Файл: Государственная социальная помощь.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 187

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предметом регулирования Федерального закона «О государственной социальной помощи» являются отношения, связанные с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, а также набора социальных услуг установленных законодательством РФ.

Так происходит правовое и государственное регулирование государственной социальной помощи.

Можно подметить, что в рамках своей компетенции, органы местного самоуправления обеспечивают проведение в жизнь действующего законодательства относительно выплаты пенсий и пособий; выплачивают также из собственных или привлеченных средств доплаты к пенсиям и пособиям; организуют учет лиц, помощь которым осуществляется за счет средств местного бюджета; распоряжаются средствами фонда социальной защиты населения; принимают меры, нацеленные на улучшение жилищных, материальных и социально-бытовых условий инвалидов, семей, потерявших кормильцев, престарелых граждан, нуждающихся в обслуживании на дому.

Следует кроме этого ещё отметить, что органы, предоставляющие государственную социальную помощь, в многочисленных вопросах взаимодействуют. Таким образом к примеру Центр социальной поддержки населения взаимодействует с Центром занятости населения, в вопросе социальной адаптации безработного гражданина, а при взаимодействии с здравоохранительными органами, решаются проблемы по поставке и обеспечению людей лекарственными средствами.

Отталкиваясь от всего этого, можно отметить, что на сегодняшний день система законодательства касательно государственной социальной помощи довольно обширна, что обусловлено характером правового регулирования в этой области.

Можно сказать и о том, что нормативно-правовая база правового института государственной социальной помощи достаточно объемная и представлена на всех уровнях власти: федеральном, областном районном.

1.3 Виды и размер государственной социальной помощи

В соответствии со ст. 12 закона различают следующие виды оказания государственной социальной помощи:

  • денежные выплаты (социальные пособия, субсидии и другие выплаты);
  • натуральная помощь (топливо, продукты питания, одежда, обувь, медикаменты и другие виды натуральной помощи)[[6]].

Государственная социальная помощь, обычно, строится на решении материальных проблем и не ограничена строгими временными рамками, то есть оказываться до тех пор, пока он будет иметь на нее право и будет в ней нуждаться. Тем не менее, помимо материальной помощи, господдержка включает в себя и оказание нематериальной помощи, чаще всего заключающейся в оказании поддержки в социальной адаптации и реабилитации.


Социальные пособия можно характеризовать при помощи следующих признаков:

  1. Безвозмездность, что значит, полученные пособия не возвращаются гражданами в соответствующий бюджет. Стало быть, они могут их тратить по своему усмотрению, что является их правом.
  2. Фиксированный размер. Недочетом ранее действовавшего законодательства в том, что нормативные акты не указывали, размер социальной помощи. Данный факт не гарантировал получения установленного минимума.

В Федеральном законе «О государственной социальной помощи» не указывается размер выплаты пособий, но он определяет предельный размер предоставленной помощи.

Размер господдержки граждан, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, определяется законодательством субъекта в пределах разницы между суммой величин прожиточных минимумов и общим доходом членов малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина.

Следовательно, размер социальной помощи в целом зависит от доходов её получателей и сумма помощи не может превышать минимального прожиточного минимума.

  1. Материальная помощь. Как известно в России проживает значительное количество населения находящегося за чертой бедности, у которых не хватает материальных средств даже на приобретение еды, лекарств, одежды и прочих жизненно важных средств для существования. Для данной категории людей государственная социальная помощь в виде выплаты пособий является существенной материальной помощью.
  2. Выплату производит соответствующий бюджет. Источниками оказания социальной помощи являются средства бюджетов всех уровней. В случае нехватки средств бюджета субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, такие средства выделяются за счёт бюджета вышестоящего уровня бюджетной системы нашей страны или дополнительных источников в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Целевое назначение, т.е. выплаченные средства гражданин может израсходовать только в назначениях, описанных в законе.

Рассмотрим подробней некоторые виды государственной социальной помощи.

Преобладающим видом господдержки являются социальные пособия малоимущим гражданам. Данное пособие неразрывно связано со всей системой других пособий. По мере реального роста пособий и пенсий, трудовых и иных доходов населения значение этого пособия постепенно станет снижаться и, наоборот, его значение возрастет, если доходы населения снизятся.

Социальное пособие - денежные выплаты, назначаемые гражданам ежемесячно, периодически либо единовременно в установленных законодательством случаях с целью возмещения утраченного заработка либо оказания дополнительной материальной помощи.


В зависимости от источника их финансирования можно выделить две группы пособий:

  • пособия, финансируемые преимущественно за счет страховых отчислений граждан;
  • пособия, финансируемые за счет бюджетных средств .

Следующий вид государственной социальной помощи – субсидии.

Субсидия –это имеющая целевое назначение полная или частичная оплата предоставляемых гражданам социальных услуг. В первую очередь субсидии предоставляются на оплату жилья и коммунальных услуг, посредством которых государство помогает гражданам реализовать право на жилище.

Данный вид государственной социальной помощи регулируется Постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг".

Право на получение субсидии имеют:

  1. пользователи жилого помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде;
  2. наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде;
  3. члены жилищного или жилищно-строительного кооператива;
  4. собственники жилого помещения (квартиры, жилого дома, части квартиры или жилого дома)[[7]].

Финансирование расходов на предоставление субсидий осуществляется:

  • по общему правилу из бюджетов субъектов РФ;
  • для отдельных категорий граждан за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели воинским частям и организациям соответствующих федеральных органов исполнительной власти:
  1. сотрудникам, проходящим военную службу в федеральных органах исполнительной власти, в которых, законом предусмотрена военная служба и сведения о которых не подлежат разглашению;
  2. лицам, проходящим (проходившим) военную службу по контракту за пределами Российской Федерации в территориальных органах, воинских частях, подразделениях и организациях соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Компенсация – возмещение гражданам произведённых ими затрат, установленных законодательством. Компенсация в отличие от других пособий, предоставляется гражданам за уже произведённые ими расходы, то есть компенсация имеет обратный характер.

Социальная доплата к пенсии. Её суть заключается в материальной поддержке пенсионеров, пенсия которых ниже прожиточного минимума, установленного в субъекте Федерации для данной социально-демографической группы. Целью назначения социальной доплаты к пенсии является обеспечение приемлемого уровня жизни одной из самых социально незащищенных категорий населения - пенсионеров.


Нужно заметить, что в нашей стране социальная доплата к пенсии может быть двух видов:

  • федеральная социальная доплата к пенсии, которая «устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации»;
  • региональная социальная доплата к пенсии, которая «устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации[[8]].

Помимо денежных выплат государственная социальная помощь может выражаться и в натуральном виде. Безусловно, для малоимущих одиноко проживающих граждан и малоимущих семей лучше получать данную поддержку в виде денежных средств и лично управлять ими, но все же, как показывает жизнь, важна не только денежная, но и натуральная помощь.

Так как помощь оказывается субъектами РФ, то она значительно различается в зависимости от регионов. Она может предоставляться в виде:

  • топлива;
  • продуктов питания;
  • одежды;
  • обуви;
  • медикаментов;
  • школьных принадлежностей;
  • предоставления в безвозмездное пользование автотранспорта;
  • предоставления бытовых приборов и техники;
  • бесплатного горячего питания в учебных учреждениях;
  • бесплатного посещения культурных мероприятий;
  • бесплатного проезда на общественном транспорте;
  • иных видов натуральной помощи.

Государственная социальная помощь может оказываться и в виде набора социальных услуг, под которыми понимается перечень социальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с Законом. Данный вид помощи предоставляется независимо от уровня дохода граждан. Суть в том, что государство предоставляет гражданам возможность безвозмездно получить ряд услуг, необходимых им для обеспечения жизнедеятельности. Все же важно понимать, что это не абсолютно бесплатная услуга. Если гражданин выказал желание получать этот набор, то его стоимость вычитается из ежемесячных денежных выплат, тем же самым категориям, кому потенциально предоставлено право на получение этого вида набора социальных услуг.

Набор социальных услуг (НСУ) предоставляется получателям ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) и включает в себя:

  • лекарственные препараты для медицинского применения по рецептам, медицинские изделия по рецептам, специализированные продукты лечебного питания для детей-инвалидов;
  • путевки на санаторно-курортное лечение для профилактики основных заболеваний;
  • бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно[[9]].

Размер НСУ с 1 февраля 2019 года - 1121 рубль 42 копейки в месяц.

Исходя от этого можно заметить, что не взирая на размер выплат, в Российской Федерации, большими темпами осуществляется государственная социальная политика сосредоточенная, прежде всего на преодоление крайней степени социального неравенства и оказания помощи наиболее незащищённым группам населения.

ГЛАВА 2 ГРАЖДАНЕ ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ И ПОРЯДОК ЕЁ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ

2.1 Получатели государственной социальной помощи

Ст.7 Федерального закона РФ "О государственной социальной помощи" предусмотрено, что получателями такой социальной помощи могут быть малоимущие семьи и малоимущие одиноко проживающие граждане, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Федерации[[10]].