Файл: Мотивация и ее теории (Теоретические аспекты формирования мотивационных процессов и их роль в деятельности организации).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 136
Скачиваний: 2
Мотивационно - гигиеническая теория Ф. Герцберга.
Изучая мотивацию, магистр здравоохранения Фредерик Герцберг обнаружил и выделил две группы факторов, влияющих на мотивацию труда. Одну группу он назвал «гигиеническими», а другую «мотивационными».
К первым Герцберг отнес те, что связаны с внешними условиями трудового процесса. Ученый установил, что их наличие не ведет к удовлетворенности, хотя их отсутствие вызывает неудовлетворенность. К ним относятся: условия труда, безопасность на рабочем месте, заработная плата, статус, правила, режим работы, отношения с коллегами, качество контроля со стороны руководства.
К «мотивирующим» в теории Герцберга относятся те, что связаны с содержанием и характером работы. Их наличие ведет к удовлетворенности работой, а отсутствие не обязательно приводит к обратному результату. К ним относятся: достижения, признание, ответственность, продвижение по ступеням карьеры, работа сама по себе.
Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует какое-либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие. Однако при этом, не смотря на принципиальные различия, все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью всех четырех теорий является то, что они изучают потребности и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различных теориях группы потребностей достаточно определенно соответствуют друг другу[8].
Согласно процессуальным теориям мотивации поведение человека определяют не только потребности, но и целый ряд поведенческих аспектов, связанных с конкретной ситуацией. Основное внимание эти теории уделяют тому, как человек распределяет трудовые усилия и выбирает ту или иную форму поведения. К ним относятся теория ожидания В. Врума, теория постановки целей Э. Лока, теория справедливости (равенства) С.Адамса, теория партисипативного управления и др.
Теория ожидания Виктора Врума.
Она исходит из того, что люди осуществляют свои действия в соответствии с ожиданиями возможных последствий, к которым эти действия могут привести.
Согласно данной теории мотивация определяется как взаимодействие трех факторов:
- Ожидания того, что затраченные усилия дадут желаемый результат (соотношения затраченных усилий и полученных результатов);
- Ожидания того, что полученные результаты повлекут за собой ожидаемые вознаграждения (соотношения полученного результата и вознаграждения за этот результат);
- Валентности, т.е. ожидаемой ценности вознаграждения.
Теория постановки целей Эдвина Лока[9].
В ней мотивация человека определяется его целями и удовлетворенностью результатом труда по их достижении.
Модель, описывающая процесс постановки целей, выглядит следующим образом. Человек определяет для себя цели, задающие интенсивность и направленность его действий. Осуществив эти действия, он достигает определенного результата и получает от этого удовлетворение.
Согласно теории постановки целей уровень исполнения работы и ее результаты в значительной степени зависят от четырех характеристик целей:
- сложности;
- ясности и определенности;
- приемлемости (выгодности);
- приверженности (готовности приложить усилия для достижения).
Согласно данной теории удовлетворенность работника результатом труда оказывается не только завершающей, но и исходной ступенью для процесса мотивации, свидетельствуя о его цикличности. Удовлетворенность или неудовлетворенность работника результатами труда определяют два рода процессов:
- внутренние – оценка работником результатов труда с точки зрения соотнесения их с поставленными целями;
- внешние – оценка результатов труда работника окружающими.
Даже простое описание теории обнаруживает сложность ее применения в практике управления. Остаются неясными следующие вопросы:
- применимость этой теории к различающимся по образованию и профессии группам людей, т.к. их целевая ориентация существенно различается;
- кто должен ставить цели и как быть в ситуациях, когда цель работнику ставит руководство или когда речь идет о работе группы;
- на что преимущественно должно быть направлено мотивирование работника – на достижение цели или на качество выполнения работы.
Теория справедливости (равенства) С. Адамса.
Стейси Адамс, основатель теории равенства, считает, что работник сравнивает отношение полученного им вознаграждения к затраченным усилиям, а затем соотносит его с вознаграждением других работников. Если проведенное сравнение не устраивает работника, он оценивает отношение к себе как предвзятое. Он ощущает неудовлетворенность, которая может вылиться в целый ряд негативных для трудовой деятельности последствий.
Теория справедливости подчеркивает, что свои усилия или вклад в трудовую деятельность работник может оценивать по ряду параметров. К ним относятся образование, трудовой стаж, квалификация, затраты труда, возраст, трудовые достижения и т.д. Вознаграждение также может рассматриваться комплексно и охватывать заработную плату, премии, дополнительные льготы, моральные поощрения и т.п.
Модель Портера – Лоулера[10].
Лаймон Портер и Эдвард Лоулер разработали модель мотивации, объединяющую элементы теории ожидания и справедливости. В этой модели процесс мотивации определяется посредством пяти переменных: затраченных усилий, ожиданий, полученных результатов, вознаграждения, степени удовлетворения.
Модель Портера – Лоулера внесла новые грани в изучение мотивации, показав, что последняя представляет собой не однолинейный процесс, а целостную структуру, взаимосвязывающую ряд поведенческих факторов и фактор вознаграждения. Один из наиболее важных выводов этой модели: высокая результативность труда является причиной удовлетворенности, а не следствием.
Концепция партисипативного управления.
Программы вознаграждения за труд, стремящиеся усилить внутреннюю мотивацию и заинтересованность работников в трудовом процессе путем расширения их полномочий в деятельности фирмы, получили название партисипативного управления.
Концепция партисипативного управления исходит из того, что человек, получая удовлетворение от участия в делах организации, не только работает с повышенной эффективностью, но и максимально раскрывает свои способности и возможности.
Партисипативное управление базируется на признании взаимных интересов всех членов фирмы, что способствует интеграции этих интересов и увеличению заинтересованности работников в результатах труда.
Различные теории мотивации, в основном, не противоречат друг другу, а взаимодополняют друг друга, отражая многогранность и нестандартность самого процесса мотивации и предопределяя необходимость комплексного подхода к решению этой сложной проблемы.
Каждая из рассмотренных теорий может что-то предложить руководителям, а различные их элементы во многих отношениях дополняют друг друга.
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ И ЗАРУБЕЖНЫХ ТЕОРИЙ МОТИВАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1. Экономические и неэкономические способы мотивации персонала
Выделяют три основных вида трудовой мотивации:
- экономическая (материальная);
- морально-психологическая (социальная);
- организационная (административная).
Материальная мотивация реализуется через систему оплаты труда, систему дифференцированного учета видов и результативности труда, систему реализации полученных за труд денежных средств.
Суть экономических мотивов состоит в том, что люди в результате выполнения требований, предъявляемых к ним организацией, получают определенные материальные выгоды, повышающие их благосостояние. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (дополнительное свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Помимо основной заработной платы важную роль в системе стимулирования производительного труда играет дополнительная, в форме различного рода доплат за профессионализм, квалификацию, деловые навыки, носящих в основном компенсационный характер.
Часто заработная плата может быть неявной, то есть существовать в виде различного рода льгот, на практике значительно увеличивающих доходы субъекта. К таким дополнительным стимулам относятся оплата транспортных расходов, субсидии на питание, оплата расходов на образование, медицинское обслуживание, поездки туристического характера, оплата расходов на страхование жизни работников и их иждивенцев, на страхование от несчастных случаев и т.п.
Для того чтобы премия играла роль действенного стимулирующего фактора, ее величина, как в свое время показал Ф.Тейлор, должна составлять не менее 30% основного заработка.
Общим принципом премирования является вознаграждение за любые, пусть самые малые успехи, своевременность, потенциальная неограниченность величины, регулярный пересмотр его критериев в связи с изменением условий деятельности организации и ее экономического положения.
Кроме заработной платы и премий, за последнее время для сотрудников коммерческих организаций все большее распространение получает еще один вид денежного вознаграждения – участие в прибылях. Применяется с конца XIX века по отношению к лицам, обеспечивающим дополнительный прирост прибыли. До 75% дополнительной прибыли может распределяться среди персонала. Осуществляются такие выплаты ежемесячно, чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий. Для руководителей же практикуются бонусы – крупные единовременные выплаты из прибыли 1-2 раза в год, заинтересовывающие их в том, чтобы приложить все усилия для ее роста[11].
Также современной формой стимулирования является участие в собственности, которое может обеспечиваться путем продажи работникам акций или опционов на их покупку по твердым ценам на сумму до 15% полной заработной платы. Для фирмы это ничего не стоит, зато привязывает к ней работников.
При создании системы материального стимулирования необходимо учитывать ряд обстоятельств:
- Человек никогда не будет удовлетворен вознаграждением, так как невозможно точно определить его величину. Рост выплат на ограниченное время вызывает трудовой энтузиазм, затем происходит адаптация к их уровню и возникают ожидания его дальнейшего повышения. Причем разные люди не одинаково ценят вознаграждение и подвержены его стимулирующему влиянию.
- Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди будут пытаться ее воссоздать искусственно любой ценой.
- Вознаграждение действенно лишь до определенных пределов.
- Высокий уровень вознаграждения может привлечь неквалифицированную рабочую силу[12].
К неэкономическим способам мотивации относятся организационные и морально-психологические (социальные).
Организационные способы включают в себя мотивацию привлечением к участию в делах организации, обогащением труда, предоставлением возможности приобрести новые знания и навыки.
Мотивация участием в делах организации предполагает, что работникам предоставляется право голоса при решении ряда проблем, прежде всего, социального характера; они вовлекаются в процесс коллективного творчества, консультирования по специальным вопросам; им делегируются права и ответственность.
Социальная или моральная мотивация основана на нравственных ценностях человека, осознании работником своего труда как определенного долга перед обществом, понимании ценности и полезности этого труда. К данной категории относятся также побудительные мотивы, связанные с творческой насыщенностью и содержательностью труда, относительно благоприятными его условиями, взаимоотношениями в трудовом коллективе, отношениями между работником и его руководителем, возможностью профессионально-квалификационного роста, самосовершенствования и самовыражения.
Морально-психологические способы стимулирования включают следующие основные элементы.
Во-первых, создание условий, при которых люди испытывали бы профессиональную гордость за причастность к порученной работе, личную ответственность за ее результаты.