Файл: Дисциплина Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания Практическое занятие 1 Обучающийся Пислегова Ксения Николаевна Преподаватель Старкова Татьяна Андреевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 04.12.2023
Просмотров: 66
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая профессиональная образовательная организация "Национальный социально-педагогический колледж"
Программа среднего профессионального образования
44.02.02 Преподавание в начальных классах
Дисциплина: Теоретические основы начального курса математики с методикой преподавания
Практическое занятие № 1
Выполнил:
Обучающийся Пислегова Ксения Николаевна
Преподаватель:
Старкова Татьяна Андреевна
Задания по теме 2.1 Методика преподавания математики как наука и учебный предмет. Современный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО). Цели и задачи обучения математике. Принципы построения содержания начального курса математики (НКМ)
Цель: формировать умения анализировать содержание ФГОС НОО, знания о содержании учебного предмета математика, требованиях к содержанию и уровню подготовки обучающихся по предмету математика в начальной школе.
Задание 1. Изучите содержание документа.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
II. Требования к результатам освоения
основной образовательной программы начального общего образования
Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Какие, на Ваш взгляд, личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования по предметной области «Математика» могут быть сформированы у учащихся и в процессе организации какой работы?
Задание 2. Сравните варианты тематического планирования в примерной программе по математике. Объясните, чем вызвано наличие трёх вариантов тематического планирования.
Первый вариант | Второй вариант | Третий вариант |
Первый вариант планирования не только обеспечивает достаточную для продолжения образования предметную подготовку, но и расширяет представления обучающегося о математических отношениях и закономерностях окружающего мира, расширяет его эрудицию, воспитывает математическую культуру, позволяет развивать пространственное воображение и конструкторские умения школьника (линия «Элементы геометрии»). В нём также широко представлен раздел, посвящённый работе с данными (линия «Элементы стохастики»), а также раздел, посвящённый развитию логического и творческого мышления учащихся, математической интуиции. | Второй вариант планирования предполагает усиление геометрической направленности курса математики и способствует более углублённому рассмотрению вопросов, связанных с геометрией. В процессе изучения курса предоставляется больше времени для развития пространственного воображения и конструкторских умений школьников, работы с геометрическим моделированием (объединение и разбиение фигур), развития математической речи на основе построения математических рассуждений, связанных с анализом чертежей и т.д. | Третий вариант планирования в большей степени, чем остальные, ориентирован на развитие у обучающихся умения работать с информацией. В нём даётся больше времени на работу с данными, развитие умения обнаруживать и интерпретировать информацию по заданному плану (алгоритму), работу по сбору, анализу и представлению информации (в виде сплошных и несплошных текстов, математических моделей и т.д.), переработке информации из одних форм в другие (из текста в таблицу, в схему, в диаграмму, из диаграммы, таблицы, схемы в текст и т.д.). |
Выбрав планирование по первому варианту и работая только с содержанием курса, педагог сможет в полной мере организовать свою работу во всех заявленных выше направлениях ; Выбор первого варианта планирования предлагаемого курса математики с учётом использования технологий, описанных в методических рекомендациях к учебникам, предполагает равномерно распределённую работу по формированию универсальных учебных действий во всём их объёме. | Требования к современному образовательному результату предполагают специально организованную педагогическую работу по развитию универсальных учебных умений, составной частью которых являются интеллектуальные умения, основанные на развитии таких мыслительных операций, как анализ, синтез, аналогия и т.д. Расширение и углубление работы по формированию этих умений позволяют сделать более эффективной работу с собственно математическим содержанием предлагаемого курса в начальной школе и закладывают глубокую пропедевтическую основу для овладения в дальнейшем планиметрией и стереометрией ; Выбор второго варианта планирования предлагаемого курса математики, как и первый, также предполагает равномерно распределённую работу по формированию универсальных учебных действий с углублением в области формирования предметных умений. | Требования к современному образовательному результату предполагают развитие у учащихся информационной культуры. Объём информации, которую каждому из нас приходится перерабатывать, стремительно возрастает. Это справочники, меню телефонов, инструкции стиральных машин и т.д. Работа с ними требует специальных (общеучебных) умений ; Выбор третьего варианта планирования предлагаемого курса математики предполагает дополнительную систематизацию и расширение работы по формированию общеучебных универсальных действий. |
Задание 3. Составьте блок-схему, отражающую структуру и основное содержание примерной программы по математике, составленной в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Задания по теме 2.2 Формирование у младших школьников универсальных учебных действий (УУД) на уроках математики. Развитие учащихся начальной школы в процессе обучения математике
Цель: формирование умений находить и использовать методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к урокам; использовать различные средства, методы и формы организации учебной деятельности обучающихся на уроках.
Задание 4. Подберите задания (учебник математики по выбору), способствующие развитию у младших школьников личностных УУД, регулятивных УУД, познавательных УУД, коммуникативных УУД при изучении математики (не менее 4-х заданий). Поясните свой выбор. Заполните таблицу 1.
Таблица 1. – Сравнительный анализ УУД у младших школьников
№ п/п | УУД | Пример задания из учебника | Пояснения |
1. | Личностные УУД | | Данные задания направлены на соотношение действий, что способствуют развитию личностных УУД |
2. | Регулятивные УУД | | Данные задания направлены на анализ представленной информации, работа по плану, представленным учителем или то, что есть в учебнике |
3. | Познавательные УУД | | Используется причинно - следственная связь, а также моделирование - это и формирует познание УУД. Задачи на логику, которые развивают логическое мышление |
4. | Коммуникативные УУД | | Задания, направленные на выражение своих мыслей, отстаивание своей позиции. Игра способствует развитию коммуникативных УУД, так как происходит взаимоотношение между обучающимися |
Задание 5. Разработайте конспект урока математики (тип урока, тема, класс по выбору) с использованием методов и средств для развития алгоритмического мышления младших школьников при изучении математики. Оформите разработку урока, соблюдая структуру:
1. Тема:
2. Класс:
3. УМК (авторы, название программы):
4. Цели:
5. Оборудование:
6. Ход урока:
После конспекта урока перечислите использованные методы и средства развития алгоритмического мышления и обоснуйте их целесообразность.
Конспект урока по теме: Уравнение.
Класс: 2
Тип урока: Изучение нового материала
УМК: Школа России
Технологическая карта урока.
Тема Уравнение.
Цель Сформировать навыки записывать, читать, решать уравнения с помощью метода подбора.
Планируемые результаты Предметные: знать, что называется уравнением, отличие уравнения от других математических записей.
Научиться решать уравнения с помощью метода подбора и выполнять проверку вычислений.
Личностные: сформировать интерес к математике.
Метапредметные:
- Регулятивные УУД: с помощью учителя понять и сформулировать цель урока; спланировать свои действия в соответствии с целью урока.
- Коммуникативные УУД: высказывать ход своих мыслей в устной форме; уметь слушать и понимать других.
- Познавательные УУД: различать новый материал от пройденного; находить новые знания, используя учебник и отвечать на поставленные вопросы.
УУД Коммуникативные (взаимосвязь с преподавателем и одноклассниками; понимание различных точек зрения; полное выражение своих мыслей; научиться работать совместно.).
Познавательные (анализ, группировка, синтез).
Личностные: развитие навыков сотрудничества.
Регулятивные: подготовка места для занятий; планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка.
Основные понятия Уравнение, решение уравнений.
Ресурсы: Учебник, ПК, доска, тетрадь, проектор, экран.
Формы работы Работа в парах, фронтальная, индивидуальная и групповая работа.
Технология проведения
,
Деятельность
учеников
,
Деятельность
учителя
,
I. Мотивация к получению знаний.
Цели: создание атмосферы для возникновения у обучающихся интереса к учебному процессу.
,
Здороваются с учителем, подготавливаются к получению новых знаний.
,
Приветствует учеников, создает эмоциональный настрой на урок, мотивирует их к уроку
,
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Здравствуйте ребята»! давайте улыбнемся друг другу и пожелаем продуктивной работы. Сначала садятся девочки, а потом мальчики.
а) Давайте выполним зарядку для наших пальчиков.
Желаю (соприкасаются большими пальцами) Успеха (указательными) Большого (средними) Во всём ( безымянными) и везде. (мизинцами) Здравствуй! (всей ладонью) Удачи тебе! (пальцы переплести в замок).
Молодцы!
б) Проверяем готовность к занятию.
Ребята давайте проверим все ли готово к уроку? Тетрадь, дневник, письменные принадлежности, все на месте??
ХII. Актуализация опорных знаний
Повторяют пройденный материал.
Организует повторение. Хорошо, теперь откроем наши тетради и запишем: число, классная работа.
- Каждые новые знания формируются на изученных . Я вам предлагаю вспомнить все то, что вы уже знаете.
– Проведем самостоятельную работу в тетрадях.
Запишите выражения, вставляя пропущенные числа.
6 5 + = 75 + 20 = 80
34 – = 1 – 30 = 15
- Теперь проверьте и оцените свои результаты.
III Изучение нового материала
1) Постановка проблемы.