Файл: Анализ конкурентов на рынке и определение собственной конкурентоспособности ООО «Сатурн».pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 121
Скачиваний: 2
В зависимости от методов ведения конкурентной борьбы, битвы за покупателя, конкуренцию подразделяют на ценовую и неценовую. Обобщённая характеристика методов ведения конкурентной борьбы предприятиями ресторанного бизнеса представлена в таблице 4[9].
Отметим, что современное состояние конкуренции на ресторанном рынке характеризуется преимущественно развитием ценовой конкуренции между отдельными ресторанами одной ценовой ниши. Причиной этого является относительно невысокий уровень доходов большей части населения, непритязательность к качеству ресторанного обслуживания. Однако, на отдельных сегментах рынка, при реализации продукции, услуг, ориентированных на потребителей с высоким и средним уровнем доходов, всё большее значение в борьбе за потребителя придаётся инструментам неценовой конкуренции.
Таблица 4
Характеристика методов ведения конкурентной борьбы предприятиями ресторанного бизнеса
Ценовые методы |
Неценовые методы |
|||
Широкое оповещение потребителей о снижении цены на продукцию, услуги. |
Вводится продукция с существенно улуч- шеными потребительскими свойствами, а цена поднимается непропорционально мало. |
Меньшая цена потребления. Более совершенное оформление блюда. Более разнообразны дополнительные услуги (сервис). Модный концептуальный стиль. Широкое использование рекламы. |
“Увод” спе- алистов (переманивание). Использование продукции имитатора. Использование чужого бренда. Использование демпинга. |
Применение способов стимулирования рынка. Комплексное исследование рынка. Политика цен. Разработка новой концепции ресторана. |
Следует отметить, что для анализа потенциальных конкурентных преимуществ предприятия ресторанного бизнеса необходимо провести тщательный мониторинг его маркетинговой среды.
На основании выше изложенного можно сделать вывод, что ресторанная услуга — это не только еда, но и обслуживание процесса принятия еды с предоставлением комплекса дополнительных услуг. Высококачественный сервис, развитие высокой культуры обслуживания, ориентированной на запросы клиентов, имеют при этом первостепенное значение. Успех и популярность многих ресторанов находится в прямой зависимости от культуры и качества обслуживания, от внимательного и вежливого отношения персонала к посетителям.
Например, американские рестораторы выявили зависимость между качеством пищи и качеством обслуживания, влияющую на общее впечатление посетителя от ресторана (таблица 5)[10].
Таблица 5
Зависимость между качеством еды и качеством обслуживания
Качество пищи (по 10-балльной шкале) |
Качество обслуживания (по 10-балльной шкале) |
Восприятие ресторана посетителями |
1 |
2 |
3 |
10 |
5 |
Отрицательное — 90% респондентов |
10 |
7 |
Нейтральное — 50% респондентов |
10 |
10 |
Отличное — 100% респондентов |
6 |
10 |
Хорошее — 80% респондентов |
Таким образом, очевидно, что основной продукт — пища — не является единственной составляющей ресторанной услуги. Если обслуживание окажется не достаточно высокого уровня, подавляющее большинство клиентов отрицательно оценят ресторан и заменят его услуги, услугами конкурирующих заведений. Основные показатели качества ресторанного обслуживания представлены в таблице 6 (на практике эти показатели уточняются и дополняются в зависимости от специфики ресторана).
Итак, ресторанный бизнес, характеризующийся очень высоким уровнем конкуренции, может использовать еще один вариант стратегии — качественный и разнообразный сервис.
Сегодня недостаточно просто открыть ресторан и ожидать, что в него придут посетители, как это было в середине 1990-х гг. Необходима разработка конкурентоспособной стратегии в области сервиса, без нее ни один ресторан сегодня не может рассчитывать на успех[11].
Таблица 6
Основные показатели качества обслуживания
Показатель качества обслуживания |
Содержание показателя |
1 |
2 |
Быстрое обслуживание |
У клиентов принимают заказ через минуту после того, как они сели за столик, закуски подают в течение 10—15 мин. и т.д. |
Хорошо организованный цикл обслуживания |
Цикл обслуживания делится на несколько фаз — от закусок до дижестива |
Меню соответствует потребностям клиентов |
90% блюд в меню вызывает интерес клиентов |
Персонал помогает клиентам при выборе блюд |
Персоналу хорошо известно, что есть в меню и на кухне. Он дает подробные объяснения |
Персонал предугадывает требования клиентов |
Клиенты не должны просить вино, когда оно заканчивается. Семьям с детьми сразу же приносят детский стул, даже если об этом не просят |
Персонал умеет общаться |
Официанты улыбаются, помогают друг другу. Даже в часы пик каждый клиент получает то, что заказал без лишних вопросов («кто заказывал салат?») |
Персонал следит за ходом обеда |
Официант проверяет, что все в порядке, по крайней мере, два раза в течение обеда |
Обслуживание контролируется |
Метрдотель или менеджер общается с гостями за каждым столиком хотя бы один раз |
Персонал вежлив и приятен |
Персонал улыбается, тепло относится к клиентам, все работают спокойно, без беготни и суеты |
Персонал умеет хорошо держать себя |
Официант всегда смотрит в глаза клиенту, когда разговаривает |
Хорошо организована работа с жалобами |
Все, кто выразил недовольство, уходят удовлетворенными, с желанием вернуться |
Персонал внимателен и аккуратен |
Несколько сотрудников ежедневно благодарят за хорошее обслуживание |
Таким образом, развитие рыночных отношений вывело сферу общественного питания из состояния монополии. Экономические перемены обусловили возрождение отечественного ресторанного бизнеса. Рынок ресторанных услуг в настоящее время является одним из наиболее динамично развивающихся, высокодоходных и рентабельных рынков отечественной сферы услуг.
Таблица 7
Комплекс стандартизованного сервиса
Услуга |
Потребности клиента |
Возможности стандартизации |
1 |
2 |
3 |
Завтрак |
Получение калорий |
+ |
Спокойная обстановка, настраивающая на рабочий день |
— |
|
Интерьер |
+ |
|
Качественная пища |
+ |
|
Чистота |
+ |
|
Доступность |
+ |
|
Разнообразие меню (неповторяемость) |
— |
|
Продолжительность (15—30 минут) |
+ |
|
Возможность заказа заранее по телефону или интернет |
+ |
|
«пешеходная доступность» (отдаленность точки питания от дома) |
— |
|
Приятный персонал, вежливость, обходительность |
— |
|
Тепло/прохлада в зависимости от времени года |
+ |
|
Яркий свет |
+ |
|
Мгновенная уборка грязной посуды со стола |
+ |
|
Обед |
Получение калорий |
+ |
Спокойная обстановка, отдых, уединение/спокойное общение |
— |
|
Интерьер |
+ |
|
Качественная пища |
+ |
|
Чистота |
+ |
|
Доступность |
+ |
|
Разнообразие меню (неповторяемость) |
— |
|
Продолжительности (15—60 минут) |
+ |
|
Возможность заказа заранее по телефону или интернет |
+ |
|
Близость к работе |
— |
|
Приятный персонал, вежливость, обходительность |
— |
|
Тепло/прохлада в зависимости от времени года |
+ |
|
Свет дневной |
+ |
|
Мгновенная уборка грязной посуды со стола |
+ |
|
Ужин |
Получение калорий |
+ |
Спокойная обстановка, настраивающая на общение |
— |
|
Интерьер |
+ |
|
Качественная пища |
+ |
|
Чистота |
+ |
|
Доступность |
+ |
|
Разнообразие меню (неповторяемость) |
— |
|
Продолжительности (15—30 минут) |
+ |
|
Возможность заказа заранее по телефону или интернет |
+ |
|
Близость к дому, семье |
— |
|
Приятный персонал, вежливость, обходительность |
— |
|
Тепло/прохлада в зависимости от времени года |
+ |
|
Свет приглушенный |
+ |
|
Мгновенная уборка грязной посуды со стола |
+ |
Этими обстоятельствами обуславливается его привлекательность для инвесторов и, как следствие, высочайший уровень конкуренции. По оценкам специалистов, предложение на рынке ресторанных услуг превышает спрос, в связи с этим конкуренция среди ресторанов, борьба за потребителя постоянно усиливаются. Это свидетельствует о том, что конкуренция выступает важнейшим фактором стимулирования хозяйственной деятельности, улучшения качества и увеличения ассортимента продукции, снижения затрат и стабилизации финансовых показателей экономического роста.
Следовательно, важнейшим атрибутом рыночной экономики является конкуренция. Анализ опыта работы предприятий ресторанного бизнеса в условиях рыночной экономики свидетельствует о том, что конкуренция выступает важнейшим фактором стимулирования хозяйственной деятельности, улучшения качества и увеличения ассортимента продукции, снижения затрат и стабилизации финансовых показателей экономического роста. Стратегическая стабильность предприятий ресторанного бизнеса на рынке возможна только в условиях их конкурентоспособности и возможности адаптации к изменениям рыночной среды.
Глава 2. Анализ конкурентоспособности ООО «Сатурн»
2.1. Краткая характеристика ООО «Сатурн»
ООО «Сатурн» - предприятие общественного питания (юридический адрес 300001, г. Тула, ул. Плеханова, д. 46).
Основными видами экономической деятельности предприятия являются:
- общественное питание;
- внутренняя торговля.
Миссия деятельности ООО «Сатурн» – с помощью интерьера и разнообразия и качества продуктов и блюд удовлетворять цели и потребности клиентов:
-традиционный обед, обеденный перерыв;
-деловые встречи, переговоры;
-романтические встречи, свидания;
-встречи с друзьями;
-релаксация, отдых, смена обстановки;
-семейный отдых;
-развлечение и интерес для гостей города.
ООО «Сатурн» является прибыльным предприятием.
Для выполнения своих целей руководство ООО «Сатурн» осуществляет наем работников в соответствии с действующим законодательством. Наем работников осуществляется на договорной основе. Пиццерия может поручать выполнение отдельных работ гражданам, не являющимся его работниками. В этих случаях отношения между ними регулируются гражданским законодательством, а права и обязанности сторон определяются договором подряда.
В ООО «Сатурн» имеются следующие структурные подразделения, организационная структура управления пиццерии представлена на рисунке 2, включающая в себя администрацию, бухгалтерию, отдел маркетинга, кухню, бар, хозяйственный отдел, обслуживающий персонал, охрану.
Главным достоинством структуры управления ООО «Сатурн» является ее четкое и логичное построение. У каждого руководящего звена под его контролем находится небольшое количество подчиненных, что позволяет достигать достаточно четкой контролируемости подчиненных.
Администрация
Отдел маркетинга
Бухгалтерия
Кухня
Бар
Хоз. отдел
Обслуживаю-щий персонал
Охрана
Рис. 2. Организационная структура управления ООО «Сатурн»
Управлением ООО «Сатурн» в целом занимается генеральный директор. В его ведении находятся вопросы стратегического характера.
Источниками средств и доходов ООО «Сатурн» являются:
- имущество, находящееся на его балансе, которое состоит из основных и оборотных средств;
- денежные и иные средства, полученные от реализации продукции (работ, услуг) и от других видов деятельности;
- денежные и материальные вложения участников ООО «Сатурн»;
- другие источники, не запрещенные действующим законодательством Российской Федерации.
Для понимания современной стратегической позиции ООО «Сатурн» проведем SWOT-анализ текущего состояния предприятия, что представлено в Приложении 4.
Проведенный SWOT-анализ ООО «Сатурн» показал следующие результаты: предприятие может увеличить объемы выручки благодаря поиску новых поставщиков и изменению системы оплаты, как с поставщиками, так и с покупателями. Основными угрозами становятся экономический кризис и инфляция. К слабой стороне предприятия относятся низкие темпы роста его выручки и политика, противоречащая целям предприятия и условиям рынка.
2.2. Анализ конкурентных позиций ООО «Сатурн»
Главными конкурентами пиццерии ООО «Сатурн» являются такие фирмы как Пряник и Петр Петрович. Сильные и слабые стороны конкурентов представлены в таблице 8.
Таблица 8
Сильные и слабые стороны основных конкурентов
Конкурент |
Сильные стороны |
Слабые стороны |
Пряник |
мощная производственная база; собственные финансовые институты; агрессивная рекламная политика; система скидок и бонусов; постоянный рост и выход в регионы. |
позиционируют исключительно товарный знак, путая его с брэндом, самому брэнду компании внимания достаточно не уделяют; некоторая недооценка конкурентов. |
Петр Петрович |
собственная производственная база; мощный административный ресурс |
основные объёмы оказания услуг в г. Тула; вынуждены ориентироваться на загрузку своих производственных мощностей. |