск - это статистически ожидаемая величина неожиданного события»;
- «риск – это неопределённость» [16, С. 17].
В последнем случае и вовсе лишь происходит подмена понятий, замена термина синонимом, который не раскрывает сущность «риска», не отражает его значимые черты и особенности.
Одно из наиболее удачных определений понятия «риск» дано в международном стандарте по риск-менеджменту: «Risk — effect of uncertainty on objectives», и переводится оно следующим образом: «Риск — влияние неопределенности на достижение целей» [21, С. 89].
Определение дано с рядом интересных и лаконичных примечаний:
-
влияние рассматривается как отклонение (с позитивными или негативными последствиями) от ожидаемого результата; -
неопределенность — это отсутствие информации относительно понимания или знания события, его последствий или вероятности; -
цели могут быть разными (финансовые показатели; техническая безопасность и здоровье людей; экология), они могут относиться к различным уровням управления (стратегический уровень, организационный, уровень проекта, продукта или процесса); -
риск характеризуется отношением к потенциальным событиям и последствиям или сочетанию данных пунктов; -
риск часто выражается в комбинации последствия события и вероятности его наступления.
Очень схожее с приведённым выше дано определение в «Руководстве для директоров», выпущенном Ассоциацией корпоративных казначеев (к слову, оно тоже содержит после себя ряд сопровождающих уточнений): «Риск - это угроза того, что какое-нибудь событие, действие или неспособность к действию неблагоприятно скажутся на способности компании эффективно реализовать ее бизнес-задачи и стратегические планы» [21, С. 117].
Далее рассмотрим определение и сущность коммерческих рисков. Вариации определения термина «коммерческий риск» также крайне широки и представлены различными авторами: в частности, в трудах И.Т. Балабанова, В.С. Ступакова [18] и В.С. Токаренко [19], коммерческий риск рассмотрен, как «опасность потерь (убытков) во время осуществления финансово-хозяйственной деятельности» [3]. Можно видеть, что представленное определение достаточно широко, а объясняется это тем, что представленные исследователи являются украинскими авторами, - в Хозяйственном кодексе Украины закреплено чрезмерно широкое понимание коммерческой деятельности в целом.
Схожим является подход В.А. Абчука, в соответствии с которым коммерческий риск рассматривается безотносительно коммерческой деятельности и трактуется достаточно широко. Не сосредотачиваясь на формулировании содержания, исследователь отмечает, что коммерческий риск может быть «расчетным, торговым и финансовым» [1, С. 24].
Иным является подход таких авторов, как В.А. Боровкова, в соответствии с которым «риск, который возникает в процессе реализации закупленных товаров и услуг, называют коммерческим (торговым) риском» [22, С. 24]. Автор отмечает параллель между коммерцией и торговлей, а также несколько уходит от содержательной нагрузки понятия коммерческого риска, делая ударение не на характеристике действий как объекта риска, а на месте их возникновения. Вместе с тем, спорным является акцент исследователя акцент на возникновении коммерческих рисков исключительно во время реализации товаров, который ограничивает сферу коммерческой деятельности только операциями продаж.
Схожие определения коммерческого риска дают исследователи Н.И. Машина [15], Т.А. Бычикова [7], В.В. Лукьянова [14], В.М. Гранатуров [8], отмечающие, что «этот вид рисков наиболее коварный и неопределенный, потому что вытекает из динамики продвижения товара или услуги на рынок» и «возникает в процессе реализации товаров и услуг, изготовленных или приобретенных предприятием» [8, С. 101]. Авторы отмечают, что причины такого риска могут быть самые разные, в частности, - снижение объемов реализации товаров, повышение цен закупки, потери товаров во время их транспортировки, хранения, продаж и многие другие.
Столь широкое разнообразие мнений не позволяет чётко определить перечень признаков коммерческого риска. Однако, следуя логике, можно заметить, что коммерческий риск должен определяться убытками именно в коммерческой деятельности. И тогда действительно выходит, что коммерческий риск -
это риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем.
А определяется коммерческий риск:
- характером деятельности;
- операциями купли-продажи товаров или услуг;
- последствием рискованных действий;
- потерей прибыли организации (как ключевой целью любой коммерческой деятельности).
Классификация коммерческих рисков может быть произведена по различным основаниям, однако наиболее распространена следующая, - в соответствии с ней, коммерческие риски подразделяются на:
- риск, связанный с реализацией товара (услуг) на рынке;
- риск, связанный с транспортировкой товара (транспортный);
- риск, связанный с приемкой товара (услуг) покупателем;
- риск, связанный с платежеспособностью покупателя;
- риск, связанный с изменениями на внешнем и внутреннем рынках;
- риск форс-мажорных обстоятельств [19, С. 139].
Основные причины же коммерческих рисков могут быть обусловлены недостаточной информацией о поставщиках, характеристиках товаров или потребительском спросе; случайностью событий, вызванных нарушениями графиков снабжения, транспортировки или реализации товаров; ограниченностью ресурсов (финансовых, трудовых, материальных), необходимых для обеспечения закупок и продаж товаров; конфликтами между поставщиками, покупателями и предприятием торговли, а также в самом коллективе [13, С. 278].
Таким образом, риск, в общем смысле слова, представляет собой угрозу наступления какого-либо события, воспрепятствование наступления которой скажется негативно на той или иной сфере жизни человека. В случае же, если мы конкретизируем, то не предотвращение рисков (и в случае их реализации) неблагоприятно скажется на хозяйственной деятельности организации, выполнении её бизнес-задач, планов. Обращаясь же к коммерческому риску, то его можно определить, как риск, возникающий в процессе реализации товаров и услуг, произведенных или купленных предпринимателем. Коммерческие риски могут быть вызваны рядом причин и связаны как с приемкой товара, его транспортировкой, непосредственной реализацией, так и с платежеспособностью покупателя, форм-мажорными обстоятельствами на внешнем и внутреннем рынках.