Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ
1.1 Понятие и цели государственной социальной помощи
1.2 Законодательное регулирование государственной социальной помощи
1.3 Виды и размер государственной социальной помощи
ГЛАВА 2 ГРАЖДАНЕ ИМЕЮЩИЕ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ГОСПОДДЕРЖКИ И ПОРЯДОК ЕЁ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ
2.1 Получатели государственной социальной помощи
Процедура установления величины прожиточного минимума устанавливается в соответствии с ст.3 закона «О прожиточном минимуме в РФ» субъектом Федерации с учетом величин прожиточных минимумов, установленных для соответствующих социально-демографических групп населения.
В случае, когда в субъекте Федерации никак не определена норма прожиточного минимума, применяются норма, введенная Правительством РФ.
Возможность на государственную социальную помощь могут иметь жители Российской Федерации, но кроме того, личности, пребывающие в РФ на законных основаниях, (беженцы, принуждённые переселенцы, иностранные жители а также личности без гражданства) при следовании ими обстоятельств в приобретении такого рода поддержки.
Среднедушевой доход членов семьи рассчитывается исходя из суммы всех доходов семьи. Это позволяет сузить количество получателей государственной социальной помощи.
В качестве примера рассмотрим семью, состоящую из двух человек, мужа и жены. Доход жены, ниже прожиточного минимума, а общий доход семьи выше, то тут становится понятно, что у неё нет оснований для получения социальной помощи.
Нужно отметить, что порядок расчета и учета доходов, в том числе доходов от принадлежащего на праве собственности имущества, устанавливается Федеральным законом от 5 апреля 2003 года №44-ФЗ.
Вычисление среднедушевого заработка людей выполняется органом социальной защиты населения отталкиваясь от суммы прибыли членов семьи либо одиноко проживающего гражданина за 3 последних календарных месяца, предыдущих месяцу подачи заявления об оказании государственной социальной помощи.
При расчете среднедушевого дохода семьи учитывается сумма доходов каждого члена семьи, полученного как в денежной, так и в натуральной форме.
Кроме того прибыль, полученная гражданами от организаций, индивидуальных предпринимателей, применения земельных участков в натуральной форме в виде товаров (услуг, плодов, продукции), иного имущества, определяются как стоимость этих товаров, иного имущества, исходя из цен, определяемых в порядке, установленном ст.40 Налогового кодекса РФ. В указанные доходы не включаются плоды и продукцию полученные на земельном участке и использованы для личного потребления семьи или одиноко проживающего гражданина.
При этом необходимо подчеркнуть, что прибыль учитываются до вычета налогов и сборов в соответствии с законодательством РФ. Перечень видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода, установлен Правительством РФ.
Интересно, что при расчете указанного среднедушевого дохода учитываются все виды доходов, в том числе:
- средняя заработная плата;
- заработная плата, сохраняемая на время отпуска, а также денежная компенсация за неиспользованный отпуск;
- пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, а также единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт, в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- все виды пенсий;
- стипендии, выплачиваемые обучающимся в учреждениях начального среднего и высшего профессионального образования,
- доходы от имущества (доходы от реализации и сдачи в аренду недвижимости, транспортных и иных механических средств, доходы от реализации плодов и продукции личного подсобного хозяйства);
- проценты по банковским вкладам;
- алименты;
- оплата по договорам,
- доходы по акциям;
- доходы от занятия предпринимательской деятельностью;
- авторские вознаграждения;
- денежные эквиваленты полученных льгот;
- наследуемые и подаренные денежные средства и т.д[[11]].
Кроме того при подсчёте доходов не учитываются:
- государственная социальная помощь, в виде денежных выплат или натуральной помощи;
- единовременные страховые выплаты, выдаваемые за возмещение ущерба, причиненного здоровью либо его имуществу;
- ежемесячные суммы, связанные с дополнительными расходами на медицинскую и социальную реабилитацию в соответствии с решением учреждения государственной службы медико-социальной экспертизы.
В состав малоимущей семьи при расчете среднедушевого дохода включаются лица связанные родством и (или) свойством. К ним относятся совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство супруги, их дети и родители, усыновители и усыновленные, братья и сестры, пасынки и падчерицы.
При расчете среднедушевого дохода в состав семьи не включаются:
- военнослужащие, проходящие службу по призыву, а также обучающиеся в военных образовательных учреждениях профессионального образования и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
- лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, а также лица, находящиеся на принудительном лечении по решению суда.
Среднедушевой доход семьи при решении вопроса о признании ее малоимущей и об оказании ей социальной поддержки, рассчитывается путем деления одной трети суммы доходов на всех членов семьи за расчетный период на число членов семьи. Доход малоимущего одиноко проживающего гражданина определяется как одна треть суммы его доходов за расчетный период.
Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и ежемесячных денежных выплат за счет средств федерального бюджета имеют следующие девять категорий граждан:
- инвалиды войны;
- участники Великой Отечественной войны;
- ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп.1-4 п.1 ст.3 Федерального закона "О ветеранах";
- военнослужащие, проходившие службу в воинских частях и других учреждениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 г. по 3.09.1945 г.; военнослужащие, награжденные орденами и медалями за службу в указанный период;
- лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и т.д.;
- члены семей погибших инвалидов и участников войны, ветеранов боевых действий;
- инвалиды (первой, второй и третьей группы);
- дети-инвалиды[[12]].
Так же право на получение государственной социальной помощи за счет средств региональных бюджетов имеют следующие категории граждан:
- ветераны труда;
- труженики тыла;
- граждане, пострадавшие от политических репрессий.
Необходимо добавить, что люди, которые подверглись воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним категории граждан так же имеют право обратиться за предоставлением им набора социальных услуг в органы социальной защиты населения.
Нужно подчеркнуть, что право на пользование набором социальных услуг возникает только после включения льготника в Федеральный регистр. В связи с этим возникает проблема с правом пользования социальным пакетом, особенно по лекарственному обеспечению и бесплатному проезду пригородным железнодорожным транспортом, у инвалидов в период переосвидетельствования в бюро МСЭ. Перерыв между истечением срока установленной ранее группы инвалидности и очередным ее установлением может занимать от одного до нескольких месяцев. На этот период инвалид будет исключен из Федерального регистра и не сможет пользоваться набором социальных услуг. Таким образом, этот Федеральный закон по моему мнению нужно основательно доработать.
Основным критерием для получения государственной социальной помощи, помимо величины среднедушевого дохода ниже прожиточного минимума, является такой фактор, как «независящие причины». К таким причинам следует отнести объективные обстоятельства, наступление которых не зависит от лиц, обратившихся за государственной социальной помощью.
К ним можно отнести, например:
- инвалидность;
- смерть кормильца;
- безработица;
- стихийные бедствия;
- техногенные катастрофы;
- военные действия.
Оценка конкретных обстоятельств в необходимости обращения за помощью производится органом социальной защиты населения по месту жительства, либо по месту пребывания граждан.
Помимо малоимущих, получателями государственной социальной помощи являются также иные категории граждан, право которых на получение такой помощи не связано с уровнем дохода.
Основной целью оказания государственной социальной помощи вышеуказанным категориям является поддержание достойного жизненного уровня граждан, имеющих особые заслуги перед государством либо не имеющих возможности полноценно трудиться вследствие инвалидности.
В России создан Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи. Он представляет собой базу данных, содержащую сведения о лицах, имеющих право на получение ежемесячной денежной выплаты, набора социальных услуг или социальной пенсии.
Учет права граждан на получение социальных услуг осуществляется по месту жительства гражданина с даты, установления ему в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как вы уже заметили, субъектами получения государственной социальной помощи является достаточно большая группа населения нашей страны.
Подводя итоги вышесказанному, можно сказать, что целью оказания господдержки вышеуказанным категориям является поддержание достойного жизненного уровня граждан, имеющих особые заслуги перед государством либо не имеющих возможности полноценно трудиться вследствие инвалидности.
В ходе исследования этого параграфа можно сделать вывод, что условием для предоставления государственной социальной помощи, является наличие статуса малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина, либо принадлежность лица к одной из категорий граждан имеющих право на получение набора социальных услуг.
2.2 Порядок и сроки предоставления
В соответствии со статьей 8 Федерального закона «О государственной социальной помощи» «государственная социальная помощь, в том числе на основании социального контракта, назначается решением органа социальной защиты населения по месту жительства либо по месту пребывания малоимущей семьи или малоимущего одиноко проживающего гражданина»[[13]].
Государство предоставляет возможность всем нуждающимся слоям населения осуществить право на получение социальной помощи, однако реализация этого права гражданами Российской Федерации имеет добровольный характер. Для этого указанным слоям населения необходимо выполнить предусмотренные законом определённые действия. А именно обратиться с письменным заявлением о предоставлении государственной социальной помощи в органы социальной защиты населения.
Сбор нужных сведений о доходах не вызывает трудностей для граждан рассчитывающих на помощь со стороны государства, тем более ответственность лежит не на самих граждан предоставляющих необходимые сведения, а на те организации, которые эти документы предоставляют. Это должно серьёзным образом урегулировать быстроту и самое главное достоверность необходимых сведений.
В заявлении гражданином указываются сведения о составе семьи, доходах, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг в соответствии с главой 2 Закона "О государственной социальной помощи" и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности[[14]].
На основании закона за достоверность сведений находящихся в документах, несут организации, выдающие эти документы.
Не позднее чем через 10 дней после обращения заявителя и предоставления им необходимых документов, заявителю должны направить уведомление о назначении государственной социальной помощи. При необходимости проведения дополнительной проверки (комиссионного обследования) представленных заявителем сведений о доходах семьи (одиноко проживающего гражданина) , органом социальной защиты населения должен дать в указанный срок предварительный ответ с уведомлением о проведении такой проверки. Ответ должен быть дан заявителю не позднее чем через 30 дней после подачи заявления.
Если гражданин имеет право одновременно на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, предусмотренным в одном или нескольких федеральных законах, то ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, с более высоким размером.
Данная выплата устанавливается и выплачивается территориальным органом Пенсионного фонда РФ. Часть суммы ежемесячной денежной выплаты, может направляться на финансирование предоставления набора социальных услуг в соответствии с законом "О государственной социальной помощи".
Письменное заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты граждане подают в орган Пенсионного фонда РФ по месту жительства. А граждане, получающие пенсию в территориальном органе Пенсионного фонда РФ, подают заявление в территориальный орган ПФР, по месту выплатного дела. Там же им выдаются справки, подтверждающие их право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. В справке указывается категория льготника, срок назначения ежемесячной денежной выплаты, а также социальные услуги, на которые гражданин имеет право.